Энергия во благо общества
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению удельной теплоёмкости вещества.
На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют и вспоминают тепловое движение и способы изменения внутренней энергии. Знакомятся с процессом горения, удельной теплотой сгорания, законом сохранения энергии.
В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть задачу с географическим содержанием: «Японская автомобильная фирма «Мазда» в первой половине 1992-х гг. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/ч. Автомобиль снабжен не обычным, а роторным двигателем мощностью в 130 л.с. В 1996 г. германский автомобильный концерн «Даймлер-Бенц» выпустил автомобиль на водородных топливных элементах.
В чём преимущество водорода как топлива?».
Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии. Всё просто: удельная теплота сгорания водорода в несколько раз больше, чем у других видов топлива. При сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества.
В ходе занятия обучающиеся также:
- узнают:
- Что такое топливо?
- Что такое удельная теплота сгорания?
- В чём выражается закон сохранения энергии?
- научатся определять удельную теплоемкость вещества;
- познакомятся с устройством калориметра (прибора для изучения тепловых явлений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energiya_vo_blago_obshchestva.docx | 517.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Название (тема) занятия | «Энергия во благо общества» |
Класс | 8 класс |
Предметные области | Физика, математика, биология |
Разработчик(и) занятия | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики |
Цель занятия | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы: «Энергия топлива. Закон сохранения энергии» |
Задачи занятия |
|
Краткое описание занятия (аннотация) | В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению удельной теплоёмкости вещества. На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют и вспоминают тепловое движение и способы изменения внутренней энергии. Знакомятся с процессом горения, удельной теплотой сгорания, законом сохранения энергии. В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть задачу с географическим содержанием: «Японская автомобильная фирма «Мазда» в первой половине 1992-х гг. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/ч. Автомобиль снабжен не обычным, а роторным двигателем мощностью в 130 л.с. В 1996 г. германский автомобильный концерн «Даймлер-Бенц» выпустил автомобиль на водородных топливных элементах. В чём преимущество водорода как топлива?». Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии. Всё просто: удельная теплота сгорания водорода в несколько раз больше, чем у других видов топлива. При сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества. В ходе занятия обучающиеся также:
Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для ответов на поставленные вопросы. Выполняют исследовательскую работу, которая состоит из трёх частей. Первая часть теоретическая, в которой происходит знакомство с такими понятиями, как топливо, удельная теплота сгорания, законом сохранения энергии. Во второй части выполняется практическая работа по определению удельной теплоёмкости вещества. В третьей – закрепление материала в виде дополнительных вопросов и задач. Все полученные результаты юные волшебники оформляют в индивидуальных рабочих листах, которые сдаются учителю |
Дидактические единицы (единицы содержания) |
|
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Энергия во благо общества» | ||||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | ||||
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел | 1 | ||||
Педагогические и образовательные технологии |
| ||||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики или лаборатория) | ||||
Тематические партнёры | - | ||||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | |||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||
2. | Эффекты занятия |
| |||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
|
Модель занятия
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике. | Кабинет физики |
| 5 минут | Рассуждения обучающихся над названием смены «Аrtek Dissendio» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума «Энергия во благо общества». В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть задачу с географическим содержанием: «Японская автомобильная фирма «Мазда» в первой половине 1992-х гг. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/ч. Автомобиль снабжен не обычным, а роторным двигателем мощностью в 130 л.с. В 1996 г. германский автомобильный концерн «Даймлер-Бенц» выпустил автомобиль на водородных топливных элементах. В чём преимущество водорода как топлива?» Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии. Проблемные вопросы, которые ставит учитель:
| Кабинет физики |
| 5 минут | Отталкиваясь от поставленных вопросов, вместе с обучающими формируются цели и задачи занятия:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
Фронтально ученики с учителем составляют список тех понятий, которыми они будут пользоваться на протяжении всего занятия | Кабинет физики |
| 48 минут | После повторения основных понятий и изучения нового материала учитель раздает индивидуальные рабочие листы, в которых продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая. Даются основные понятия и записываются основные расчетные формулы. Вторая часть работы, посвящена расчеты удельной теплоемкости вещества. Данный вид работы выполняется в парах. Третья часть работы происходит индивидуально. Закрепление в виде решения задач, занимательных вопросов и заданий. Заполнение итогов своей работы в оценочном листе. Формулировка вывода о проделанной работе | Кабинет физики |
| 17 минут | На закрепление отводится решение задач. Если остаётся время, то обучающимся предлагается выполнить индивидуальную работу в виде дополнительного задания: сообщение или творческий проект, в которых будет рассказываться о температурных шкалах, способах изменения внутренней энергии | Кабинет физики |
| 4 минут | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Кабинет физики |
| 5 минут | Индивидуально. Заполнение листа рефлексии в индивидуальном рабочем листе | Кабинет физики |
| 2 минут | Самооценка индивидуальной работы: выставление отметок по пятибалльной шкале в своём индивидуальном листе | Кабинет физики |
Приложения к технологической карте
Приложение 1
Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы
Задача 1. Воде массой 0,5 кг сообщили 20,95 кДж теплоты. Какой стала температура воды, если первоначальная температура воды была 20 0С? Задача 2. В медную кастрюлю массой 2,5 кг налито 8 кг воды при 100С. Какое количество теплоты необходимо, чтобы воду в кастрюле нагреть до кипения? Задача 3. Заряд пороха в патроне пулемета имеет массу 3,2 г. Теплота сгорания пороха 3,8 МДж/кг. Сколько выделяется тепла при каждом выстреле? Задача 4. Какая масса древесного угля может заменить 60 т нефти? Итоги занятия
«Лаборатория волшебников» «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Цель работы: Определить удельную теплоемкость металлического цилиндра. Приборы и материалы: стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой. Ход работы
Таблица. Удельная теплоёмкость некоторых веществ |
Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя, регион ________________________________________________ Класс, лагерь, отряд____________________________________________________ Поток: I или II, смена: 1 или 2
с2 расч – удельную теплоёмкость вещества, из которого изготовлен цилиндр.
Вывод______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ ВНИМАНИЕ!!! В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в одной из заметок нашей vk-группы ФизArt, или перейдите по QR-коду
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза...
Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...
РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ.ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.
Презентация к уроку...
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....
"Пробую профессии во благо общества"
Коррекционный курс "Профориентация " для обучающихся по АООП (вариант 2)...