Урок физики по теме "Звук"
методическая разработка по физике (9 класс)
Разработка урока физики по теме "Звук" содержит конспект урока и презентацию. Может быть использован в 9 классе средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zvuk.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 им. Т.Б.Куулар п.г.т. Каа-Хем
Разработка урока физики
в 9 классе
по теме:
«Звук»
Выполнила: Шойдук Анна Анай-ооловна.
Учитель физики
МБОУ СОШ №2 им. Т.Б.Куулар
п.г.т.Каа-Хем, Кызылский кожуун
Январь, 2009г.
Разработка урока физики в 9 классе по теме «Звуковые колебания».
Тема: Звуковые колебания.
Цель: Наблюдая за простыми экспериментами, на основе собственных рассуждений выяснить, что является источником звука, что такое звуковое колебание, чем определяются некоторые характеристики звука как скорость, громкость, тон, тембр и сделать соответствующие выводы.
Оборудование: гитара, камертон, маленькое тело (пуговица) на нитке на штативе, линейка, макеты (или таблицы) строения гортани и уха, таблица «Вред шума и борьба с ним», дощечки (домино), осциллограф, микрофон, кинофрагмент «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука», компьютер с программой мультимедийной презентации, проектор.
Ход урока: 1. Организационная часть:
Учитель: Здравствуйте! Разрешите начать урок с отрывка из стихотворения А.С.Пушкина:
…Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…
- О чем писал поэт?
Ученики: Эхо. Звук.
Учитель: Да. Это и есть тема нашего урока: Звук (Звуковые колебания). Слайд №1.
Сегодня на уроке мы должны: 1. Узнать, что такое звук? Откуда он появляется? Что является источником звука?
2. Познакомиться с некоторыми характеристиками звука: скорость, громкость, тон, тембр.
Как будем добиваться этого? Наблюдая за простыми экспериментами, на основе собственных рассуждений мы должны сделать соответствующие выводы.
2. Основная часть:
Слайд №2.
Учитель: Изучением звука занимается наука Акустика.
Вопрос 1.
- Откуда слышен звук? Что звучит? (телефон, люди, машины, муха и т.д.)
Демонстрация источников звука:
1. струна: а) неподвижна – нет звука!
б) колеблется – зазвучала!
2. камертон: а) неподвижен – нет звука!
б) колеблется – зазвучал!
(рис. 1а,б; 2а,б)
1а) 1б) 2а) 2б)
-Как называется самый главный прибор, издающий звук? (Гортань) Положите свои пальцы на шею в область гортани и поговорите. Что вы чувствуете? (Вибрация)
Слайд №2.2. Вибрация – быстрое колебание.
- На основе данных наблюдений сделайте вывод: Что издает звук?
Вывод: Источником звука является колеблющееся тело. (Слайд №3.1)
- Все ли колебания дают звук?
Демонстрация колебаний разных частот: 1. Помахать рукой. (Звука нет) 2. Опыты с линейкой:
а) звука почти не слышно
б) слышен тонкий звук
в) слышен звук более высокого тона
г) тон звука еще выше
д) звука нет
Вывод: Не всякое колебание дает звук.
Слайды №3.2; №3.3.
Чтобы появился звук, телу надо колебаться с частотой от 20Гц до 20000Гц.
- Почему именно 20 и 20000Гц?
Это связано с самым главным приемником звука – нашим ухом.
Ученики: (выступают с сообщениями о строении гортани и уха).
Учитель: Как же доходит звук от источника до приемника? Через что? Как быстро? Примерно так! (демонстрирует брусочками домино их поочередное падение):
Гортань Ухо
Звук распространяется через воздух с определенной скоростью v, которую можно легко измерить: измерить расстояние, засечь время и рассчитать по формуле v=s/t. И это давно уже сделано другими людьми и нет смысла еще раз определять это. Смотрим результаты!
Слайд №4 (подтвердить примерами).
Задача: Лето. Сверкнула молния. А через 5 секунд только услышали гром. На каком расстоянии произошел разряд? (Ответ: 1,7 км)
Сделайте вывод о распространении звука в среде? (Слайд №5)
Учитель: Вопрос. Чем определяется громкость звука?
Эксперимент. (Осциллограф, микрофон, камертон)
Тихо Громко
А1<А2 (А – амплитуда колебаний)
Вывод: Громкость звука определяется амплитудой (А) колебания: чем больше амплитуда, тем громче звук. Слайд №6.
Слайд №6.2. (рассмотреть рисунок «Громкость в децибелах»)
Громкий звук вреден для уха. Пример для сравнения: 2 двери, с первой пользуются очень бережно, открывают и закрывают за ручку, а не пинают ногами, смазывают, чистят, заботятся о ней; со второй обращаются как попало… Какая дверь прослужит долго? Конечно, первый! Точно так же и в ухе: мембрана (барабанная перепонка) колеблется с большей амплитудой при громком звуке. Надевая наушники и слушая популярные песни, создаем громкость до 100 дБ. Бедная перепонка так расшатывается, что ближе к старости не услышишь некоторые из такого многообразия звуков!
Шум вреден! Особенно в городах, где много машин, высоких домов (последствия: трещины на стенах высотных зданий, лопание стекол…). Как бороться с шумом? (Таблица «Вред шума и борьба с ним»)
Чего только не слышат наши уши за день! Давайте пожалеем их и не только их, но и близлежащие к ним части тела.
(Физминутка)
Учитель: Есть разные звуки: тонкие – писк, визг, свист; грубые – бас, храп и т. д. Они отличаются очень важной характеристикой – Тоном.
Эксперимент: (осциллограф, микрофон, гитара)
Высокий тон Низкий тон
ν1>ν2 (ν – частота колебаний)
Вывод: (Слайд №7.1.) Тон звука определяется частотой колебаний: чем больше частота, тем выше тон звука.
- Кто чаще машет крыльями: комар или муха? Определите по звуку. (комар)
- Правильные ли мы сделали выводы? Для убеждения в правильности просмотрим кинофрагмент «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука».
Слайд №7.2. (Об акустическом феномене, сокровище тувинской культуры «Хоомее»)
Художественный номер: исполнение хоомея учеником 11«а» класса Чашем Айдысом (Чаш Айдыс – достойный сын своего отца, продолжатель его дела. Его отец – один из тех, кому одним из первых было присуждено почетное звание «Народный хоомейжи»).
Учитель: Конечно же, его мы пригласили не только чтобы послушать, а чтобы понять еще одну характеристику звука – Тембр.
Эксперимент. Осциллограмма каргыраа:
Слайд №8.1. (определение тембра и обертонов)
Тембр – это «окраска» звука, зависящая от его источника.
Обертоны – это колебания, сопровождающие основной (самый низкий) тон звука.
Вывод: Тембр звука определяется набором обертонов. (Слайд №8.2).
Бывают уникальные люди, умеющие изменять тембр голоса. Например, Максим Галкин и др.
3. Заключительная часть.
Итоги урока:
Слайд №1. Повторить выводы.
Оценить ответы учащихся.
Задать Д/з (§ 34-36).
4. Дополнительная информация:
В Австралии существует памятник звуку, созданный физиками, который называется «Физика и музыка». Он представляет собой две полусферы, обращенные друг другу вогнутыми сторонами. Если произнести звук, встав между этими сферами, то он продержится там несколько дней.
Использованная литература:
- А.В. Перышкин и др., учебник «Физика. 9 кл.», - М.: Дрофа, 1999.
- В.А. Волков, «Поурочные разработки по физике», - М.: ВАКО, 2005.
- Электронный учебник «Образовательные комплексы. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...