Рабочая программа элективного курса "Мир физики" 5-6 классы
рабочая программа по физике (5, 6 класс)

Наумкина Елена Вячеславовна

Данная рабочая программа утверждена Управлением образования Департаментом по социальной политике Администрации городского округа Саранск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevtika_novaya.docx75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя

Советского Союза П.И. Орлова»

Согласовано:                           

Зам. директора по УВР            

Е. И. Чеванина

«____»_______ 2018 г.            

Подпись:                                   

Утверждаю:

Директор школы:

Т. Т. Суренкова           

 Приказ № ____            

от «_____»______ 2018 г.

Подпись:

   

Рабочая программа

элективного курса

«Мир физики»

5-6 классы

на 2018-2019 учебный год

Автор-составитель:

Наумкина Е.В.

учитель физики

I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _______

от «___»__________ 2018 г.

Руководитель ШМО

В. Е. Чижева

Подпись:

   

Саранск

2018


Пояснительная записка.

            Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. При её разработке частично использовалась физическая составляющая программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы», Г.Н.Степанова «Физика с 5 класса».

Рабочая программа удовлетворяет следующим документам:

  1. Закону «Об образовании в РФ»;
  2. ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки России № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями  согласно приказу № 1577 от 31.12.2015 г.)
  3. Приказу Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год».

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, как начальные основы формирования научной картины мира, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира с точки зрения научной картины мира. Для этого предполагается использование опытов и измерительных приборов, мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также  большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 учебных часа: 5 класс – 17 часов, 6 класс – 17 часов (1 час в неделю).

Содержание программы предусматривает проведение 13 лабораторных работ и выполнение 4 проектных работ. 

Курс 5-го класса преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел,  строение вещества, движение и взаимодействие его частиц.  Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий.

В курсе 6-го класса в процессе знакомства с природными явлениями динамичность мира предстаёт перед учащимися при изучении тепловых, электромагнитных и световых явлений. Интегрирующие функции здесь выполняет понятие «физические явления». Учащиеся знакомятся с Землёй как местом обитания человека, при этом отмечается влияние человека на природу и даётся оценка последствий этого влияния.

При изучении физики в 7-11 классах данный курс позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.

Задачи курса:

- сформировать целостную научную картину мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для формирования у обучающихся научной картины мира;

- овладением умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать  полученные результаты;

- воспитание ответственности и бережного отношения к окружающей среде;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности.

Методы обучения.

В пропедевтическом курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ и синтез информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие научной картины мира обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, а также самостоятельности в приобретении знаний при выполнении экспериментальных исследований.

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения пропедевтического курса

Личностными результатами изучения курса «Физика» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на 1-ю, 3-ю и 4-ю линии развития:

  • формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;
  • воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
  • Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 2, 3, 5 линии развития:

  • проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Физика» являются следующие умения:

1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

  • различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;
  • характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества, зависимость массы тела от ее плотности.

2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

  • оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов;
  • проводить измерение силы тяжести, силы упругости,  силы трения, наблюдение зависимости давления столба жидкости от плотности жидкости и высоты  столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.  

3-я линия развития.  Диалектический метод познания природы:

  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

  • разрешать учебную проблему при введении понятия плотности вещества, анализе причин возникновения  силы упругости и силы трения, существование выталкивающей силы.

5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

  • определять цену деления  измерительного прибора;
  • измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
  • на практике применять  зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел, преломление света, тепловое расширение тел.


Содержание программы (34 ч)

5 класс (17 ч, 1 ч в неделю)

1. Введение. Мы – исследователи (3ч).

Физика – наука о природе. Физические явления. Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Практические работы.

Практическая работа № 1. «Наблюдение и описание явления природы»

Практическая работа № 2 «Измерение линейных размеров тела»

Практическая работа № 3 «Измерение объёма твёрдого тела».

2. Тело и вещество (8 ч).

Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов. Температура. Термометр.  Строение вещества. Молекулы и атомы.  Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Строение атома. Плотность вещества.

Практические работы.

Практическая работа № 4 «Как измерить массу тела на рычажных весах»

Практическая работа № 5 «Измерение плотности вещества».

Практическая работа № 6 «Изучение устройства термометра и измерение температуры жидкости».

Защита проектов

3. Взаимодействие тел (6 ч).

Сила как характеристика взаимодействия. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. Измерение сил. Динамометр. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры. Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Практические работы.

Практическая работа № 7 «Изготавливаем динамометр»

Защита проектов

6 класс (17 ч, 1 ч в неделю).

1. Звук вокруг нас (3 ч).

