Занимательные опыты на уроках физики как средство активизации познавательной активности.
опыты и эксперименты по физике

Шандро Василий Иванович

Как активизировать познавательную деятельности на уроках физики в общеобразовательной школе? Это можно сделать с помощью применения различных видов физического эксперимента. Применение физического эксперимента на уроках позволяет  активизировать познавательную деятельность учащихся, учит их ставить проблему и находить пути её решения, позволяет обмениваться знаниями с одноклассниками, проявить свою индивидуальность.  Физический эксперимент является мощным стимулом к познанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_opyty.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты на уроках физики как средство активизации познавательной активности.

“Опыт всему учитель»- Юлий Цезарь.

Как активизировать познавательную деятельности на уроках физики в общеобразовательной школе? Это можно сделать с помощью применения различных видов физического эксперимента. Применение физического эксперимента на уроках позволяет  активизировать познавательную деятельность учащихся, учит их ставить проблему и находить пути её решения, позволяет обмениваться знаниями с одноклассниками, проявить свою индивидуальность.  Физический эксперимент является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности пробуждает у учащихся творческий интерес, призывает их к активному поиску новых знаний, приводит к овладению умениями, приобретению различных навыков. Эксперимент должен привести к формированию представлений у детей образования того или иного явления, а также знаний о нем.
Чтобы демонстрационные опыты были эффективные и приводили к полному восприятию и осмыслению их необходимо связывать с материалом урока. Опыты должны быть кратковременные , простые в исполнении и на доступном и простом оборудовании.

Такие опыты можно использовать как проблемную ситуацию в начале урока. Вначале предложить решить задачу и выслушать предложения учащихся, тем самым пробудить в них творческую активность. Затем показать сам опыт и приступить к его объяснению. Логично показать ещё несколько подобных опытов и предложить учащимся самим придумать ещё опыты по этой теме.

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Занимательные опыты можно проводить при изучении различных разделов физики. Для подборки материала можно использовать различные ресурсы. Это и интернет, и литературу по занимательной физике, и жизненный опыт.

Одним из положительных моментов является то, что оборудование должно быть самое простое, легко доступно, не требующее больших затрат и легко изготавливаемое самими учащимися.

К большому сожалению большой учебный материал не позволяет часто использовать такие опыты. Решить проблему можно во внеурочное время на занятиях кружка, физических вечеров, и других внеклассных мероприятиях. Часть экспериментов можно использовать в качестве домашней лаборатории. Такого рода задания как правило выполняются с использованием помощи родителей что вносит положительный воспитательный  момент.

Вот несколько простых занимательных опытов не требующих большой подготовки и простых в исполнении.

НЕВЕСОМАЯ ВОДА                                                                                                                          Возьми пустую консервную банку и пробей в ней три отверстия: одно внизу в донышке и два сверху по бокам, чтобы привязать веревку, как ручку. Налей в банку воды и подними ее за веревку. Вода исправно льется струйкой из дырочки в дне. Ведь она имеет вес и стремится упасть вниз, и дырочка дает ей эту возможность. А теперь подними банку повыше и, внимательно глядя на струйку, выпусти веревку из рук. Банка упала на землю. Но ты успел заметить: пока она падала, струйка не текла. Вода в падающей банке была невесомой!  

                                                                                                                                                                        КАК УМЕНЬШИТЬ СВОЙ ВЕС                                                                                                        Быстро уменьшить свой вес можно без сауны и диеты, одним только несложным упражнением. Если есть у тебя дома пружинные напольные весы, встань на них и сделай приседание. В момент приседания весы показывают меньший вес! Ну да, ведь падающее тело теряет вес. Теряет полностью, если оно оборвалось и падает свободно. А ты ведь не совсем падаешь, а только быстро опускаешься. Вот и вес твой теряется не совсем, не полностью, а только уменьшается. Можно подобным об разом и «поправиться». Стоя на весах, быстро подними руки. В момент движения весы покажут больший вес.

ПОСЛУШНЫЙ ШАРИК                                                                                                                        Это довольно известная игрушка основанная на физическом явлении — трении. Вы держите в руках вертикально натянутый шнурок. На шнурке надет шарик (обычно это бывает деревянный шарик). Шарик находится на верху шнурка. По вашим «приказаниям» шарик то опускается, то останавливается. Послушно выполняя все ваши команды, он спускается до нижней руки. Здесь все дело в трении. Канал в шарике, через который продет шнурок, не прямой, а кривой, он просверлен по дуге. Когда шнурок натянут, он сильнее прижимается к стенке канала и трение удерживает шарик от скольжения вниз. Стоит только немного, незаметно для глаз, ослабить натяжение — и шарик под действием силы тяжести заскользит вниз, пока вы снова не натянете шнурок. Вот и вся тайна этой игрушки.

ШАРИК В СТАКАНЕ С ВОДОЙ                                                                                        Бросаем шарик в стакан. Наливаем в стакан воду и пытаемся установить его по центру. Не получается. Доливаем воду до краев стакана и шарик сам устанавливается по центру.

Объяснение опыта. Когда мы добавили воду, поверхность воды стала выпуклой. Сила поверхностного натяжения выставила шарик по центру стакана.

ВОЗГОРАНИЕ ПОТУХШЕЙ СВЕЧИ                                                                                       Зажгите свечу. Через несколько секунд потушите ее. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Объяснение опыта. Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЫ                                                                                                                  Возьмем пять стаканов. Три из них заполняем водой и окрашиваем в желтый, синий и красный цвет, а два – оставляем пустыми. Один конец свернутой салфетки опускаем в стакан с окрашенной водой, а второй конец опускаем в пустой стакан. Соединяем таким образом все пять стаканов. Как только салфетки полностью пропитаются, пустые стаканы начнут медленно заполняться окрашенной водой с соседних стаканов, и цвета в них будут смешиваться, давая промежуточный цвет. Все это будет происходить до тех пор, пока уровни воды в пяти стаканах не сравняются.

Объяснение опыта. Плотность воды во всех стаканах одинаковая. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов и капиллярного эффекта. Вода по капиллярным каналам в салфетке, с помощью сил поверхностного натяжения, поднимаясь вверх, пропитывает всю салфетку. Пустые стаканы заполняются водой в результате того что в сосудах разные давления уровней жидкости. При выравнивании давления уровни в стаканах становятся одинаковыми, и вода перестает перетекать. В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

СМЯТАЯ БАНКА                                                                                                                                 В бане со сгущенным молоком делаем два небольших прокола и удаляем из неё содержимое. Запаиваем одно отверстие. Через другое отверстие шприцом заливаем немного воды. Ставим банку на плитку и нагреваем воду до кипения. Запаиваем второе отверстие и снимаем банку с плиты. Через некоторое время замечаем, что банка начинает деформироваться.

СВЕЧА ЗА БУТЫЛКОЙ                                                                                                                   Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стать так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Объяснение опыта: Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Подобных опытов можно придумать большое множество. Главное найти им место в учебном процессе. Опыты повышают интерес к изучению физики, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире, углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету. Учащиеся вовлекаются в творческий процесс. Они находят новые интересные опыты, подобные увиденным. Это придаёт им уверенности в своих возможностях и разжигает в них жажду познания и творчества. Не к этому ли мы стремимся.

Следовательно, без оптов и эксперимента не может быть рационального обучения физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Конспект урока по физике в 7 классе. Тема урока:    Вес воздуха. Атмосферное давление. Цели урока: Образовательные: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, эксперим...