"Удивительный мир задач"-выступление на научно-исследовательской конференции
статья по физике (7 класс) на тему

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

Я разделяю мнение автора цитаты. А Вы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc633 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская  конференция

«Грани педагогического исследования»

Жаркова Марина Евгеньевна

Учитель физики МОУ «Романовская СОШ».

Стаж работы – 21 год. Образование – высшее педагогическое,

физико-математический факультет

Балашовского Государственного Педагогического Института, специальность — учитель физики и математики.

р.п. Романовка, 2015 г.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.    

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель -  не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

На уроках физики одним из примеров творческой деятельности является  решение расчетных задач с нестандартным вопросом.

Традиционный вопрос всегда содержит выражения «Определите…», «Найдите…»,  «Вычислите…» и т.п.

Я предлагаю Вашему вниманию задачу как нельзя лучше подходящую для реализации целей образования, заложенных в ФГОС ООО.

Прежде всего, разберёмся в смысле задания.

  1. Если шарик сделан из чистой меди, то его плотность должна быть равна (или очень близка по значению) табличному значению плотности меди.
  2. Если имеются примеси более плотных по сравнению с медью металлов, то плотность шарика буде превышать табличное значение плотности меди.
  3. А если шарик полый (в нём есть пустоты) или имеются примеси более лёгких металлов, то мы получим значение меньшее, чем табличная плотность меди.

То есть наша ЗАДАЧА состоит в том, чтобы сравнить плотность шарика и табличное значение плотности меди.

Запишем краткое условие задачи.  Плотность меди определим по таблице.

Далее ставлю перед обучающимися вопрос:

Можно ли решить задачу ДРУГИМ СПОСОБОМ? (Позволю себе лирическое отступление, сравнивающее методики преподавания «советской» и «американской» школ). В Америке решают три задачи  одним способом, а у нас учат решать одну задачу тремя способами.

ПОДУМАЙТЕ

  • А существует ли третий способ решения задачи?
  • Что ещё можно сравнить и каким образом?

Выслушав мнение обучающихся, открываю на слайде подсказку:

 

В виде домашнего задания к уроку, на котором вышеизложенная задача была решена, предлагаю аналогичное Задание № 23.6 из рабочей тетради к учебнику А.В.Перышкина ФИЗИКА 7 авторов Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. А также Задание 23.5, помеченное специальным значком «М». Так авторы отмечают задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

Я разделяю мнение автора цитаты. А Вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Выступление на научно-исследовательской педагогической конференции

VIII районная   научно-практическая педагогическая конференция«История развития системы образования Троицкого муниципального района-вчера, сегодня, завтра» СЕКЦИЯ:...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...