Рабочие программы по физике. ФГОС
рабочая программа по физике на тему
Работа над составлением рабочей программы по физике на этапе перехода от ГОС к ФГОС заключается в создании условий для реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_fizike._fgos.docx | 53.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочие программы по физике на этапе перехода от ГОС к ФГОС
Важно не количество знаний, а качество их.
Лев Толстой
Отступление.
Я долгое время никак не могла согласиться с обязательностью написания рабочих программ по предметам (в том числе и по физике). Мне все время казалось, что делаю столько бесполезной и ненужной работы, трачу на это время.
Но, чем больше занималась этим вопросом, тем больше понимала, что в этом есть необходимость.
Возможно, для кого-то и теперь это не столь важно, но я в своей работе к написанию рабочих программ теперь отношусь с пониманием. Только теперь осознала, что работа над этим документом приводит в порядок мои мысли, помогает заранее продумывать решение многих вопросов, возникающих в педагогическом процессе.
Я уверена в том, что практически все современные учителя усвоили требования к составлению рабочих программ по предметам. Поэтому на подробностях структуры документа останавливаться не буду.
Если есть необходимость, приведу пример:
Выписка из положения о рабочей программе педагога МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
«…Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Технология разработки рабочей программы.
2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.
2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
3. Структура рабочей программы.
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Список литературы (основной и дополнительной).
- Приложения к программе.
3.2. Титульный лист − структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
3.3. Пояснительная записка − структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3.4. Учебно-тематический план − структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.
3.5. Содержание курса − структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе − структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
3.7. Перечень учебно-методического обеспечения − структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
3.8. Список литературы − структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию…»
Мы научились придерживаться всех требований, выше озвученных. Но отмечу то, что уже существующие наработки опять устаревают. В силу входят ФГОС, и в скором времени мы (физики) обязаны будем перестроить свою работу на новый лад, что всегда очень сложно.
«В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»
«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.
Пример:
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Соответственно рассматривается преемственность при переходе от основной школы к средней общеобразовательной.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ
Когда читаешь выдержки из этого серьезного документа, то все понятно…
Только на практике сложнее.
Поэтому я приняла решение постепенно трансформировать рабочие программы по физике с требованиями ГОС при переходе к ФГОС.
Выбрала приоритеты:
- Учиться осуществлять преемственность на этапе начальная школа – основная школа, включая в рабочие программы основной школы уроки с требованиями ФГОС;
- Продолжать овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования;
- Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы;
- Учиться планировать деятельность учащихся на уроке в соответствии с новыми образовательными стандартами
Все эти составляющие имеют непосредственное отношение к календарно-тематическому плану рабочей программы
Учиться осуществлять преемственность на этапе начальная школа – основная школа я решила по причине того, что жизненный опыт формируется планомерно. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Большое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а потом к юношескому.
Из-за недостаточно плавного изменения методов и содержания обучения на разных ступенях средней общеобразовательной школы переход к новой ступени обучения чаще всего приводит к падению успеваемости учеников и росту психологических трудностей у ребят. Обучение на предшествующей ступени чаще всего не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность на новом, более сложном уровне.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, активный диалог и др.
Сказочные герои постоянно приглашают учеников начальной школы поработать в лаборатории и познакомиться с научными методами изучения природы.
Ролевая игра-сказка помогает им в формировании навыков использования электрических приборов, нагревательных приборов, оптических устройств, компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и формировании навыков применения правил техники безопасности при их использовании. Ролевая игра способствует созданию ситуаций для самостоятельного выбора способа действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
К занятиям системно привлекаются консультанты – учащиеся старших классов, изъявившие желание играть сказку по данной теме. И, если вспомнить, что компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости, то именно в работе с малышами старшеклассникам приходится «выкручиваться», отвечая на вопросы, принимая самостоятельно решения.
Одним из вариантов осуществления компетентностного подхода в старшей школе и системно-деятельностного подхода в начальной школе я выбрала проведение, так называемых мною, комплексных уроков, которые по своей сути соответствуют требованиям ФГОС.
Если познакомиться с ФГОС начального образования, то становиться ясно, что при изучении предметов в начальной школе и физики в средней и старшей школе находится достаточно много точек соприкосновения. Я пытаюсь привести это в соответствие при проведении таких уроков.
