Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике
Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7-9_kl.doc | 938.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………………………………………………………………..………… ….3
Содержание учебного предмета………………..……………………………………………………….…………………………..………………..………...13
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ……………………………………………………18
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика»
7 класс - Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. - Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры. - Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. - Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями. - Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода. - Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
8 класс - Формирование познавательного интереса в приобретении знаний при изучении тепловых явлений, уверенности в возможности познания природы на примере изучения различных форм движения материи- механической и тепловой. - Осознание необходимости приобретения знаний об электромагнитных явлениях, о практической значимости изученного материала, стимулирование использования экспериментальных методов исследования электрических цепей, развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
9 класс - Сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в приобретении знаний при изучении механических явлений, развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, формировать ценностные отношения друг к другу. - Осознание необходимости приобретения знаний об электромагнитных явлениях, формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, мотивация учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода. - Осознание необходимости приобретения знаний о строении атома и атомного ядра, формирование самостоятельность при изучении понятий: радиоактивность, энергия связи, дефект масс; формирование убежденности в возможности познания явлений происходящих в микромире, уважения к творцам науки и технике, отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Физика»
7 класс.
Регулятивные УУД. Обучающийся сможет: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, обнаруживать и формулировать проблему; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действий в новом материале; самостоятельно составлять план достижения целей, в котором учитываются условия и средства достижения; работать по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер и др.), прогнозировать альтернативные решения; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; самостоятельно находить причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха, осуществлять рефлексию действий, вносить коррективы в выполнение действий; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД. Обучающийся сможет: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; самостоятельно указывать информацию, нуждающуюся в проверке; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; самостоятельно создавать алгоритм для решения учебной задачи; находить в тексте требуемую информацию; определять тему, цель, назначение текста, обнаруживает соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; понимает тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); давать определения понятиям по разработанному алгоритму; перерабатывать информацию, преобразовывать ее с выделением существенных признаков явлений и факто; выполняет самостоятельно учебный проект и исследование под руководством учителя; использовать адекватные методы получения знаний (опрос, эксперимент, сравнение); выдвигать гипотезу по решению проблемы, формулировать задачи и представлять результаты проектной работы или исследования; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Коммуникативные УУД. Обучающийся сможет: устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятие м со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
8 класс.
Регулятивные УУД. Обучающийся сможет: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, устанавливать целевые приоритеты, обнаруживать и формулировать проблему. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действий в новом материале; заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов; систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; может прогнозировать альтернативные решения; самостоятельно может находить причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха, осуществлять познавательную рефлексию действий, вносить коррективы в выполнение действий; осуществлять контроль по результату и способу действий; проявлять целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей; самостоятельно находить способы разрешения трудностей; прилагать волевые усилия; демонстрировать приемы регуляции эмоциональных состояний.
Познавательные УУД. Обучающийся сможет: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий и индивидуальных особенностей познавательного стиля; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; сопоставляет разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; делать выводы и заключения о намерениях автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Осуществлять логические операции (установление родо-видовых отношений, переход количество-качество и др.)
Коммуникативные УУД. Обучающийся сможет: предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации; понимает позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; обсуждать различные точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и разнообразные языковые средства; в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, втом числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др;
9 класс.
Регулятивные УУД. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный); критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятие м со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобран ные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Физика»
Выпускник научится:
∙ соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
∙ понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
∙ распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
∙ ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
∙ понимать роль эксперимента в получении научной информации;
∙ проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
∙ проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
∙ проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
∙ анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
∙ понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
∙ использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
∙ использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
∙ сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
∙ самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
∙ воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
∙ создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
∙ распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
∙ описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
∙ анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
∙ различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
∙ решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
∙ различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
∙ находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
∙ распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
∙ описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
∙ анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
∙ различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
∙ приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
∙ решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
∙ различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
∙ находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
∙ распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
∙ составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
∙ использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
∙ описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
∙ анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
∙ приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
∙ решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
∙ различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
∙ использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
∙ находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
∙ распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
∙ описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
∙ анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
∙ различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
∙ приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
∙ соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
∙ приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; ∙ понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
∙ указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
∙ понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
∙ указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
∙ различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
∙ различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бетаизлучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений. 4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование. Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК. Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.
15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.
17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Конструирование электродвигателя.
11. Конструирование модели телескопа.
12. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
13. Оценка своего зрения и подбор очков.
14. Конструирование простейшего генератора.
