Давление твердых тел, жидкостей и газов 7 кл
методическая разработка по физике (7 класс)

Обобщающий урок по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 кл (урок-игра)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon davlenie_tverdyh_tel_zhidkostey_i_gazov_7_kl.zip986.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СОШ»

Давление жидкостей и газов

(Обобщающий урок)

Физика 7 класс.

Выполнила:

Лысикова Ирина Николаевна,

учитель физики и математики


Давление жидкостей и газов

(обобщающий урок)

Цель: повторить и обобщить пройденный материал; проверить уровень знаний и умений учащихся.

Знания: давление, единицы давления, давление в жидкости и газе, передача давления жидкостями и газами, закон Паскаля, действие жидкостей и газов на погруженное в них тело, расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

Умения: применять основные положения МКТ для объяснения давления газа и жидкости; решать качественные задачи:

  • на применение закона Паскаля;
  • на сравнение давления внутри жидкости;
  • на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и от объема, погруженной в жидкость части тела;
  • на условия плавания тел.

Расчет времени урока.

Вступление (задача) — 3 мин.

Кроссворд — 10 мин.

Экспериментальные задания — 10 мин.

Физический диктант — 4 мин.

Карточки-задачи — 4 мин.

Светофор (задания с выбором ответа) — 5 мин.

Итоги урока, выставление оценок — 4 мин.

Ход урока.

Вступление. На доске вывешивается плакат, на котором красочно изображено подводное царство Нептуна с затонувшими судами и сундуками золота. Для того чтобы, поднять такой корабль со дна моря, нужно иметь определенные знания и умения. Поэтому урок идет под девизом «Погружение в глубину знаний». Все погружение разбито на пять станций. На каждой необходимо сделать остановку для того, чтобы решить задачу, а затем опуститься на очередную глубину. Класс делится на три команды (для простоты — ряд — команда). В каждой команде выбирается капитан, как правило, лучший ученик, так как от его окончательного решения во многом зависит успех команды. Капитаны приглашаются к столу преподавателя и получают конверты с заданиями.

В каждом конверте находятся:

  1. кроссворд,
  2. экспериментальные задания,
  3. физический диктант,
  4. карточка-задача,
  5. задание-тест «светофор».

Содержание конвертов с заданиями.

  1. Кроссворд (кроссворд выполнен на теле рыбы)

По горизонтали:

  1. Инструмент, используемый для заготовки дров.
  2. Прибор, который необходимо иметь в машине, для измерения давления в шинах.
  3. Воздушная оболочка, окружающая Землю.
  4. Прибор, которым пользовался Торричелли для измерения атмосферного давления.
  5. Прибор для измерения атмосферного давления.
  6. Физическая величина, о которой должен помнить дедушка, готовя шило для ремонта обуви.
  7. Единица силы.

По вертикали:

  1. В рамке прочитайте фамилию ученого и сформулируйте закон, названный впоследствии его именем.

(Паскаль. Давление, производимое на жидкость или газ передается без изменения в каждую точку жидкости или газа).

  1. Экспериментальное задание.

Определите силу, с которой давит воздух на вашу парту.

  1. Физический диктант.
  1. Назовите основную единицу давления.
  2. Запишите формулу, для определения давления, которое твердое тело оказывает на опору.
  3. Как называется безжидкостный прибор, предназначенный для измерения атмосферного давления?
  4. Сформулируйте условие, при котором тело плавает внутри или на поверхности жидкости.
  5. Запишите формулу для определения давления столба жидкости или газа.
  6. Сформулируйте условие, при котором воздушный шар будет подниматься вверх.
  7. Как называется прибор для измерения давления жидкости и газа?
  8. Запишите формулу для архимедовой силы в жидкости.
  9. Переведите в СИ: 100 см, 100 см2, 100 см3.
  10. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс?
  1. Карточка-задача.