Если урок по теме в начальной школе по предметам «Технология», «Окружающий мир» каким-либо образом соприкасается с темой по физике в старшей школе, то я вместе с учителями начальной школы практикую проведение комплексного урока. Суть таких занятий заключается в том, что на уроке проигрывается проблемная ситуация, решение которой требует применения теоретических знаний для решения практических задач. На уроке учитель выступает в роли ведущего координатора, старшеклассники – роль консультантов учеников начальной школы, учащиеся начальной школы – роль исследователей, решающих конкретную практическую задачу. На таких уроках воедино сплетаются решения сразу нескольких вопросов:
- ученики старших классов попадают в ситуации, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования знаний, полученных ранее;
- ученики начальной школы учатся действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов
В подобных обстоятельствах младшие чаще всего очень непосредственны и с психологической точки зрения раскрепощаются для поиска решений конкретных вопросов, а старшие вдруг очень серьезно начинают действовать ответственно. Были такие случаи, когда старшеклассники, не слишком уверенные в своих знаниях, приходили перед уроками для уточнения каких-то конкретных вопросов, нарабатывали какие-то практические навыки.
При проведении таких уроков не исключено включение в работу на уроке консультантами учеников младших классов, которые занимаются исследовательской работой по теме.
Таких уроков в учебном году в конкретном классе может быть 2-3 и вряд ли более. Для учителя это нелегкий труд в организации практически двух классов на уроке. Но поверьте, что даже такое количество оставляет свой след.
Примеры таких тем уроков:
- Комплексный урок физики-технологии по теме «Сборка электрической цепи» в 3 и 9-ом классах;
- Комплексный урок физика + «Окружающий мир» по теме «Вода и ее свойства» в 10-ом и 2-а классах (для старшеклассников «Свойства жидкостей») и т.д.
Овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, я пытаюсь лет десять подряд. Свой первый опыт описала в статье «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ – ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ». Не могу похвалиться, что этот опыт закрепляется систематически, но индивидуальные траектории изучения предмета в рамках классно-урочной системы осуществляю при дифференцированном подходе к тематическому планированию программного материала в рабочей программе.
Для некоторых отдельных учеников (по согласованию с ними) практикую составление отдельного календарно-тематического планирования.
Основной педагогический подход – воспитание самостоятельности при получении знаний, обучение умению рационально использовать время, планировать свою деятельность.
Сформированные умения самостоятельно работать с учебной литературой, рационально планировать свою деятельность, позволяют некоторым воспитанникам опередить одноклассников. Почувствовав свою «силу» и уверенность, «умники и умницы» начинают тяготиться сдерживающим фактором урока, предлагают более подходящие (с их точки зрения) формы проведения занятий с ними.
В работе с учащимися по индивидуальным траекториям особое внимание приходится уделять созданию максимально эффективных условий для активизации мыслительной деятельности: развитию самостоятельного мышления, обеспечению и сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия детей – как необходимого условия успешности любой деятельности.
В рабочих программах для таких классов предоставляю несколько вариантов календарно-тематического планирования.
Эта затея очень трудоемкая в сочетании со всей остальной загруженностью педагога и поэтому в осуществлении не всегда реальная. Но опыт есть.
Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, учиться планировать деятельность учащихся на уроке в соответствии с новыми образовательными стандартами я предпочла с выяснения вопросов, связанных с изменением деятельности учащихся и педагогов на уроке по ФГОС.
Вот какую информацию я для себя приняла к сведению:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Характеристика изменений в деятельности учащихся, обучающихся в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Деятельность учащихся до введения ФГОС | Деятельность учащихся после введения ФГОС |
Вид деятельности | Пассивное слушание | Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) | Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Переспрашивание заданного вопроса | Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя | Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Адаптация к школьному обучению | Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен | Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца | Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная | Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная | |
Результаты обучения | Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Осуществляется учителем | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания |
Данные из таблиц могут подвергаться сомнению, но самое главное, что есть от чего оттолкнуться при планировании деятельности педагога и учащегося на уроке и во внеурочной деятельности.
И, хотя при составлении календарно-тематического планирования в рабочей программе все еще приходится опираться на типологию уроков по ГОС, характеристику деятельность учащихся на уроке стараюсь сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС.
Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения обосновываются и вносятся изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование включает в себя:
- раздел учебной программы по предмету;
- тему урока; темы контрольных, практических, лабораторных, проектных работ;
- тип урока;
- основные элементы содержания урока;
- характеристику основных видов учебной деятельности;
- указание на использование ИКТ;
- дату проведения урока;
- дату проведения урока при корректировке.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год, оформляется в виде таблицы.
Примеры формулировок представлены в таблице календарно-тематического планирования по физике для 8 класса.
