Элективный курс "Физика в задачах" 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)
Элективный курс "Физика в задачах".Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создают условия для всестороннего развития личности, являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_v_10_kl_fizika_v_zadachah.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Юхнов Юхновского района Калужской области | |||
ПРИНЯТО на педагогическом совете МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов Протокол № 9 от 31.08. 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов _______________Е.В. Потапова Приказ № 82(36) от 31.08.2018 г | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Физика в задачах» (наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля) 10 класс (класс) | |||
Срок реализации программы: | 1 год (учебный год) | ||
Программа разработана: | Павлухина Вера Викторовна (Ф.И.О. учителя) учитель физики и математики высшая квалификационная категория (должность, квалификационная категория) | ||
г. Юхнов 2018 г. |
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10 обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Количество часов на год по программе: 68.
Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.
Цели и задачи элективного курса
Цели:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научитьрешать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.
- Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементуобщечеловеческой культуры.
Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Количество часов на год по программе: 68.
Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.
Содержание программы:
1.Вводное занятие1ч
2. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике (3ч).
-классификация задач по физике
- умение представлять условие задачи, делать рисунки
-общие методы решения задач
-этапы решения поставленной задачи
- правильность оформления задач
- правильность оформления справочного материала.
умение представлять условие задачи, делать рисунки
-схема решения качественных задач
-простые качественные задачи
-сложные качественные задачи как совокупность или комбинация
нескольких простых задач
-решение стандартных задач
-решение комбинированных задач
-решение нестандартных задач.
- задачи на чтение графиков
-задачи на построение графика движения.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу.
Самостоятельная работа учащихся: Составление таблицы по классификации и типам задач с использованием задачников, оформление, решение данной задачи (каждому учащемуся дается индивидуальное задание на карточке по выбору учителя), решение задания на выделенные виды деятельности. Постановка качественной задачи и составление схемы ее решения. Построение цепи умозаключений для решения сложной качественной задачи.
3. Механика (39ч)
Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения
-решение задач по теме «Относительность движения, движение по прямой, по
окружности».
- решение качественных задач.
- постановка задачи при чтении графика, составление уравнения движения.
-решение задач по «Динамике». ( Движение тела под действием нескольких сил по
вертикали, по прямой, по наклонной).
- условия равновесия тел.
- использование законов сохранения в механике.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу.
- применение производной при расчете основных характеристик движения.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Механика», составить тест.
4. Молекулярная физика. Термодинамика.(10 ч)
- решение качественных задач по теме «Основы МКТ».
-решение аналитических задач по темам «Основное уравнение МКТ. Основное уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Работа газа. Внутренняя энергия. Первое и второе начала термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Теплоемкости. Циклы»,
-задачи на чтение графиков.
-задачи на построение графика физического процесса, изображение графика процесса в других координатах.
-определение максимального и минимального значения функции.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу. Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Применение аналитического метода при решении задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».
5. Электричество (13ч)
- решение качественных и аналитических задач по теме «Электростатика»,
- определение поля точечного заряда, тонкой заряженной нити, заряженной плоскости.
-графическое изображение электростатических полей, расчет напряженности, потенциала, работы электростатического поля.
-решение качественных и аналитических задач по теме «Законы постоянного тока»
-расчет электрических цепей (параллельного, последовательного соединений, использование правил Кирхгофа), закон Джоуля - Ленца.
- качественные задачи по теме «Электрический ток в различных средах»
Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Решение задач по теме «Электростатика. Законы постоянного тока. Ток в различных средах». Определение общего сопротивления электрической цепи при смешанном соединении проводников. Определение КПД бытового электронагревательного прибора. Изготовление полупроводникового термометра.
6. Итоговое занятие 2ч
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | |
2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. | 3 | |
3 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.» | 3 | |
4 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением» | 4 | |
5 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности» | 2 | |
6 | Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков. | 4 | |
7 | Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ | 2 | |
8 | Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение» | 2 | |
9 | Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели). | 4 | |
10 | Экспериментальная проверка параметров баллистического движения. | 2 | |
11 | Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов | 2 | |
12 | Решение и анализ олимпиадных задач по физике | 4 | |
13 | Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона» | 2 | |
14 | Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона» | 4 | |
15 | Аналитическое решение задач по теме: «Применение законов Ньютона» -движение в поле тяготения; -движение под действием силы упругости; -движение с учетом силы трения; -движение связанных тел; -движение по наклонной плоскости. | 5 | |
16 | Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона» | 3 | |
17 | Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме. | 1 | |
18 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел» | 1 | |
19 | Практикум по расчету технических характеристик с использованием условий равновесия тел. | 2 | |
20 | Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения» -работа и мощность; -закон сохранения импульса; -закон сохранения энергии. | 4 | |
21 | Решение экспериментальных задач на законы сохранения. | 1 | |
22 | Семинар по теме: «Практическое применение законов сохранения» | 1 | |
23 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» -решение качественных задач; -решение расчетных задач; -графическое решение задач. | 3 | |
24 | Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ» | 1 | |
25 | Решение задач на расчёт количества теплоты Решение задач на уравнение теплового баланса | 2 | |
26 | Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | |
27 | Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом.» | 3 | |
28 | Решение качественных задач по теме «Электростатика» | 2 | |
29 | Решение задач по теме «электростатика» Принцип суперпозиции полей | 2 | |
30 | Практическое занятие по сборке батареи конденсаторов | 1 | |
31 | Решение задач по теме «Постоянный электрический ток» | 2 | |
32 | Решение задач на расчет электрических цепей | 2 | |
33 | Решение задач по правилам Кирхгофа | 3 | |
34 | Лабораторная работа (цифровая) Сборка электрической цепи. Определение сопротивления проводника | 1 | |
35 | Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций. | 2 | |
36 | Общее количество | 68 |
Планируемые результаты :
• повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих умений.
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
• понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на практике.
• приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов и их обработку.
• подготовка обучающихся к сдаче вступительных экзаменов и к дальнейшему обучению выбранной специальности.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства: интерактивная доска, цифровая лаборатория «Научные развлечения», оборудование для выполнения лабораторных работ по физике.
Литература:
- «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н.М.: Просвещение, 2004.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
- О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)
Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...
Элективный курс для 11 класса
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...