Громкость звука. Высота и тембр звука. 9класс
методическая разработка по физике (9 класс)
Создание проблемной ситуации на уроке с дальнейшим ее решением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Громкость звука | 57.33 КБ |
Презентация к уроку физики в 9 классе "Громкость звука" | 1.55 МБ |
Тест на тему "Короткое замыкание", 8 класс физика | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики «Высота и тембр звука. Громкость звука».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучить физические характеристики звука: высота и тембр, громкость.
Задачи:
- Образовательные: вспомнить, что такое звук; изучить характеристики звука, формировать умения применять теоретические знания на практике; формирование умений работать с различными видами информации (знаки, символы, таблицы, текст).
- Воспитательные: формировать интерес к предмету; показать необходимость техники безопасности и гигиены при использовании технических устройств.
- Развивающие: развивать логическое мышление (операции: анализ, синтез, сравнение, заключение), развивать умение работать с проблемой.
Предполагаемые результаты: Личностные: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
Предметные: Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике по теме “Звук”.
Метапредметные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы.
Ход урока
1. Организационный. Здравствуйте, ребята.
2. Актуализация знаний и мотивация:
Известно, что человек получает информацию об окружающем мире с помощью своих органов чувств, и слух является одним из важных источников познания. Сегодня посредником в получении звуковой информации являются технические устройства: мобильные телефоны, плееры. Многие из вас сталкивались с вопросом (слайд 2) “Как выбрать наушники?”. Если у вас хорошие наушники, то вы знаете, как преобразуется мир с помощью звуков, - хочется танцевать от заводной музыки, насладится гармонией классической. Музыка способна поднять настроение и повысить жизнерадостность. Ученые советуют, чтобы человека окружал приятный звуковой фон и тогда у него не будет проблем со здоровьем.
Как вы думаете, какие должны быть характеристики у хороших наушников для музыкального плеера, либо телефона? {Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение: вхождение в жизненную проблемную ситуацию, её рефлексивное исследование, выдвижение гипотез. Метапредмет: проблема}
Тема нашего сегодняшнего урока (слайд 3)
Задание 1.(слайд 4)
Для решения проблемы вначале вспомните, что собой представляет звук?
физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде
Задание 2.(слайд 5)
Выберите верное утверждение, что является условиями возбуждения звуковой волны:
А: наличие источника колебаний
Б: наличие упругой среды
В: наличие газовой среды
{Познавательные УУД: логические действия: анализ: выбор верного утверждения. Метапредмет: знание}
Задание 3.(слайд 6)
Перечислите основные физические характеристики колебания.
- Период – T, [с]
- Частота – υ, [Гц]
- Амплитуда – А, [ м]
Задание 4.(слайд 7)
Механические колебания, каких частот называют звуковыми и почему?
2 – 20 Гц
20 – 20 000 Гц
200 – 200 000 Гц
20 – 200 000 Гц
3. Формирование новых понятий и способов действий:
Звук порождается колеблющимся телом (Демонстрация: звук колеблющегося камертона).
Какой орган воспринимает звуковые колебания? (слайд 8)
Чтобы происходили колебания в наушниках, необходимо узнать физические свойства звука. Вы знаете, звуки бывают приятные или неприятные, звонкие и глухие, громкие и еле слышные.
Звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами, называют музыкальными. Гармонические колебания являются самым простым видом колебаний.
Звук камертона называют чистым тоном (слайд 9), он совершает колебания одной частоты. Шумы отличаются от музыкальных звуков тем, что им не соответствует определённая частота колебаний. Шум – это смесь беспорядочно чередующихся звуков с самыми разными частотами.
Мы на слух различаем низкий голос (бас) и высокий (сопрано). (слайд 10)
Как вы думаете, от какой характеристики звуковой волны зависит высота звука?
Опыты показывают, что высота звука определяется частотой звуковой волны: чем больше частота волны, тем звук выше. К примеру, в телефоне для воспроизведения человеческой речи используется частотный диапазон 300 – 2000 Гц.