Звук. Источники звука. Эхолот. Звуки улицы.

Практические работы.

Практическая работа № 1 «Самодельные «музыкальные» инструменты»

2. Нагревание тел (4 ч).

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание.  Испарение и конденсация. Теплопередача.

Практические работы.

Практическая работа № 2 «Наблюдение за процессом испарения жидкостей».

Защита проектов

3. Электромагнитные явления (6 ч).

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Источники тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения. Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов.

Практические работы.

Практическая работа № 3  «Изучение явления электризации. Какие тела можно наэлектризовать?».

Практическая работа № 4 «Сборка простейшей электрической цепи».

Защита проектов

4. Световые явления (4 ч).

Свет. Источники света. Распространение света. Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Отражение света. Зеркала. Преломление света.

Практические работы.

Практическая работа № 5 «Театр теней»


Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

1. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Физика. Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2013.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.

4. Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006-2009.

5. Дружинин Б.Л. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов. – М.: Илекса, 2013.

6. ПерельманЯ.И. Занимательная физика.

7. ПерельманЯ.И. Знаете ли вы физику?

Список наглядных пособий:

1. Лампа накаливания.

2. Теплоизоляционные материалы.

3. Затмения.

4. Глаз как оптическая система.

Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования оснащен:

- комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;

- учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

- картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

- комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

 Список литературы.

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.
  2. Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2005 гг.
  3. Галилео. Наука опытным путем. Научно-популярное периодическое издание. – ООО «Де Агостини. Россия»;
  4. Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;
  5. Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Примерная программа к учебнику «Физика. Химия. 5-6 классы»,  А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак. – Дрофа. - 2010 г.;
  6. Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С.Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс», -  Дрофа. - 2010 г.
  7. Журналы “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.
  8. Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.;
  9. Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.
  10. Физика. Химия. 5-6 классы. А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . – Дрофа. - 2010 г.;

Интернет-ресурсы.

1. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html 

2.  http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 

3.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 

4. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 

5.http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

6. http://www.physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)

7. http://www.fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)

8. http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)

9. http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» 5 класс

(17 ч, 1 ч в неделю)

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Деятельность учащихся

Тип урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Введение

Мы исследователи.

1/1

Мы познаем мир. Практическая работа № 1. «Наблюдение и описание явления природы»

Наблюдают и классифицируют физические явления. Определяют  названия веществ из  набора «Тела одинакового объема», приводят примеры   тел, изготовленных из этих веществ, составляют таблицу. Работают с иллюстрациями учебника.

Урок изучения нового материала

Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт.

познавательные:

работа с учебными моделями, использование общих схем при  выполнении практических работ, умение проводить обобщение при заполнении схемы,  сравнивать объекты, факты, явления,

регулятивные:

организация  рабочего места для работы, выбор необходимого лабораторного и измерительного оборудования, планировать проведение простейших опытов и исследований

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение умением общаться, не создавая конфликтов, умение  излагать  своё мнение. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Фронтальная эвристическая беседа

2/2

Когда глаза и уши нас обманывают? Необходимость измерений. Практическая работа № 2 «Измерение линейных размеров тела»

Изучают правило определения  цены деления прибора (демонстрируется модель мензурки со сменной шкалой). Выполняют практическую работу.

Комбинированный урок

Уметь применять понятие измерительный прибор. Уметь определять

цену деления измерительного прибора.

Фронтальный опрос.

Отчеты по выполнению практической работы.

3/3

Простейшие измерения. Практическая работа № 3 «Измерение объёма твёрдого тела».

Выполняют практическую работу, в тетрадях  делают  рисунки,  записывают результаты наблюдений  

Комбинированный урок

Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность.

Фронтальный опрос.

Отчеты по выполнению практической работы. Кроссворд.

Раздел 2. Тело и вещество

8 ч

1/4

Маленькие жители большого вещества.

Сравнивают состав молекул на рисунках (стр. 22 учебника), выполняют рисунки  к тексту учебника на стр. 23, «в головке простой булавки находится столько частиц...», конструируют модели различных молекул из пластилина, заполняют пропуски в тексте, дорисовывают и подписывают частицы, входящие в состав атома, не изображенные на рисунке

Урок изучения нового материала

Понимать что такое молекула, броуновское движение, объяснять броуновское движение, использовать знания о дискретности вещества в повседневной жизни

Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. 

Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к учебной деятельностиумение применять полученные знания на практике, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Развитие навыков самооценки и самоанализа, умение соблюдать дисциплину на уроке.

Фронтальный опрос.

Отчеты по выполнению практической работы.

2/5

Удивительная вода. Три состояния воды. Выбор темы проекта.

