шаблоны программ для внесения в электронный журнал
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тепловое движение.
Цель урока: Примеры тепловых явлений. Понятие теплового движения. Повторение; строение вещества, молекулы, движение молекул, связь между скоростью движения молекул и температурой тел. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах. Развивать понимание явлений в окружающем мире. Воспитывать интерес к физике.
Демонстрации. I. Движение молекул (модель хаотического движения молекул).
2. Горение свечи (плавление и отвердевание воска).
Объяснение нового материала: Тепловое движение. Температура.
Степень нагретости тела характеризуется температурой.
Температура измеряется с помощью термометра и выражается в градусах Цельсия (сокращенно обозначается оС).
Температура тела зависит от скорости движения молекул. В теплой воде молекулы движутся быстрее, чем в холодной.
Тепловые явления - это явления, связанные с изменением температуры.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
Частицы газа движутся хаотично (движутся с большой скоростью в разных направлениях, сталкиваясь друг с другом и со стенками сосуда, меняя при этом свою скорость и направление движения).
В жидкостях частицы вращаются и совершают колебания, время от времени перемещаясь на новое место.
В твердых телах частицы колеблются около некоторых средних положений.
Решение задач: 1. Л:915 с.109 (703).
Закрытую пробирку погрузили в горячую воду. Изменилась ли кинетическая и потенциальная энергия молекул воздуха пробирки? Если изменилась, то как?
Л:916 с.109 (704).
Две одинаковые колбы соединены с одинаковыми манометрами (рис.254 и 255). Одну колбу опустили в сосуд с горячей водой, а другую - в сосуд с холодной. При этом уровни поверхности жидкости в манометрах изменились (относительно штриховой линии) и установились так, как показано на рисунках. Определите, в каком сосуде температура воды выше. В какой колбе кинетическая энергия молекул воздуха увеличилась?
Л:917 с.110 (705).
По условию предыдущей задачи определите:
а) в какой колбе внутренняя энергия воздуха увеличилась, в какой уменьшилась;
б) в какой колбе внутренняя энергия воздуха изменилась больше относительно первоначального значения, а в какой - меньше;
в) в каком манометре механическая работа, произведенная по подъему жидкости, больше;
г) за счет какой энергии совершалась механическая работа по подъему жидкостей в манометрах?
Домашнее задание: §1
Тема урока: Внутренняя анергия.
Цель урока:: Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Превращения механической энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
Дем. 1. Колебания груза на нити и груза на пружине.
2. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно (на примере движения резинового мячика и маятника Максвелла).
3. Падение стального и пластилинового шаров на стальную и покрытую пластилином плиту.
Объяснение новой темы:Внутренняя энергия.
Два вида механической энергии: кинетическая и потенциальная.
Кинетическая энергия - это энергия движения.
Потенциальна» энергия - это энергия взаимодействия.
Кинетическая и потенциальная энергии могут превращаться друг в друга.
При неупругом ударе механическая энергия (или ее часть) превращается во внутреннюю энергию ударившихся тел.
Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.
Внутренняя энергия зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов.
Внутренняя энергия тела не зависит ни от механического движения тела, ни от положения тела относительно других тел.
Тело может обладать одновременно и механической, и внутренней энергиями.
Хотя энергия одной молекулы очень мала, но так как тело состоит из очень большого числа молекул, то внутренняя энергия тела велика.
Заключение. 1. По вопросам 1-4 на с.7.
Р/З: 1. Л:918 с.110 (706).
В один стакан налита холодная вода, в другой - столько же кипятка. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией? Ответ: В стакане с кипятком.
Л:919 с.110 (707).
Два медных бруска одинаковой формы и массами 100 и 500 г были взяты при комнатной температуре и погружены в кипящую воду на одинаковое время. Изменилась ли их внутренняя энергия? Одинаково ли изменилось значение внутренней энергии этих брусков относительно друг друга? Ответ объясните. Ответ: Да.
