Физические диктанты
методическая разработка по физике (11 класс)
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном урока. От правильной постановки которого во многом зависит качество обучения. Она позволяет установить знания и умения учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку учеников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений. Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Правильная организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его обучения следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования Значительное сокращение учебного времени на изучение физики, особенно на старшей ступени обучения, требует от учителя высокой организованности в преподавании науки и изменения технологий для осуществления основных элементов учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz._diktant_11_kl.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Г. Улан-Удэ, 670031, БКМ, 15, т: 437326
http://school3503.ru/, school-35-bkm@mail.ru
Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 35» _____________Л.Г. Пахомова Приказ № 117 От «10» сентября 2018 г. | Согласовано МС школы протокол № 01 от «30» августа 2018 г. Руководитель МС ___________Е. Н. Попова | Рассмотрено МО математики и физики протокол № 01 от «28» августа 2018 г. Руководитель МО ________ Липунова О.О. |
Методическая разработка:
«Физические диктанты –11 класс»
Автор разработки: Савельева Е.М.,
учитель физики высшей кв. категории
2018г.
Введение
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном урока. От правильной постановки которого во многом зависит качество обучения. Она позволяет установить знания и умения учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку учеников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений. Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Правильная организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его обучения следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования Значительное сокращение учебного времени на изучение физики, особенно на старшей ступени обучения, требует от учителя высокой организованности в преподавании науки и изменения технологий для осуществления основных элементов учебного процесса. Она позволяет производить изучение материала укрупнёнными блоками с последующей обработкой его учащимися в процессе самостоятельной деятельности. Объяснение веду с помощью опорных конспектов, которые способствуют излагать учебный курс последовательно, логично, доступно для каждого учащегося. Метод ежедневного опроса (преимущественно на первой ступени обучения), обеспечивает ученикам успешность продвижения в понимании материала, что рождает интерес к занятиям. За эти годы создан УМК по всем курсам физики. Он включает в себя следующие элементы: поурочное планирование, контрольные вопросы взаимоконтроля, опорные конспекты, презентации к урокам, многовариантные задания для уроков решения задач ,задания для самостоятельной работы для исследования практического применения изучаемых явлений и процессов, тексты контрольных работ и физических диктантов. За эти годы мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования. Преимущественно использую письменную проверку знаний, так как она обладает рядом достоинств:
- позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно;
- обладает большей объективность по сравнению с устной;
- осуществить равенство меры выявления знаний для всех учащихся;
- позволяет выбрать общую для всех систему вопросов;
- определяет четкие критерии оценки работы учащихся.
Письменная проверка проводится в форме контрольных работ - физических диктантов. Физические диктанты дают возможность, проверить сознательность выполнения домашнего задания, выявить умение учащихся применять знания в учебной практике при решении задач, к выполнению эксперимента, создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, использовать индивидуальный темп написания работы. При подготовке к таким работам школьники учатся выделять главное в учебном материале, особое внимание уделяют структурным единицам научных знаний, а так же повторяют, закрепляют, углубляют и систематизируют знания, что позволяет поднять их на новый уровень. Основой физических диктантов по изучаемой теме служат контрольные вопросы взаимоконтроля данной теме, которые разработаны по всем основным темам курсов физики 7-11 классов и представлены в электронном журнале каждого класса. Все обобщающие диктанты построены по единой логической схеме:
- физические величины, их условное обозначение, единицы измерения;
- основные формулы темы, связь между физическими величинами, математическое выражение условий, физических законов, границ применимости законов, теорий;
- определения физических величин, явлений, законов, теорий;
- графики зависимостей физических величин от времени, других параметров, условное обозначение устройств, приборов в схемах
Продолжительность работ соответствует 10-15 минут урока. Файлы с диктантами, оформленными на отдельных листах (формат А4), выдаются каждому учащемуся персонально для работы. Данное оформление заданий позволяет учителю использовать их многократно, проводить проверку одновременно всех учащихся в полной тишине, проводить последующую корректировку знаний после проверки и с временно отсутствующими на уроке.
