Урок физики по теме "Звук"
методическая разработка по физике (9 класс)

Шойдук Анна Анай-ооловна

Разработка урока физики по теме "Звук" содержит конспект урока и презентацию. Может быть использован в 9 классе средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zvuk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  №2  им. Т.Б.Куулар   п.г.т. Каа-Хем

   Разработка урока физики

      в 9 классе

        по теме:

                    «Звук»

Выполнила: Шойдук Анна Анай-ооловна.

                             Учитель физики

   МБОУ СОШ №2 им. Т.Б.Куулар

п.г.т.Каа-Хем,  Кызылский кожуун

Январь, 2009г.

Разработка урока физики  в 9 классе по теме «Звуковые колебания».

Тема:  Звуковые колебания.

Цель: Наблюдая за простыми экспериментами, на основе собственных рассуждений выяснить, что является источником звука, что такое звуковое колебание,  чем определяются некоторые характеристики звука как скорость, громкость, тон, тембр и  сделать соответствующие выводы.

Оборудование: гитара, камертон, маленькое тело (пуговица) на нитке на штативе, линейка, макеты (или таблицы) строения гортани и уха, таблица «Вред шума и борьба с ним»,  дощечки (домино), осциллограф, микрофон, кинофрагмент «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука»,  компьютер с программой мультимедийной презентации, проектор.

Ход урока:        1. Организационная часть:

Учитель: Здравствуйте! Разрешите начать урок с отрывка из стихотворения  А.С.Пушкина:        

…Ревет ли зверь в лесу глухом,

                                        Трубит ли рог, гремит ли гром,

                                               Поет ли дева за холмом –

                                        На всякий звук

                                        Свой отклик в воздухе пустом

                                        Родишь ты вдруг…

- О чем писал поэт?  

Ученики: Эхо. Звук.

Учитель: Да. Это и есть тема нашего урока: Звук (Звуковые колебания). Слайд №1. 

Сегодня на уроке мы должны:         1. Узнать, что такое звук? Откуда он появляется? Что является источником звука?

2. Познакомиться с некоторыми характеристиками звука: скорость, громкость, тон, тембр.

        Как будем добиваться этого?   Наблюдая за простыми экспериментами, на основе собственных рассуждений мы должны сделать соответствующие выводы.

                        2. Основная часть:

Слайд №2.

        Учитель: Изучением звука занимается наука Акустика.

Вопрос 1.

- Откуда слышен звук? Что звучит? (телефон, люди, машины, муха и т.д.)

Демонстрация источников звука:

1. струна:   а) неподвижна – нет звука!

                                                          б) колеблется – зазвучала!

2. камертон:  а) неподвижен – нет звука!

                                                             б) колеблется – зазвучал!

                                                                             (рис. 1а,б; 2а,б)

        1а)                   1б)                              2а)                       2б)

        -Как называется самый главный прибор, издающий звук? (Гортань) Положите свои пальцы на шею в область гортани и поговорите. Что вы чувствуете? (Вибрация)

Слайд №2.2.  Вибрация – быстрое колебание.

- На основе данных наблюдений сделайте вывод: Что издает звук?

Вывод: Источником звука является колеблющееся тело. (Слайд №3.1)

- Все ли колебания дают звук?

Демонстрация колебаний разных частот: 1. Помахать рукой. (Звука нет)                                                                   2. Опыты с линейкой:

     а)            звука почти не слышно

     б)                         слышен тонкий звук

     в)                                      слышен звук более высокого тона

     г)                                                           тон звука еще выше

     д)                                                                             звука нет

Вывод: Не всякое колебание дает звук.

Слайды №3.2; №3.3.

Чтобы появился звук, телу надо колебаться с частотой от 20Гц до 20000Гц.

- Почему именно 20 и 20000Гц?

Это связано с самым главным приемником звука – нашим ухом.

        Ученики: (выступают с сообщениями о строении гортани и уха).

        Учитель: Как же доходит звук от источника до приемника? Через что? Как быстро? Примерно так! (демонстрирует брусочками домино  их поочередное падение):

          Гортань                                                                        Ухо

Звук распространяется через воздух с определенной скоростью v, которую можно легко измерить: измерить расстояние, засечь время и рассчитать по формуле  v=s/t.  И это давно уже сделано другими людьми и нет смысла еще раз определять это. Смотрим результаты!

