«Физика вокруг нас»
элективный курс по физике (7, 8 класс)
В науке физике используются два основных метода исследования: физический эксперимент и теоретический анализ. Важнейший из них, на мой взгляд, - эксперимент. «Все познание реального мира исходят из опыта и завершается им.» - писал А. Эйнштейн. Итак, физический эксперимент лежит в основе появления и развития всех физических идей и теорий, а, следовательно, и всего физического мировоззрения, всей современной картины мира. Но этим роль эксперимента не исчерпывается. Он не только «двигатель» физической науки, но важнейший рычаг научно-технического прогресса. В основе почти любой области техники лежат физические явления, открытые физиками - экспериментаторами. И, наконец, физический эксперимент служит средством решения абсолютного большинства конкретных технических проблем на производстве, в научных лабораториях, быту. данный факультативный курс предполагает повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz_vokrug_nas.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Физика вокруг нас»
для 7-8 класса
срок реализации 2 года.
Составитель программы: учитель физики А.А. Филимонов
с.Гавриловка 2-ая
2017
I. Пояснительная записка.
В науке физике используются два основных метода исследования: физический эксперимент и теоретический анализ. Важнейший из них, на мой взгляд, - эксперимент. «Все познание реального мира исходят из опыта и завершается им.» - писал А. Эйнштейн. Итак, физический эксперимент лежит в основе появления и развития всех физических идей и теорий, а, следовательно, и всего физического мировоззрения, всей современной картины мира. Но этим роль эксперимента не исчерпывается. Он не только «двигатель» физической науки, но важнейший рычаг научно-технического прогресса. В основе почти любой области техники лежат физические явления, открытые физиками - экспериментаторами. И, наконец, физический эксперимент служит средством решения абсолютного большинства конкретных технических проблем на производстве, в научных лабораториях, быту.
В настоящее время обучение учащихся самостоятельному физическому экспериментированию осуществляется фактически только при приведении лабораторных работ. Но при их выполнении учащиеся работают группами. А так как в каждой группе имеется обычно неформальный лидер, который, как правило, не только организует работу, но и выполняет все действия (собирает установку, измеряет нужные величины и т.д.), нередко оказывается, что отдельные ученики не сделали сами ни одной лабораторной работы за весь курс обучения. Кроме того, все лабораторные работы носят воспроизводящий характер, а не творческий. Следуя инструкциям, ученик не задумывается о том, почему и зачем он выполняет то или иное действие. Такая методика снижает интерес учащегося к физике, лишает их инициативы и полного понимания своих действий.
Таким образом, данный факультативный курс предполагает повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.
II. Планируемый результат. УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Тематика экспериментальных заданий органически связана с текстом учебника, по которому изучается физика, и с содержанием лабораторных работ. Она достаточно многообразна, поскольку позволяет учитывать разнообразие бытовых измерительных приборов и техники, а также материалов и инструментов, приспособлений повседневного обихода, доступную элементную базу. Экспериментальные задания широко и полно учитывает местные природные и бытовые (технические) возможности и образует интересную для школьников сферу – «физика вокруг нас». Освоение учащихся этой знакомой предметной сферы, рассматриваемой с позиции изучаемых вопросов физики, показывает им важность приобретаемых знаний, развивает любознательность, поддерживает интерес к предмету.
Данный факультативный курс рассчитан на учащихся 7-8 классов, то есть на два года обучения, один час в неделю.