Примерные тексты физических диктантов
Физический диктант по теме «Магнитное поле»
1 вариант
- Что называется магнитной силой?
- Перечислите свойства магнитного поля
- Сформулируйте правило буравчика (для чего оно необходимо?)
- Какое поле называется вихревым полем?
- Сформулируйте закон Ампера
- Как определить максимально вращающий момент?
2 вариант
- Что называется магнитным полем?
- Что называется магнитной индукцией?
- Что называется линиями магнитной индукции?
- Сформулируйте правило левой руки
- Как определить силу Лоренца?
- Что называется модулем вектора магнитной индукции? Как его определить?
Физический диктант «Электромагнитная индукция»
1 вариант
- В чем заключается явление электромагнитной индукции?
- Сформулируйте правило Ленца
- Сформулируйте закон электромагнитной индукции
- Что называется вихревым полем? Перечислите его свойства
- В каких единицах измеряется магнитный поток?
- Сравните электрическое и вихревое электрическое поле.
- Что называется Самоиндукцией?
- Как определить энергию магнитного поля в катушке?
2 вариант
- Что называется магнитным потоком? Как его определить? В каких единицах он измеряется?
- Сформулируйте правило левой руки
- Объясните знак ЭДС индукции в законе электромагнитной индукции
- Вывести формулу для расчета ЭДС индукции в движущихся проводниках
- В каких единицах измеряется ЭДС индукции?
- Сравните магнитное и вихревое электрическое поле.
- Что называется индуктивностью? Как ее определить? В каких единицах измеряется индуктивность? От чего зависит?
- Перечислите свойства электромагнитного поля.
Физический диктант « Электромагнитные колебания»
1 вариант
- Что называется электромагнитными колебаниями?
- Что называется вынужденными колебаниями?
- Уравнение, описывающее свободные колебания в контуре.
- Как определит энергию магнитного поля?
- Что называется частотой колебаний? Как ее определить? В каких единицах измеряют?
- Что называют сдвигом фаз?
- Что называют амплитудой колебаний? Как определить амплитуду?
- Что называют простейшим колебательным контуром?
2 вариант
- Что называется гармоническими колебаниями?
- Что называется свободными колебаниями?
- Как определить энергию электрического поля?
- Что называется периодом? Как его определить? В каких единицах измеряется?
- Как определить энергию электрического поля?
- Запишите формулу Томсона
- Что называется фазой колебания?
- Что называется циклической частотой?
Физический диктант «Электромагнитные колебания»
1 вариант
- Что называется переменным электрическим током? Сравнительная характеристика механических и электрических колебаний.
- Активное сопротивление в цепи переменного тока
- Емкостное сопротивление в цепи переменного тока
2 вариант
- Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями
- Индуктивное сопротивление в цепи переменного тока
- Резонанс в цепи переменного тока
Физический диктант «Электромагнитные волны»
1вариант
- Что называется волной?
- Что называется поперечной волной?
- Свойства волн.
- Как определить скорость распространения волны?
- Что собой представляет электромагнитная волна?
2 вариант
- Что называется скоростью волны? Как ее найти?
- Какая волна называется продольной?
- Что называется длиной волны? Как ее определить?
- Как найти частоту волны?
- Сформулируйте условия возникновения волн
Физический диктант « Электромагнитные волны»
1 вариант
- Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн
- Запишите основное свойство электромагнитных волн
- Что называется волновой поверхностью?
- Что называется точечным источником?
- Как зависит плотность потока от расстояния до источника?
2 вариант
- Принцип радиотелефонной связи
- Что называется лучами?
- Что называется плотностью потока?
- Что называются радиолокацией?
- Как зависит плотность потока от частоты?
- Что называется детектированием?
Физический диктант « Оптика»
1 вариант
- Сформулируйте принцип Гюйгенса
- Сформулируйте закон преломления света
- Что называется полным отражением? Его закономерности
- Что называется интерференцией?
- Условия минимума при интерференции
- Что называется линзой?
- Что называется оптической силой линзы?
- В чем заключалась волновая теория света
- Что называется дифракцией?
- Какие источники называются когерентными?
