Элективный курс по физике "Методы решения физических задач"
элективный курс по физике (10 класс)
Данный элективный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2010 г.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Цели элективного курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач.
Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа элективного курса ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решения), вывод.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому государственному экзамену, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Место курса в учебном плане
На изучение элективного курса отводится 68 часов, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа.
Содержание курса
Данная программа включает следующие темы:
1. Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
2. Механика. Кинематика и динамика. Статика. Законы сохранения.
3. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основы термодинамики.
4. Основы электродинамики. Законы постоянного электрического тока.
5. Электродинамика. Магнетизм.
6. Геометрическая и волновая оптика. Элементы СТО.
7. Квантовая теория электромагнитного излучения вещества.
8. Повторение. Решение задач по материалам олимпиад.
Физическая задача. Классификация задач - 1 ч
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач
Механика - 16 ч
Кинематика и динамика (8 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Статика (2 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения (6 ч)
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Молекулярная физика- 12 часов
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (7 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Основы термодинамики (6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Основы электродинамики -4часов
Законы постоянного электрического тока. Магнетизм (6 часов)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Требования к уровню освоения содержания курса
Ожидаемыми результатами занятий являются:
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
В результате изучения элективного курса:
учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим,
графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Тематический план
10 класс
№урока | Тема урока | Кол- во час. |
1 | Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач | 1 |
Механика - 16 ч | ||
Кинематика, динамика (8 часов) | ||
2 | Решение задач по кинематике материальной точки. Решение задач на основные законы динамики. | 1 |
3 | Решение задач на определение скорости и ускорения. | 1 |
4-5 | Решение задач на равномерное и равнопеременное движение | 2 |
6 | Решение задач на законы Ньютона. | 1 |
7 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | 1 |
8-9 | Решение задач на основные законы динамики | 2 |
Законы сохранения (6 часов) | ||
10-12 | Знакомство с примерами решения олимпиадных задач районного и др.уровней, на закон сохранения импульса. | 3 |
13 | Знакомство с примерами решения олимпиадных задач районного и др.уровней, работу и мощность | 1 |
14-15 | Решение задач на закон сохранения импульса и энергии. | 2 |
Статика (2 часа) | ||
16 | Равновесие тел. Первое условие равновесия твёрдого тела. | 1 |
17 | Второе условие равновесия твёрдого тела. | 1 |
Молекулярная физика- 13 часов | ||
Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел(7 часов) | ||
18-20 | Решение задач на описание поведения идеального газа: - Определение скорости молекул, - Основное уравнение МКТ, - Характеристики состояния газа в изопроцессах. | 3 |
21-22 | Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния. | 2 |
23 | Графические задачи на газовые законы. | 1 |
24 | Решение задач на определение характеристик влажности воздуха. | 1 |
Основы термодинамики (6 часов) | ||
25 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 |
26 | Количество теплоты. | 1 |
27-28 | Тепловые явления. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики | 2 |
29-30 | Решение задач на тепловые двигатели | 2 |
| ||
31 | Решение задач с помощью закона Ома для замкнутой цепи. 1 | 1 |
32 | Решение задач на закон Джоуля – Ленца. | 1 |
33 | Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач | 1 |
34-35 | Законы постоянного электрического тока. Итоговое занятие. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение
- Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
- Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
- Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"
Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....
Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"
Программа курса по физике содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электричество»....
ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»
Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...