(таблица разделена, полная ее форма в раздаточном варианте)
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Использование ИКТ |
Тепловые явления | |||
1 | Строение вещества. Тепловое движение частиц. Температура. | Устанавливают связь между целью введения понятия «тепловое движение частиц» и «температура» и потребности в этом понятии в жизни. Ищут и выделяют необходимую информацию. Участвуют в коллективном обсуждении строения вещества. Выделяют и осознают, что уже усвоено и что нужно усвоить при подведении к понятию «температура». | 1.А Современная Гуманитарная Академия. Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент:
2. Строение вещества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf |
2 | Внутренняя энергия. | Устанавливают связь между целью введения понятия «внутренняя энергия» и потребности в этом понятии в жизни. Ищут и выделяют необходимую информацию. Участвуют в коллективном повторении понятий потенциальная и кинетическая энергии, корректируют высказывания напарников. Выстраивают логическую цепочку рассуждений для введения понятия «внутренняя энергия» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf 2.Тест к уроку "Внутренняя энергия" |
3 | Два способа изменения внутренней энергии тела. | Приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа, отбора информации. Выявляют различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения. Структурируют знания. Самостоятельно планируют проведение мини-исследований. Делают выводы и обобщения. | 1.Способы изменения внутренней энергии тела http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7972-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_3.swf 2. Анимация "Изменение внутренней энергии путем совершения работы" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f53a2095-f74b-4ff4-ac6f-361d4344a481/8_74.swf |
4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. | Самостоятельно формулируют проблему, связанную с различными способами передачи энергии. Выстраивают логическую цепочку рассуждений и делают выводы. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Самостоятельно вырабатывают алгоритмы исследовательской деятельности по выяснению различий в способах теплопередачи. Контролируют процесс, работая в группе. Анализируют результаты работы. Корректируют результаты деятельности. Делают выводы. Формулируют понятия: «теплопроводность», «конвекция». | 1.А Современная Гуманитарная Академия. Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент:
2.Диск «Физика 7-11, библиотека наглядных пособий» - гл.1, П. 3 Сайт Классная физика: http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf |
Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические, практические и лабораторные, контрольные, проектные занятия) cоставляю в виде таблицы. (Приложение №2)
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |||
Проектная деятельность | Лабораторные работы | Контрольные работы | ||||
1. | Тепловые явления | 12 | ||||
1.1. | Строение вещества. Тепловое движение частиц. Температура. | |||||
1.2. | Внутренняя энергия. | |||||
1.3. | Два способа изменения внутренней энергии тела. | |||||
1.4. | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. | 1 | 1 | |||
1.5. | Излучение. | |||||
1.6. | Количество теплоты. Единицы измерения количества теплоты. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | 1 | ||||
1.7. | Удельная теплоемкость вещества. | 1 | ||||
1.8. | Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры» | 1 | ||||
1.9. | Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | ||||
1.10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | 1 | ||||
1.11. | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | |||||
1.12. | Контрольная работа № 1 «Тепловые явления» | 1 | ||||
2. | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | ||||
2.1. | Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация кристаллических тел на основе МКТ. | |||||
2.2. | Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация кристаллических тел» | 1 | ||||
2.3. | Испарение и конденсация на основе МКТ. | |||||
2.4. | Кипение. Температура кипения. | |||||
2.5. | Относительная влажность воздуха и ее измерение. | 1 | 1 |
И т.д.
Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, учусь дистанционно.
Использование возможностей ИКТ позволяет заранее предусмотреть в рабочей программе использование коллекций цифровых образовательных ресурсов, использование сервисов единой среды доступа для осуществления педагогической деятельности, официальных сайтов, на которых созданы электронные образовательные «библиотеки».
В календарно-тематическом планировании разрабатываю информацию об использовании ИКТ, рекомендую для самостоятельной работы учащимся конкретные ресурсы или включаю в поисковую деятельность.
На первый план я предлагаю ситуации, в которых свой опыт в различных исследовательских ситуациях, жизненных ситуациях
И, хотя своих мудростей у нас предостаточно, опять китайская мудрость выплывает на передний план: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”.
Работа над рабочими программами переходного периода организует деятельность учителя именно в таком направлении и должна обеспечить решение задач ФГОС в будущем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике ФГОС ООО, 7-9 класс
Рабочая программа (базовый уровень) и календарно-тематическое планирование по физике, ФГОС ООО, 7-9 класс...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике ФГОС 7-9
Рабочая программа по физике для основной школы УМК Перышкин, Гутник...
Рабочая программа по физике ФГОС 7-9 классы 2017
Рабочая программа по физике ФГОС 7-9 классы 2017, (Белага и др.)...
Рабочая программа по физике. ФГОС. Основное общее образование
Рабочая программа предмета «Физика» обязательной предметной области «Естественно - научные предметы» для основного общего образования разработана на основании нормативных докум...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс (автор А.В.Перышкин)
Рабочая программа по физике 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и п...