IV. Цель курса.
№ п/п | Содержание |
1. | «Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при общении с техническими игрушками, бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями. |
2. | Раскрытие функциональных зависимостей, выраженных физическими законами и закономерностями, путем измерения физических величин. |
3. | Осознание учащегося возможности управления физическими процессами, происходящими в объектах бытовой техники, с помощью приобретенных физических знаний. |
4. | Формирование у школьников умений производить эквивалентные преобразования формул, важных в повседневной жизни. |
5. | Изучение функциональных зависимостей между физическими величинами. |
6. | Изучение объектов техники. |
7. | Измерение параметров разной бытовой техники и выполнение расчетов на основе из значений. |
8. | Актуализация физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики. |
9. | Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенный объект, с целью составления задач, требующие соответствующих расчетов. |
10. | Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства. |
11. | Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой техники или профилактическом уходе за ней, ремонт. |
12. | Формирование умений выдвигать идеи технического воплощения физических законов. |
13. | Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с оборудованием. |
14. | Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
15. | Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
V. Структура содержания.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| 7 класс | 34 часа |
Модуль № 1 | Введение | 5 часов |
Модуль № 2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 4 часа |
Модуль № 3 | Движение и силы | 8 часов |
Модуль № 4 | Давление жидкостей и газов | 11 часов |
Модуль № 5 | Работа, мощность, энергия | 6 часов |
| 8 класс | 34 часа |
Модуль № 6 | Тепловые явления | 15 часов |
Модуль № 7 | Электрические явления | 9 часов |
Модуль № 8 | Электромеханические явления | 4 часа |
Модуль № 9 | Световые явления | 6 часов |
VI. Учебная деятельность.
№ урока | Тема | Тип занятия | Цели |
| I. Введение | ||
1. | Её величество - природа | Изучение нового материала | № 1, 8, 14 |
2. | Наблюдения и опыт- источник знаний | Изучение нового материала | № 1, 8, 14 |
3. | Приборы – главное оружие естествоиспытателя | Комбинированный | №2, 4, 5 |
4. | Точные и приближенные измерения. Погрешность | Практическая работа «Определение цены деления прибора» | № 13, 8, 10 |
5. | Физика и техника | конференция | № 6, 14, 15 |
| II. Первоначальные сведения о строении вещества. | ||
6. | Измерение размеров малых тем | Практическая работа | № 15, 2 |
7. | Пользование бытовыми измерительными приборами | Практическая работа | №7, 8, 10, 11, 6 |
8. | Физические характеристики повседневных продуктов питания | Экспериментальные задания по теме | № 9, 14, 1, 10 |
9. | Повторительно- обобщающее занятие | Игра «Счастливый случай» | № 14, 15 |
| III. Взаимодействие, движение и силы | ||
10. | Измерение малых тел | Практическая работа | № 2, 9, 5 |
11. | Учимся понимать, объяснять, думать и работать. | Занятие - инструктаж | № 12, 13 |
12. | Конструирование приборов и приспособлений | Проект | № 12, 13, 11, 14 |
13. | Защита проектов | Деловая игра | № 14, 15 |
14. | Экспериментальные задачи по теме «Плотность» | Решения задач | № 11, 12, 13 |
15. | Силы в природе | Конференция | № 9, 10 |
16. | Экспериментальные задачи по теме «Силы» | Решения задач | № 9, 10, 14 |
17. | Повторительно- обобщающее занятие | Соревнование | № 14, 15 |
| IV. Давление жидкостей и газов. | ||
18. | Экспериментальные задачи по теме «Давление твердых тел» | Решения задач | № 3, 4, 5 |
19. | Экспериментальные задачи по теме «Давление жидкостей» | Решения задач | № 3, 4, 5 |
20. | Использование сообщающихся сосудов в быту и технике | Конференция | № 6, 7, 14 |
21. | Конструирование приборов и приспособлений | Проект | № 9, 10, 11 |
22. | Защита проектов | Деловая игра «Конструкторское бюро» | № 13, 14 |
23. | Атмосферное давление. Погода и климат | Интегрированный урок физика- география | № 14, 15 |
24. | Занимательные задачи на смекалку по теме «Давление» | Урок- соревнование | № 1, 3, 4, 10 |
25. | Экспериментальные задачи по теме «Архимедова сила» | Решения задач | № 1, 3, 4, 10 |
26. | Выяснение условий плавания тела в жидкости | Практическая работа | № 3, 4, 10 |
27. | Из истории воздухоплавания | Конференция | № 10, 14, 15 |
28. | Обобщающее занятие | Игра | № 14, 15 |
| V. Работа, мощность, энергия. | ||
29. | Экспериментальные задачи по теме «Работа» | Решения задач | № 1, 2, 3, 4 |
30. | Экспериментальные задачи по теме «Мощность» | Решения задач | № 1, 2, 3, 4, 5, 10 |