Задание 5.(слайд 11)
Перед вами таблица диапазонов частот, соответствующих голосу певца:
Голос | Частота, Гц |
Бас | 80 – 400 |
Баритон | 110 – 400 |
Тенор | 150 – 500 |
Контральто | 200 – 700 |
Колоратурное сопрано | 250 – 1400 |
У какого голоса высота звука самая низкая? (музыкальный пример.)БАС
У какого голоса высота звука самая высокая? (музыкальный пример)СОПРАНО
С какой частотой звуковой волны может петь тенор? (музыкальный пример тенора)
{Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем: работа с таблицей. Метапредмет: таблица}
Но как мы отличаем голоса людей с одинаковой высотой звука?
Звучание даже одной и той же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или голоса отличает тембр. Любой источник звука (за небольшим исключением, например, камертон) совершает сложные негармонические (несинусоидальные) колебания. Если подключить микрофон к компьютеру и пропеть песенку, то на экране программы для записи появится сложная кривая.(слайд 12)
Составляющая большего периода (соответственно наименьшей частоты) называется основным тоном. Высота сложного звука определяется, именно выстой его основного тона. Остальные составляющие сложного звука называются обертонами (у них высота тона больше, чем у основного тона). Набор всех этих составляющих и составляет тембр звука. Тембр звука определяет его окраску. Чем больше обертонов, тем насыщеннее, красивее нам кажется звук. Чарующий серебристый оттенок голосов хороших певцов обусловлен как раз высокими обертонами.
Меняя силу удара по камертону молоточком, мы будем слышать звуки, отличающиеся по громкости. (слайд 13) Заметим, что, чем сильнее мы ударяем, тем больше амплитуда колебаний ножек камертона (бусинки у камертона). При увеличении амплитуды колебаний звучащего тела увеличивается и амплитуда колебаний в звуковой волне. Громкость звука определяется, в основном, амплитудой звуковой волны.
Воспринимаемая ухом громкость зависит еще и от частоты звуковой волны, потому, что ухо более чувствительно к одним частотам и менее чувствительно – к другим.
Минимальное изменение давления, которое может зафиксировать человеческое ухо, определяет порог слышимости. Максимальное изменение давления, которое еще в состоянии фиксировать ухо, определяет болевой порог. Единицей измерения громкости является децибел (дБ).
Задание 6.(слайд 14)
Какое название вы дадите таблице?
ГРОМКОСТЬ НЕКОТОРЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА
Источник звука | Громкость, дБ |
Тиканье ручных часов | 10 |
Тихий шепот | 20 |
Обычная речь | 60 |
Громкая речь | 80 |
Поп-концерт | 100 |
Отбойный молоток | 110 |
Звук реактивного двигателя | 120 |
Рок-концерт | 140 |
Каково минимальное значение громкости в таблице? Назовите ещё звуки с таким же уровнем громкости.
Каково максимальное значение громкости в данной таблице?
Исследование : замеряем пульс после прослушивания рок музыки.
Громкость, равную 120 дБ, называют болевым порогом. А при длительном воздействии такого звука происходит необратимое ухудшение слуха: человек перестает слышать тихие звуки: шепот, шелест листьев. Поэтом если вы слушаете музыку в наушниках, вы должны понимать, что долго и громко слушать нельзя. Как и пользоваться некачественными наушниками. Или долго слушать музыку с максимальной громкостью.
Физминутка. Учеными доказано, что классическая спокойная музыка оказывает на человека благотворное влияние. Одной из таких композиций является УТРО Грига. Расслабимся, отдохнем от урока и послушаем её.
Посмотрим как изменились показания пульса
{Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем: работа с таблицей. Метапредмет: таблица}
Применение знаний и формирование умений:
Обратитесь к тексту. Дайте статье название. Выполните самостоятельно задания.
