Внеклассное мероприятие по физике "Создание оружия в годы Великой Отечественной войны"
методическая разработка по физике (10 класс)

Фищенков Олег Николаевич

Внеклассное мероприятие по физике для обучающихся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике

Создание оружия в годы Великой Отечественной войны

Цель мероприятия:

- формирование  чувства патриотизма к Родине, бережного отношения к историческому прошлому Отечества;

 -развитие аналитического мышления на исторических примерах,  интереса к физике, химии, военной технике и отечественной истории.

- развитие интереса к истории своей страны и ее выдающимся личностям – творцам оружия Победы, к истории создания боевой техники в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма;

- организация самостоятельной работы;

- создание ученических презентаций.

Ожидаемые результаты:

- повышение мотивации к изучению героических страниц нашего прошлого;

- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей;

- формирование общей культуры на основе исторических фактов из жизни ученых и конструкторов техники.

Товарищ, ты видишь: над краем родимым

Распластанной свастики тень.

Товарищ, ты слышишь –

Сквозь гул орудийный

Надорванный стон деревень.

Смотри – под фашистской пятою кровавой

Томятся, как узник, в цепях,

И наши луга, и леса, и дубравы,

И наш урожай на полях.

(из стихотворения К.Киреенко «Вперед», 1941г).

1 ведущий: через год исполнится 75 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Версточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем очередное внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.

2 ведущий: Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Вкладу ученых в достижение Победы посвящается наше мероприятие.

1 ведущий: Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал ведущим для всей

научно-исследовательской работы. Победа означала спасение человечества от порабощения фашизмом, а многих народов – от полного уничтожения, она несла свободу и независимость нашей Родине, возможность ее людям вернуться к мирной жизни: работать, сеять хлеб, растить детей, учиться, ходить в кино, радоваться, строить планы на будущее.

2 ведущий: Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф.Иоффе и П.Л.Капица, специалисты в области механики А.Н.Крылов и С.А.Чаплыгин.

В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры…».

Ученик 1: Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому же требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:

- переместить все крупные научные центры в отдаленные и поэтому безопасные районы страны (физические и физико-технические – в Казань);

- сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами;

- развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.

Ученик 2: Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Секретарь президиума Академии наук П.А. Стеклов писал: «Я еще ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда и мощной волны трудового энтузиазма и творческого порыва…». И результат не замедлил сказаться: уже через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта.

1 ведущий:   «О технике, которая во многом определила Победу».

 Ученик 2: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов.

К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники.

- промышленная база Германии вместе с базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5- 2 раза, а в 1942 г в связи с захватом богатейших районов нашей страны – в 3-4 раза.

Ученик 3: Командование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создать новые, превосходящие аналоги противника.

2 ведущий:   Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности

- С.А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;

- профессорами А.А. Дородницыным и Л.Г. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;

- М.В.Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;

- А.И. Макарёвского, который предложил оригинальные методы расчёта самолёта на прочность.

1 ведущий:   Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитный минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Тесла. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз. С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас. Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом, что способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины. Такие мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля. С началом войны работа по размагничиванию судов активизировалась. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Понятно, что для такой работы потребовались знания физиков, хорошие физические лаборатории, что и определило ее успех.

В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.

Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах...

2 ведущий:     «Было и это…»

Мы, пройдя через кровь и страданья,

Снова к прошлому взглядом приблизимся.

Но на этом далеком свидании

До былой слепоты не унизимся.

(К.Симонов, 1941г)

В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил в суровых условиях войны модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за другим свои города и села. Причин этому было несколько, и в их числе недооценка руководством страны проблемы технического перевооружения армии, о которой говорили ведущие военные специалисты.

Учитель:  В 1937-1938гг по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий; она захватила и специалистов, работавших на оборону. В марте 1938г попал за решетку один из ведущих специалистов в области реактивной техники – Валентин Петрович Глушко, а в конце июня – Сергей Павлович Королев (С.П.Королев пробыл в тюрьмах и на Колыме землекопом до 1944г). В 1937г арестовали Андрея Николаевича Туполева – знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся технических достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток, через Северный полюс в Америку), первого в мире 4-х моторного моноплана ТБ -3, основных военных самолетов наших Военно - Воздушных Сил предвоенных лет. В заключении он провел 1367 дней (почти 4 года), часть из которых работал в «шараге» - тюрьме для талантов, которая называлась «Особое техническое бюро…». Рядом с ним за решеткой трудились и ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, самолетов, боевых кораблей. В этих условиях А.Н.Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик Ту-2!