31. | Конструирование приборов и приспособлений | Урок- творчества (использование конструктора) | № 10, 11, 12 |
32. | Защита проектов | Деловая игра | № 6, 14, 15 |
33. | Экспериментальные задачи по теме «Энергия» | Решения задач | № 5, 8, 9 |
34. | Обобщающее занятие. | Игра | № 14, 15 |
8 класс
| VI. Тепловые явления | ||
1. | Удивительный и грозный мир природы | Комбинированный урок | № 1, 8, 14 |
2. | Наблюдение и опыт - источник наших знаний | Комбинированный урок | № 1, 8, 14 |
3. | Математика помогает физике | Урок - консультация | № 13, 8, 10 |
4. | Основы МКТ | Комбинированный урок | № 6, 14, 15 |
5. | Температура. Путешествие по температурной шкале | Игра | № 14, 15, 6, 7, 8 |
6. | Игра Счастливый случай» | Игра | № 14, 15 |
7. | Теплопередача в природе и технике | Конференция | № 6, 7, 8 |
8. | Использование энергии Солнца на Земле | Конференция | № 11, 12 |
9. | Несколько слов о биофизике | Конференция | № 11, 12 |
10. | Экспериментальные задачи на смекалку | Решение задач | № 13, 4 |
11. | «Наблюдение процессов нагревания, плавления, охлаждения, отвердения» | Практическая работа | № 13, 4, 3 |
12. | «Определение удельной теплоты плавления парафина» | Практическая работа | № 13, 4, 3 |
13. | «Зависимость скорости испарения жидкости от определенных параметров» | Практическая работа | № 13, 4, 3 |
14. | «Определение влажности воздуха» | Практическая работа | № 3, 4, 6, 14 |
15. | Повторительно - обобщающий урок. | Игра | № 14, 15 |
16. | Первые шаги в электротехнику | Комбинированный | № 14, 15 |
17. | Электрические цепи. Сборка электроцепей. | Практическая работа | № 5,13,14,15 |
18. | Электроизмерительные приборы | Практическая работа | № 5,13,14,15 |
19. | Экспериментальные задачи | Решение творческих задач | № 4,10,13,14 |
20. | Биоэлектричество | Конференция | № 14 |
21. | «Последовательное соединение проводников» | Практическая работа | № 5,13,14,15 |
22. | Лабораторная работа «Параллельное соединение проводников» | Практическая работа | № 5,13,14,15 |
|
|
|
|
23. | Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников» | Практическая работа | № 5,13,14,15 |
24. | Обобщающее занятие | Игра | № 14 |
25. | Изучение магнитных полей | Практическая работа | № 10,11,14 |
26. | Магниты на службе человека | Конференция | № 3,8,10 |
27. | Конструирование приборов и приспособлений | № 11, 12, 13, 14 | |
28. | Защита проектов | Конференция | № 14, 15 |
29. | Оптические приборы | Комбинированный | № 3,8,10 |
30. | Линзы | Комбинированный | № 6,12,13 |
31. | Экспериментальные задачи | Решение задач | № 9,12 |
32 | Конструирование приборов и приспособлений | Проект | № 11, 12, 13, 14 |
33 | Защита проектов | Деловая игра | № 14, 15 |
34. | Контроль знаний и умений учащихся | Контрольные экспериментальные задания | № 2,3,15 |
VII. Список литературы. |
1.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, Астрель, 2008.-475
2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, 2007.-432
3.Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В. Аганов.- М.: Дом педагогики,1998.
4.Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.
5.Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман.- М.: Дрофа,2010.
6.Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова.- М.: АСТ, Астрель,2010.
7.Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин.- М.: Просвещение,2002.
8.Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.
9.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1971.
10. Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и другие. Фронтальные лабораторные задания по физике в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя/ Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова.-М.: Просвещение, 1996.
Цифровые образовательные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school- collection.edu.ru /
2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /
3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru /
4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru / , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...
Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"
Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....
Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».
Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон. Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...
Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"
Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов «Физика вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов«Физика вокруг нас».Цель мероприятия: привить интерес к физике, расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...