Сравнивают характеристики физических тел,  выполняют рисунки, заполняют таблицу. Наблюдают различные состояния воды, выполняют эксперимент, доказывающий, что вода сохраняет объем, но не сохраняет форму, заполняют таблицу, приводят примеры веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях, демонстрируют выращенные самостоятельно  кристаллы

Урок изучения нового материала

Характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества. Понимать и объяснять большую сжимаемость газов. Малую сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; приводить примеры практического использования свойств веществ и различных агрегатных состояниях.

Индивидуальный опрос.

3/6

Причины агрегатных состояний веществ.

Проводят  опыт по сжатию двух кусков пластилина, разламыванию куска мела, выявляют условия, при которых становятся заметны силы молекулярного взаимодействия.   Объясняют различия в строении твердых тел, жидкостей, газов. Приводят примеры из собственного опыта. Заполняют таблицу: «Три состояния вещества»

Урок изучения нового материала

Использовать эмпирический метод познания при исследовании соединения различных тел; понимать и объяснять явление смачивания и не смачивания тел использовать полученные  знания в повседневной жизни

Групповой контроль

4/7

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа? Изучение необходимой литературы для создания проекта

Составляя развернутые пояснения к рисункам (стр. 40 учебника),    выясняют физический смысл плотности. Работают с таблицами плотностей.  При использовании раздаточного материала «тела одинакового объема», объясняют различие массы  у тел одинакового объема. Изучают формулу плотности

Урок изучения нового материала

Понимать и объяснять свойство инертности тел.

Фронтальный опрос

5/8

Верно взвесить на неверных весах. Практическая работа № 4 «Как измерить массу тела на рычажных весах»

Знакомятся с устройством рычажных весов, правилами взвешивания, повторяют кратные и дольные единицы массы, выполняют упражнения на перевод единиц. Выполняют практическую работу

Комбинированный урок

Измерять массу тела с помощью учебных весов, владеть экспериментальными методами исследования при изучении зависимости скорости  тела от его массы, использовать знания о зависимости скорости тела от массы в повседневной жизни.

Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль

6/9

Практическая работа № 5 «Измерение плотности вещества».

Решают задачи на вычисление плотности по известным массе и объему по формуле ρ = m/v,  придумывают свои задачи друг для друга, составляют задачи по рисунку

Комбинированный урок

Измерять объём тела и плотность вещества; использовать знания и навыки по определению массы тела и плотности в быту

Индивидуальный контроль

7/10

Что значит температура?  Практическая работа № 6 : «Изучение устройства термометра и измерение температуры жидкости».

Определяют цену деления термометра, наблюдают за показаниями прибора, измеряют температуру жидкости,  записывают результат с учетом погрешности, делают вывод

Урок изучения нового материала

Знать смысл физических величин: температура, средняя скорость теплового движения; понятие: тепловое равновесие.

Уметь: различать тепловые явления, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул.

Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль

8/11

Подготовка к проектам

Готовят материал для проекта

Урок обобщения и систематизации

Обобщают полученные знания по предмету

Индивидуальный контроль

Раздел 3. Взаимодействие тел

6 ч

1/12

Силы в природе

Изучают зависимость результата действия силы от ее величины, направления, точки приложения. Графически изображают  силу и точку ее приложения. Отвечают на вопросы (стр. 47), решают задачи на расчет силы тяжести. Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о явлении тяготения и делают выводы

Урок изучения нового материала

Понимать и объяснять смысл понятия силы, изображать силу графически и точку её приложения, учитывать знания о силе в повседневной жизни.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами, понимать различия между исходными фактами и гипотезами, анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения;

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Групповой контроль

2/13

Упругая деформация

Наблюдают  различные виды деформации. Приводят примеры различных видов деформации в природе, быту, технике. Составляют вопросы к рисункам на стр. 49 учебника

Урок изучения нового материала

Понимать и объяснять явление деформации тела, изображать графически, показывать точку приложения и направление действия упругости.

Фронтальный опрос

3/14

Почему мы ходим по земле, а не улетаем в открытый космос? Обобщение собранного материала для проектной деятельности

Измеряют силу трения. Устанавливают  зависимость между силой давления на опору  и силой трения,  составляют таблицу, делают выводы. Находят информацию о “полезном” и “вредном” трении по рисункам  учебника, составляют таблицу. Выполняют тест, организуют взаимопроверку,   объясняют результаты  видео опытов

Урок изучения нового материала

Понимать и объяснять явление тяготения, смысл закона всемирного тяготения, изображать силу графически и точку её приложения, учитывать знания о всемирном тяготении в повседневной жизни

Фронтальный опрос

4/15

Практическая работа № 7 «Изготавливаем динамометр»

Анализируют способы увеличения и уменьшения давления, приводят практические примеры. Определяют  давление бруска на опору

Комбинированный урок

Изготавливать динамометр, понимать принцип измерения силы динамометром, измерять силу динамометром.

