Рабочие программы по физике. ФГОС
рабочая программа по физике на тему

Работа над составлением рабочей программы по физике на этапе перехода от ГОС к ФГОС заключается в создании условий для реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_fizike._fgos.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие программы по физике на этапе перехода от ГОС к ФГОС

Важно не количество знаний, а качество их. 

 Лев Толстой

Отступление.

Я долгое время никак не могла согласиться с обязательностью написания рабочих программ по предметам (в том числе и по физике). Мне все время казалось, что делаю столько бесполезной и ненужной работы, трачу на это время.

Но, чем больше занималась этим вопросом, тем больше понимала, что в этом есть необходимость.

Возможно, для кого-то и теперь это не столь важно, но я в своей работе к написанию рабочих программ  теперь отношусь с пониманием. Только теперь осознала, что работа над этим документом приводит в порядок мои мысли, помогает заранее продумывать решение многих вопросов, возникающих в педагогическом процессе.

Я уверена в том, что практически все современные учителя усвоили требования к составлению рабочих программ по предметам. Поэтому на подробностях структуры документа останавливаться не буду.

Если есть необходимость, приведу пример:

 Выписка из положения о рабочей программе педагога МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

«…Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2. Технология разработки рабочей программы.

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

3. Структура рабочей программы.

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения.
  7. Список литературы (основной и дополнительной).
  8. Приложения к программе.

3.2. Титульный лист − структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

3.3. Пояснительная записка − структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3.4. Учебно-тематический план − структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.

3.5. Содержание курса − структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе − структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

3.7. Перечень учебно-методического обеспечения − структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.8. Список литературы − структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию…»

Мы научились придерживаться всех требований, выше озвученных. Но отмечу то, что уже существующие наработки опять устаревают. В силу входят ФГОС,  и в скором времени мы (физики) обязаны будем перестроить свою работу на новый лад, что всегда очень сложно.

«В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»

«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

Пример:

Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Соответственно рассматривается преемственность при переходе от основной школы к средней общеобразовательной.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ

Когда читаешь выдержки из этого серьезного документа, то все понятно…

Только на практике сложнее.

Поэтому я приняла решение постепенно трансформировать  рабочие программы по физике с требованиями ГОС при переходе к ФГОС.

Выбрала приоритеты:

  1. Учиться осуществлять преемственность на этапе начальная школа – основная школа, включая в рабочие программы основной школы уроки с требованиями ФГОС;
  2. Продолжать овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования;
  3. Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы;
  4. Учиться планировать деятельность учащихся на уроке в соответствии с новыми образовательными стандартами

Все эти составляющие имеют непосредственное отношение к календарно-тематическому плану рабочей программы

Учиться осуществлять преемственность на этапе начальная школа – основная школа я решила по причине того, что жизненный опыт формируется планомерно. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Большое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а потом к юношескому.

Из-за недостаточно плавного изменения методов и содержания обучения на разных ступенях средней общеобразовательной школы переход  к новой ступени обучения чаще всего приводит к падению успеваемости учеников  и росту психологических трудностей у ребят. Обучение на предшествующей ступени чаще всего не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность на новом, более сложном уровне.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, активный диалог и др.

Сказочные герои постоянно приглашают учеников начальной школы поработать в лаборатории и  познакомиться с научными методами изучения природы.

Ролевая игра-сказка помогает им  в формировании навыков использования электрических приборов, нагревательных приборов, оптических устройств, компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и формировании навыков применения правил техники безопасности при их использовании. Ролевая игра способствует созданию ситуаций для самостоятельного выбора способа действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

К занятиям системно привлекаются консультанты – учащиеся старших классов, изъявившие желание играть сказку по данной теме. И, если вспомнить, что компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости, то именно в работе с малышами старшеклассникам приходится «выкручиваться», отвечая на вопросы, принимая самостоятельно решения.

Одним из вариантов осуществления компетентностного подхода в старшей школе и системно-деятельностного подхода в начальной школе я выбрала проведение, так называемых мною, комплексных уроков, которые по своей сути соответствуют требованиям ФГОС.

Если познакомиться с ФГОС начального образования, то становиться ясно, что при изучении предметов в начальной школе и физики в средней и старшей школе находится достаточно много точек соприкосновения. Я пытаюсь привести это в соответствие при проведении таких уроков.

