Технологическая карта урока физики "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Представленная технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» составлена с использованием программы «ТехКартаФГОС» , которая предназначена для формирования технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
http://tehkartafgos.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_zakon_oma_dlya_uchastka_tsepi.docx | 82.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок № 35; 2017-2018 уч.год.
Учитель: Волосатова Н.И. | Предмет: Физика | Класс: 8 | Автор УМК: А.В.Пёрышкин |
Тема урока: Закон Ома для участка цепи
Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
Деятельностная цель: Закрепить практические навыки по сборке электрических цепей и работы с электроизмерительными приборами.
Содержательная цель: экспериментально выяснить, что сила тока зависит от напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивления этого участка.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.
Задачи урока:
образовательные: -
- Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;
- Получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;
- Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.
развивающие: - Наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;
- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;
- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
воспитательные: - Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей
- Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
- Способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.
- Развивать самостоятельность, ответственность.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: Знание формулы для расчета сопротивления проводника, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные).
личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
метапредметные: Постановка цели урока, сравнивать результаты виртуального эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в группе. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы.
Основные понятия темы: Электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.
Межпредметные связи: математика, информатика.
Технологии: проблемное обучение
развивающее обучение.
Ресурсы:
- ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету,
- раздаточный материал,
- Амперметр
- Вольтметр
- Три резистора
- Выключатель рычажный
- Источник тока на 4,5 В
- Соединительные провода.
Организационная структура урока
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | ФОУД | Развивающий контроль | ||||
учителя | учащихся | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||||
Цель этапа: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | |||||||
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. Отвечают на вопросы и определяют границы своего «знания» / «не знания». | - самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - формирование границ собственного знания и «незнания»; | - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; | - планирование учебного сотрудничества с учителем; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | |||||||
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | |||||||
Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса: Предлагает заполнить таблицу (прил.1)
| Выдвигают гипотезы, Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте. Обсуждают варианты решения проблемы. Фиксируют затруднение-зависимость силы тока от сопротивления проводника. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; | Выделение существенной информации из слов учителя. | - Взаимодействуют с учителем - использование речи для регуляции своего действия; | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) | |||||||
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | |||||||
Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения. Причина затруднения: Отсутствие зависимости электрического сопротивления от длины, площади и материала проводника. | Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще. | - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; | - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; | Групповая | Групповой опрос |
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | |||||||
Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. Предлагает провести эксперименты группам. Первая группа устанавливает зависимость силы тока от электрического сопротивления проводника. Вторая группа устанавливает зависимость электрического силы тока от напряжения на концах проводника. | В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. | - формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; | Групповая | Групповой опрос |
Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | |||||||
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Подводит учеников к объединению трёх зависимостей. Записывает формулу I=U/R. | Проводят эксперименты. Сравнивают результаты. Записывают выводы. Информируют других с результатами своих экспериментов. Используя новые знания решают проблемную задачу- определяют сопротивление медного проводника. | - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; - установка на здоровый образ жизни; | - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; | Групповая | Практическая работа |
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||||||
Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения | |||||||
Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. | Решают несколько типовых заданий:
| - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; | - использование общих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; | - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; | Фронтальная, индивидуальная. | Выполнение комплекса упражнений |
Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||||||
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха | |||||||
Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха. | Выполняют решение графических и количественных задач. Производят самопроверку. | - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идентификации личности; | - сравнение и классификация по заданным критериям; - использование знаково-символьных средств для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - установление причинно-следственных связей; | - формулирование собственного мнения (позиции); - построение понятных для партнёра высказываний; | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; | Индивидуальная, парная | Самостоятельная работа |
Этап урока: Включение в систему знаний и повторение | |||||||
Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса | |||||||
Организовывает повторение основных моментов урока. | Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; | - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); | - оценка правильности выполнения заданий - внесение необходимых корректив. | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания | |||||||
Организует рефлексию и самооценку учениками; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки. Дом.задание: §44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1,2,4) (уровень понимания) Почему птицы могут сидеть на высоковольтной линии? (уровень применения). | Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | - рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - контроль действий партнёра; | - осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; | Индивидуальная. | Индивидуальный опрос |
Приложение 1
величина | Что характеризует | обозначение | Единицы измерения | Прибор для измерения |
Сила тока | ||||
Напряжение | ||||
сопротивление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".
План-конспект урока физики с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....
презентация урока "Закон Ома для участка цепи"
презентация урока "Закон Ома для участка цепи" 8 класс тип урока : урок изучения новой темы...
Карточка учащегося к уроку "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление"
Отражен деятельностный подход...
Технологическая карта урока "Закон Ома на участке цепи" 8 класс
Технологические карты уроков....
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи"
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи" по УМК А.В. Перышкина...