Слайд №4  (подтвердить примерами).

        Задача:  Лето. Сверкнула молния. А через 5 секунд только  услышали гром. На каком расстоянии произошел разряд? (Ответ: 1,7 км)

        Сделайте вывод о распространении звука в среде?  (Слайд №5)  

Учитель: Вопрос. Чем определяется громкость звука?

Эксперимент. (Осциллограф, микрофон, камертон)

                     

          Тихо              Громко

                    А1<А2   (А – амплитуда колебаний)

Вывод: Громкость звука определяется амплитудой (А) колебания: чем больше амплитуда, тем громче звук. Слайд №6.

Слайд №6.2. (рассмотреть рисунок «Громкость в децибелах»)

        Громкий звук вреден для уха. Пример для сравнения: 2 двери, с первой пользуются  очень бережно, открывают и закрывают за ручку, а не пинают ногами, смазывают, чистят, заботятся о ней; со второй обращаются как попало… Какая дверь прослужит долго?  Конечно, первый!  Точно так же и в ухе: мембрана (барабанная перепонка) колеблется с большей амплитудой при громком звуке. Надевая наушники и слушая популярные песни, создаем громкость до 100 дБ. Бедная перепонка так расшатывается, что ближе к старости не услышишь некоторые из такого многообразия звуков!

        Шум вреден! Особенно в городах, где много машин, высоких домов (последствия: трещины на стенах высотных зданий, лопание стекол…). Как бороться с шумом? (Таблица «Вред шума и борьба с ним»)

        Чего только не слышат наши уши за день! Давайте пожалеем их и не только их, но и близлежащие к ним части тела.

        (Физминутка)

        Учитель: Есть разные звуки: тонкие – писк, визг, свист; грубые – бас, храп и т. д.  Они отличаются очень важной характеристикой – Тоном.

        Эксперимент: (осциллограф, микрофон, гитара)

             

 Высокий тон      Низкий тон

                     ν1>ν2   (ν – частота колебаний)

Вывод: (Слайд №7.1.) Тон звука определяется частотой колебаний: чем больше частота, тем выше тон звука.

- Кто чаще машет крыльями: комар или муха? Определите по звуку. (комар)

- Правильные ли мы сделали выводы? Для убеждения в правильности просмотрим кинофрагмент «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука».

        Слайд №7.2. (Об акустическом феномене, сокровище тувинской культуры «Хоомее»)

        Художественный номер: исполнение хоомея учеником 11«а» класса Чашем Айдысом (Чаш Айдыс – достойный сын своего отца, продолжатель его дела. Его отец – один из тех, кому одним из первых было присуждено почетное звание «Народный хоомейжи»).

        Учитель: Конечно же, его мы пригласили не только чтобы послушать, а чтобы понять еще одну характеристику звука – Тембр.

        Эксперимент. Осциллограмма каргыраа:

Слайд №8.1. (определение тембра и обертонов)

        Тембр – это «окраска» звука, зависящая от его источника.

        Обертоны – это колебания, сопровождающие основной (самый низкий) тон звука.

Вывод: Тембр звука определяется набором обертонов. (Слайд №8.2).    

        Бывают уникальные люди, умеющие изменять тембр голоса. Например, Максим Галкин и др.

                        3. Заключительная часть.

Итоги урока:

Слайд №1. Повторить выводы.

Оценить ответы учащихся.

Задать Д/з (§ 34-36).

                        4. Дополнительная информация:

        В Австралии существует памятник звуку, созданный физиками, который называется «Физика и музыка». Он представляет собой две полусферы, обращенные  друг  другу вогнутыми сторонами. Если произнести звук, встав между этими сферами, то он продержится там несколько дней.

 

                                

                        Использованная литература:

  1. А.В. Перышкин  и др., учебник «Физика. 9 кл.», - М.: Дрофа, 1999.

  1. В.А. Волков, «Поурочные разработки по физике», - М.: ВАКО, 2005.

  1. Электронный учебник  «Образовательные комплексы. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...