Если урок по теме в начальной школе по предметам «Технология», «Окружающий мир» каким-либо образом соприкасается с темой по физике в старшей школе, то я вместе с учителями начальной школы практикую проведение комплексного урока. Суть таких занятий заключается в том, что на уроке проигрывается проблемная ситуация, решение которой требует применения теоретических знаний для решения практических задач. На уроке учитель выступает в роли ведущего координатора, старшеклассники – роль консультантов учеников начальной школы, учащиеся начальной школы – роль исследователей, решающих конкретную практическую задачу. На таких уроках воедино сплетаются решения сразу нескольких вопросов:

  • ученики старших классов попадают в ситуации, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования знаний, полученных ранее;
  • ученики начальной школы учатся действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов

В подобных обстоятельствах младшие чаще всего очень непосредственны и с психологической точки зрения раскрепощаются для поиска решений конкретных вопросов, а старшие вдруг очень серьезно начинают действовать ответственно. Были такие случаи, когда старшеклассники, не слишком уверенные в своих знаниях, приходили перед уроками для уточнения каких-то конкретных вопросов, нарабатывали какие-то практические навыки.

 При проведении таких уроков не исключено включение в работу на уроке консультантами учеников младших классов, которые занимаются исследовательской работой по теме.

Таких уроков в учебном году в конкретном классе может быть 2-3 и вряд ли более. Для учителя это нелегкий труд в организации практически двух классов на уроке. Но поверьте, что даже такое количество оставляет свой след.

Примеры таких тем уроков:

  1. Комплексный урок  физики-технологии по теме «Сборка электрической цепи» в 3 и 9-ом классах;
  2. Комплексный урок  физика + «Окружающий мир» по теме «Вода и ее свойства» в 10-ом и 2-а классах (для старшеклассников «Свойства жидкостей») и т.д.

Овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, я пытаюсь лет десять подряд. Свой первый опыт описала в статье «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ – ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ». Не могу похвалиться, что этот опыт закрепляется систематически, но индивидуальные траектории изучения предмета в рамках классно-урочной системы осуществляю при дифференцированном подходе к тематическому планированию программного материала в рабочей программе.

Для некоторых отдельных учеников (по согласованию с ними) практикую составление отдельного календарно-тематического планирования.

Основной педагогический подход – воспитание самостоятельности при получении знаний, обучение умению рационально использовать время, планировать свою деятельность.

Сформированные умения самостоятельно работать с учебной литературой, рационально планировать свою деятельность, позволяют некоторым воспитанникам опередить одноклассников. Почувствовав свою «силу» и уверенность, «умники и умницы» начинают тяготиться сдерживающим фактором урока, предлагают более подходящие (с их точки зрения) формы проведения занятий с ними.

В работе с учащимися по индивидуальным траекториям особое внимание приходится уделять созданию максимально эффективных условий для активизации мыслительной деятельности: развитию самостоятельного мышления, обеспечению и сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия детей – как необходимого условия успешности любой деятельности.

В рабочих программах для таких классов предоставляю несколько вариантов календарно-тематического планирования.

Эта затея очень трудоемкая в сочетании со всей остальной загруженностью педагога и поэтому в осуществлении не всегда реальная. Но опыт есть.

Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, учиться планировать деятельность учащихся на уроке в соответствии с новыми образовательными стандартами я предпочла с выяснения вопросов, связанных с изменением деятельности учащихся и педагогов на уроке по ФГОС.

Вот какую информацию я для себя приняла к сведению:

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Характеристика изменений в деятельности учащихся, обучающихся в соответствии с ФГОС

Предмет изменений

Деятельность учащихся до введения ФГОС

Деятельность учащихся после введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания 
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля 
и самооценки

 Данные из таблиц могут подвергаться сомнению, но самое главное, что есть от чего оттолкнуться при планировании деятельности педагога и учащегося на уроке и во внеурочной деятельности.

И, хотя при составлении календарно-тематического планирования в рабочей программе все еще приходится опираться на типологию уроков по ГОС, характеристику деятельность учащихся на уроке стараюсь сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС.

Календарно-тематическое планирование  является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения обосновываются и вносятся изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование  включает в себя:

-       раздел учебной программы по предмету;

-       тему урока; темы контрольных, практических, лабораторных, проектных работ;

-      тип урока;

-      основные элементы содержания урока;

-       характеристику основных видов учебной деятельности;

-      указание на использование ИКТ;

-       дату проведения урока;

-      дату проведения урока при корректировке.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год, оформляется в виде таблицы.  

Примеры формулировок представлены в таблице календарно-тематического планирования по физике для 8 класса.

(таблица разделена, полная ее форма в раздаточном варианте)

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Использование ИКТ

Тепловые явления

1

Строение вещества. Тепловое движение частиц. Температура.

