Шумовое загрязнение
статья по физике (9 класс)
Изыскивая пути экологического воспитания в процессе обучения физике, учитель должен руководствоваться, прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего ту или иную сторону взаимодействия общества и природы, пробуждали активность учащихся, способствовали превращению получаемых знаний в убеждения. Это может быть, например, в том случае, когда элементы экологии и охраны окружающей среды служат на уроке основой постановки учебной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_shumovoe_zagrznenie.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание при изучении звуковых колебаний.
Изыскивая пути экологического воспитания в процессе обучения физике, учитель должен руководствоваться, прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего ту или иную сторону взаимодействия общества и природы, пробуждали активность учащихся, способствовали превращению получаемых знаний в убеждения. Это может быть, например, в том случае, когда элементы экологии и охраны окружающей среды служат на уроке основой постановки учебной проблемы.
Рассмотрим возможности создания проблемных ситуаций на базе экологического материала, знакомящего учащихся во время изучения звуковых колебаний с одним из «загрязнителей» среды — шумом. Важность такого знакомства для девятиклассников обусловлена еще и тем, что именно в этом возрасте молодым людям присуще особое увлечение чрезмерно громкой музыкой, а это нередко приводит к отрицательным последствиям для здоровья как их самих, так и окружающих людей.
Для создания исходной проблемной ситуации можно воспользоваться рассказом о случае, произошедшем в лаборатории электроакустики Морского научно-исследовательского центра в Марселе при испытании одного из генераторов инфразвука. Во время эксперимента исследователи вдруг почувствовали себя плохо. Все вибрировало у них внутри - желудок, сердце, легкие. Генератор выключили, но еще в течение нескольких часов люди чувствовали себя совершенно разбитыми
Рассказав учащимся об этом эпизоде, учитель ставит проблему: «Как можно объяснить происшедшее, если известно, что представляет собой инфразвук, к каким волнам он принадлежит сообщением о том, что шумовое загрязнение, по данным австрийских ученых, укорачивает жизнь жителей больших городов на 10-12 лет. Ведь в городах промышленность и транспорт, бытовые приборы, радио и телевидение создают сильную «шумовую атаку» на человека. Какое сильное воздействие на человеческий организм оказывают звуки, видно из следующего примера. В древнем Китае была придумана такая жестокая расправа с людьми, непочтительно относящимися к религии: «Кто поносит Всевышнего, не должен быть повешен, но флейтисты, барабанщики и крикуны должны непрерывно играть перед ним днем и ночью, пока он не упадет замертво».
Какие же звуки для человека наиболее опасны? От каких параметров зависит их восприятие? Разобраться учащимся в этих вопросах поможет учебный материал. Можно только добавить, что вредное действие шума при одинаковой громкости и длительности зависит не только от частоты звука (в быту высокие звуки опаснее низких), но и от расстояния до его источника, причем «чистый» звук намного опаснее шума такой же громкости.
Для превращения полученных на уроке знаний в убеждения большое значение имеет создание благоприятных условий, при которых учащиеся смогли бы проявить свою инициативу и самостоятельность в выборе правильного решения и поисках средств для его утверждения. Полезными в этом плане могут быть уроки-диспуты, учебные дискуссии.
Для участия в них класс разбивается на две группы, каждая из которых должна быть готова защитить свою точку зрения и найти слабое место «противника». В зависимости от подготовки и компетентности участников дискуссии урок может быть построен по-разному. При этом от учителя требуется особое проявление такта. Ведь ребята иногда могут слишком эмоционально отстаивать свою точку зрения, в важно умение педагога вовремя остановить спор, подвести его итоги, объективно оценить подготовки учащихся к уроку и т. д.
Примером такого рода мероприятия, которое полезно провести при изучении звуковых колебаний, может быть учебная дискуссия на тему «Ультразвуки и инфразвуки -друзья или враги?».
Для развития у школьников умения обоснованно отстаивать свою точку зрения, в частности по проблемам, связанным с экологией, может служить предварительное ознакомление их с перечнем вопросов, ответы на которые они смогут найти при изучении предстоящей темы учебной программы. Такой перечень может быть вывешен в физическом кабинете. Это предоставляет школьникам возможность самостоятельно выяснить истину.
К числу вопросов, которые могут быть обсуждены при изучении звуковых волн, относятся, в частности, такие:
Почему искусственный шум (на пример, шум работающих машин) оказывает отрицательное действие на живой организм, а природные звуки (шум дождя, шелест листьев) действуют на него благотворно?
(Ответ. Научные исследования показали, что во всех природных шумах определяющими являются одни и же частоты - порядка 1000 Гц. Они относятся к зоне наилучшего восприятия для слухового аппарата, этим объясняется вызываемое ими приятное чувство успокоения и равновесия. Искусственные шумы, как правило, связаны со звуками более высоких тонов, поэтому приводят живой организм в угнетенное состояние.)
Шум -только враг или он может приносить и пользу?
(Ответ. Известно, что звуковые волны «шумового» типа способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.)
Что можете сделать вы для решения проблемы ослабления городского шума?
(Ответ. Многое. Например: следить за тем, чтобы дома не звучали излишне громко радиоприемники, телевизоры, проигрыватели и т. д.; разваривать дома, в школе, на улице, в транспорте тихо, не повышая голоса; сажать деревья и кустарники. Ведь правильно посаженные зеленые насаждения могут значительно снизить городской шум; летом его «рассеивают» и «поглощают» листья, а зимой - снег на ветках и др.)
На мой взгляд, предложенные способы использования экологического материала способствуют не только углублению знаний учащихся по физике, но и выработке у них природоохранных убеждений, необходимых всем гражданам нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Noise Pollution/ Шумовое загрязнение 10-11 класс по теме "Экология"
Урок Noise Pollution /Шумовое загрязнение для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ способствует их экологическому просвещению. Задания, выполняемые на уроке, н...
Изучение шумового загрязнения (практическая работа)
Экологический шум - одна из форм загрязнения окружающей среды. Увеличение уровня шума сверх природного отрицательно действует на человека: повышается утомляемость, снижается умственная активность, во...
Экологические проблемы ( Шумовые загрязнения города и их влияния на здоровье человека).
Мы живем в современном городе, который сочетает в себе промышленность, транспорт, высокую плотность жилой застройки, зеленые зоны отдыха, спортивные сооружения и многое другое. Одной...
Проект шумовое загрязнение и борьба с ним
Проект шумовое загрязнение и борьба с ним...
Исследовательский проект "Шумовое загрязнение"
Исследовательский проект "Шумовое загрязнение". Цель - выявить источники шумового загрязнения в школе....
Презентация по ОБЖ. Тема "Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека". 9 класс.
Изучения влияния шумового загрязнения на организм человека, а также мер безопасности и способов защиты организма от шума.Получение представления о безопасном использовании...
«Шумовое загрязнение
Основные составляющие устройства к проекту «Шумовое загрязнение»....