Открытый урок 7 класс ФГОС "Сила трения."
план-конспект урока по физике (7 класс)

Цель урока: изучить причины трения, видытрения; выяснить природу трения,её направление,от чего она зависит,способы уеньшения и увеличения силы трения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sila_treniya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУСОШ №39

им. Т.С.Дзебисова

Открытый урок по физике 7 класс: «Сила трения»

Провела : Суанова Ф.К.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/9020_h.png


Урок

Сила трения

Комбинированный урок с элементами творческой мастерской

Цели:

  • Изучить причины трения, виды трения;
  • выяснить природу силы трения, её направление, от чего она зависит, способы уменьшения и увеличения  силы трения.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать современное представление о силе трения,  причинах и видах трения

Развивающие:

  • Развитие умений работать с различными источниками информации, индивидуально и в группе;
  • Сформировать умение экспериментально устанавливать физические величины;
  • развитие логического мышления и самоанализа.

Воспитательные:

  • Воспитать чувства сопричастности к природе, мировоззренческой идеи познаваемости явлений и   свойств окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

Этот урок дает возможность углубить знания по предмету для каждого ученика для понимания процессов, происходящих вокруг нас.

Оборудование:

учебник, учебная презентация, динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте поприветствуем наших гостей и  начнем работать. Представляете по дороге на урок я встретила почтальона, он попросил передать вам письмо от Деда Мороза. Я такая любопытная, мне так натерпелось узнать, о чем идет речь в этом письме. А вам? Давайте прочтем его скорее?

2. Индуктор.

Учитель. (читает письмо). “Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете. Скоро Новый год, и нам со Снегурочкой предстоит всех поздравлять и дарить новогодние подарки. Но, к сожалению, сейчас мы не можем это сделать! Вы спросите: «Почему?» Сани и лыжи не едут, не скользят коньки, а мой любимый шелковый мешок все время развязывается, потому что мне все время мешает одна вредная физическая величина. Ее имя вы узнаете, когда отгадаете мой кроссворд.

Учитель. Отгадаем кроссворд. Внимание на экран.

1. Единица измерения силы.

2. Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

4. Прибор для измерения силы.

5. Физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга.

6. Мельчайшая частица вещества.

Теперь вы знаете название «вредной» физической величины.

Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду ваших ответов. Дед Мороз”.

Ребята, а знаете, мы сможем ему помочь! Только нам надо разобраться в теме сегодняшнего урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Отправимся в физическую мастерскую, где сегодня мы будем мастерить ваши знания. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями.  Если вам, что – то будет непонятно вы всегда сможете обратиться ко мне за помощью.

Учитель. Итак, ребята, вспомните кроссворд и письмо Деда Мороза, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока.

Ученики (Высказывают мнение)

Учитель: Верно тема сегодняшнего урока «Сила трения» (запись в тетради)

Чтобы помочь решить проблемы Деда Мороза сегодня на уроке мы должны узнать:

  • Что такое сила трения?
  • Какие виды трения встречаются?
  • Как измерить силу трения?
  • В чем польза и вред силы трения?

Трение. Это явление сопровождает нас  буквально на каждом шагу и  поэтому стало для нас совсем привычным. И характеризуется оно силой трения.

Давайте обратимся к тексту учебника на с. 90 и попробуем дать определение что такое сила трения.

Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга называется силой трения.  И обозначается  F тр.

Учитель. А теперь, ребята посмотрите на экран, и представьте такую ситуацию.

  • Что произойдет со скоростью автомобиля, если водитель выключит двигатель?
  • Что произошло со скоростью автомобиля, дорогу которого перебежал кот или выкатился мячик?

Учащиеся. Она изменилась.

Учитель. В чем причина изменения скорости?

Учащиеся. На него действует сила.

Учитель. Как направлена эта сила?

Учащиеся. Против движения.

Учитель. Почему вы так считаете?

Учащиеся. Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения (запишем в тетради)

Как вы думаете, ребята от чего зависит любая сила, в том, числе и сила трения.

Учащиеся.

  • от направления
  • числового значения
  • точки приложения.

2.  Учитель. Давайте выясним, в чем же причина возникновения силы трения, а поможет нам ваш лучший друг и помощник  – учебник на с. 90.

Ученики. Высказывают предположения.

  • Шероховатость поверхностей.
  • При идеально гладких поверхностях возникает взаимное притяжение между молекулами соприкасающихся тел.

Учитель. Молодцы,  да, ребята при шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения. Давайте запишем причины возникновения трения в тетради.

3. Учитель. Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним, какие виды силы трения бывают, а вы не забывайте записывать определения видов силы трения и примеры в тетрадь.

Учитель.  

Виды силы трения

Сила трения покоя

Сила трения скольжения

Сила трения качения

Определение

С помощью учебника создадим наклонную плоскость, расположим брусок на ней. Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения.

Действительно, если бы не трение, то тело под действием силы тяжести соскользнуло бы вниз по наклонной плоскости.
Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется
силой трения покоя.

Потяните за нить, прикрепленную к бруску. Старайтесь тянуть равномерно, параллельно поверхности стола.  При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения.

Подложите под брусок карандаши, ручки, потяните за нить.
Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют
трением качения. 

Примеры

Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте и др.

Например, движение саней по снегу.

