Конспект урока "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

План-конспект к открытому уроку по физике на тему "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока:

Цель: изучить закон Паскаля, его проявление в природе и практическую значимость; способствовать развитию логического мышления учащихся (умение анализировать и синтезировать материал, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах); через развитие познавательного интереса формировать умение высказывать собственное мнение.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, ИКТ, стакан с водой, мыльные пузыри, шар Паскаля, 8 воздушных шаров, задания на желтых листочках.

План урока. 

  • Орг. момент - 1 мин.
  • Актуализация знаний – 2 мин.
  • Мотивация и целеполагание - 3 мин.
  • Этап получения нового знания - 15 мин.
  • Физкультминутка – 2 мин.
  • Закрепление учебного материала - 13 мин.
  • Информация о домашнем задании - 2 мин.
  • Рефлексия - 2 мин.

Содержание урока.

I. Орг. Момент ( на экране слайд №1)

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

III. Мотивационный этап.

Учитель:
- Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
Учитель:
- Вы изучаете тему “Давление”. Мы с вами уже получили знания  о давлении твёрдых тел и давление. Давайте вспомним как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)

Учитель:
- Лежащая на столе книга? (Да.)

Учитель:
- Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)

Учитель:
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)

Учитель:
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)

IV. Этап получения нового знания.

Учитель:
- А как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (ученики высказывают свои мнения и формулируем тему урока).
 (Слайд №2) Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. Запишите в тетради.

Учитель: 
- Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради виде таблицы, но для начала давайте вспомним молекулярное строение твердых тел, жидкости и газов
(слайд №3).

Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (
Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)

Учитель:
- Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, то есть приходит в движение под действием силы тяжести.)

Учитель:
-
Вопрос: А какую форму имеют мыльные пузыри? (круглые)

Почему мыльные пузыри имеют форму шара?

(Давление воздуха внутри пузыря передается во всем направлениям без изменения).

Учитель:
-
 Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу (слайд №4).

Состояние вещества

Подвижность молекул

Направление передачи давления

Твёрдые тела

Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются

Передаётся в направлении действия силы

Жидкость и газ

Молекулы подвижны относительно друг друга

Передаётся по всем направлениям, всем частицам

Учитель: Посмотрите на экран. На экране изображен сосуд, в котором содержится газ. Частицы газа равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз (слайд №5). Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного войти в сосуд и сжать газ, находящийся непосредственно под ним. Что произойдет с частицами газа?

(Частицы распложаться под поршнем более плотно, чем прежде).
Как вы думаете, что произойдет дальше? (Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям).
Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше. Поэтому давление газа всюду возрастет.  И можно сделать вывод, что давление, производимое на газ, передается в любую точку одинаково по всем направлениям.
Учитель
:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.

Эксперимент: полый шар, имеющий узкие отверстия, присоединим к трубке с поршнем. Наберем воды в шар и вдвинем в трубку поршень. Что наблюдаете? (вода польется из всех отверстий равномерно).  СЛАЙД 6

Как объяснить наблюдаемое? (давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям одинаково). Запишем в тетрадь

Где в быту встречаете подобные объекты? (душ, лейка)

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Запишем в тетрадь.

Учитель:
-
 Это утверждение называют законом Паскаля (слайд №7). 

Посмотри м небольшой видеоролик о Законе Паскаля. (слайд №8).

V. Физкультминутка.

Учитель:
- Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.

Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол?
Молодцы! Садитесь.

Итак, мы с вами рассмотрели передачу давления жидкостями и газами. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково по всем направлениям.

VI. Закрепление учебного материала.

Работа в группах.

Учитель:

- Ребята, вы сами хотите проделать опыты? ( Да.)

Учитель:

- Давайте, выполним работу в группах по 4 человека.

(слайд №9). Эксперимент №1: ученики в каждой группе надувают воздушные шарики. Почему воздушные шарики круглые? (Давление воздуха внутри шарика передается во всем направлениям без изменения).

Почему некоторые шарики не круглые? Не противоречит  ли это закону Паскаля? (Закон Паскаля в шариках любой формы выполняется. Но оболочку воздушных шариков делают так, что материал в разных местах имеет разную толщину. Поэтому он растягивается неодинаково, придавая шарикам разнообразную форму).

задание №2:

А как вы думаете, выполняется ли закон Паскаля в условиях  невесомости (слайд №10)? (Закон Паскаля утверждает, что внешнее давление передается в любую точку жидкости или газа; эта способность к передаче давления связана с характером движения молекул в жидкостях или газах, но никак не связана с понятием веса. Поэтому закон Паскаля выполняется и в состоянии невесомости).

Задание №3:

Посмотрим  видеофрагмент (слайд №11), обсудите в группах ответ на вопрос на желтом листочке. В Крыму очень часто человека может напугать «выстрел»  воинственного растения, которое носит название «бешеный огурец». Плод этого растения очень похож на обыкновенный огурец, отличает его множество щетинок, покрывающих поверхность. В «бешенство» он приходит, когда полностью созревает. Объясните наблюдаемое явление. (Пока плод зреет, внутри него накапливаются газы. К моменту созревания давление газов в полости огурца достигает максимума. Под давлением газов стенки разрушаются, жидкость выбрасывается струей).

Давайте посмотрим как это происходит на видео. (слайд №12)

Используя закон Паскаля, мы объяснили особенности объектов живой и неживой природы. Но закон Паскаля находит широкое применение и в технике.

  • Система отопления: благодаря давлению вода прогревается равномерно; пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (слайд №13)

У вас на партах лежат карточки с заданиями в тестовой форме для проверки ваших знаний по предыдущему уроку. Возьмите рабочие тетради и запишите число.  Время на выполнение теста 3 минуты. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. А в 3-ем задании напишите да или нет. Задания выполняем самостоятельно, без помощи учителя.

Тесты по теме “Давление газа”.

1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление

а) не изменяется;
б)
увеличивается;
в) уменьшается.

2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?

а) не изменится;
б)
станет больше;
в) станет меньше.

3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:

масса –
вес –
объём –
плотность –
давление –
воздуха в нём? (Написать да или нет.)

4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?

а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;
б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;
в)
одинаковое по всем направлениям.

5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является

а) удары молекул газа о стенки сосуда;
б) мало взаимное притяжение молекул газов;
в) очень малые размеры молекул газов.

VII. Домашнее задание (слайд №15).  

  • 1) § 38. (Упражнение 16.2)
    VIII. Рефлексия.

- Синквейн(слайд №14).  

- Те кто понял тему поднимите листочки зеленого цвета, кто понял, но не может объяснить – желтого, кто не понял – красного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике в 7 классе "передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля"

презентация используется как сопровождение урока по физике в 7 классе, целью которого является изучение закона Паскаля, который объясняет процесс передачи давления жидкостям и газам....

Разработка урока по физике "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления в соответствии с требованиями ФГОС ОО....

"Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Плавание и воздухоплавание" 7 класс. 

Урок-обобщение: повторить основные законы и понятия гидро- и аэростатики, обобщить пройденный материал; проверить уровень знаний и умений учащихся; показать возможность использования полученных знаний...

Фрагменты урока на тему: «Давление жидкостей и газов», «Закон Архимеда»

Самостоятельная работа, состоящая из следующих частей:физический диктантзадания с выбором ответапословицы и поговорки, для определения процесса плавания тел...

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Презентация на урок физики в 7 классе по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...

Урок Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Материал урока позволит учащимся рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; сформулировать закон Паскаля....

Конспект урока по теме «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»

Конспект урока  по теме «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»...