СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья по физике на тему
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” Китайская мудрость
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти»
М. Монтень
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”
Китайская мудрость
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
По своему общественному статусу федеральный государственный образовательный стандарт общего образования впервые представлен в виде конвенциональной нормы, легитимизирующей общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками.
Думаю, что для всех разбирающихся в этом вопросе, я не скажу ничего неожиданного о сути компетентностного подхода в образовании. Но с вашего позволения напомню о некоторых его особенностях.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа вынуждена готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность (Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.).
Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Десять лет назад был подготовлен и опубликован доклад специалистов Мирового банка о развитии российского образования. В этом докладе отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось, в частности, и то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику.
Хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, будучи хорошим специалистом, но может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего:
- в изменениях программ по учебным предметам — как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе;
- в реагировании на новые социальные требования за счет дополнения учебного плана новыми предметами. На разных этапах развития школьного образования в учебный план вводились трудовое обучение, производственное обучение, начальная военная подготовка, курс «Этика и психология семейной жизни», курс «Конституция СССР», ОБЖ, информатика и другие дисциплины.
Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития школы — путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на школьное образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам.
Поэтому напрашивается использование другого пути — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
Связи и отношения между учебными предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Для использования полученных знаний необходимо создание соответствующих ситуаций, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования этих знаний.
Могут существовать различные взгляды на то, какие качества личности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современных школьников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определению целей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся.
- При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний;
- Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем.
В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смысл образовательной деятельности.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
В этом смысле школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования соответствует и объективным потребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей (по крайней мере, в последней трети XX века). Эти поиски были связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель «учения с увлечением». Компетентностный подход позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежными при обучении с принуждением.
Отметим, что, если в качестве общих целей рассматривать формирование у школьников ключевых компетентностей, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.
С этой точки зрения образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Поэтому общие цели школьного образования нельзя представить как простую совокупность целей изучения учебных предметов. В то же время, очевидно, что изучение учебных предметов имеет определяющее значение для целей школьного образования.
Вполне возможно, что в перспективе содержание учебного предмета будет определяться, исходя из логики познавательной деятельности. Уже сейчас в зарубежной образовательной практике в качестве основной познавательной единицы при построении учебной программы рассматривается уровень усвоения школьниками учебного материала.
Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации. На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход, скорее всего, можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений.
Я много раз вчитывалась во все теоретические тонкости вопроса и четко поняла, что есть смысл ко всему этому прислушаться, но…
Как все это осуществить? Голова раздирается на части, потому что в реальной школьной жизни соотнести все требования времени, как оказывается, не просто.
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.
Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
Именно потому, что жизненный опыт формируется планомерно, я решила сделать ставку на начальную школу, как плацдарм для дальнейших действий в профильной школе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Большое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а потом к юношескому.
Из-за недостаточно плавного изменения методов и содержания обучения на разных ступенях средней общеобразовательной школы переход к новой ступени обучения чаще всего приводит к падению успеваемости учеников и росту психологических трудностей у ребят. Обучение на предшествующей ступени чаще всего не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность на новом, более сложном уровне.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, активный диалог и др.
Я расскажу о нескольких направлениях моей деятельности, которые, как мне кажется, системно и последовательно подводят к созданию необходимых условий.
Программы предметных кружков по физике «Путешествие в сказку» (учитель физики Дубас С.П.), информатике (учитель информатики Ионова М.В.) и химии (учитель химии Безымянных Н.А.) предполагают естественное и непринужденное включение первоклассников в процесс самостоятельного усвоения новых знаний и умений в рамках «специфически детских видов деятельности». Основная наша задача, учителей-предметников, включившихся в работу с малышами, – организация такого общения в процессе обучения, которое будет способствовать:
- умению ребят сотрудничать и работать в одновозрастных и разновозрастных группах;
- занимать активную позицию при решении практических задач;
- быть мобильными и инициативными при решении проблемных вопросов в меняющихся жизненных ситуациях, смоделированных в процессе обучения
Программы кружков предполагают активное сотрудничество учителей-предметников и учащихся начальной и средней школы в ходе овладения знаниями, настраивают младших школьников к активному участию в выборе содержания и методов обучения.
Каждый из учителей стремиться добиться того, чтобы занятия необязательного посещения (кружок по предмету) способствовали положительному отношению учащихся начальных классов к школе и мотивировали бы на занятия специфически школьного содержания.
Я предлагаю Вам познакомиться с программой одного из кружков.
