Программа по физике для 10 класса технологического профиля
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Шарифов И.Ш.

Программа по физике для 10 класса технологического профиля составлена на основе УМК автора Г.Я.Мякишева.  Для реализации содержания учебного курса физики используется Физика 10 класс: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н  Физика. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений М,;  Просвещение 2014 и рассчитана на 175 часов в 10 классе из расчёта 5 часов в неделю.Профильный учебный план по физике в средней школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, 34 недели, всего 175 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физике для 10 класса технологического профиля составлена на основе УМК автора Г.Я.Мякишева.  Для реализации содержания учебного курса физики используется Физика 10 класс: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н  Физика. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений М,;  Просвещение 2014 и рассчитана на 175 часов в 10 классе из расчёта 5 часов в неделю

 

 Цели изучения физики:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Профильный учебный план по физике в средней школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, 34 недели, всего 175 часов.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФИЗИКИ

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

   Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 
6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; 
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение предметной области  должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение  научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение  экосистемной познавательной моделью  и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты  должны отражать:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
    2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 
    3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
    4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;
    5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 
    6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;
    7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
    8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

Всего часов

I

Физика и методы научного познания

3

II

Механика

57

1

Кинематика

2

Законы механики Ньютона

3

Силы в механике

4

Законы сохранения в механике

5

Статика

III

Молекулярная физика

51

1

Основы МКТ

2

Температура. Энергия теплового движения молекул

3

Уравнение состояния идеального газа

4

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела.

5

Термодинамика

IV

Электродинамика

45

1

Электростатика

2

Законы постоянного тока

3

Электрический ток в различных средах

V

Лабораторный практикум

8

VI

Повторение

6

VII

Резерв

5

Итого

170

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (175 часов, 5 часов)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Физика и познание мира.

1

Физические величины.

1

 Физическая теория. Физическая картина мира.

1

Введение. Что такое механика?

1

 Основные понятия кинематики

1

Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры». Путь и перемещение.

1

Прямолинейное равномерное движение. Скорость.

1

Относительность механического движения. Принцип относительности. Средняя скорость. Мгновенная скорость.

1

Решение задач на относительность механического движения.

1

 Решение задач на характеристики равномерного движения.

1

Ускорение. Равноускоренное движение.

1

Скорость при движении с постоянным ускорением.

1

Движение с постоянным ускорением.

1

Аналитическое описание равноускоренного движения.

1

Решение графических задач на равноускоренное движение.

1

Решение задач по теме «Характеристики РУД».

1

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

1

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1

 Решение задач на свободное падение тел.

1

Решение задач на свободное падение тел.

1

 Баллистическое движение, траектория и скорость при баллистическом движении.

1

 Решение графических задач по теме «Кинематика»

1

 Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика»              

1

Равномерное движение точки по окружности.

1

 Решение задач на равномерное движение точки по окружности.

1

 Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости.

1

 Контрольная работа №1 по теме « Кинематика»

1

Основное утверждение механики. Материальная точка.

1

Первый закон Ньютона.

1

Второй закон Ньютона.

1

Третий закон Ньютона.

1

Решение задач на законы Ньютона (I часть)

1

Решение задач на законы Ньютона (II часть)

1

Решение задач на законы Ньютона (III часть)

1

Решение задач на законы Ньютона (IV часть)

1

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности.

1

Обобщающее учебное занятие «Что мы узнаем из законов Ньютона».

1

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон Всемирного тяготения.

1

Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.

1

Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела»

1

Деформация. Силы упругости. Закон Гука.

1

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести»

1

Силы трения.

1

Решение комплексных задач по динамике

1

Решение комплексных задач по динамике

1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе»

1

 Контрольная работа № 2 по теме «Динамика».

1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1

Реактивное движение.

1

Решение задач на ЗСИ

1

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Импульс. ЗСИ»

1

Работа силы. Мощность.

1

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

1

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

1

 Закон сохранения энергии в механике.

1

 Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии

1

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

1

Обобщение и систематизация знаний по законам сохранения в механике

1

Контрольная работа № 3по теме «Законы сохранения в механике»

1

 Равновесие тел.

1

 Условия равновесия твердого тела.

1

 Решение задач на равновесие тел.

1

 Самостоятельная работа «Элементы статики»

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механика»

1

Комплексный зачет по теме: «Механика»

1

МКТ –  фундаментальная физическая теория

1

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование

1

Масса молекул. Количество вещества.

1

Решение задач на характеристики молекул.

1

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

1

Опыты Штерна по определению скоростей молекул газа

1

Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа

1

Обобщающее занятие по теме «Основы МКТ»

1

Температура и тепловое равновесие.

1

Определение температуры.