Нет, у бруска массой 500 г внутренняя энергия увеличилась больше, так как он состоит из большего числа молекул.
2. Два одинаковых тела при одинаковой температуре движутся с разными скоростями. Какое тело обладает большей внутренней энергией?
Ответ; внутренние энергии обоих тел одинаковы,
Д/З: Л:920 с.110 (708).
В сосуде нагрели воду. Можно ли сказать, что внутренняя энергия воды увеличилась? Можно ли сказать, что воде передано некоторое количество теплоты? Ответ объясните.
Л:922 с. 110 (710).
В закрытой трубке находится капля ртути (рис.256). Трубку с одного конца нагрели. Объясните, за счет какой энергии совершается работа по перемещению ртути в трубке.
Ответ; За счет изменения внутренней энергии воздуха в трубке.
Тема урока: Изменение внутренней энергии. Способы изменение внутренней энергии
Цель урока: Изменение внутренней энергии при совершении работы над телом или самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Способы теплопередачи; теплопроводность, конвекция и излучение. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
ДЗ: #3 с.7; Задание 1 с.10; Л;921,934,928 с.110,111 (709,722,716).
Демонстрации. 1. Опыты по рис.4,5.
2. Нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку.
3. Нагревание металлической спицы, опущенной в сосуд с горячей водой, и при трении о деревянную пробку, надетую на нее.
4. Нагревание свинца ударами молотка (оп.64).
5. Нагревание металлической трубки трением (оп.65).
Новая тема: Способы изменение внутренней энергии.
С повышением температуры внутренняя энергия увеличивается. С понижением температуры внутренняя энергия уменьшается.
Совершая над телом работу (трение, деформация), его внутреннюю можно увеличить. Внутренняя энергия тела уменьшается, если работу совершает само тело.
Внутреннюю энергию тела можно изменить путем теплопередачи. Теплопередачей называют процесс изменения внутренней энергии без совершения работы.
Теплопередача происходит в направлении; от тел с более высокой температурой к телам с более низкой. Между телами с одинаковой температурой теплопередача не происходит.
Три способа теплопередачи; 1) теплопроводность; 2) конвекция; 3) излучение.
Заключение. 1. По вопросам 1-6 на с.10.
Решение задач: 1. Л:923 с. 110 (712).
При трении головки спички о коробок спичка воспламеняется. Объясните явление.
Л:924 с.111 (713).
Спичка загорается при трении ее о коробок. Она вспыхивает и при внесении ее в пламя свечи. В чем сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички в обоих случаях?
Л:925 с. 111 (714).
Можно ли сказать (см. предыдущую задачу), что внутренняя энергия спичечной головки увеличилась, что ей передано некоторое количество теплоты, что она нагрелась до температуры воспламенения?
Л:926 с.111 (715). Почему врач, поставив медицинский термометр
больному, смотрит показания термометра не раньше чем через 5-7 мин?
Л:927 с.111 (716).
Какие превращения энергии происходят в опыте (рис.257)?
2. Л:930 с. 111 (718).
Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе совершения работы при; трении, ударе, сжатии.
Л:931 с. 111 (719).
В одном сосуде разряженный газ. В другом таком же сосуде - сжатый. В каком сосуде газ имеет большую потенциальную энергию взаимодействия молекул и почему?
Л:932 с.111 (720).
Почему пила нагревается, если ею пилить длительное время?
Л:.933 с. 111 (721).
Объясните, на каком физическом явлении основан способ добывания огня трением.
ДЗ: Задание 1 с.10.
Л:921,934,928 с.110,111 (709,722,716).
Тема урока: Теплопроводность.
Цель урока: Теплопроводность как способ теплопередачи. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Теплопроводность вакуума. Примеры практического применения явления теплопроводности. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
Дем. 1. Опыты по рис.4-9.
2. Различие теплопроводности различных веществ (рис.2).
Объяснение новой темы Теплопроводность.