Оказывается, что выбрать наушники, которые удовлетворят ваши запросы, это целая наука! Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подобрать наушники по следующим параметрам. Во-первых, частотная характеристика. У хороших наушников этот диапазон составляет 16 Гц – 20 кГц. Чем диапазон уже, тем большая часть частот “исчезнет” из композиции. Как правило, особо важную роль играет нижний предел частотного диапазона. Басы находятся именно на нижней планке частот. Если вы особо ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания – модель с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, почти никакие наушники – “вкладыши” с размером мембраны 9 – 12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания. Во-вторых, это чувствительность, влияющая на громкость звука в наушниках. Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не ниже 100 – 120 дБ. Третья характеристика – импеданс (сопротивление). Чем ниже сопротивление проводника, тем больший ток будет протекать через ваши наушники, тем громче они звучат. Для музыкального плеера либо мобильного телефона нужно выбрать наушники с импедансом 16 – 64 Ом. Есть еще ряд характеристик, которые имеют отношение к уже дизайну: форма, тип дужки, цвет. Наушники могут быть проводными и беспроводными. Выбор остается за только вами!
1. Заполните таблицу.
| Свойства звука | Характеристики наушников | Значение |
1 | Высота звука |
|
|
2 | Громкость звука |
|
|
|
|
|
2. Наушники, с каким размером диаметра мембраны способны дать более качественный звук? Почему? Какой вид наушников нравится именно вам? Почему?
3. Как вы думаете, стоит ли покупать наушники с верхним пределом частотной характеристики 25 кГц? Почему?
{1. Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем: работа с таблицей. 2. Познавательные УУД: логические действия: синтез. 3. Познавательные УУД: логические действия: анализ. Метапредметы: текст, таблица}
Задание 8.(слайд 15)
Перед вами витрина магазина. Оцените товар, выберите для себя наушники. Выбор обоснуйте с физической точки зрения.
{Познавательные УУД: логические действия: синтез, анализ. Регулятивные: оценка. Метапредмет: проблема. }
Задание 9.
Продолжите фразы:
- Я узнал, что__________________
- Я понял, что__________________
- Меня удивило, что_____________
- Было легко___________________
- Было трудно_________________
- В будущем можно_____________
- Я могу использовать___________
{Регулятивные УУД: коррекция, оценка, прогнозирование. Метапредмет: проблема.}
5. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Учебник параграф 35, 36.Ответы на вопросы после параграфов.
{Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем: создание схемы. Метапредмет: знак.}
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как выбрать наушники для плеера?
Что собой представляет звук? Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде
Выберите верные утверждения, что является условиями возбуждения звуковой волны: А: наличие источника колебаний Б: наличие упругой среды В: наличие газовой среды
Перечислите характеристики звуковых колебаний Период – T , [ с ] Частота – υ , [ Гц ] Амплитуда – А, [ м ]
Механические колебания, каких частот называют звуковыми и почему? 1) 2 – 20 Гц 2) 20 – 20 000 Гц 3) 200 – 200 000 Гц 4) 20 – 200 000 Гц
Какой орган воспринимает звуковые колебания?
Чистый тон Звук камертона называют чистым тоном, он совершает колебания одной частоты Запись звука камертона в программе Audacity
От какой характеристики звуковой волны зависит высота звука? Высота звука определяется частотой звуковой волны: чем больше частота волны, тем звук выше
Таблица диапазонов частот
Как мы отличаем голоса людей с одинаковой высотой звука?
Громкость звука При увеличении амплитуды колебаний звучащего тела увеличивается и амплитуда колебаний в звуковой волне
Какое название вы дадите таблице?
