Исследовательская работа по теме "Фомрование навыков проектной деятельнсти учащихся"
материал по физике

Татьяна Владимировна Беккер

Изучение методов формирования навыков проектной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iar_po_kursam_buynitskaya_t.v.2.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

п. Парчум Чунского района Иркутской области

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Реферат   по курсу повышения

квалификации «Организация обучения физики в рамках ФГОС ООО»

Выполнил:

Буйницкая Татьяна Владимировна

Учитель МОБУ СОШ № 6 п. Парчум Чунского района Иркутской области

Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель: к.п.н., профессор НГИ, профессор РАЕ

Мандель Борис Рувимович

Новосибирск 2016 г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………...3

 Основная часть

1.1.Сущность проектной деятельности  ……………………. ……………………………...4

1.2. Положительные и отрицательные стороны использования метода  проектов……………………………………………………………………………..6

1.3. Классификация проектов ………………………………………………….....8

1.4.  Этапы проектной деятельности     ………………………………………....10

Заключение………………………………………………………………………….14

Использованные источники………………………………………………………15

Введение

Мы, преподаватели, понимаем, что самые ценные и прочные знания - это знания, добытые своим трудом. Умение добывать знания самостоятельно, способность организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую цель, наметить план действий, найти и привлечь необходимые ресурсы, и осуществив планы, оценить, удалось ли достичь поставленных целей- определяет успех в современном мире. Все  успешные люди- лидеры в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ООО предлагает "портрет выпускника основной школы": «…активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…» 

Актуальными становятся задачи формирования навыков проектирования обучающихся и формирования личности способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях. Сегодня в школе есть много возможностей  для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

В первой главе своей  работы я рассматриваю сущность проектной деятельности, метод проектов. Классификация проектов, этапы работы над проектами. Вторая глава посвящена организации проектной деятельности на уроках физики в общеобразовательной школе.

Цель работы: изучить методы формирования навыков проектной деятельности обучающихся

Задачи: 

  • Изучить теоретический материал проектной деятельности;
  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны метода проектов;
  • Рассмотреть формы и методы, используемые в проектной деятельности
  • Разработать критерии оценивания проекта, самооценку

Основная часть

1.1.Сущность проектной деятельности

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возник он еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [3] Здесь важна  проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль обучающихся  в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся  должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив, необходимые знания из разных областей, получив реальный и ощутимый результат.

В основе данного метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отношение к самому существованию и соответственно определению метода проектов у ученых неоднозначно.

Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорят  о методе проектов, то имеют  в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний[8].

По определению Чечеля И.Д, метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [14].

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. [9]. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебной деятельности – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, другими  словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

-Наиболее важной частью плана является поэтапная  разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.[10]

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

Метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

1.2. Положительные и отрицательные стороны использования метода проектов

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательную деятельность из скучной рутины  в результативную созидательную творческую работу.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках физики позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование проектных, исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

У метода проектов, есть и минусы.  

Во первых это перегрузка обучающихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если   это -  поиск информации, чтение   научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности   несомненная, но приходится избегать больших временных затрат. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание поучаствовать на каком-нибудь конкурсе, а за последние годы их стало много. На конкурсы проектов учеников довольно часто представляются работы, в большей части сделанные учителем. Эта закономерность  может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

1.3. Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций. [9]

  1. По доминирующей в проекте деятельности:

творческие

ролевые, игровые

исследовательские

информационные

прикладные

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.[13]

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые, игровые проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

2. По характеру контактов между участниками:

Прикладные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др. 

межпредметный проект(во внеурочное время)

монопроект (в рамках одного предмета

3. По характеру координации проекта:

со скрытой координацией

с открытой координацией

- с открытой, явной координацией (координатор выполняет свою собственную функцию, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей)

- со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта)

4. По характеру контактов между участниками

международные

внутренние или региональные

внутренние или региональные (внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, одной страны) 

5. По количеству участников проекта

международные (участниками проекта являются представители разных стран) 

- парные (между парами участников)

- групповые (между группами участников)

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах)

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Краткосрочные

средней продолжительности

6. По продолжительности

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. [6]

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. 

1.4. Этапы проектной деятельности

Чтобы сформировать навыки проектной деятельности нужно грамотно организовать и провести занятия с использованием метода проектов. Использовать определенные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно – деловые игры, уроки – консультации, уроки – презентации и другие. Предпочтение отдаётся проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы – индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звёздочка обдумывания», «мозговой штурм»,  семинары, «круглый стол» по обмену информацией, конференция.[1] Средства обучения, применяемые в процессе работы, - видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно - популярная литература), Интернет – ресурсы, медиатеки.

Каждая стадия, этап занимает определённое время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий и рассмотреть организационные формы. В таблице представлено соответствие этапов присвоения учеником новой информации и этапов работы над проектом. Данное соответствие построено по аналогии с таблицей В. В. Гузеева, автора пособия «Образовательная технология: от приёма до философии».[2]

Этапы работы и организационные формы обучения.

Погружение в проект

Формулирование проблемы, постановка цели.

Рассказ, беседа, лекция.

Планирование

Обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности.

Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», ролевые и учебно-деловые игры.

Выполнение проекта

Проведение исследования, поисково- информационная деятельность и т.п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.

Обобщение результатов

Обобщение и выводы.

Семинар, консультация.

Защита проекта

Обсуждение, ответы на вопросы.

Урок-презентация, «круглый стол», конференция.

Оценка и рефлексия

Анализ достижения цели.

Беседа, консультация.

Защита проектов в форме презентации

Практика показывает, что защита проектов чаще всего проходит в форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают памятку о том, как работать над презентацией.

Презентация должна включать:

- вступление;

- основные тезисы;

- обзор новой концепции или мнений по вопросу;

- ссылки на использованные сайты;

- общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

- графическое изображение, анимационные эффекты;

- диаграммы и графики;

- цитаты, список использованных материалов;

На последнем этапе проектирования и обучающийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. [12]Причём, оценивается не объём освоенной информации, а её применение в деятельности для достижения поставленной цели».

В оценивании проектов приоритет отдаётся рейтинговой, качественной оценке. Обязательно включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант. Причём групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как личный вклад каждого в общий проект может быть различным. Особое внимание необходимо уделять оценке результатов работы самими учащимися, рефлексии осуществлённой деятельности. Для проведения рефлексии можно воспользоваться различными методиками, например, «листы рефлексии», «закончи предложение»(см. приложение )

Оценка оформления и выполнения работы

Актуальность темы; объём и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнении проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы.

Оценка защиты проекта

Качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция. Критерии оценивания:

- Титульный слайд с заголовком.

- Минимальное количество – 10 слайдов

- Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики, таблицы и диаграмм.)

-  Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

- Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

- Слайды представлены в логической последовательности

- Красивое оформление презентации

 

 

 

 

Заключение

Навык проектирования важен в современном мире и метод проектов помогает их формированию.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.

Несмотря на загруженность, объем и кропотливость работы, я дальше буду использовать проектную технологию в своей профессиональной деятельности.

Использованные источники.

1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.

2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

4. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.

5. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

статья "Проектная деятельнсть на уроках информатики"

Школа на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На сов...

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...