Теплопроводностью называют явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой.
Наибольшей теплопроводностью обладают серебро и медь.
Плохой теплопроводностью обладает стекло, еще меньшей - дерево.
При теплопроводности не происходит перенос вещества. Частицы горячей части тела обладают большей скоростью. При взаимодействии с соседними частицами, "горячие" частицы передают им часть своей кинетической энергии. Скорость "холодных" частиц увеличивается, и они становясь "горячими", передают энергию дальше, к холодной части тела.
Теплопроводность жидкостей не велика, т.к. их частицы расположены дальше друг от друга, чем в твердых телах. Исключение: ртуть и расплавленные металлы.
Теплопроводность газов значительно меньше теплопроводности жидкостей, т.к. расстояние между частицами газа большое.
Под частицами мы имеем ввиду атомы и молекулы. Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум.
Заключение. 1. По вопросам 1-5 на с.13.
РЗ: 1. Л:945-947,957,958-961 с.85,88,89,90 (733-735,745,746-749).
ДЗ: У1 с.13; Л:948,954,967 с.113,114 (736,742,755).
Тема урока: Конвекция. Излучение.
Цель урока: Конвекция как способ теплопередачи. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применение конвекции. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к технике. Излучение как способ теплопередачи в вакууме. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение явления излучения. Развивать физическое мышление. Воспитывать самостоятельность и интерес к физике.
Демонстрации. 1. Опыт по рис.10,11,
2. Демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции (см. 5.8).
Объяснение темы: Конвекция. Излучение.
Часть жидкости или воздуха, нагреваясь, становятся менее плотными и вытесняются более холодными частями вверх.
Конвекцией называется явление переноса энергии струями жидкости или газа.
В твердых телах конвекция не происходит.
Естественная (свободная) конвекция происходит под действием силы Архимеда. В условиях невесомости естественная конвекция невозможна.
Вынужденная конвекция происходит при механическом перемешивании.
Нагревание жидкости или газа снизу - одно из необходимых условий конвекции.
Термоскоп - прибор для обнаружения незначительных нагреваний воздуха.
Излучение - явление передачи энергии без использования теплопроводности и конвекции.
Передача энергии излучением возможно в полном вакууме.
Излучают все тела. Чем выше температура тела, тем сильнее его излучение.
Темные тела излучают больше и поглощают лучше, чем светлые тела, если температуры этих тел одинаковы
Заключение. 1. По вопросам 1-6 на с.16.
. По вопросам 1-4 на с,18.
Р/З: 1. Л:974-978 с.115. (762-766). . Л:981-984 с.115 (769-772).
Д/З: У2 с.16; Л;972,973,979 с.115 (760,761,767).
Излучение.
Излучение как способ теплопередачи в вакууме. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение явления излучения. Развивать физическое мышление. Воспитывать самостоятельность и интерес к физике.
ДЗ: #6 с.16", УЗ с. 18; Л:985,989 с. 115,116 (773,777).
Дем. 1. Нагревание воздуха в термоскопе (рис.13).
2. Нагревание воздуха в теплоприемнике.
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #5.
2. Проверка решения домашних задач; У2; Л:972,973,979 (760, 761,767).
3. Фронтальный опрос по вопросам к #5.
4. Устный ответ по #5.
Излучение.
Термоскоп - прибор для обнаруживания незначительных нагреваний воздуха.
Излучение - явление передачи энергии без использования теплопроводности и конвекции.
Передача энергии излучением возможно в полном вакууме.
Излучают все тела. Чем выше температура тела, тем сильнее его излучение.
Темные тела излучают больше и поглощают лучше, чем светлые тела, если температуры этих тел одинаковы.
Зак. 1. По вопросам 1-4 на с,18.
РЗ: 1. Л:981-984 с.115 (769-772).
ДЗ: УЗ с.18; Л:1985.989 с.115,116 (773,777).
Тема урока: Теплопередача в природе и технике.