Индивидуальный контроль

5/16

Почему одни тела тонут, а другие нет?

Приводят примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы. Исследуют зависимость силы Архимеда от  объема тела, глубины погружения, плотности жидкости, составляют таблицу, делают выводы.

Комбинированный урок

Научить выводить формулу для определения выталкивающей силы, указать причины, от которых зависит сила Архимеда.

Фронтальный опрос

6/17

Защита проектов

Защищают выполненные проекты

Урок контроля

Обобщают полученные знания по предмету

Индивидуальный контроль


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» 6 класс

(17 ч, 1 ч в неделю)

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Деятельность учащихся

Тип урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Звук вокруг нас

3 ч

1/1

Источники звука. Выбор темы проектной деятельности

Приводят примеры источников звука. Работают с учебником.

Урок изучения нового материала

Знать смысл понятий громкость и высота звука.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

Познавательные:

работа с учебными моделями, использование общих схем при  выполнении лабораторной работ, умение проводить обобщение при заполнении схемы,  сравнивать объекты, факты, явления,

Регулятивные:

организация  рабочего места для работы, выбор необходимого лабораторного и измерительного оборудования, планировать проведение простейших опытов и исследований

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение умением общаться, не создавая конфликтов, умение  излагать  своё мнение. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Фронтальный опрос

2/2

Практическая работа № 1 «Самодельные «музыкальные» инструменты»

Выполняют практическую работу

Комбинированный урок

Знать смысл понятий громкость и высота звука.

Индивидуальный контроль

3/3

Экскурсия. Звуки улицы

Наблюдение  источников  звука.

Работа  в  группах.  Наблюдение

опытов,  подтверждающих  различие

скорости  звука  в  разных  средах.

Комбинированный урок

Знать смысл понятий громкость и высота звука.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

Групповая работа

Глава 2. Нагревание тел

4 ч

1/4

Как можно нагреть тело

Приводят примеры тепловых явлений. Наблюдают за плавлением льда. Составляют таблицу.

Урок изучения нового материала

Знать смысл физических величин: температура, средняя скорость теплового движения; понятий: тепловое равновесие.

Уметь: различать тепловые явления, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; строят логические цепи рассуждений; выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; умеют выбирать обобщённые стратегии решения задачи.

Регулятивные: формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий в соответствии с ней.

Коммуникативные: планируют общие способы работы, используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Фронтальный опрос

2/5

Испарение и конденсация. Практическая работа № 2 «Наблюдение за процессом испарения жидкостей».

Наблюдают изменения внутренней энергии воды в результате испарения; объясняют понижение температуры при испарении жидкости, зависимость температуры кипения от атмосферного давления; наблюдают процесс кипения; строят и объясняют график изменения температуры жидкости при нагревании и кипении.

Комбинированный урок

Знать: определения испарения, конденсации, кипения.

Уметь: объяснять понижение температуры жидкости при испарении; приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы; работать с таблицей 5 учебника.

Индивидуальный контроль

3/6

Как образовалось топливо в природе? Какое топливо лучше?  Изучение необходимой литературы для создания проекта

Объясняют устройство и принцип действия тепловых машин.

Урок изучения нового материала

Знать: различные виды тепловых машин, смысл коэффициента полезного действия.

Уметь: объяснять принцип работы и устройство ДВС, приводить примеры применения ДВС на практике, объяснять устройство и принцип работы паровой турбины, сравнивать КПД различных машин и механизмов.

Фронтальный опрос

4/7

Обобщение собранного материала для проектной деятельности

Анализируют, обобщают, сравнивают, классифицируют материал.

Урок обобщения и систематизации

Обобщают полученные знания по предмету

Групповая работа, Индивидуальная работа

Раздел 3. Электромагнитные явления

1/8

Как добыть немного электричества? Практическая работа № 3  «Изучение явления электризации. Какие тела можно наэлектризовать?».

Наблюдают электрические и магнитные взаимодействия, электризацию тел и взаимодействия наэлектризованных тел, взаимодействия постоянных магнитов, расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током. Выполняют практическую работу.

Комбинированный урок

Знать: смысл понятия электрический заряд.

Уметь: объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов.

Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи, работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к учебной деятельностиумение применять полученные знания на практике, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Развитие навыков самооценки и самоанализа, умение соблюдать дисциплину на уроке.