Устанавливают связь между целью введения понятия «тепловое движение частиц» и «температура» и потребности в этом понятии в жизни. Ищут  и выделяют необходимую информацию. Участвуют в коллективном обсуждении строения вещества. Выделяют  и осознают, что уже усвоено и что нужно усвоить при подведении к понятию «температура».

1.А Современная Гуманитарная Академия. Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент:

  • «Молекулярная физика»

2. Строение вещества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf

2

Внутренняя энергия.

Устанавливают связь между целью введения понятия «внутренняя энергия» и потребности в этом понятии в жизни. Ищут  и выделяют необходимую информацию. Участвуют в коллективном повторении понятий потенциальная и кинетическая энергии, корректируют высказывания напарников. Выстраивают логическую цепочку рассуждений для введения понятия «внутренняя энергия»

1.Внутренняя энергия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf

2.Тест к уроку "Внутренняя энергия"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b526c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

3

Два способа изменения внутренней энергии тела.

Приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа, отбора информации. Выявляют  различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения. Структурируют знания. Самостоятельно планируют проведение мини-исследований. Делают выводы и обобщения.

 1.Способы изменения внутренней энергии тела

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7972-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_3.swf

2. Анимация "Изменение внутренней энергии путем совершения работы"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f53a2095-f74b-4ff4-ac6f-361d4344a481/8_74.swf

4

Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция.

Самостоятельно формулируют проблему, связанную с различными способами передачи энергии. Выстраивают логическую цепочку рассуждений и делают выводы. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Самостоятельно вырабатывают алгоритмы исследовательской деятельности по выяснению различий в способах теплопередачи. Контролируют процесс, работая в группе. Анализируют результаты работы. Корректируют результаты деятельности. Делают выводы. Формулируют понятия: «теплопроводность», «конвекция».

1.А Современная Гуманитарная Академия. Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент:

  • «Основы термодинамики»

2.Диск «Физика 7-11, библиотека наглядных пособий» - гл.1, П. 3

Сайт Классная физика:

http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm

3. Теплопроводность

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf

Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические, практические и лабораторные, контрольные, проектные  занятия) cоставляю в виде таблицы.  (Приложение №2)

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Проектная деятельность

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Тепловые явления

12

1.1.

Строение вещества. Тепловое движение частиц. Температура.

1.2.

Внутренняя энергия.

1.3.

Два способа изменения внутренней энергии тела.

1.4.

Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция.

1

1

1.5.

Излучение.

1.6.

Количество теплоты. Единицы измерения количества теплоты. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

1.7.

Удельная теплоемкость вещества.

1

1.8.

Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»

1

1.9.

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

1.10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

1.11.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1.12.

Контрольная работа № 1 «Тепловые явления»

1

2.

Изменение агрегатных состояний вещества

11

2.1.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация кристаллических тел на основе МКТ.

2.2.

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация кристаллических тел»

1

2.3.

Испарение и конденсация на основе МКТ.

2.4.

Кипение. Температура кипения.

2.5.

Относительная влажность воздуха и ее измерение.

1

1

И т.д.

Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, учусь дистанционно.

Использование возможностей ИКТ позволяет заранее предусмотреть в рабочей программе использование коллекций цифровых образовательных ресурсов, использование сервисов единой среды доступа для осуществления педагогической деятельности, официальных сайтов, на которых созданы электронные образовательные «библиотеки».

В календарно-тематическом планировании разрабатываю информацию об использовании ИКТ, рекомендую для самостоятельной работы учащимся конкретные ресурсы или включаю в поисковую деятельность.

На первый план я предлагаю ситуации, в которых свой опыт в различных исследовательских ситуациях, жизненных ситуациях

И, хотя своих мудростей у нас предостаточно, опять китайская мудрость выплывает на передний план: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”.

Работа над рабочими программами переходного периода организует  деятельность учителя именно в таком направлении и должна обеспечить решение задач ФГОС в будущем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по физике ФГОС ООО, 7-9 класс

Рабочая программа (базовый уровень) и календарно-тематическое планирование по физике, ФГОС ООО, 7-9 класс...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике ФГОС 7-9

Рабочая программа по физике для основной школы УМК Перышкин, Гутник...

Рабочая программа по физике ФГОС 7-9 классы 2017

Рабочая программа по физике ФГОС 7-9 классы 2017, (Белага и др.)...

Рабочая программа по физике. ФГОС. Основное общее образование

Рабочая программа предмета «Физика» обязательной предметной области «Естественно - научные предметы» для основного общего образования разработана на основании нормативных докум...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс (автор А.В.Перышкин)

   Рабочая программа по физике 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  п...