Цель урока: Сравнение способов теплопередачи. Теплопередача и растительный мир. Образование ветра. Тяга. Принципы водяного отопления. Устройство и принцип действия термоса. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике и технике.
Демонстрации. 1. Образование тяги (рис.157).
2. Устройство и принцип действия термометра (рис.159,160).
Объяснение новой темы: Примеры теплопередачи в природе и технике.
Пассаты - ветры дующие от субтропических областей к экватору, где более теплый воздух поднимается вверх. В следствие вращения Земли он сдвигается. В северном полушарии - дует с северо-востока, а в южном - с юго-востока.
Вслед за ветром движутся и океанские течения.
Бриз - ветер, возникающий на берегах морей. Он связан с более медленным нагреванием воды - дневной бриз дует с моря - и с более медленным остыванием воды - ночной бриз дует в море.
Тяга - естественный приток воздуха к месту горения. Для усиления тяги применяют трубы, чем труба выше и чем медленнее остывает в ней воздух, тем лучше тяга.
В невесомости тяга отсутствует.
Конвекция используется при водяном отоплении. В больших зданиях применяют вынужденную конвекцию.
Термос - сосуд с хорошей теплоизоляцией, применяемый для длительного хранения горячих или колодных продуктов.
Облака служат тепловым экраном для излучения. Заморозки бывают в безоблачную ночь.
В теплице видимые лучи свободно проходят к почве и нагревают ее, а излучаемые почвой тепловые лучи задерживаются водяными парам.
Р/З: 1. 986-988 с.115,116 (774-776).
Д/З: Составить кроссворд из 8-10 слов по материалу #1-6.
Тема урока: Количество теплоты.
Цель урока: Понятие количества теплоты. Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от массы этого тела, от изменения его температуры, от рода вещества. Единица количества теплоты; джоуль, калория. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
Демонстрации. 1. Опыт по рис.14.
2. Устройство и принцип действия калориметра.
Объяснение новой темы: Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
Количеством теплоты называют энергию, которую получает или теряет тело при теплопередаче.
Чем больше масса тела, тем большее количество теплоты надо затратить, чтобы изменить его температуру на одно и то же число градусов.
Количество теплоты, необходимое для нагревания тела тем больше, чем больше изменение температуры тела.
Количество теплоты, необходимое для нагревания тела зависит от вещества, из которого состоит тело.
Количество теплоты обозначается буквой Q.
Количество теплоты в СИ измеряется в джоулях (сокращенное обозначение: Дж) и килоджоулях (кДж).
1 кДж = 1000 Дж.
Старая единица количества теплоты; калория (кал) и килокалория (ккал). Это количество теплоты необходимое для нагревания 1 г воды на 1 °С.
1 кал =4,2 Дж, 1 ккал = 1000 кал = 4200 Дж.
Фронт.ЛР. "Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Методические указания см. на с.11.
Через каждую минуту снимать показания термометра помещенного в стакан со 100 г воды и записывать их в таблицу. Построить график зависимости изменения температуры от времени. Обратить внимание на изменения температуры в начале и конце остывания.
Заключение. 1. По вопросам 1-6 на с.20.
Л:990 с.116 (778).
Пусть в трех мензурках (рис.9 на с.6) температура воды повысилась на один градус. Одинаковое ли количество теплоты получила вода в мензурках? В какой - наибольшее; в какой наименьшее? Объясните почему.
Ответ: Разное, в первой - наибольшее, во второй - наименьшее. Из формулы О = cmΔt следует, что для нагревания на один градус телу большей массы требуется передать большее количество теплоты.
Л;991 с.116 (779). Почему нельзя вскипятить ведро воды на спиртовке?
Ответ: Через некоторое время температура воды в ведре расти перестанет, т.к. количество теплоты получаемое водой за определенный промежуток времени будет равно количеству теплоты, отдаваемой водой окружающей среде.
Тема урока: Удельная теплоемкость.
