Программа 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Колесникова Ольга Владимировна

Рабочая программа по физике ФГОС 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9_2019.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностного отношения  друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в 9 классе:

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Раздел «Содержание учебного предмета, курса»

Разделы, темы

Количество часов

1

Законы взаимодействия  и движения тел

36

2

Механические колебания и волны. Звук.

16

3

Электромагнитные явления.

20

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

15

5

Строение и эволюция Вселенной

5

5

Итоговое повторение

5

Итого

97

Календарно-тематическое планирование   для 9 класса  

из расчета 3 часа в неделю (97 часов)

Тема урока

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Законы   движения  и взаимодействия  (36 часов)

1

  1. Вводный инструктаж по Т.Б. Материальная точка. Система отсчёта.

§1, упр. 1

02.09

2

  1. Траектория. Путь. Перемещение.

§2, упр.2

03.09

3

  1. Определение координаты движущегося тела.

§3, упр.3

05.09

4

  1. Перемещение при  прямолинейном равномерном движении движение.

§ 4, упр. 4

09.09

5

  1. Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

§ 4, задачи в тетради

10.09

6

  1. Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

Задачи в тетради

12.09

7

  1. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

§5, упр.5

16.09

8

  1. Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

§6, упр. 6 (1-3)

17.09

9

  1. Решение задач на прямолинейное равноускоренное  движение

Упр.6 (4-5)

19.09

10

  1. Перемещение при прямолинейном  равноускоренном движении.

§7, упр.7

23.09

11

  1. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

§8, упр.8

24.09

12

  1. Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

Задачи в тетради

26.09

13

  1. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Повторение теории

30.09

14

  1. Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

Повторение теории, задачи в тетради

01.10

15

  1. Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

Пов.§5, упр.5

03.10

16

  1. Анализ контрольной работы. Относительность механического движения.

§9, упр.9

07.10

17

  1. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

§10, упр.10

08.10

18

  1. Второй закон Ньютона.

§11, упр.11

10.10

19

  1. Третий закон Ньютона.

§12, упр.12

14.10

20

  1. Решение задач с применением законов Ньютона.

Задачи в тетради

15.10

21

  1. Свободное падение.

§13, упр.13

17.10

22

  1. Решение задач  на свободное падение тел.

Задачи в тетради

21.10

23

  1. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

§14, упр.14

22.10

24

  1. Движение тела, брошенного горизонтально.

Конспект, задачи в тетради

24.10

25

  1. Решение задач  на движение тела, брошенного вертикально  вверх.

Задачи в тетради

05.11

     26

  1. Лабораторная работа №2 «Исследование  свободного падения тел».

Повторение теории

07.11

27

  1. Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

§15, упр.15

11.11

28

  1. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

§16, упр. 16

12.11

29

  1. Прямолинейное и криволинейное движение.

§17, упр.17

14.11

30

  1. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§18, упр.18

18.11

31

  1. Искусственные спутники Земли.

§19, упр.19

19.11

32

  1. Импульс. Закон сохранения импульса.

§20, упр.20

21.11

33

  1. Решение задач на закон сохранения импульса.

Задачи в тетради

25.11

34

  1. Реактивное движение.

§21, упр.21

26.11

35

  1. Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

задачи в тетради

28.12

36

  1. Контрольная работа №2 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

Повторение теории

02.12

Механические колебания   и волны  (16 часов)

37

  1. Анализ контрольной работы.

Колебательное движение. Свободные колебания.

§23,25, упр.23

03.12

38

  1. Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.

§24, упр.24

05.12

39

  1. Гармонические колебания. Затухающие и вынужденные колебания.

§25, 26, упр. 25 (1)

09.12

40

  1. Резонанс.

§ 27, упр.26 (2,3)

10.12

41

  1. Решение задач по теме   «Механические колебания».

Задачи в тетради

12.12

42

  1. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Повторение теории

16.12

43

  1. Решение задач на колебательное движение.

Задачи в тетради

17.12

44

  1. Распространение колебаний в среде. Волны.

§31,32,

 упр. 27

19.12

45

  1. Длина волны. Скорость распространения волны.

§33, упр.28

23.12

46

  1. Звуковые явления. Звуковые волны.

§34, упр.29

24.12

47

  1. Высота и тембр звука. Громкость звука.

§35, 36, упр.30

26.12

48

  1. Распространение звука. Скорость звука.

§37, 38, упр.32

09.01

49

  1. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач.

§39,40

13.01

50

  1. Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

Задачи в тетради

14.01

51

  1. Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны»

Повторение теории

16.01

52

  1. Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

Повторение теории

20.01

Электромагнитные явления (20 часов)

  1. Анализ контрольной работы.

 Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

§42, 43,упр.33

21.01

  1. Графическое изображение магнитного поля.

§42, 43, упр.34

23.01

  1. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§44, упр.35

27.01

  1. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

§45, упр.36

28.01

  1. Магнитный поток

§47, 48, упр.37

30.01

  1. Явление электромагнитной индукции.

§48, упр.38

03.02

  1. Самоиндукция

§49, 50, упр.39 -41

04.02

  1. Лабораторная работа №4 «Изучение явления  электромагнитной индукции»

Повторение теории

06.02

  1. Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

§51, упр.42

10.02

  1. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

§52, упр.43

§53, упр.44

11.02

  1. Конденсатор

§54

13.02

  1. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

§55

17.02

  1. Принципы радиосвязи и ТВ

§56

18.02

  1. Электромагнитная природа света.

§58

20.02

  1. Преломление света

§59

25.02

  1. Дисперсия света. Цвета тел.

§60

27.02

  1. Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

§58

02.03

  1. Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания и волны

Повт. теории

03.03

      19. Типы спектров электромагнитных волн

Конспект

05.03

20. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

Повторение теории

10.03

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии    атомных ядер  (15 часов)

  1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

§65

12.03

  1. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

§66

16.03

  1. Радиоактивные превращения атомных ядер.

§67, упр.51

17.03

  1. Экспериментальные методы исследования частиц.

§68

19.03

  1. Открытие протона и нейтрона

§ 69, 70

30.03

  1. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

§71, упр.53

31.03

  1. Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число»

Задачи в тетради

02.04

  1. Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения.

§71, задачи в тетради

06.04

  1. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

§73, упр.54

07.04

  1. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

§74, 75

09.04

  1. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

§76

13.04    

  1. Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

Повторение теории

14.04

  1. Термоядерная реакция. Атомная энергетика.

§77, 79

16.04

  1. Биологическое действие радиации. Повторение и обобщение материала по теме «Строение атома и атомного ядра»

§78

20.04

  1. Контрольная работа № 5  «Строение атома и атомного ядра».

§66, упр.4

21.04

Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

  1. Анализ контрольной работы.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

§63

23.04

  1. Большие планеты Солнечной системы.

§64

27.04

  1. Малые тела Солнечной системы.

§65

28.04

  1. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

§66

30.04

  1. Строение и эволюция Вселенной.

§67Повторение теории

07.05

Обобщающее повторение  (5 часов)

  1. Анализ контрольной работы.

      Повторение «Законы движения и взаимодействия»

Повторение теории

12.05

  1. Повторение «Законы движения и взаимодействия»

Повторение теории

14.05

  1. Повторение «Механические колебания и волны»

Повторение теории

18.05

  1. Повторение «Электромагнитные явления».

Повторение теории

19.05

  1. Повторение «Электрические явления».

Повторение теории

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Класс гитары"

Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха.     Программа рассчитана на 2 года обу...

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...