15. Изучение свойств изображения в линзах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
7 класс
п/п | Содержание | Количество часов |
Введение (4ч) | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроке. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 |
2 | Физические величины. Погрешность измерений. | 1 |
3 | Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 |
4 | Физика и техника. | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч) | ||
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
6 | Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел» | 1 |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 |
9 | Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ. | 1 |
10 | Сведения о веществе | 1 |
Взаимодействие тел (21ч) | ||
|
| 1 |
12 | Скорость. Единицы скорости. | 1 |
13 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 1 |
14 | Явление инерции. Решение задач. | 1 |
15 | Взаимодействие тел. | 1 |
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. | 1 |
17 | Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 |
|
| 1 |
19 | Плотность вещества. | 1 |
|
| 1 |
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 |
22 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность» | 1 |
23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
24 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
25 | Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 |
26 | Решение задач на различные виды сил | 1 |
27 | Динамометр. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 |
28 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | 1 |
29 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя | 1 |
30 | Лабораторная работа «Измерение силы трения с помощью динамометра» | 1 |
31 | Трение в природе и технике. | 1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21ч) | ||
32 | Давление. Единицы давления. | 1 |
33 | Способы изменения давления. Измерение давления твердого тела на опору. | 1 |
34 | Давление газа. | 1 |
35 | Закон Паскаля. | 1 |
36 | Давление в жидкости и газе. | 1 |
37 | Расчет давления на дно и стенки сосуда | 1 |
38 | Решение задач на расчет давления | 1 |
39 | Сообщающие сосуды | 1 |
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 |
41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
42 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 |
43 | Манометры. Урок экскурсия. Котельная школы | 1 |
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 |
45 | Решение задач по теме «Сила Архимеда» | 1 |
46 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 |
47 | Плавание тел. | 1 |
48 | Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел» | 1 |
49 | Решение задач по теме: «Условия плавания тел» | 1 |
| Плавание судов. Воздухоплавание. НРК Применение условия плавания тел. Водный транспорт. Условия плавания тел. Речной транспорт Тюменской области. Авиация Тюменской области. | 1 |
51 | Обобщение и повторение по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов» | 1 |
|
| 1 |
Работа и мощность. Энергия (13ч) | ||
53 | Механическая работа. Единицы работы. Решение задач. | 1 |
54 | Мощность. Решение задач. | 1 |
55 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге НРК Использование простых механизмов на территории Ярковского района. | 1 |
|
| 1 |
57 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 |
58 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики. | 1 |
59 | Коэффициент полезного действия. | 1 |
60 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 |
|
| 1 |
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 |
63 | Решение задач по теме «Энергия» | 1 |
64 | Повторение и обобщение по теме «Работа и мощность. Энергия» | 1 |
65 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 |
3 | ||
66 | Повторение по теме "Взаимодействие тел" | 1 |
67 | Повторение по теме "Давление твердых тел жидкостей и газов" | 1 |
68 | Повторение по теме " Работа и мощность. Энергия» |
8 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов |
Тепловые явления (26ч) | ||
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики.Тепловое движение. Температура | 1 |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Тепловое движение. Внутренняя энергия» | 1 |
4 | Теплопроводность. Конвекция. Излучение | 1 |
5 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и в технике. | 1 |
6 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | 1 |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении | 1 |
8 | Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры" | 1 |
9 | Решение задач на расчет количества теплоты. | 1 |
10 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 |
11 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 |
| «Решение задач на расчет количества теплоты выделяющимся при сгорании топлива. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. | 1 |
14 | Контрольная работа № 1"Тепловые явления" | 1 |
Изменение агрегатных состояний вещества (9ч.) | ||
15 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевания кристаллических тел. График плавления и отвердевания кр. тел. | 1 |
16 | Удельная теплота плавления Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел. | 1 |
17 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 |
18 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач | 1 |
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» Экскурсия в школьную столовую Необходимость определения влажности воздуха в быту и на промышленных предприятиях. | 1 |
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. НРК: Проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, пути их решения в нашем регионе | 1 |
21 | КПД теплового двигателя. Решение задач. | 1 |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 |
Электрические явления (28ч) | ||
24 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода эл. заряда. НРК: Электризация тел трением при перевозке бензина, спирта и других горючих материалов. Меры безопасности. | 1 |
25 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 |
26 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. | 1 |
27 | Строение атомов. Объяснение Электрических явлений | 1 |
28 | Электрический ток. Источники электрического тока | 1 |
29 | Электрическая цепь и ее составные части | 1 |
30 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 |
31 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 |
32 | Решение задач по теме «Сила тока» | 1 |
33 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Сборка эл. цепи и измерение силы тока в различных участках цепи» | 1 |
34 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения | 1 |
35 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи» | 1 |
36 | Зависимость силы тока от напряжения. | 1 |