Цель урока: Удельная теплоемкость вещества, ее единица; (Дж/кг⋅оС). Сравнение удельной теплоемкости различных веществ (табл.1). Удельная теплоемкость воды. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
ДЗ: #8 с.21; У4(1); .Л:997,998 с.116,117 (785,786).
Демонстрации. 1. Различная удельная теплоемкость металлов (оп.62).
2. Определение удельной теплоемкости воды (оп.63).
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #7.
2. Проверка решения домашних задач: Л:990,991 (778,779).
3. Фронтальный опрос по вопросам к #7.
4. Устный ответ по #7.
Объяснение нового материала Удельная теплоемкость.
Количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 °С, называется удельной теплоемкостью вещества.
Удельная теплоемкость обозначается буквой "с", и измеряется в (Дж/кг⋅оС).
При остывании тела массой 1 кг на 1 °С выделяется количество теплоты численно равное удельной теплоемкости вещества, из которого изготовлено тело.
Удельная теплоемкость вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях, различна. Например, у льда она в 2 раза меньше, чем у воды.
Удельная теплоемкость воды самая высокая - 4200 (Дж/кг⋅оС).
Заключение. 1. По вопросам 1-5 на с.22.
Д/З: 1. У4(1) с.25.
2. Л:997,998 с.116,117 (785,786).
Тема урока:ЛР1 "Сравнение количества теплоты". Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Цель урока: Формула для расчета количества теплоты: Q = cm(t2 – t1). Лабораторная работа 1 на с.169. Развивать навыки работы с измерительными приборами. Воспитывать интерес к физике.
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Чтобы рассчитать количество теплоты Q, необходимое для нагревания тела (или выделяемое им при охлаждении), следует удельную теплоемкость вещества с, из которого состоит тело, умножить на массу m тела и на разность между конечной и начальной температурами (t2 – t1) – (на изменение температуры тела Δt).
Q = cm(t2 – t1) = cmΔt.
Оформить решение задачи примера 1.
Оформить решение задачи примера 2.
Если между несколькими телами происходит теплообмен, то увеличение внутренней энергии нагреваемый тел равно уменьшению внутренней энергии остывающих тел.
Обычно, количество теплоты, отдаваемое горячим телом частично рассеивается в окружающую среду, и поэтому, количеств теплоты полученное холодным телом, имеет меньшее значение.
Заключение. 1. По вопросам 1-4 на с.25.
ЛР1«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Р/З: 1. Л:1011,1012,10110 с.118 (799,800,798).
2. Пример 2 на с.24.
Д/З: У4(2,3) с.25; Л:1015 с.118 (803).
8Ф11/11 ЛР 2 "Измерение удельной теплоемкости".
ОМ: Лабораторная работа 2 на с.170. Развивать навыки работы с измерительными приборами. Воспитывать интерес к физике.
ДЗ: П:#9 с.22; Л:1007,1008,1018,1016 с.118,119 (795,796,806,804).
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #9.
2. Проверка решения домашних задач: У4(2,3); Л:1015 (803).
3. Фронтальный опрос по вопросам к #9.
4. Устный ответ по #9.
НМ: ЛР 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела".
ДЗ: П: #9 с.22; Л:1007,1008,1018,1016 с.118,119 (795,796,806,804).
8Ф12/12 Энергия топлива.
ОМ: Топливо как и источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива. Развивать физическое мышление. Воспитывать любознательность.
ДЗ: #10 с.25; У5(2,3) с.27; Л:1050 с.122 (838).
ПДР: 1. Проверка решения домашних задач: Л:1007,1008,1018,1016 (795,796,806,804).
НМ: #10. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
При сгорании топлива выделяется энергия. Это связано с высвобождением энергии при образовании молекул углекислого газа и молекул воды.
Образование молекулы углекислого газа на рис.15.
Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой сгорания топлива.
Удельная теплота сгорания топлива обозначается буквой q и измеряется в Дж/кг.
