Рабочая программа по физике 10-11 классы
рабочая программа по физике (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10_-_11.docx | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования ( для 10 – 11 классы)
приказ № ________________________
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Рабочая программа
по физике, 10 - 11 классы
2019 -2020 учебный год
Предмет: физика
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Шамионова С.В.
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа», примерной программы среднего общего образования по физике. 10-11 классы», авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой.
Целями изучения физики в средней школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки. Сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков ( ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности,- навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в повседневной жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила.
Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения
Уметь описывать и объяснять:
- физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
- физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
- фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;
- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха , силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.
В результате изучения физики ученик 11 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ (140 часов)
Физика и методы научного познания
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации:
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Изучение движения тела по окружности.
Изучение закона сохранения механической энергии
Измерение ускорения свободного падения.
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации:
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Оптические приборы
Лабораторные работы:
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
Наблюдение действия магнитного поля на ток
Изучение явления электромагнитной индукции
Измерение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
Измерение длины световой волны
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Учебно-тематический план 10 класс
№ | Тема | В том числе | |||
Лабораторные, практические работы | Дата | Контрольные работы | Дата | ||
1 | Механика (26 ч) | Изучение движения тела по окружности Измерение жесткости пружины Изучение движения тела, брошенного горизонтально Изучение закона сохранения механической энергии | Контрольная работа «Кинематика» Контрольная работа «Динамика», «Законы сохранения» | ||
2 | Молекулярная физика. Тепловые явления. (20 ч) | Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака | Контрольная работа «Основы МКТ», «Основы термодинамики» | ||
3 | Основы электродинамики (24 ч) | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | Контрольная работа «Электродинамика» Итоговая контрольная работа |
Учебно-тематический план 11 класс
№ | Тема | В том числе | |||
Лабораторные, практические работы | Дата | Контрольные работы | Дата | ||
1 | Основы электродинамики (26 ч) | Наблюдение действия магнитного поля на ток. Изучение явления электромагнитной индукции. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника | Контрольная работа «Электромагнитная индукция» Контрольная работа «Электромагнитные колебания и волны» | ||
2 | Оптика (28 ч) | Измерение показателя преломления стекла. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. Измерение длины световой волны. Измерение информационной емкости компакт-диска | Контрольная работа «Оптика» | ||
3 | Квантовая физика (16 ч) | Контрольная работа «Световые кванты» | |||
Контрольная работа «Физика атома и атомного ядра» |
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№ п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата плановая | Дата фактическая |
1 | Кинематика. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. | Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий Знать/понимать сущность моделирования физических явлений и процессов | 4.09 | |
2 | Механическое движение, виды движений, его характеристики | Знать различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение» Уметь назвать основные признаки, отличающие поступательное, вращательное и плоское движение | 5.09 | |
3 | Равномерное движение тел. Скорость . Уравнение равномерного движения. Решение задач. | Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении | 11.09 | |
4 | Графики равномерного прямолинейного движения. Решение задач. | Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам | 12.09 | |
5 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение» | 18.09 | |
6 | Прямолинейное равноускоренное движение | Уметь находить проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси, составлять уравнения движения в проекциях Уметь решать графические задачи, задачи на одновременное движение двух тел Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полета, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту | 19.09 | |
7 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности | 25.09 | |
8 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. Лабораторная работа № 1"Изучение движения тела по окружности" | Знать и понимать смысл физических понятий «механическое движение», «материальная точка», «поступательное движение» | 26.09 | |
9 | Решение задач по теме «Кинематика» | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | 2.10 | |
10 | Контрольная работа № 1 «Кинематика» | Уметь применять полученные знания при решении задач | 3.10 | |
11 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | Знать и понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать первый закон Ньютона., границы его применимости. Уметь применять 1 закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. | 9.10 | |
12 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | Знать/понимать смысл понятий « взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение» Уметь иллюстрировать точки приложения сил и их направление. | 10.10 | |
13 | Второй и третий закон Ньютона. | Знать /понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | 16.10 | |
14 | Принцип относительности Галилея | Знать/понимать смысл понятий: «инерциальная и неинерциальная система отсчета», смысл принципа относительности Галилея | 17.10 | |
15 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | Знать/понимать смысл прямой и обратной задач механики; знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения» | 23.10 | |
16 | Закон всемирного тяготения | Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения» Знать/понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты | 24.10 | |
17 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | Знать/понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать/понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений – невесомость и перегрузки. | 6.11 | |