37 | Решение задач. «Сила тока. Напряжение». | 1 |
38 | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Решение задач « Закон Ома для участка цепи» | 1 |
39 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление . Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты. | 1 |
40 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 |
41 | Решение задач на расчет сопротивления. | 1 |
42 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 |
43 | Соединения проводников | 1 |
44 | Решение задач по теме «Соединение проводников» | 1 |
45 | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока применяемые на практике | 1 |
46 | Решение задач по теме «Работа и мощность эл. тока» | 1 |
47 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение мощности и работы тока в эл. лампе» | 1 |
48 | Закон Джоуля-Ленца | 1 |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 |
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления | 1 |
51 | Контрольная работа №3 «Электрические явления» | |
Электромагнитные явления (7ч) | ||
52 | Магнитное поле. Магнитные линии. | 1 |
53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | 1 |
54 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 |
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. | 1 |
56 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Изучение эл. двигателя и испытание его действия» | 1 |
57 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления» | 1 |
58 | Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления» | 1 |
Световые явления 9 часов | ||
59 |
| 1 |
60 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 |
61 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения» | 1 |
62 | Плоское зеркало | 1 |
63 | Преломление света. | 1 |
64 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзами | 1 |
65 | Лабораторная работа № 11 "Получение изображения при помощи линзы" | 1 |
66 | Глаз и зрение. | 1 |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые явления | 1 |
68 | Контрольная работа № 6 "Световые явления" | 1 |
9 класс
п/п | Содержание материала | Количество часов |
Законы взаимодействия и движения тел (23ч) | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроке. Материальная точка. | 1 |
2 | Перемещение. | 1 |
3 | Определение координаты движущегося тела. | 1 |
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении НРК: График скорости движения автобуса "Ярково-Тюмень" | 1 |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 |
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 |
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 |
9 | Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости». | 1 |
10 | Решение задач на расчет параметров равномерного и равноускоренного движения. Относительность движения. | 1 |
11 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 1 |
12 | Второй закон Ньютона. Сила. Сложение сил. | 1 |
13 | Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. | 1 |
14 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 |
15 | Лабораторная работа №2: «Измерение ускорения свободного падения» | 1 |
16 | Закон всемирного тяготения. | 1 |
17 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | 1 |
18 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
19 | Решение задач на расчет параметров движения тела в поле тяжести Земли | 1 |
20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса в природе и технике | 1 |
21 | Реактивное движение. Ракеты | 1 |
22 | Закон сохранения механической энергии | 1 |
23 | Контрольная работа №1 «Законы движения и взаимодействия тел» | 1 |
Механические колебания и волны (12ч) | ||
24 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.Анализ контрольной работы. | 1 |
25 | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | 1 |
26 | Лабораторная работа №3: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. | 1 |
27 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 |
28 | Резонанс | 1 |
29 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны | 1 |
30 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 |
31 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 |
32 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. НРК(2): Приемники звука в нашем регионе | 1 |
33 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 |
34 | Обобщение по теме "Механические колебания и волны . Звук." | 1 |
35 | Контрольная работа. «Механические колебания и волны. Звук». | 1 |
Электромагнитное поле (16ч) | ||
36 | Анализ КР Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 |
37 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
38 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 |
39 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 |
40 | Явление электромагнитной индукции | 1 |
41 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4: «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
42 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | 1 |
43 | Явление самоиндукции | 1 |
44 | Получение переменного электрического тока Трансформатор. | 1 |
45 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 |
46 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | 1 |
47 | Принцип радиосвязи и телевидения | 1 |
48 | Электромагнитная природа света. | 1 |
49 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвет тел. | 1 |
50 | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. | 1 |
51 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» | 1 |
Строение атома и атомного ядра (12ч) | ||
52 | Интегрированный урок. Здоровье и влияющие на него факторы. Радиоактивность. НРК(3): Радиоактивный фон в нашем регионе Применение радиоактивных изотопов в медицине | 1 |
53 | Модели атомов. | 1 |
54 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 |
55 | Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 :Изучение треков заряженных частиц | 1 |
56 | Открытие протона. Открытие нейтрона | 1 |
57 | Состав атомного ядра. Массовое число. Ядерные силы | 1 |
58 | Энергия связи. Дефект масс | 1 |
59 | Деление ядер урана. Цепная реакция Лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям» | 1 |
60 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Виртуальная экскурсия в АЭС | 1 |
61 | Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция | 1 |
62 | Обобщающий урок « Строение атома и атомного ядра» | |
63 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | 1 |
Строение и Эволюция Вселенной (5ч) | ||
64 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | 1 |
65 | Большие планеты Солнечной системы | 1 |
66 | Малые тела Солнечной системы | 1 |
67 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. | 1 |
68 | Строение и эволюция Вселенной | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...