1

Абсолютная температура.

1

Решение задач «Температура. Энергия теплового движения молекул».

1

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона).

1

Газовые законы

1

Решение задач на уравнение Менделеева– Клапейрона и газовые законы

1

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

1

Решение графических задач по теме « Основы МКТ идеального газа». Лабораторная работа №4 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»

1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основы МКТ идеального газа»

1

Контрольная работа №4по теме «Основы МКТ идеального газа».

1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.                                            

1

Влажность воздуха и ее измерение.                                                    

1

Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения.

1

Решение задач на свойства жидкости

1

Кристаллические тела. Аморфные тела.

1

Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа №5 «Измерение модуля упругости резины»

1

Решение задач на механические свойства твердых тел

1

Решение задач по теме «Жидкие и твёрдые тела»

1

Обобщающее повторение по теме «Жидкие и твердые тела»

1

Контрольная работа №  5 «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела»

1

 Внутренняя энергия.

1

 Работа в термодинамике.

1

Количество теплоты

1

Решение задач на уравнение теплового баланса

1

 Решение задач на уравнение теплового баланса.

1

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.

1

Адиабатный процесс. Его значение в технике

1

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

1

Необратимость процессов в природе.

1

Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

1

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

Решение задач на характеристики тепловых двигателей.

1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика»

1

Контрольная работа№6 «Основы термодинамики».

1

Повторительно- обобщающий  урок по теме:              « Молекулярная физика. Термодинамика»

1

Зачет по теме « Молекулярная физика. Термодинамика»

1

Электрический заряд и элементарные частицы.

1

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

1

Решение задач на закон Кулона.

1

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.

1

Силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

1

Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.

1

Проводники в электростатическом поле.

1

Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

1

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

Потенциал электростатического поля, разность потенциалов

1

Связь между напряженностью поля и напряжением.

1

Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля

1

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы

1

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1

Обобщение по теме «Электрическое поле».

1

Решение задач по теме «Электрическое поле»

1

Контрольная работа№7 по теме «Электрическое поле».

1

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

1

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

Решение задач на расчет электрических цепей

1

Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1

Работа и мощность постоянного тока.

1

Решение задач на расчет работы и мощности тока

1

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

Решение задач на закон Ома для полной цепи        

1

Решение задач на закон Ома для полной цепи        

1

Лабораторная работа №  7 «Измерение внутреннего сопротивления и ЭДС источника тока».

1

Решение комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток»

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока».

1

Контрольная работа № 8 по теме «Законы постоянного тока».

1

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

1

Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов.

1

Полупроводниковый диод. Транзистор.

1

Электрический ток в вакууме

1

Решение задач на движение электронов в электронно-лучевой трубке

1

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Лабораторная работа №8 «Определение заряда электрона»

1

 Решение задач на закон электролиза

1

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

1

Плазма.

1

Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»

1

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»

1

Контрольная работа № 9 «Электрический ток в различных средах»

1

Практическая работа №1 «Измерение скорости и дальности полёта шарика»

1

Практическая работа №2 «Изучение закона сохранения импульса»

1

Практическая работа №3 «Определение числа молекул в металлическом теле»

1

Практическая работа №4 «Изучение закона Гей-Люссака»

1

Практическая работа №5 «Определение удельной теплоёмкости вещества»

1

Практическая работа №6 «Определение электроёмкости конденсатора»

1

Практическая работа №7 «Определение удельного сопротивления проводника»

1

Практическая работа №8 «Построение вольт-амперной характеристики полупроводникового диода»

1

 Зачёт по практикуму.

1

Повторительно-обобщающий урок.

1

170.

Итоговая контрольная работа №10

1

171.

Резерв

5

 Список литературы:

Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н  Физика. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений М,;  Просвещение 2014

Н.И. Гольдфарб  Физика Задачник 10-11 классы  М.; Дрофа 2013




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для спо технический профиль

Данная рабочая программа для технического профиля по физике расчитана на 166 ч.                 примерная ПРОГРАММа УЧЕБ...

Рабочая программа по физике. 10 класс ( профиль)

Рабочая программа для профильного изучения физики в 10 классе составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень) и авторской программы  УМК ...

Рабочая программа по математике 10 класс - инженерный профиль

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственн...

Рабочая программа по биологии 10 класс естественнонаучного профиля

Программа предназначена для  биологического профиля....

Программа+КТП 10-11 класс История профиль 4 ч Торкунов

Программа+КТП 10-11 класс История профильт 4 ч в неделю. Торкунов учебник 2021 г. новый...

физика 8 класс. Технологическая карта урока по теме "Теплопроводность"

физика 8 класс. Технологическая карта урока по теме "Теплопроводность"...