На первый взгляд многие физики, привыкшие работать с взрослыми учениками, решат, что все это «игрушки». Но, если удалось хотя бы один раз взаимодействовать с учениками младшей школы, теми же ребятами в средней школе, потом в профильных классах, то начинаешь видеть результаты.
Учащиеся первых классов СОШ №12 в кабинете физики путешествуют по сказкам вместе с Золушкой, Иришкой, Леней, Волшебником, Снегурочкой.
Кто бы мог подумать!
Ребята могут помочь Золушке успеть на бал, если правильно рассортируют крупы и измерят их массы. Девочки и мальчики осваивают правильность определения массы рассыпанных тел на лабораторных весах: гречки, риса, соли, пшена. Вовремя успевают выполнить задание злой мачехи и помогают Золушке.
Встреча Нового года всегда волнительное событие! Но никак не загораются лампочки на елке! Дед Мороз в растерянности. Если мы не сможем вовремя правильно собрать гирлянду, то праздник будет испорчен. Ребята срочно разбираются в правильности сборки электрической цепи елочной гирлянды и помогают Снегурочке вовремя нарядить елку к встрече Нового года.
Помочь больной Иришке из сказки, оставшейся дома одной, готов каждый из наших ребят. Путешествие Солнечного зайчика с помощью волшебных плоских зеркал подготовили наши первоклашки. Это они подняли настроение больной девочке и помогли бороться с болезнью.
Сказочные герои постоянно приглашают учеников начальной школы поработать в лаборатории и познакомиться с научными методами изучения природы.
Ролевая игра-сказка помогает им в формировании навыков использования электрических приборов, нагревательных приборов, оптических устройств, компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и формировании навыков применения правил техники безопасности при их использовании. Ролевая игра способствует созданию ситуаций для самостоятельного выбора способа действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
В процессе работы в кружке по физике « Путешествие в сказку» учащиеся знакомятся с экспериментальным методом исследования в физике, приобретают умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленными целями и задачами, учатся выбирать рациональный метод измерений для проверки выдвинутой гипотезы, выполнять запланированный самостоятельно эксперимент и обрабатывать его результаты.
В ходе работы в кружке учащиеся приобретут навыки самостоятельной работы, овладеют умениями практического использования лабораторного оборудования в кабинете физики.
Их ждут ответы на вопросы:
Как в кино делают лилипутов? Как оживить солдатика? Кто куда едет? Как изготовить Солнечные часы? Как Леня стал фокусником и что такое реактивная консервная банка? Зачем кораблю паруса и почему взлетает воздушный змей?
Зачем зайцу длинные уши и как увидеть свой голос? Почему поет пластинка? Как изготовить термометр из бутылки и как шаги переделать в огонь? Почему взлетает воздушный шар и почему дует ветер? Почему идет дождь и почему идет снег?
Любое занятие кружка – чтение или игра по сказке. Основа историй взята из известной для многих «Физики для малышей» Л.Л.Сикорука. В процессе путешествия по сказке.
Усиление практической направленности кружка требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования знаний, умений и навыков по конкретному вопросу. Ролевая игра-сказка помогает в формировании навыков использования электрических приборов, нагревательных приборов, оптических устройств, компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и формировании навыков применения правил техники безопасности при их использовании. Ролевая игра способствует созданию ситуаций для самостоятельного выбора способа действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Программа кружка предусматривает формирование практических навыков пользования простейшим лабораторным оборудованием при выполнении практических задач.
К занятиям системно привлекаются консультанты – учащиеся старших классов, изъявившие желание играть сказку по данной теме. И, если вспомнить, что компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости, то именно в работе с малышами старшеклассникам приходится «выкручиваться», отвечая на вопросы, принимая самостоятельно решения.
Эффективность занятий я почувствовала случайно. Однажды к нам в гости пришла корреспондент местной газеты. Администрация школы предложила нам срочно собрать всех кружковцев-первоклассников и изобразить ход занятия. Заранее никто не предупредил, и я растерялась, что за время перемены ничего не получится, ведь для малышей нужно все напомнить. Но, когда объяснила честно ребятам причину сборов, то они, не растерявшись, сразу предложили срочно собирать гирлянду на елку и лечить Иринку из сказки. Взрослые искренне были удивлены, как заправски управлялись юные электрики и врачи.