Ученик 1. Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку – реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; ее называли любовно «катюша».

Говорит пехота: Чистая работа!

Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

Воевать охота, - говорит пехота, -

Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо, бьет врагов на славу,

Впереди горячий бой.

Огненную лаву на врагов ораву

Сыплет «Катя» щедрою рукой.

(эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942г).

Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность.

Ученик 2: В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И.Тихомиров, В.А.Артемьев, Б.С.Петропавловский, Г.Э.Лангемак, И.Т.Клейменов и многие другие. К началу войны были разработаны не только боевые ракеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941г батареей капитана И.А.Флерова вблизи белорусской железнодорожной станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом. Свистом и раскатистым скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы красно-черного дыма. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватывали ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

Учитель: Но души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г «отцы» знаменитой «катюши» - Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» еще одного своего ведущего специалиста – В.П.Глушко (он был посажен в тюрьму). Работы по ракетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступить в военных операциях как мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944г.

Ученик 2: В Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П.Александрова группа ученых (Б.А.Гаев, П.Г.Степанов, В.Р. и А.Р.Регели, Ю.С.Лазуркин) начала исследования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. В первые же дни войны было организовано размагничивание Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов, Северного флота, Ладожской и Беломорской флотилий, затем — Тихоокеанского флота и несколько позднее — Каспийской и Волжской военных флотилий. В состав всех групп по размагничиванию вошли сотрудники ЛФТИ, общее число которых составило 24 человека. Они осуществляли научное руководство, измеряли магнитные поля кораблей, выдавали конструкторам задания по проектированию защитных обмоток для каждого корабля, проверяли и отлаживали готовые системы ЛФТИ.

Ученик 3: Системы ЛФТИ устанавливались на крупных кораблях флота. Ни один из защищенных обмоточным способом кораблей не пострадал от магнитных мин. Однако вспомогательные суда и подводные лодки не снабжались защитными обмотками, и в начале войны были случаи их гибели от магнитных мин. Размагничивать подводные лодки с помощью стационарных обмоток оказалось невозможно из-за недостаточного запаса электроэнергии аккумуляторной батареи, а также потому, что было трудно защитить кабель, прокладываемый по наружному борту, от высокого забортного давления. Через 5 дней после начала военных действий (27 июня 1941г) пришел приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В состав этих бригад вошли офицеры, ученые ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ назначили физика А.П.Александрова. В одну из бригад добровольцем пошел физик, профессор И.В.Курчатов.

Ученик 1: Бригады начали свою работу: Балтийская -27 июня, Черноморская – 1 июля, Северная – 9 июля, Тихоокеанская – 14 августа. Работа проходила в сложных условиях: под бомбежками и обстрелом, при нехватке специалистов, кабеля, оборудования. Трудности были преодолены: к августу 1941 г специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех флотах и флотилиях.

  • Ученик 2 Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его первой Северная группа специалистов. Возглавляемая ученым И.В.Климовым, затем – группа И.В.Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А.Ткаченко, а еще чуть позже другая группа на Балтике – В.М. Туркевича и М.В. Шадеева. К декабрю 1941 г. безобмоточным методом было размагничено много подводных лодок и ряд вспомогательных кораблей. Потери защищенных этим методом кораблей были сведены к нулю. Таким образом, участники работ по противоминной защите кораблей в сложной боевой обстановке, часто под бомбежкой, в кратчайшие сроки решили задачу, имевшую жизненно важное значение для флота. Всю работу по размагничиванию кораблей контролировало и направляло командование ВМФ, о состоянии дел по защите кораблей от магнитных мин систематически докладывали Верховному Командованию Вооруженными Силами СССР.

Ученик 3 В апреле 1942г группе сотрудников ленинградского Физтеха и военных моряков за эту работу была присуждена государственная премия первой степени. В Севастополе для увековечения памяти о подвиге ученых по спасению в годы Великой Отечественной войны наших кораблей от мин установлен памятник.

1 ведущий:     «Этот день все приближали, как могли».

«Дорога жизни».