18 | Силы упругости и силы трения. Лабораторная работа № 2 "Измерение жесткости пружины" | Знать /понимать смысл понятий: «упругость», «деформация», «трение», смысл величин «жесткость», коэффициент трения», закон Гука, законы трения. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружины и коэффициент трения. | 7.11 | |
19 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса. | 13.11 | |
20 | Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса) | Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. | 14.11 | |
21 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая | Знать/понимать смысл величин «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела. | 20.11 | |
22 | Лабораторная работа № 3 "Изучение движения тела, брошенного горизонтально" | Знать и понимать смысл понятий «энергии», виды энергии и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии | 21.11 | |
23 | Закон сохранения энергии в механике | Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять. | 27.11 | |
24 | Лабораторная работа № 4 «Изучение закона сохранения механической энергии» | Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских ученых и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ | 28.11 | |
25 | Обобщение на законы сохранения в механике. Решение задач | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | 4.12 | |
26 | Контрольная работа № 2 «Законы сохранения» | Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ | 5.12 | |
27 | Строение вещества. МКТ. Броуновское движение. | Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро» | 11.12 | |
28 | Масса молекул. Количество вещества. | Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы | 12.12 | |
29 | Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы. | Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе их молекулярного строения. | 18.12 | |
30 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел | Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл «давление», его зависимость от микропараметров. | 19.12 | |
31 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами | 25.12 | |
32 | Решение задач МКТ | Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре | 26.12 | |
33 | Температура. Тепловое равновесие | Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура», постоянной Больцмана, связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. | 801 | |
34 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул | Знать уравнение состояния идеального газа Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля | 9.01 | |
35 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи | 15.01 | |
36 | Решение задач на Изопроцессы. Лабораторная работа № 5 «Опытная проверка закона Гей – Люссака» | Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление» Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара | 16.01 | |
37 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение и испарение жидкостей. | Уметь измерять относительную влажность воздуха Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить примеры проявления капиллярных явлений и их практического применения Уметь измерять коэффициент поверхностного натяжения жидкости | 22.01 | |
38 | Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления. Влажность воздуха и ее измерение. | Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества | 23.01 | |
39 | Кристаллические и аморфные тела | Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии уметь вычислять работу газа в циклических процессах | 29.01 | |
40 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость» | 30.01 | |
41 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов | 5.02 | |
42 | Первый закон термодинамики. Решение задач | Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах Знать/понимать смысл понятия «адиабатный процесс»; знать формулировку первого закона термодинамики для адиабатного процесса Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», , уметь объяснять причины повышения/понижения температуры газа при адиабатном сжатии/расширении | 6.02 | |
43 | Необратимость процессов в природе. Решение задач. Второй закон термодинамики. | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель | 12.02 | |
44 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей | Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере. Знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин. Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | 13.02 | |
45 | Обобщающий урок по разделу "Молекулярная физика. Термодинамика» | 19.02 | ||
46 | Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика. Термодинамика» | Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда Уметь объяснять процесс электризации тел | 20.02 | |
47 | Электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы | Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел | 26.02 | |
48 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | Знать и понимать применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона | 27.02 | |
49 | Решение задач (закон сохранения электрического заряда и закон Кулона) | Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь вычислять напряженность поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности | 4.03 | |
50 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. | Знать смысл понятия напряженности силовых линий электрического поля. | 5.03 | |
51 | Силовые линии электрического поля. Решение задач. | Уметь применять полученные знания и навыки при решении экспериментальных , графических, качественных и расчетных задач. | 11.03 | |
52 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | Знать/понимать смысл физических величин: «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять потенциал поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета потенциала | 12.03 | |
53 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. | Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля». Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда. | 18.03 | |
54 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды | Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость» Уметь вычислять емкость плоского конденсатора | 19.03 | |
55 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока», условия существования электрического тока, смысл величин «сила тока», «напряжение» | 25.03 | |
56 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | Знать/понимать смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников | 26.03 | |
57 | Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | 8.04 | |
58 | Работа и мощность постоянного тока | Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в проводниках при прохождении через них электрического тока | 9.04 | |
59 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Знать формулировку закона Ома для полной цепи. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | 15.04 | |