Например, движение колес машины.

Скажите, где в жизни встречается эти виды трения?

3. А теперь давайте измерим силу трения для этого ребята давайте разделимся на группы и проведем в каждой группе предложенные эксперименты по окончанию работы вам необходимо сравнить разные силы трения. Но прежде, чем вы приступите к проверке гипотез, хочу вас спросить, как можно измерить силу трения?

1группа – динамометр и брусок.

Прикрепите к бруску динамометр и равномерно перемещаете брусок по поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения. Затем повторите эксперимент повернув брусок другим ребром. Фиксируете силу трения  скольжения. Полученные показания записываете  в тетради.

2 группа динамометр и 2 брусок

Прикрепите к бруску динамометр и равномерно перемещаете брусок по поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения.  Ставите груз на брусок. Повторяете измерения поочередно с одним грузом, а затем с двумя. Полученные показания записываем  в тетради.

3 группа – динамометр и брусок и наждачная бумага.

  • Прикрепите к бруску динамометр и равномерно перемещаете брусок сначало по гладкой поверхности стола а затем по шершавой поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения. Сравните значения силы трения скольжения. 

 

Используя данные своих опытов скажите от чего зависит сила трения

Сила  трения:

зависит  от

не  зависит  от

1) рода  трущихся поверхностей;
2) силы, прижимающей тело к поверхности

1) площади соприкосновения тела с поверхностью

Учитель. Запишем выводы в тетради..

Учитель. Ребята , жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет не только отрицательную, положительную роль.

Это даже отражено в народной мудрости т.е . в пословицах.

Например:

Не подмажешь, не поедешь

Пошло дело как по маслу

Что кругло – легко катиться

Лыжи скользят по погоде

Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Знакомство с отрицательной и положительной стороной силы трения.

Полезное трение:

Трение помогает человеку и животным ходить по земле ,удерживать предметы, остановка автомобиля , начало движения машины, при письме, чистить зубы, накладывать повязку, носить одежду, зажигать огонь и т. д.Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.

Вредное трение:

нагреваются и изнашиваются движущиеся части машин, скрип дверей, полов,  мозоли на ногах и руках, боли в суставах .

Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей.

Учитель. Ребята, скажите, как можно победить силу трения? Что для этого надо сделать?

Способы уменьшения трения:

  1. Замена трения скольжения трением качения.
  2. Введение смазки между трущимися поверхностями.

В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.

Ребята ну а в конце нашего урока давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали о силе трения?

Ну а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу?

Учащиеся. Поменять мешок на более шероховатый, например плюшевый или ситцевый. Если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Так как сила трения качения меньше силы трения скольжения.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста, которые я вам

приготовила.

1. Тест

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

У

С

П

Е

Х

Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?

 Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?

2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?

3.Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

6.Рассмотрите внимательно, как соткана из ниток какая-нибудь лёгкая хлопчатобумажная ткань, например ситец, сатин, марля и т.п. Что произошло бы с тканью, если бы не трение? Какой материал самый «капризный», сильно сыпется при шитье?

7.Иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?

8.Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Шершавое как тёрка на пальчике ведёрко». Почему это ведёрко делают шершавым?

9.С какой целью гимнасты (штангисты), приступая к выполнению упражнений на гимнастических снарядах, натирают ладони рук жжёной магнезией – веществом, хорошо поглощающим влагу?

Рефлексия

Какую тему мы изучили сегодня

Какие вопросы рассмотрели

Кому понравился сегодняшний урок

Поднимите руку те кто считает что все понял на уроке

Поднимите руку те кто понял все вопросы, которые мы рассматривали

Домашнее задание

1.Для сильных учащихся:

Проекты

«Трение и техника»

«Трение и спорт»

«Трение в быту»

«Трение в жизни животных»

«Трение в жизни растений»

«Подшипники»

2.Для слабых учащихся: Оформить интеллект-карту «Сила трения»


 

3.§§ 32-34 (для всех)

Творческое задание: Подумайте и ответьте на вопрос “ Если бы исчезла сила трения что бы мы закричали “Ура” или “Караул”?

Стихотворение «Трение»:

Надоело это тренье! Просто нет уже терпенья!

Про него я всё учу! Сколько можно? Не хочу!

Я учебник закрываю. Спать ложусь и забываю я про всё.

Покой предвижу. Только странный сон я вижу:

Наблюдаю вдруг картину- тренья нет и в половину.

Мир без трения друзья изменился.

Вижу я как по льду скользит прохожий,

А любой автомобиль знал инерцию, похоже,

И нигде не тормозил.

Нитки в тканях заскользили, вмиг одежда разошлась.

Чудеса те удивили. Видно ,впрямь, беда стряслась.

Я кричу, что без сомненья, плохо всем без силы тренья.

Развязались все узлы, падают предметы.

Я цепляюсь за углы – всё скользит. «Ну, где ты?

Где ты, трение, вернись!». Тут голос слышу: «Появись!»

Я на голос оглянулся: «Это кто?» И тут проснулся.

Только сну я подивился – глядь, учебник сам открылся,

Взял его и стал читать я без сожаления:

Нелишним будет мне узнать всё о силе трения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Век величайших открытий" 8 класс

Урок-конференция "Век величайших открытий" история, биология - 8 класс....

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...