Удельная теплота сгорания, Дж/кг
Порох 3 800 000
Дрова сухие 10 000 000
Торф 14 000 000
Каменный уголь 27 000 000
Спирт 27 000 000
Антрацит 30 000 000
Древесный уголь 34 000 000
Природный газ 44 000 000
Нефть 44 000 000
Бензин 46 000 000
Керосин 46 000 000
Водород 120 000 000
Из таблицы видно, что при полном сгорании 1 кг керосина выделяется 46 000 000 Дж энергии.
Формула для вычисления количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива массой m:
Q = qm.
Зак. 1. По вопросам 1-4 на с.27.
РЗ: 1. Л:1033,1041,1035,1036,1042,1044 с.121 (821,829,823,824, 830,832).
ДЗ: У5(2,3) с.27; Л:1050 с.122 (838).
Тема урока:Закон сохранения энергии.
Цель урока: Закон сохранения механической анергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию движения (на примере двигателей машин). Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. Энергия Солнца. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике..
Дем. 1. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно (оп.43).
2. Превращение солнечной энергии в химическую (рис.161).
Объяснение темы:Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Полная механическая энергия тела равна сумме потенциальной и кинетической энергий этого тела.
Закон сохранения механической энергии: Полная механическая энергия остается постоянной, если действуют только силы упругости и тяготения и отсутствуют силы трения.
Механическая и внутренняя энергии могут передаваться от одного тела к другому.
Закон сохранения и превращения энергии;
Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется.
Для превращения внутренней энергии в механическую требуется тепловой двигатель.
Энергия солнечных лучей - основной источник энергии на Земле.
Заключение. 1. По вопросам 1-5 на с.29.
1. Приведите примеры превращения механической энергии во внутреннюю и внутренней в механическую.
2. Приведите примеры перехода энергии от одного тела к другому.
3. Какой опыт показывает, что при переходе внутренней энергии от одного тела к другому ее значение сохраняется?
4. В чем состоит закон сохранения энергии?
5. Какое значение имеет закон сохранения энергии в науке и технике?
Р/З: 1. У5(1) с.27.
2. У6(3,4) с.29.
3. Л:1051 с.122 (839).
Сколько спирта нужно сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 14 до 50 °С, если вся теплота, выделенная спиртом, пойдет на нагревание воды?
4. Л:1052 С.122 (840).
Сколько воды, взятой при температуре 14 °С, можно нагреть до 50 °С, сжигая спирт массой 30 г и считая, что вся выделяемая при сгорании спирта энергия идет на нагревание воды?
Д/З: У6(1,2) с.29; Л:1053,1032 с.122,120 (841,820)
Л:1053
На сколько изменится температура воды объемом 100 л, если считать, что вся теплота, выделяемая при сжигании древесного угля массой 0,5 кг, пойдет на нагревание воды?
8Ф14/14 КР1 "Тепловые явления".
ОМ: Проверить умение решать задачи на тепловые явления. Развивать вычислительные навыки. Воспитывать самостоятельность и самоанализ.
ДЗ: Составить и решить две задачи по материалу #1-11.
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #11.
2. Проверка решения домашних задач: У6(1,2)^ Л:1053,1032 (841,820).
3. Фронтальный опрос по вопросам к #11.
4. Устный ответ по #11.
НМ: КР1 "Тепловые явления".
Вариант 1.
1. Стальная деталь массой 500 г при обработке на токарном станке нагрелась на 20 °С. Чему равно изменение внутренней энергии детали?
2. Какую массу пороха нужно сжечь, чтобы при полном его сгорании выделилось 38 000 кДж энергии?
3. Оловянный и латунный шары одинаковой массы, взятые при температуре 20 °С, опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получают шары от воды при нагревании?
4. На сколько изменится температура воды массой 20 кг, если ей передать всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина массой 20 г?
Вариант 2.
1. Определите массу серебренной ложки, если для изменения ее температуры от 20 до 40 °С требуется 290 Дж энергии.
2. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании торфа массой 200 г?
3. Стальную и свинцовую гири массой по 1 кг прогрели в кипящей воде, а затем поставили на лед. Под какой гирей растает больше льда?
4. Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделится при сгорании каменного угля массой 500 г?
ДЗ: Составить и решить две задачи по материалу #1-11.
Тема урока: Агрегатные состояния вещества.
Цель урока: Агрегатные состояния вещества. Расположение, характер движения и взаимодействия молекул в различных агрегатных состояниях. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда). Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
Объяснение темы: Агрегатные состояния вещества.
Существуют три агрегатных состояния вещества; твердое, жидкое и газообразное.
Во всех трех состояниях молекулы данного вещества не отличаются друг от друга.
Агрегатные состояния отличаются расположением, движением и взаимодействием молекул.
В газообразном состоянии средняя кинетическая энергия молекул большая, она достаточна для преодоления сил молекулярного притяжения.
В жидкостях и особенно в твердых телах, энергия молекул меньше, она недостаточна для преодоления сил притяжения.
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Увеличивая среднюю кинетическую энергию молекул вещество можно расплавить, а затем и испарить.
Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением.
Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления.
Температура плавления веществ, °С.
(при нормальном атмосферном давлении)
Водород –259 Алюминий 660
Спирт –114 Серебро 962
Ртуть –34 Золото 1064
Лед 0 Медь 1085
Калий 63 Сталь 1500
Олово 232 Платина 1772
Свинец 327 Вольфрам 3387
Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют отвердеванием или кристаллизацией.
Вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится.
График плавления и отвердевания кристаллического тела.
График на рис.16 с.33.
При нагревании, пока весь лед не превратился в воду, температура смеси льда и воды не менялась.
При охлаждении, пока вся вода не превратилась в лед, температура смеси воды и льда не менялась.
Зак. 1. По вопросам 1-4 на с.31.
2. По вопросам 1-3 на с.32.
3. По вопросам 1-3 на с.34.
РЗ: 1. У7(1,2) с.33.
ДЗ: У7(3-5) с.ЗЗ; Л:1059 с.123 (847).
8Ф16/16 Удельная теплота плавления.
ОМ: Объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления, ее единица: Дж/кг. Увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении. Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации тела. Развивать физическое мышление. Воспитывать интерес к физике.
ДЗ: #15 с.34; У8(1-3) с.38; Л:1091 с.127 (879).
Дем. 1. Плавление кусочков льда и нафталина одинаковой массы, находящихся при температуре плавления.
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #12,13,14.
2. Проверка решения домашних задач: У7(3-5); Л:1059, (847).
3. Фронтальный опрос по вопросам к #12,13,14.
4. Устный ответ по #12,13,14.
НМ: #15. Удельная теплота плавления.
Хотя во время плавления лед получал энергию от сгорающего топлива, его температура не менялась.
Постоянство температуры вещества при плавлении указывает на то, что средняя кинетическая энергия его молекул не меняется.
При плавлении энергия, получаемая веществом, идет на разрушение кристалла.
Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется удельной теплотой плавления.
Удельная теплота плавления обозначается буквой λ и измеряется в Дж/кг.
Удельная теплота плавления льда равна 340 000 Дж/кг.
При температуре 0 оС внутренняя анергия 1 кг воды больше внутренней энергии 1 кг льда на 340 000 Дж.
Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для плавления кристаллического тела массой m, взятого при его температуре плавления и нормальном атмосферном давлении, нужно удельную теплоту плавления λ умножить на массу тела m:
Q = λ m.
При отвердевании кристаллического вещества выделенная энергия равна энергии, поглощенной при плавлении.
При охлаждении до температуры кристаллизации кинетическая энергия молекул ухе не достаточна для преодоления сил притяжения. Удерживаясь друг около друга, молекулы образуют кристалл около центра кристаллизации (посторонней частицы, пылинки).
