Урок на тему «Давление в газе» 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Проблемный урок на тему «Давление в газе» 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_v_7_klasse.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный урок на тему «Давление в газе» 7 кл

Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй - мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?

Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Учитель. Но ведь и в газе молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?

(Создание проблемной ситуации)

Ответы учеников

- Беспорядочное движение молекул, :

4. Основной этап. Усвоение новых знаний и способов их получения

Учитель.

1) Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.

2) Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию.

Делаем вывод: давление газа на стенки создаётся ударами молекул.

Давление по всем направлениям одинаково

Проводим опыт: из-под колокола откачиваем воздух, при этом наблюдаем увеличение объёма шарика.

Задание:

Объясните опыт.

Почему это происходит?

Вопрос: От чего зависит давление газа?

Учитель подводит учеников к новым понятиям.

Наверное, нужно знать единицу площади стенки сосуда и число ударов молекул за единицу времени.

Далее выясняем, зависит ли давление газа от температуры?

Вновь обращаемся к эксперименту.

Колбу, со вставленной через пробку трубкой со столбиком подкрашенной жидкости, подогреем. При этом наблюдаем смещение столбика жидкости.

Вопрос. Почему это происходит?

Учащиеся пытаются самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, используя полученные знания.

Вопрос: что произойдет, если охладить колбу, приложив к ней тряпочку, смоченную холодной водой?

Учащиеся находят правильный аргументированный ответ.

В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками. От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки

от массы молекул + (сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).

Вывод. Чем больше масса, тем выше давление)

от количества молекул + (Насосом накачиваем шарик Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление)

от скорости молекул + (Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).

от температуры + (учитывая, что температура определяется движением молекул)

от объема + (уточнение - в закрытом сосуде при изменении объёма давление изменяется Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:

В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)

Ученики:

- уменьшается объём

- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.

Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно - изменение объёма, - а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).

Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадь приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Делаем вывод: давление газа зависит от температуры: чем выше температура, тем больше давление. При этом скорость молекул возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Давление газа"

Урок объяснения нового материала проводится с использованием элементов игровых технологий....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов" в 7 классе

При изучении большой темы в 7 классе для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента. Обычно такой урок состоит из нескольких частей, представляющих собой разные в...

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс...

Обобщающий урок по теме "Давление", физика, 7 класс

Обобщающий урок по теме "Давление". Игра "Чёрный ящик". Презентация и конспект....

Обобщающий урок по теме "Давление", физика, 7 класс

Обобщающий урок по теме "Давление". Игра "Чёрный ящик". Презентация и конспект....