С падением 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга кольцо вражеского окружения замкнулось - Ленинград оказался блокированным с суши по реке Неве до побережья Финского залива. На Карельском перешейке (на старой границе СССР до Финской войны) стояли финские войска, готовые броситься на город с севера. Таким образом, сообщение с Большой землей могло теперь осуществляться только водным путем через Ладожское озеро и по воздуху. На суше, правда, существовал коридор на Карельском перешейке, но там немецкие и финские войска разделяло всего 65 км.

Ситуация усугублялась еще и тем, что в то же время (08.09.14) немцы разбомбили Бадаевские склады, на которых был сосредоточен основной запас продовольствия Ленинграда. Над осажденными нависла реальная угроза голода - провизии оставалось не более чем на 2-3 недели, а жителей на этот момент в городе - около 2 млн. человек. 

Учитель: Решение об организации централизованного снабжения Ленинграда продовольствием, топливом, грузами по Ладожскому озеру было принято 09.09.41. Планировалось, что перевозки будут осуществляться из близлежащих восточных областей (Ярославской, Вологодской) посуху с перевалкой на водных пристанях для конечной доставки грузов уже по воде. Железная и шоссейная дороги, соединяющие Ленинград с западным берегом Ладоги, в этом коридоре имелись, однако отсутствовали причалы и пристани (не считая обветшалой эстакады в бухте Осиновец и небольших причальных стенок в бухте Гольсмана), поскольку в мирное время судоходство в этом районе не велось.

Сообщение с Большой землей по воде осуществляется мучительно трудно, особенно в первое время, когда не были достроены причалы и защищены бухты. Объемы перевозок были недостаточны, да и речной флот оказался неприспособленным к плаванию по бурному и капризному озеру. Случалось, что и без попадания снарядов баржи разбивало или выбрасывало обратно на берег вопреки усилиям буксироводителей. Причина - в особенностях Ладожского озера, за которым издавна сохранялась дурная слава. Суда тонули даже в южной, мелководной его части: волна тут хоть и ниже, чем сверху, но злее и короче, волнение беспорядочно: возникает так называемая толчея, с которой очень трудно справляться небольшим речным судам. (Не случайно еще при Петре I на южном берегу Ладоги построили обводный канал. А когда он обмелел, прорыли еще один - со шлюзами. Каналы действовали, но в описываемый период в тех местах хозяйничали немцы, поэтому иного пути на Большую землю, кроме как через Ладогу, которую речники не любили и знали плохо, не было). От нее зависела жизнь осажденного ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. За зиму 1941/42 г.г. 30-километровая ледовая дорога строилась 55 раз.
С середины декабря 1941 г. Дорога жизни стала действовать, как отлаженная магистраль. Но это, конечно, была фронтовая дорога. Поток машин шел в любую погоду, под бомбежками, обстрелами. Прикрытие трассы с берега осуществляли корабли Ладожской военной флотилии, авиация и зенитные батареи. В Ленинград везли продукты, боеприпасы, топливо, а обратно машины вывозили истощенных детей и взрослых. (Этим же путем из города были депортированы 30 000 этнических немцев и финнов). 
За зиму 1941/42 г.г. по льду Ладоги в Ленинград доставлено 361 109 тонн грузов, эвакуировано 514 069 человек. В первый военный сезон перевозки по ледовой дороге осуществлялись по 15.04.42.

Ученик 1 В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение. 

2 ведущий: 9 мая 1945 г. в 21.00 из тысячи репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего, поздравившего народы СССР с Победой. Диктор всесоюзного радио Юрий Левитан взволнованно-торжественным голосом зачитал последний приказ (приказ № 369), в котором в ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салют тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.

1 ведущий: После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье. ( Александр Твардовский).

Спасибо за внимание.

Используемая литература:

1. И.К. Кикоин «Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г., с.4-8. 

2. В.В. Корявко «Викторина» № 2, 2002 г. «вклад ученых в дело победы» с.56-59. 

3. Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах». 

4. Военно-исторический журнал № 6, 2001 г. с.28036. М.И. Науменко «Фашисты охотились за «катюшами» капитана Флерова». 

5. Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Внеклассное мероприятие по истории "Женщины в годы Великой Отечественной войны".

Внеклассное мероприятие по истории "Женщины в годы Великой Отечественной войны"  прославляет русскую женщину, участниц боевых сражений, женщин - матерей, медсестер, партизанок, деятелей культуры....

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."

Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...

Внеклассное мероприятие "Математика и математики в годы Великой отечественной войны"

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для по...