Удельная теплота плавления веществ, Дж/кг
Алюминий 390 000 Сталь 84 000
Лед 340 000 Золото 67 000
Железо 270 000 Водород 59 000
Медь 210 000 Олово 59 000
Парафин 150 000 Свинец 25 000
Спирт 110 000 Кислород 14 000
Серебро 87 000 Ртуть 12 000
Пример решения задачи на с.37.
Зак. 1. По вопросам 1-6 на с.38.
РЗ:1. Л:1081,1082,1087,1090 с.125,126 (869,870,875,878).
ДЗ: У8(1-3) с.38; Л:1091* с.127 (879*).
8Ф17/17 КР2 "Плавление и нагревание тел".
ОМ: Проверить умение решать задачи на нагревание и плавление. Развивать вычислительные навыки. Воспитывать интерес к физике.
ДЗ: #3* с.183; Л:1095 с.127 (883); Составить и решить две задачи на тему "Плавление и отвердевание кристаллический тел".
ПДР: 1. Проверка письменной работы с вопросами к #15.
2. Проверка решения домашних задач: У8(1-3); Л:1091.
3. Фронтальный опрос по вопросам к #15.
4. Устный ответ по #15.
НМ: #3* Аморфные тела. Плавление аморфных тел.
Стекло, смола, сургуч, пластмассы в обычных условиях похожи на твердые тела, но являются очень густой и вязкой жидкостью.
Очень медленно они растекаются и принимают форму сосуда.
Аморфные тела не имеют температуры плавления, при нагревании они постепенно размягчаются, затем разжижаются и превращаются в жидкость.
В аморфных телах только на небольших расстояниях атомы расположены упорядочение (как в кристаллах), а во всем теле их расположение беспорядочно, как в жидкостях.
КР2 "Плавление и нагревание тел".
Вариант 1.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре -2 °С, в воду при температуре 0 °С?
2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии.
Вариант 2.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при температуре 0 °С, в воду при температуре 20 °С?
2. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.
ДЗ: Л:1095 с.127 (883);
Составить и решить две задачи на тему "Плавление и отвердевание кристаллических тел".
Вариант 1.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре -2 °С, в воду при температуре 0 °С?
2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии.
Вариант 2.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при температуре 0 °С, в воду при температуре 20 °С?
2. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.
Вариант 1.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре -2 °С, в воду при температуре 0 °С?
2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии.
Вариант 2.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при температуре 0 °С, в воду при температуре 20 °С?
2. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.
Вариант 1.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре -2 °С, в воду при температуре 0 °С?
2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии.
Вариант 2.
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при температуре 0 °С, в воду при температуре 20 °С?
2. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные программы по русскому языку и литературе для электронного журнала.
Учебные программы по русскому языку и литературе для электронного журнала. Литература. 9 класс.По учебнику для образовательных учреждений в двух частях под редакцией Беленького Г.Н. М.: Мнемозина, ...
Рабочая программа по географии с поурочно-тематическим планом для электронного журнала
Все необходимое для работы учителя географии в 6 классе, 1 час в неделю, 34 часа в год. Также есть поурочно-тематическое планирование для заполнения электронного журнала...
рабочая программа для электронного журнала. 5-7 классы. изо. Неменский
Рабочие программы 5-7 классов по изо...
Шаблон электронного журнала
Журнал в помощь учителю...
Учебные программы по русскому языку и литературе для электронного журнала.
Учебные программы по русскому языку и литературе для электронного журнала.Литература. 9 класс.По учебнику для образовательных учреждений в двух частях под редакцией Беленького Г.Н. М.: Мнемозина, 2010...
Рабочие программы по ФГОС для электронного журнала.
Рабочие программы созданы в формате Эксель для "Дневник.ру"....
Программа для электронного журнала 5-9 класс по физкультуре
Данна программа разработана для электронного журнала с лыжной подготовкой в 3 четверти....