60 | Лабораторная работа № 7 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент, выполнять измерения и вычисления. | 16.04 | |
61 | Контрольная работа № 4 «Электростатика. Законы постоянного тока» | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока | 22.04 | |
62 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников | 23.04 | |
63 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов | Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать и понимать значение сверхпроводников в современных технологиях | 29.04 | |
64 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках. | 30.04 | |
65 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в вакууме. | 6.05 | |
66 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды | Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение. | 7.05 | |
67 | Подготовка к контрольной работе | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах. | 13.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа (№ 5) | Уметь систематизировать полученные знания. Применять изученные законы при решении задач. | 14.05 | |
69 | Итоговое занятие | 20.05 | ||
70 | Итоговое занятие | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
№ п/п | Тема урока | Дата плановая | Дата фактическая |
1 | Магнитное поле и его свойства | 3.09 | |
2 | Магнитное поле постоянного электрического тока | 4.09 | |
3 | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 10.09 | |
4 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | 11.09 | |
5 | Решение задач по теме « Магнитное поле» | 17.09 | |
6 | Электромагнитная индукция Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | 18.09 | |
7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | 24.09 | |
8 | Самоиндукция. Индуктивность. | 25.09 | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1.10 | |
10 | Электромагнитное поле | 2.10 | |
11 | Контрольная работа № 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 8.10 | |
12 | Анализ контрольной работы Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | 9.10 | |
13 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | 15.10 | |
14 | Решение задач. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | 16.10 | |
15 | Лабораторная работа № 3 "Определение ускорения свободного падения при помощи маятника" | 22.10 | |
16 | Переменный электрический ток. | 23.10 | |
17 | Активная и реактивная нагрузки с цепи переменного тока. | 5.11 | |
18 | ППП электроэнергии. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | 6.11 | |
19 | Передача электроэнергии | 12.11 | |
20 | Решение задач по теме «Трансформаторы» | 13.11 | |
21 | Решение задач по теме «Трансформаторы» | 19.11 | |
22 | Производство и использование электрической энергии | 20.11 | |
23 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | 26.11 | |
24 | Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | 27.11 | |
25 | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи | 3.12 | |
26 | Контрольная работа № 2 «Электромагнитные колебания и волны» | 4.12 | |
27 | Анализ контрольной работы Скорость света. Опыты по определению скорости света. | 10.12 | |
28 | Закон отражения света. | 11.12 | |
29 | Закон преломления света. | 17.12 | |
30 | Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света | 18.12 | |
31 | Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света | 24.12 | |
32 | Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла» | 25.12 | |
33 | Линза. Построение изображения в линзе. | 8.01 | |
34 | Лабораторная работа № 5 "Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы" | 14.01 | |
35 | Дисперсия света | 15.01 | |
36 | Интерференция света. Дифракция света | 21.01 | |
37 | Решение задач. Интерференция света. Дифракция света | 22.01 | |
38 | Решение задач. Интерференция света. Дифракция света | 28.01 | |
39 | Поляризация света | 29.01 | |
40 | Решение задач по теме «Оптика. Световые волны». | 4.02 | |
41 | Лабораторная работа № 6 "Измерение длины световой волны" | 5.02 | |
42 | Контрольная работа № 3 « Оптика. Световые волны» | 11.02 | |
43 | Анализ контрольной работы Постулаты теории относительности | 12.02 | |
44 | Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика | 18.02 | |
45 | Связь между массой и энергией | 19.02 | |
46 | Виды излучений. Шкала электромагнитных волн | 25.02 | |
47 | Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ | 26.02 | |
48 | Лабораторная работа № 7 "Измерение информационной емкости компакт-диска" | 3.03 | |
49 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения Рентгеновские лучи | 4.03 | |
50 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна | 10.03 | |
51 | Решение задач. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна | 11.03 | |
52 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна | 17.03 | |
53 | Фотоны. Применение фотоэффекта | 18.03 | |
54 | Контрольная работа № 4 «Световые кванты» | 24.03 | |
55 | Строение атома. Опыты Резерфорда | 25.03 | |
56 | Квантовые постулаты Бора. Лазеры | 7.04 | |
57 | Лазеры. Индуцированное излучение. | 8.04 | |
58 | Строение атомного ядра. Ядерные силы | 14.04 | |
59 | Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада | 15.04 | |
60 | Решение задач. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада | 21.04 | |
61 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 22.04 | |
62 | Решение задач. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | 28.04 | |
63 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | 29.04 | |
64 | Контрольная работа № 5 «Физика атома и атомного ядра» | 5.05 | |
65 | Анализ контрольной работы Физика элементарных частиц | 6.05 | |
66 | Единая физическая картина мира. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 12.05 | |
67 | Единая физическая картина мира. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 13.05 | |
68 | Элементарные частицы | 19.05 | |
69 | Итоговое повторение | 20.05 | |
70 | Итоговое повторение | 21.05 |
Информационное обеспечение:
- Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика 10 класс. Составитель: Н.И. Зорин
- Контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов. Авторы В.А. Заботин, В.Н. Комиссаров.
- Волькенштейн В.С. Все решения к сборнику задач по общему курсу физики. – Москва, 1999 г.
- Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс.
- Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005 г
- Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
- Одинцова Н.И., Прояненкова Л.А. Поурочное планирование по физике к ЕГЭ.-Москва «Экзамен», 2009 г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
Открытая физика
http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
Газета «1 сентября»: материалы по физике
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Физика.ru
КМ-школа
Электронный учебник
Самая большая электронная библиотека Рунета. Поиск книг и журналов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...