Очень трудно выстроить систему в формировании ключевых компетенций, начиная это делать только в старшей, пусть даже и в профильной школе. Осознанный выбор профиля обучения, а в последствии и формирование ключевых компетенций в рамках профиля возможен при соответствующем внутреннем настрое ученика.
Для осуществления системно-деятельностного подхода в плане пропедевтической направленности преподавания физики я решила расширить учащимся 2 класса заняться исследовательской деятельностью в рамках НОУ СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области. Одна из исследовательских работ по теме: «Может ли вода течь вверх» (Работу выполнили: 1.Камьянов Иван, 2-а класс 2.Митина Мария, 2-а класс) имела успех и заняла 1 место на городской конференции «Шаг к успеху». Представленные в работе результаты – это обобщенный результат большого количества опытов, выполненных самими учащимися под контролем учителя.
Приложение к работе и фотографии ребят частично комментируют смысл проведенных исследований. Надо добавить, что старшеклассники (по желанию) выступают в роли консультантов.
Если Вы заметили, на первый план я предлагаю ситуации, в которых свой опыт в различных исследовательских ситуациях, жизненных ситуациях набирают младшие школьники. Но хотела бы уточнить, что я просто поставила перед собой такую задачу. На самом деле старшие школьники присутствуют почти всегда при решении многих вопросов в роли консультантов, ненавязчиво попадая в ситуации получения жизненного опыта самостоятельного решения проблем.
Именно роль консультанта, старшего помощника более естественно сочетается с высказыванием в Китайской мудрости: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Роль консультантов в таких ситуациях предлагается выполнять без ограничений любым старшеклассникам по желанию.
Это может выглядеть даже таким образом. Ребята знают расписание занятий (в кабинете на доске объявлений). Могут просто зайти по пути… и остаться, если понравиться.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин
Повторяюсь, но хочется напомнить, что с позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Поэтому напрашивается использование другого пути — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
Связи и отношения между учебными предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.
Одним из вариантов осуществления компетентностного подхода в старшей школе и системно-деятельностного подхода в начальной школе я выбрала проведение, так называемых мною, комплексных уроков.
Если познакомиться с ФГОС начального образования, то становиться ясно, что при изучении предметов в начальной школе и физики в средней и старшей школе находится достаточно много точек соприкосновения. Я пытаюсь привести это в соответствие при проведении таких уроков.
Если урок по теме в начальной школе по предметам «Технология», «Окружающий мир» каким-либо образом соприкасается с темой по физике в старшей школе, то я вместе с учителями начальной школы практикую проведение комплексного урока. Суть таких занятий заключается в том, что на уроке проигрывается проблемная ситуация, решение которой требует применения теоретических знаний для решения практических задач. На уроке учитель выступает в роли ведущего координатора, старшеклассники – роль консультантов учеников начальной школы, учащиеся начальной школы – роль исследователей, решающих конкретную практическую задачу. На таких уроках воедино сплетаются решения сразу нескольких вопросов:
- ученики старших классов попадают в ситуации, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования знаний, полученных ранее;
- ученики начальной школы учатся действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов
В подобных обстоятельствах младшие чаще всего очень непосредственны и с психологической точки зрения раскрепощаются для поиска решений конкретных вопросов, а старшие вдруг очень серьезно начинают действовать ответственно. Были такие случаи, когда старшеклассники, не слишком уверенные в своих знаниях, приходили перед уроками для уточнения каких-то конкретных вопросов, нарабатывали какие-то практические навыки.
Для более конкретного представления о возможных ситуациях на уроках я привожу пример планов двух подобных уроков-мероприятий. Планы уроков представлены в сокращенном варианте, но суть работы учащихся на уроке в них просматривается.
При проведении таких уроков не исключено включение в работу на уроке консультантами учеников младших классов, которые занимаются исследовательской работой по теме.
Я отдаю себе отчет в том, что таких уроков учебном году в конкретном классе может быть 2-3 и вряд ли более. Для учителя это нелегкий труд в организации практически двух классов на уроке. Но поверьте, что даже такое количество оставляет свой след.
Все ключевые компетенции складываются из четырех элементарных:
1.Информационной.
2.Коммуникативной.
3. Проблемной.
4.Кооперативной, или компетенции по работе в сотрудничестве.
Если вернуться ко всему сказанному, то получается, что выше оговоренные виды учебных занятий, выстроенные в системе, могут быть организованы с учетом современных требований и внесут свой вклад в осуществление компетентностного подхода в обучении. И, возможно тогда нам не придется упрекать себя в том, что “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"
Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника
Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...
Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны...
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".
Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...
Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...