Технологическая карта урока физики "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Волосатова Наталья Ивановна

Представленная  технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» составлена с использованием программы «ТехКартаФГОС» , которая предназначена для формирования технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
http://tehkartafgos.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zakon_oma_dlya_uchastka_tsepi.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 35;  2017-2018 уч.год.

Учитель: Волосатова Н.И.

Предмет: Физика

Класс: 8

Автор УМК: А.В.Пёрышкин

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Деятельностная цель: Закрепить практические навыки по сборке электрических цепей и работы с электроизмерительными приборами.

Содержательная цель: экспериментально выяснить, что  сила тока зависит от  напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивления этого участка.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения  результатов, отражённых в задачах урока.

Задачи урока:

образовательные: -        

-        Исследовать  зависимость  силы тока в  проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;

-        Получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;

        -        Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.

развивающие: -        Наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;

-        развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

-        развитие познавательного интереса к предмету;

-        формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;

-        развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.

воспитательные: -        Способствовать  развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей

-        Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.

-        Способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.

-        Развивать самостоятельность, ответственность.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: Знание формулы для расчета сопротивления проводника, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные).

личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

метапредметные: Постановка цели урока,  сравнивать результаты виртуального эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в группе. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы.

Основные понятия темы: Электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.

Межпредметные связи: математика, информатика.

Технологии: проблемное обучение

развивающее обучение.

Ресурсы:

  • ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету,
  • раздаточный материал,
  • Амперметр
  • Вольтметр
  • Три резистора
  • Выключатель рычажный
  • Источник тока на 4,5 В
  • Соединительные провода.

Организационная структура урока

Деятельность

Формируемые универсальные учебные действия

ФОУД

Развивающий контроль

учителя

учащихся

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности.

Отвечают на вопросы и определяют границы своего «знания» / «не знания».

- самоопределение;

- осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- волевая саморегуляция;

- целеполагание;

Фронтальная

Групповой опрос

Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса:

Предлагает заполнить таблицу (прил.1)

 

Выдвигают гипотезы, Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте.

Обсуждают варианты решения проблемы.

Фиксируют затруднение-зависимость силы тока от  сопротивления проводника.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

Выделение существенной информации из слов учителя.

- Взаимодействуют с учителем

- использование речи для регуляции своего действия;

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Фронтальная

Групповой опрос

Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения.

Причина затруднения:

Отсутствие зависимости  электрического сопротивления от длины, площади и материала проводника.

Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осмысление;

- построение логической цепи рассуждений;

- подведение под понятие;

- формулирование проблемы;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- целеполагание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Групповая

Групповой опрос

Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания.

Предлагает провести эксперименты  группам.

Первая группа устанавливает зависимость силы тока от электрического сопротивления проводника.

Вторая группа устанавливает зависимость электрического силы тока от напряжения на концах проводника.

В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий.

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осуществление поиска необходимой информации;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- познавательная инициатива;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- прогнозирование;

- целеполагание;

Групповая

Групповой  опрос

Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Подводит учеников к объединению трёх зависимостей. Записывает формулу I=U/R.

Проводят эксперименты.

Сравнивают результаты.

Записывают выводы.

Информируют других с результатами своих экспериментов.

Используя новые знания решают проблемную задачу- определяют сопротивление медного проводника.

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности;

- установка на здоровый образ жизни;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

- построение понятных для партнёра высказываний;

- умение задавать вопросы;

- контроль действий партнёра;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- познавательная инициатива;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия;

Групповая

 Практическая работа

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание.

Решают несколько типовых заданий:

  1. Решение качественных задач.
  2. Решение количественных задач.
  3. Работа с таблицей удельных сопротивлений.

- осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- использование общих приемов решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- использование речи для регуляции своего действия;

- контроль действий партнёра;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- волевая саморегуляция;

Фронтальная, индивидуальная.

 Выполнение комплекса упражнений

Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха

Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха.

Выполняют решение графических и количественных задач.

Производят самопроверку.

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- сравнение и классификация по заданным критериям;

- использование знаково-символьных средств для решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- установление причинно-следственных связей;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- построение понятных для партнёра высказываний;

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

Индивидуальная, парная

 Самостоятельная работа

Этап урока: Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса

Организовывает повторение основных моментов урока.

Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- структурирование знания;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- оценка правильности выполнения заданий

- внесение необходимых корректив.

Фронтальная

 Групповой опрос

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки.

Дом.задание: §44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1,2,4) (уровень понимания)

Почему птицы могут сидеть на высоковольтной линии? (уровень применения).

Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия;

- формулирование проблемы;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- контроль действий партнёра;

- осознание качества усвоения;

- определение уровня усвоения;

- адекватное восприятие оценки учителя;

Индивидуальная.

 Индивидуальный опрос

Приложение 1

величина

Что характеризует

обозначение

Единицы измерения

Прибор для измерения

Сила тока

Напряжение

сопротивление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".

План-конспект  урока физики  с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"  8 класс тип урока : урок изучения новой темы...

Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи"

Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи" по УМК А.В. Перышкина...