1 уровень (верное решение приносит 2 балла)

  1. Карп вытесняет 500 см3 воды. Найдите выталкивающую силу, действующую на карпа.
  2. Какое давление на пол создает бочка весом 600 Н, если площадь ее дна 0,3 м2?
  3. В блюдце налит мед слоем 1 см. Определите давление меда на дно блюдца.
  4. Вычислите выталкивающую силу, действующую на пузырек воздуха в воде, если его объем 25 см3.
  5. Якорь морского судна вытесняет 200 дм3 воды. Вычислите архимедову силу, действующую на якорь.
  6. Книга форматом 20 × 25 см лежит на столе. Вес книги 1,2 Н. Определите давление книги на стол.

2 уровень (верное решение приносит 4 балла)

  1. Масса пробкового спасательного круга 4,8 кг. Определите подъемную силу такого круга в пресной воде.
  2. Определите массу воздуха, если известно, что при общей площади гусениц 1,5 м2 он оказывает давление на почву 5 кПа.
  3. Корабль получил пробоину площадью 400 см2 на глубине 2,5 м. С какой силой нужно прижимать заглушку, чтобы давление воды не вышибло ее?

3 уровень (верное решение приносит 6 баллов)

  1. Сумеет ли человек массой 70 кг утопить в воде пробковую доску площадью 1,5 м2 и толщиной 12 см?
  2. Бревно массой 45 кг плавает, наполовину погрузившись в воду. Найдите его объем.
  3. Определите массу бочки, если она плавает, наполовину погрузившись в воду, и имеет объем 50 дм3.
  1. Задание-тест «Светофор».

В конверте находятся задания с тремя вариантами ответов. Каждый член команды имеет на столе бумажный круг, разделенный на три сектора: красный, желтый, зеленый. На этот круг накладывается  другой круг, в котором один сектор вырезан.


С помощью, полученного «светофора» ученики выбирают один из вариантов ответа и одновременно по каждому заданию сигнализируют учителю о принятом решении. В этом случае, учителю сразу видно, кто ответил правильно на вопрос, а кто — нет.

Задание 1.

В жидкости плавает три кубика: деревянный, пробковый и ледяной. Какой из кубиков деревянный?

Варианты ответов:

1 —        , 2 —        , 3 —        

Задание 2.

На какое из этих тел действует большая выталкивающая сила?

Варианты ответов:

1 —        , 2 —        , одинаковые —        

Задание 3.

В жидкость опущены два тела, одинаковые по форме и равные по объему. Равны ли архимедовы силы, действующие на эти тела?

Варианты ответов:

FA1 > FA2 —       , FA1 < FA2 —       , FA1 = FA2

Задание 4.

Нарушится ли равновесие рычага, если тела опустить в воду?

Варианты ответов:

Перевесит тело 1 —  

Перевесит тело 2 —

Равновесие не нарушится —

Задание 5.

Нарушится ли равновесие весов, если одинаковые гири погрузить в указанные жидкости?

Варианты ответов:

 Перевесит тело 1 —  

Перевесит тело 2 —

Равновесие не нарушится —

Ответы

Задания

1

2

3

4

5

Ответы

Обобщающая таблица

В результате выполнения задания участниками игры составляется итоговая таблица по теме «Давление жидкостей и газов», которая, имеет следующий вид.

Примерно за 5 минут до конца урока учитель совершает обход класса и выставляет оценки.

Литература:

  1. А. В. Перышкин «Физика 7», Москва Дрофа 2009
  2. Л. А. Горелова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия», Москва, «ВАКО» 2006
  3. В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова «Игровые обобщающе-повторительные уроки по физике 7 — 11», Москва «Просвещение» 2004.

 

 

Лысикова И. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Урок – смотр знаний в 7 классе по физике. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:  закрепить, обобщить знания и умения учащихся по теме «Давление», проверить умение пользоваться приборами и навыки использования своих знаний. Воспитывать гордость за свои усп...

"Своя игра" на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

"Своя игра" проводится в 7 классе после  изучения темы  "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

"Давление твердых тел, жидкостей и газов"

урок обобщения знаний с использованием "Интеллект - карт"...

игра "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Даная разработка представляет собой игру  на закрепление и повторение материала. Игра рассчитана на 15 минут.  Учащиеся выбирают категорию по сложности и отвечают на вопросы....