Индивидуальный контроль

2/9

Что есть вокруг заряда? Электрическое поле.

Наблюдают электрические явления, наблюдают и объясняют опыты по обнаружению электрического поля и указывают особенности электрического поля.

Урок изучения нового материала

Знать: понятие электрического поля его графическое изображение.

Уметь: обнаруживать электрическое поле, определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к другому заряженному телу.

Фронтальный опрос

3/10

Что может электрическое поле? Электрический ток.

Наблюдение опытов, подтверждающих условия возникновения электрического тока. Вычисления цены деления шкалы амперметра и вольтметра. Наблюдение теплового и магнитного действия тока.

Урок изучения нового материала

Знать: понятие электрический ток и направление электрического тока.

Уметь объяснять: тепловое, химическое и магнитное действие электрического тока; работать с текстом учебника.

Фронтальный опрос

4/11

Электрические цепи. Практическая работа № 4 «Сборка простейшей электрической цепи».

Сборка простейших электрических цепей. Измерение тока и напряжения. Распознавание последовательного и параллельного соединений.

Комбинированный урок

Знать: правила составления электрических цепей.

Уметь: изображать электрические цепи с помощью условных обозначений; объяснять прохождение тока в металлах и электролитах.

Индивидуальный контроль

5/12

Мы электрифицируем квартиру. Как составить схему проводки?

Работают с ватманами и линейками. Составляют схему проводки.

Урок- практикум

Знать: правила составления электрических цепей.

Групповая работа

6/13

Обобщение собранного материала для проектной деятельности

Анализируют, обобщают, сравнивают, классифицируют материал.

Урок обобщения и систематизации

Аргументировать с точки зрения науки.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

Раздел 4. Световые явления

4 ч

1/14

Мы - дети Солнца. Источники света.

Наблюдение различных источников света. Объяснение причин солнечных и лунных затмений с помощью прибора солнечного и лунного затмения.

Комбинированный урок

Знать смысл понятий: свет, источник света, оптические явления, закона прямолинейного распространения света.

Уметь: наблюдать прямолинейное распространение света и объяснять образование тени и полутени.

Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки), умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, сличают способ своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия, принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: общаются и взаимодействуют с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненые ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Фронтальный опрос

2/15

Почему мир разноцветный? Создание проекта

Наблюдение различных источников света.

Объяснение причин солнечных и лунных затмений с помощью прибора солнечного и лунного затмения.

Комбинированный урок

Уметь: наблюдать преломление света, работать с текстом учебника, делать выводы, различать линзы по внешнему виду, определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями даёт большое увеличение.

Фронтальный опрос

3/16

Практическая работа № 5 «Театр теней»

Выполнение практической работы.

Урок изучения нового материала

Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени, объяснять видимое движение светил.

Групповая работа

4/17

Защита проектов

Выполняют защиту проектов

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный контроль


Примерный список проектов и исследовательских работ 5 класс

Основное содержание

по темам

Примерные темы проектов и исследовательских работ

Тема 1.

Введение. Мы исследователи. Тело и вещество. Взаимодействие тел.

Как проводить наблюдения.

Как проводить опыты.

Зачем нужны точные наблюдения.

Измерительные приборы.

Меры длины.

Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.

Земное притяжение.

Почему падают тела.

Загадки трения.

Архимедова сила.

Можно ли согнуть стальной рельс.

Почему едет автомобиль.

Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, ...) в нашей жизни.

Может ли муха победить слона.

Как поднять автомобиль.

Как удержать равновесие.

Равновесие в цирке.

Почему не падает Пизанская башня.

Энергия воды.

Использование энергии ветра.

Энергетические ресурсы.

Движение невзаимодействующих тел.

Примерный список проектов и исследовательских работ 6 класс

Основное содержание по темам

Примерные темы проектов и исследовательских работ

Тема 3.

Звук вокруг нас Нагревание тел. Электромагнитные явления. Световые явления

Микрокосмос.

Могут ли слабые быть сильными.

Как измерить температуру.

Что такое диффузия.

Что такое броуновское движение.

Разные термометры.

Зачем сковородке деревянная ручка.

Почему в термосе чай горячий.

Где лучше сделать форточку.

Источники звука.

 Человек в мире звуков.

Что такое эхо.

Музыкальные звуки.

Громкость звука.

Высота звука.

Как работает утюг.

Природное электричество.

Чем опасна молния.

Берегись — электричество!

Как изготовить магнит.

Самодельный электромагнит.

Все ли вещества могут быть магнитами.

Источники света.

Театр теней.

Лунные затмения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...