Урок физики в 7 классе "Сил трения, решение задач"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе «Сила трения»
(УМК «физика» для 7 класса, серии «Сферы»)
Учитель: Игнатова Антонина Павловна
Тема урока: Сила трения, решение задач.
Образовательные ресурсы: компьютер; интерактивная доска; динамометр; деревянный брусок; тележка; набор грузов;
Цели урока:
Образовательные:
- Создать условия для закрепления у учащихся навыков решения задач, как расчетных, так и качественных, для закрепления ранее изученного;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельность;
- Развивать умение анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, культуру речи;
- Формировать опыт общения между учащимися и сотрудничество с учителем в учебном процессе.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений.
Технологии:
- Информационно-коммуникативные;
- Развивающее обучение.
План урока:
- Организационный момент. (Учитель объявляет тему урока).
- Фронтальная работа с классом:
- Устная разминка.
- Вопросы «Зачем?» и «Почему?»
- Решение задач, с обсуждением.
- Самостоятельная лабораторно-практическая работа.
- Рефлексия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся экспериментально определять зависимость силы трения от силы реакции опоры; применять формулу расчета силы трения, формулу расчета коэффициента трения и силы реакции опоры; давать ответы на качественные вопросы о проявления силы трения в природе, быту и технике.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при решении задач, проведения эксперимента; доброжелательно обращаться и оказывать помощь одноклассникам.
Личностные УУД: повышают грамотность, получают новые знания по физике, формируют нравственные и эстетические ценности через познание физических явлений.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять степень успешности своей работы; самостоятельно делать выводы.
Познавательные: самостоятельно производить переработку информации; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организационная структура урока
Повторительно-обобщающий этап.
Устная разминка.
- Для чего на уроках физкультуры при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией, а подошвы- канифолью? (Для увеличения силы трения, уменьшения скольжения)
- Многие водные животные (морские звезды, губки, голотурии) имеют на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое явление способствует этому? (Сила трения)
- О каком явлении идет речь в пословице: «От того телега запела, что дёгтя не ела»?) (О силе трения).
- Поверхность зеркала более гладкая, чем лёд. Почему на коньках так легко кататься по льду и совсем невозможно по зеркалу? (Лёд под давлением лезвий коньков плавится, а вода является смазкой, поэтому коньки легко скользят по льду)
- Скрипичный смычок - деревянная трость. Между головкой и колодкой смычка натягивается волос конского хвоста (натуральный или искусственный). С какой целью волосы скрипичного смычка натирают канифолью? (Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки; натирая канифолью, заполняют пространство между ними, что уменьшает силу трения и благоприятно сказывается на звуке)
- Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры перчатками, покрытыми слоем шероховатого материала? (Для увеличения силы трения)
Вопросы «зачем?» и «почему?»
- Зачем зимой дорожки посыпают песком?
- Почему шины автомобилей делают с рифленой поверхностью?
- Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
- Почему масло или большой кусок сыра легче резать проволокой а не ножом?
- Зачем лыжники наносят на лыжи особую смазку?
- Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим автомобилем?
Решение задач:
- Снежинка равномерно движется вниз. Какие силы в этом случае действуют на неё? Изобразите эти силы на рисунке.
- Парашютист весом 800 Н равномерно спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха?
- Определите коэффициент трения между шкафом массой 120 кг и поверхностью пола. Сила, приложенная к шкафу в горизонтальном направлении, равна 600 Н.
- На брусок массой 500 г приложена сила в горизонтальном направлении для его перемещения. Определите силу трения, если коэффициент трения равен 0,4.
- Чтобы передвинуть шкаф, надо приложить к нему горизонтальную силу 300 Н. Чему равен коэффициент трения между шкафом и полом, если масса шкафа равна 120 кг?
Лабораторно- практическая работа:
Определение коэффициента трения скольжения между кареткой (бруском) и поверхностью направляющей рейки.
Цель работы:
Определить коэффициент трения скольжения, нагрузив каретку (брусок) двумя грузами и равномерно перемещая её по поверхности направляющей рейки.
Оборудование:
Направляющая рейка, каретка (брусок), два груза, динамометр.
Ход работы:
- Запишите численное значение веса каретки (бруска) вместе с двумя грузами (измеряется с помощью динамометра) в единицах измерения СИ
- Запишите численное значение силы упругости пружины при равномерном прямолинейном скольжении каретки (бруска) с грузами
- Запишите численное значение коэффициента трения скольжения, рассчитав его по формуле.
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"
Данную разработку можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...
Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...
Урок физики в 7 классе "Решение задач на расчет сил"
Урок - конференция в 7 классе "Урок одного тела"...
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Решение задач на расчет гидростатического давления"
Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию....
Урок физики в 7 классе. Решение задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (эстафета олимпийского огня)
Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»(эстафета олимпийского огня)Цели урока:- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» - формирование представление...
Урок физике в 7 классе "Решение задач на расчёт механической работы и мощности"
На уроке используется сюжет рассказа Р. Погодина «Тишина» Урок проводится в рамках всероссийского проекта «Успешное чтение. Книга на уроке». Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений...
Презентация к уроку физики в 10 классе "Решение задач по теме: Динамика"
Презентация к уроку физики в 10 классе "Решение задач по теме: Динамика"...