Перед вами витрина магазина. Оцените товар, выберите для себя наушники
Продолжите фразы Высота и тембр звука. Громкость Я понял что_____________ Я могу использовать _________________ _______было хорошо _______ было трудно Я узнал, что___________ В будущем можно__________ Меня удивило, что_______________
Домашнее задание Учебник §35,36.Ответы на вопросы после параграфов. Составить плакат-схему в Microsoft PowerPoint «Технология выбора наушников»
Использованные изображения http://vipadvert.ru/news-4728.html http://ds148.ucoz.ru/index/uchim_rebenka_slushat_muzyku/0-40 http://colow.do.am/news/audiologicheskij_skrining/2013-07-29-187 http://disregardjeremiah.blogspot.com/2013/01/blog-post_274.html http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /669 bc 7 a 2- e 921-11 dc -95 ff -0800200 c 9 a 66/2_9. swf
Предварительный просмотр:
1. Из какого металла изготавливаются дающие свет спирали современных ламп накаливания?
1) Стали 2) Алюминия 3) Вольфрама 4) Серебра
2. С какой целью колбу лампы накаливания наполняют вместо воздуха инертным газом?
1) Чтобы не перегорала ее спираль
2) Чтобы атмосферное давление не раздавило колбу
3) Для более яркого свечения спирали
4) Чтобы замедлить испарение вольфрама
3. Короткое замыкание электрической цепи возникает в случае соединения концов какого-либо ее участка проводником, имеющим
1) какое-нибудь другое сопротивление
2) очень малое сопротивление
3) очень большое сопротивление
4. Чем опасно короткое замыкание?
1) Уменьшением напряжения на том участке цепи, где оно произошло
2) Уменьшением напряжения на всех участках цепи
3) Резким возрастанием силы тока в цепи, приводящим к перегреву проводников — вплоть до их возгорания
4) Увеличением силы тока, вызывающим резкое нарушение работы цепи
5. Каково назначение плавкого предохранителя? Каким свойством должен обладать проводник, из которого его можно сделать?
1) Уберечь электрическую цепь от разрыва; тугоплавкостью
2) Разомкнуть электрическую цепь в случае превышения силой тока допустимого значения; легкоплавкостью
3) Не допустить короткого замыкания; тугоплавкостью
4) Среди ответов нет правильного
1. Из какого металла изготавливаются дающие свет спирали современных ламп накаливания?
1) Стали 2) Алюминия 3) Вольфрама 4) Серебра
2. С какой целью колбу лампы накаливания наполняют вместо воздуха инертным газом?
1) Чтобы не перегорала ее спираль
2) Чтобы атмосферное давление не раздавило колбу
3) Для более яркого свечения спирали
4) Чтобы замедлить испарение вольфрама
3. Короткое замыкание электрической цепи возникает в случае соединения концов какого-либо ее участка проводником, имеющим
1) какое-нибудь другое сопротивление
2) очень малое сопротивление
3) очень большое сопротивление
4. Чем опасно короткое замыкание?
1) Уменьшением напряжения на том участке цепи, где оно произошло
2) Уменьшением напряжения на всех участках цепи
3) Резким возрастанием силы тока в цепи, приводящим к перегреву проводников — вплоть до их возгорания
4) Увеличением силы тока, вызывающим резкое нарушение работы цепи
5. Каково назначение плавкого предохранителя? Каким свойством должен обладать проводник, из которого его можно сделать?
1) Уберечь электрическую цепь от разрыва; тугоплавкостью
2) Разомкнуть электрическую цепь в случае превышения силой тока допустимого значения; легкоплавкостью
3) Не допустить короткого замыкания; тугоплавкостью
4) Среди ответов нет правильного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Источники звука. Звуковые волны. Высота, громкость, тембр звука
План урока по физике в 9 классе ...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.
Разработка урока с использованием презентации, виртульного осциллографа и виртуального генератора звука....
Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...
Технологическая карта урока "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука".
Технологическая карта урока физики в 9 классе....
Разработка открытого урока по физике 9 класс: "Высота,тембр и громкость звука"
Тема:. Высота, тембр и громкость звука. Цели урока: углубить знания обучающихся о звуковой волне, сформировать у них представление о звуке и его характеристик.Тип урока: урок ус...