План-конспект урока:"Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
План-конспект урока в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isparenie_i_kondensatsiya8_klass.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Испарение и конденсация"
(8-й класс).
Цель урока: формирование понятий и особенностей физических процессов, перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, микромеханизма этих явлений, объяснение причины этих процессов с точки зрения молекулярно-кинетической теории;
Задачи урока:
- Ввести понятия об испарении и конденсации, с привлечением молекулярных представлений о строении вещества.
- Раскрыть закономерности испарения и конденсации в процессах.
- Расширить представления учащихся об объектах природы и средствах описания.
Тип урока: комбинированный урок.
Демонстрации: Зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности, температуры, движения воздуха. Охлаждение жидкости при испарении.
1.Вводно-мотивационный.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Ребята, на столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдаете? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?
Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока.
Вопросы для повторения:
- Три гипотезы, лежащие в основе МКТ? ( Все вещества состоят из огромного числа частиц, между которыми есть промежутки; частицы вещества, участвуют в тепловом движении; частицы вещества взаимодействуют друг с другом).
- Из чего складывается внутренняя энергия? (Внутренняя энергия представляет собой сумму кинетической энергии движения всех её частиц и потенциальной энергии их взаимодействия).
Изучение нового материала.
Давайте представим себе теплый летний день. Мы искупались, наше тело и волосы стали мокрыми, но мы не расстраиваемся. Достаточно несколько минут побыть на солнце, и волосы станут сухими, влага с поверхности тела исчезнет. А куда же она подевалась?
Итак, испарение – агрегатное превращение, которое мы будем изучать. На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдения в природе и в быту, связанные с испарением и конденсацией. Мы знаем много примеров, когда происходит испарение воды: лужи, высыхают, приготовление сушеной рыбы, сухофруктов, целебных трав. Но не только вода испаряется, так же испаряются спирт, керосин, ртуть. Сначала проведем наблюдение за процессом испарения воды.
Запишем свойства жидкости и пара:
Жидкость Пар(газ) Не сжимается, не имеет формы, Не имеет формы и объёма, сохраняет объём, молекулы не удерживаются обладает текучестью. силами притяжения, легко сжимаются.
Нарисуйте в тетради сосуд, который наполнен жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направление движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы, находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию, равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.
Признаки явления испарения. Определим, что происходит с температурой жидкости при испарении?
Демонстрация: уменьшение количеств вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.
Вывод: При испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается.
Давайте, определим, от каких факторов зависит скорость испарения? Демонстрация: зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.
Вывод: Испарение зависит от:
а) температуры;
б) площади поверхности жидкости;
в) рода жидкости;
г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.
- Испарение в твердых телах.
Испарение происходит с любой поверхности, в том числе и с поверхности твердого тела. Пример: бельё высыхает и на морозе. Испаряется и нафталин, поэтому мы чувствуем его запах. Этот процесс называют сублимацией.
- Конденсация.
Конденсация - процесс перехода молекул из пара в жидкость. Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела. Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.
- Насыщенный пар.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.
Приведём примеры испарения в природе, технике.
а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.
Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды. С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км. Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период с 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды, с 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м [4]
б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.). Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.
4. Закрепление.
- фронтальная беседа по вопросам:
1. Что называют испарением?
2. От чего зависит интенсивность испарения?
3. Что называют конденсацией?
- работа в группах:
1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?
2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?
3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день: холодный или теплый?
3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
1группа: Почему скошенная трава быстрее высохнет в ветреную погоду?
Ответ: Ветер относит молекулы воды, которые испаряются с поверхности травы.
2 группа: В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи остынут быстрее?
Ответ: Быстрее остынут постные щи, так как жирная пленка препятствует испарению воды.
3 группа: Почему, выйдя изводы, нам холодно?
Ответ: Капельки воды, испаряясь с нашего тела, уносят часть энергии.
۩ 7. Домашнее задание.
Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.
☺6. Рефлексия.
Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. (Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...
конспект урока: "Испарение и конденсация"
урок физики в 8 классе...
Презентация к уроку "Испарение и конденсация" 8 класс
Презентация создана к уроку "Испарение и кондесация" 8 класс (Тема "Изменение агрегатных состояний вещества"). Материал, представленный в ней, обращает внимание учащихся на изучение очень распростране...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
урок «Испарение и конденсация»
laquo;Испарение и конденсация»Цель урока: Создать условия для знакомствас процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние .(прямого и обратного).Задачи: - обучающие:...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
Презентация урока "Испарение и конденсация"
Материал для урока физики в 8 классе...