2 вариант
- Сформулируйте закон прямолинейного распространения света
- Сформулируйте закон отражения
- Что называется абсолютным показателем преломления? Как его определить?
- Что называется дисперсией?
- Сформулируйте условия максимума интерференции
- Что называется геометрической оптикой?
- Запишите формулу тонкой линзы
- Что называется линейным увеличением? Как его определить?
- В чем заключается корпускулярная теория света
- Что называется поляризацией света?
Физический диктант «СТО»
1 вариант
- Сформулируйте принцип относительности Галилея
- Запишите релятивистский закон сложения скоростей
- Как определить релятивистскую длину?
- Как определить релятивистский импульс?
2 вариант
- Сформулируйте принцип относительности Эйнштейна
- Как определить релятивистское время?
- Как определить релятивистскую массу?
- Формула Эйнштейна для определения энергии.
- Физический диктант « Излучения и спектры»
1 вариант
- Перечислите виды излучения
- Свойства теплового излучения
- Свойства катодолюминесценции
- Что называется спектром испускания?
- Что называют сплошным спектром?
- Что называют спектральным анализом?
2 вариант
- Какие источники света бывают?
- Свойства электролюминесценции
- Свойства фотолюминесценции
- Что называется спектром поглощения?
- Что называют линейчатым спектром?
- Что называют полосатым спектром?
Физический диктант «Шкала электромагнитных волн»
1 вариант
- Радиоволны (Что излучает, свойства, где применяют)
- Видимое излучение (Что излучает, свойства, где применяют)
- Рентгеновские лучи (Что излучает, свойства, где применяют)
2 варинт
- Инфракрасное излучение
- Ультрафиолетовое излучение
- Гамма-излучение
Физический диктант « Фотоэффект»
1 вариант
- Что называется фотоэффектом?
- Сформулируйте 2 закон фотоэффекта
- Сформулируйте 4 закон фотоэффекта
- Перечислите свойства фотона
- Расскажите о давлении света
- Химическое действие света
2 вариант
- Сформулируйте 1 закон фотоэффекта
- Сформулируйте 3 закон фотоэффекта
- Запишите формулу Эйнштейна для энергии порции кванта
- Что называется фотоном. Как определить его массу, энергию, импульс?
- В чем заключалась гипотеза Планка. Как он предложил определять энергию кванта?
- В чем заключается корпускулярно-волновой дуализм.
Физический диктант «Физика атомного ядра»
1 вариант
- На чем основан принцип действия камеры Вильсона
- Что называется радиоактивным распадом?
- Сформулируйте правило смещения для бета-распада
- Сформулируйте закон радиоактивного распада
2 вариант
- На чем основан принцип работы счетчика Гейгера
- Сформулируйте правило смещения для альфа- распада
- Опишите свойства гамма- распада
- Что называется периодом полураспада?
Физический диктант « Физика атомного ядра-2»
1 вариант
- Каково строение ядра?
- Свойства ядерных сил
- Как определить дефект масс?
- Что называется ядерной реакцией?
- Что называется коэффициентом размножения нейтронов?
- Как эВ перевести в Дж?
2 вариант
- Что называется ядерными силами?
- Как определить энергию связи?
- Как определить удельную энергию связи?
- Как рассчитать энергетический выход ядерной реакции?
- Что называется критической массой?
- Как а.е.м. перевести в кг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные физические диктанты как форма текущего контроля знаний
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения. Учащиеся заинтерес...
Сборник физических диктантов для 7 класса
Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...
Сборник физических диктантов для 8 класса
Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...
Сборник физических диктантов для 9 класса
Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...
"Тепловые явления" физический диктант
Физческий диктант для фронтального опроса в 8 классах...
Физический диктант "Физические величины"
В конце учебного года кроме итоговых контрольных работ или тестов мои ученики выполняют еще такие итоговые работы как физический диктант по физическим величинам и их единицам измерения, словарный дикт...
Физический диктант "Физические величины"
В конце учебного года кроме итоговых контрольных работ или тестов мои ученики выполняют еще такие итоговые работы как физический диктант по физическим величинам и их единицам измерения, словарный дикт...