Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
статья по физике

Лосинская Зоя Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Повышение эффективности урока15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Повышение эффективности урока – одна из самых проблем современной дидактики. Передовой педагогический опыт, педагогические исследования и мой собственный многолетний  педагогический опыт показали, что лучших результатов можно добиться, если учащиеся получат максимум обучающей информации в результате  самостоятельной активной познавательной деятельности.

Над проблемой активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся я работаю много лет. На своих уроках руковожу познавательной деятельностью учащихся, а не подаю им готовую информацию. Систематически привлекаю учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах обучения, развиваю их творческие способности, прививаю соответствующие умения и навыки самообразования, саморазвития.

Для развития творческих способностей своих воспитанников использую систему заданий, которые требуют от учащихся нестандартных действий, творческого подхода к решению проблемы:

-разработка и демонстрация новых опытов, лабораторных работ;

- конструкторские задания: перископ, игрушка « Калейдоскоп», весы, камера Обскура, трансформатор Тесла;

-исследовательские задачи

- разгадывание и составление ребусов, кроссвордов, головоломок, чайнвордов, криптограмм и т.д.

- составление тематических тестов;

- составления задач с неполными данными ;

- составление задач без  указания искомой величины;

Особенно нравится ребятам  составление проблемных вопросов( как устных, так и письменных).Содержание вопросов охватывает какой-либо  раздел из курса физики, который изучался раньше. Это могут быть и вопросы составленные к домашнему заданию. Особенно ценными считаются вопросы, которые начинаются со слов: «Почему..», «Возможно ли…», «Зависит или нет…», « Будет ли….», «В каком случае…»

Составление таких вопросов развивает видение учащимися проблемных ситуаций, качественных задач, закрепляет знание законов и формул, понятий и определений физических явлений. Такие вопросы способствуют исследовательской работе учащихся, приводят к необходимости анализировать предложенные в вопросах факты, выдвигать гипотезы, проверять выбранный вариант, делать выводы.

На составленные вопросы отвечаем все классом. Если на тот или иной вопрос никто не может ответить, то отвечает автор вопроса. Вопросы, которые составлены не точно или не полностью исправляются.

Составление правильных вопросов требует значительных усилий и основательного знания материала, способствует активизации мышления, поэтому  отметки за такой вид деятельности имеют достаточно высокий коэффициент, что является определённым стимулом для активной работы.

Наша жизнь требует расширение  технического  кругозора учащихся, привитие им навыков самостоятельной работы с различной справочной литературой. Справочниками учащиеся пользуются для конкретизации физических понятий, решения задач с неполными данными, а также составление новых задач, для подготовки сообщений на уроки, для всевозможных внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. И...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Творческий проект. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...

Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....

Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»

Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...