Золотое правило механики
план-конспект урока по физике (7 класс)

Рубцова Елена Григорьевна

Урок с применением групповой работы и проектной методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_pravilo_mehaniki.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации  знаний.

Организационные формы общения: индивидуальные и коллективные

Цели урока:

  1. Обобщить, систематизировать знания по теме «Работа, мощность. Простые механизмы», совершенствовать навыки экспериментального исследования.
  2. Формировать умения наблюдать, выделять главное, делать      выводы.
  3. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся, планировать и проводить исследовательскую работу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Однажды репортер спросил у Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой... Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить»

 Сегодня мы возьмем на себя смелость поспорить с великим человеком и не согласиться с ним,  так как на уроке к вам должны приходить «настоящие» мысли как можно чаще, чтобы справляться со всеми заданиями, отвечать на все вопросы, которые возникают у нас при изучении различных явлений природы.

На предыдущем уроке мы познакомились с вами с простыми механизмами.

Вопрос: назовите мне простые механизмы, которые вы знаете и их разновидности

Ответ: Рычаг ( блок и ворот) и наклонная плоскость (клин и винт)

 Вопрос: для чего используют простые механизмы?

Ответ: Для совершения работы

- Правильно. Давайте рассмотрим несколько случаев, где можно использовать простые механизмы для совершения работы.

Вопрос: На полу в середине комнаты стоит ящик с песком. Его необходимо отодвинуть в угол комнаты, но ты один, а ящик очень тяжёлый. Что делать?

Ответ: для выполнения этой работы можно использовать рычаг. Например, взять лом, или прочную доску. Подсунуть рычаг под ящик, при этом ящик легко сдвинуть с места.

- при этом мы получили выигрыш в чём?

Ответ: мы получили выигрыш в силе.

Вопрос: вам необходимо поднять на крышу вашей дачи новую телевизионную антенну, но вы  не хотите рисковать жизнью и тянуть антенну на верёвке  с крыши. Как быть?

Ответ: для выполнения этой работы можно использовать неподвижный блок. Привяжем антенну к одному концу верёвки, перекинем верёвку  через неподвижный блок и, стоя на земле, подтянем антенну на крышу.

Вопрос: получим ли мы при этом выигрыш в силе?

Ответ: нет, т.к. неподвижный блок это равноплечий рычаг, но зато он меняет направление действия силы, а значит, мы можем выполнить эту работу безопасно.

Вопрос: Нам необходимо поднять тяжёлую бочку на борт грузовой машины. Как быть?

Ответ: Для выполнения этой работы можно использовать наклонную плоскость и по ней закатить бочку наверх.

Учитель: и так, во всех перечисленных примерах мы с вами выполняли определённую работу.

Вопрос: напомните мне, как вычисляется механическая работа.

Ответ: A = F. s

Как вы думаете, используя простые механизмы, получаем ли мы выигрыш в работе?

Ответ: ну да, нам же легче её выполнять.

Учитель: мы знаем, что любую гипотезу нужно проверить экспериментально. У вас на партах стоит оборудование, которое поможет нам проверить нашу гипотезу. Проведём эксперимент

По ходу эксперимента заполните таблицу в листе эксперимента, сделайте необходимые расчёты и выводы.

Учащиеся выполняют эксперимент и заполняют лист эксперимента. (Приложение)

Учитель: И так, что же показал нам эксперимент?

Ответ: простой механизм не даёт выигрыша в работе. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.

Молодцы, ребята! Вывод, который вы сделали, называется в физике «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ. Это и есть тема нашего урока.

(Ответить на вопросы учеников, если такие возникнут (например, почему работа при движении по наклонной плоскости чуть больше, чем при подъёме вертикально, обозначить, что это тема следующего урока)

  1. Ваши одноклассники, Даша и Паша, подготовили к нашему уроку интересный проект. Предоставим им слово.

(ученики представляют свой проект на тему «Архимед, ты был не прав!»)

  1. Решение задачи: На подвижном блоке равномерно поднимают  груз массой 50 кг на высоту 10 м. На какую длину при этом вытягивают свободный конец верёвки?

  1. Заключительное слово учителя.

Исаак Ньютон сказал когда-то:

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной»

Эти слова по праву можно отнести к физике, подарившей нам столько открытий, освятившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг? Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему простилается перед вами, не исследованным до конца.

На листах эксперимента вам необходимо сделать пометку о вашем отношении к сегодняшнему уроку и сдать их мне. Спасибо за активное участие в уроке.

  1. Далее учитель выставляет оценки наиболее активным участникам урока.
  2. Д/з: № 771( сб.задач по физике 7-9 класс, И.В. Лукашик)

Приложение

Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1251/0003cf58-777a365d/640/img22.jpg

  1. Запишите цель эксперимента:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Наклонная плоскость

Ф.И.____________________________________

Ф.И.____________________________________

Оборудование: измерительная лента, динамометр, деревянный брусок, деревянная доска, штатив

_______________________________________

_______________________________________

________________________________________

  1. Соберите установку для выполнения эксперимента как на рисунке.
  2. Измерьте высоту наклонной плоскости.
  3. Измерьте вес бруска при помощи динамометра.
  4. Положите брусок на наклонную плоскость и равномерно тащите его вверх при помощи динамометра. Измерьте силу тяги.
  1. Измерьте длину наклонной плоскости.
  2. Вычислите работу каждой силы.
  3. Запишите все измерения в таблицу.

Р, Н

h, м

F, H

l, м

А1, Дж

А2, Дж

  1. Сравните работы сил.

А1 =P . h =    

A2 = F . l =  

  1. Сделайте вывод о том, даёт ли выигрыш в  работе наклонная плоскость.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Сравните силы и пути:

  1. Сделайте вывод по результатам сравнения.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рефлексия:

Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось.

Урок был интересен, полезен, но остались вопросы.

Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило механики

Урок по теме "Простые механизмы. Золотое правило механики" для обучающихся 7 класса. Урок с мультимедийным сопровождением....

Задания к уроку по теме "Золотое правило механики"

Задания для самостоятельного изучения темы "Золотое правило механики". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Физика. 7 класс. - М.:...

Материалы к уроку на тему: "«Золотое правило» механики." (7 класс)

Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта «Золотое правило» механики для учащихся 7 класса. Конспект является продолжением опорного конспекта «Простые механизмы». Раскрывает применение закон...

Материалы к уроку на тему: "Простые механизмы. «Золотое правило» механики.." (7 класс)

Данный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Простые механизмы. «Золотое правило»  механики». И  предназначен,  для работы с  более сильными учащимися 7 класса. ...

Презентация к уроку по физике "Блок. Золотое правило механики"

Этот материал поможет в поготовке к уроку по физике в 7 классе. Подобраны вопросы к фронтальному опросу, задачи на повторение, а так же новый материал, задачи на закрепление нового материала....

Презентация к уроку физики в 7 классе "Блоки. "Золотое правило" механики"

Презентация с анимацией поможет в объяснении материала...

Презентация к уроку физики для 7 класса «Применение правила рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

При изучении нового материала вводятся понятия блок, неподвижный блок, подвижный блок. Рассматривается применение правила рычага к блоку, формулируется и объясняется «золотое правило» механики. Для за...