Технологическая карта урока физики "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Представленная технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» составлена с использованием программы «ТехКартаФГОС» , которая предназначена для формирования технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
http://tehkartafgos.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок № 35; 2017-2018 уч.год.
Учитель: Волосатова Н.И. | Предмет: Физика | Класс: 8 | Автор УМК: А.В.Пёрышкин |
Тема урока: Закон Ома для участка цепи
Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
Деятельностная цель: Закрепить практические навыки по сборке электрических цепей и работы с электроизмерительными приборами.
Содержательная цель: экспериментально выяснить, что сила тока зависит от напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивления этого участка.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.
Задачи урока:
образовательные: -
- Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;
- Получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;
- Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.
развивающие: - Наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;
- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;
- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
воспитательные: - Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей
- Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
- Способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.
- Развивать самостоятельность, ответственность.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: Знание формулы для расчета сопротивления проводника, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные).
личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
метапредметные: Постановка цели урока, сравнивать результаты виртуального эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в группе. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы.
Основные понятия темы: Электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.
Межпредметные связи: математика, информатика.
Технологии: проблемное обучение
развивающее обучение.
Ресурсы:
- ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету,
- раздаточный материал,
- Амперметр
- Вольтметр
- Три резистора
- Выключатель рычажный
- Источник тока на 4,5 В
- Соединительные провода.
Организационная структура урока
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | ФОУД | Развивающий контроль | ||||
учителя | учащихся | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||||
Цель этапа: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | |||||||
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. Отвечают на вопросы и определяют границы своего «знания» / «не знания». | - самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - формирование границ собственного знания и «незнания»; | - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; | - планирование учебного сотрудничества с учителем; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | |||||||
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | |||||||
Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса: Предлагает заполнить таблицу (прил.1)
| Выдвигают гипотезы, Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте. Обсуждают варианты решения проблемы. Фиксируют затруднение-зависимость силы тока от сопротивления проводника. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; | Выделение существенной информации из слов учителя. | - Взаимодействуют с учителем - использование речи для регуляции своего действия; | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) | |||||||
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | |||||||
Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения. Причина затруднения: Отсутствие зависимости электрического сопротивления от длины, площади и материала проводника. | Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще. | - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; | - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; | Групповая | Групповой опрос |
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | |||||||
Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. Предлагает провести эксперименты группам. Первая группа устанавливает зависимость силы тока от электрического сопротивления проводника. Вторая группа устанавливает зависимость электрического силы тока от напряжения на концах проводника. | В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. | - формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; | Групповая | Групповой опрос |
Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | |||||||
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Подводит учеников к объединению трёх зависимостей. Записывает формулу I=U/R. | Проводят эксперименты. Сравнивают результаты. Записывают выводы. Информируют других с результатами своих экспериментов. Используя новые знания решают проблемную задачу- определяют сопротивление медного проводника. | - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; - установка на здоровый образ жизни; | - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; | Групповая | Практическая работа |
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||||||
Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения | |||||||
Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. | Решают несколько типовых заданий:
| - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; | - использование общих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; | - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; | Фронтальная, индивидуальная. | Выполнение комплекса упражнений |
Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||||||
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха | |||||||
Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха. | Выполняют решение графических и количественных задач. Производят самопроверку. | - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идентификации личности; | - сравнение и классификация по заданным критериям; - использование знаково-символьных средств для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - установление причинно-следственных связей; | - формулирование собственного мнения (позиции); - построение понятных для партнёра высказываний; | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; | Индивидуальная, парная | Самостоятельная работа |
Этап урока: Включение в систему знаний и повторение | |||||||
Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса | |||||||
Организовывает повторение основных моментов урока. | Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; | - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); | - оценка правильности выполнения заданий - внесение необходимых корректив. | Фронтальная | Групповой опрос |
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания | |||||||
Организует рефлексию и самооценку учениками; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки. Дом.задание: §44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1,2,4) (уровень понимания) Почему птицы могут сидеть на высоковольтной линии? (уровень применения). | Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | - рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - контроль действий партнёра; | - осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; | Индивидуальная. | Индивидуальный опрос |
Приложение 1
величина | Что характеризует | обозначение | Единицы измерения | Прибор для измерения |
Сила тока | ||||
Напряжение | ||||
сопротивление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".
План-конспект урока физики с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"
презентация урока "Закон Ома для участка цепи" 8 класс тип урока : урок изучения новой темы...
Карточка учащегося к уроку "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление"
Отражен деятельностный подход...
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи"
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи" по УМК А.В. Перышкина...

Технологическая карта урока по физике в 10 классе" Электрический ток. Сила тока, плотность тока. Закон Ома для участка цепи."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с рабочей программой учебного предмета....