Рабочая программа по физике 7-9 класс
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

    Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 году федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9 класс».

        На изучение физики в объеме обязательного минимума отводится по 2 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по физике 7-9 класс31.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физике

Ступень обучения (класс)              7-9 класс

Количество часов                            204

Учитель                             Богданенко Юлия Михайловна

Программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9 класс», («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11»). М: «Дрофа», 2008

Пояснительная записка

   

    Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 году федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9 класс».

        На изучение физики в объеме обязательного минимума отводится по 2 часа в неделю. В обязательный минимум вошли ряд вопросов, которых не было в предыдущей программе. Эти вопросы распределены по классам следующим образом:

7 класс - центр тяжести;

8 класс – термометр, психрометр, холодильник, полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы, динамик и микрофон;

9 класс - невесомость, трансформатор, передача электрической энергии на расстояние, влияние электромагнитных излучений на живые организмы, конденсатор, энергия электрического поля конденсатора, колебательный контур, электромагнитные колебания, принципы радиосвязи и телевидения, дисперсия света, оптические спектры, поглощение и испускание света атомами, источники энергии Солнца и звезд.

 В связи с введением в стандарт нескольких требований к сформированности экспериментальных умений  в данную программу  включено двенадцать новых лабораторных работ:

  1. «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» (7 класс);
  2. «Измерение давления твердого тела на опору» (7 класс);
  3. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 класс);
  4. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» (7 класс);
  5. «Измерение относительной влажности воздуха» (8 класс);
  6. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (8 класс);
  7. «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления» (8 класс);
  8. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 класс);
  9. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (8 класс);
  10. «Изучение явления электромагнитной индукции» (9класс);
  11. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» (9 класс).
  12.  «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 класс).

      Таблица соответствия авторской и рабочей программ:

7 класс

№   п/п

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Физика и физические методы изучения природы

4

4

Наблюдения, опыты

1

1

Измерения, погрешности измерения

2

2

Физика и техника

1

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

5

Молекулы, атомы

1

1

Диффузия

1

1

Притяжение и отталкивание молекул

1

1

Агрегатные состояния вещества

2

2

3

Взаимодействие тел

21

21

Механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость

3

3

Инерция, взаимодействие тел, масса тела

5

5

Плотность вещества

2

2

Силы, графическое измерение сил, динамометр

8

8

Центр тяжести тела

3

3

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

23

Давление твердых тел

2

2

Давление в жидкости и газе

8

8

Атмосферное давление

3

3

Архимедова сила

3

3

Условия плавания тел

5

5

Водный транспорт, воздухоплавание

2

2

5

Работа и мощность. Энергия.

13

14

Работа и мощность

2

2

Простые механизмы: рычаг, блок

6

6

Энергия

5

6

6

Повторение

-

1

7

Резервное время

4

-

Всего

70

68

8 класс

№   п/п

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Тепловые явления

12

12

Тепловое движение. Термометр.

1

1

Внутренняя энергия. Способы ее изменения.

4

4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

4

4

Удельная теплота сгорания топлива.

3

3

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

11

Плавление и отвердевание.

2

2

Испарение и конденсация. Кипение.

5

5

Тепловые машины.

4

4

3

Электрические явления

27

27

Электрический заряд. Электрическое поле. Электрон.

3

3

Электрический ток. Сила тока.

3

3

Электрическое напряжение.

4

4

Электрическое сопротивление.

5

5

Параллельное и последовательное соединение проводников.

3

3

Работа, мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

9

9

4

Электромагнитные явления

7

7

Магнитное поле тока. Электромагниты.

4

4

Электродвигатель.

3

3

5

Световые явления

9

11

Законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света.

3

4

Линзы. Оптическая сила линзы.

6

7

7

Резервное время ()

4

-

Всего

70

68

9 класс

№   п/п

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Законы взаимодействия и движения  тел

26

26

2

Механические колебания и волны. Звук.

10

10

3

Электромагнитное поле.

17

17

4

Строение атома и атомного ядра.

11

12

5

Обобщающее повторение

3

Резервное время

6

Всего

70

68

Содержание обучения

Физика, 7 класс (68 час, 2 час в неделю)

  1. Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

        Что изучает физика. Физические явления. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерения. Физика и техника.

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

        Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. . Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

  1. Взаимодействие тел (21 ч)

       Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.  Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Упругая деформация. Закон Гука. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

       Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.  Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос.  Архимедова сила. Условия плавание тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

  1. Работа и мощность. Энергия (14 ч)

      Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило механики». КПД механизма.

 Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

       Повторение (1 ч)

    Перечень фронтальных лабораторных работ

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности
  2. Измерение размеров малых тел.
  3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении
  4. Измерение массы тела на рычажных весах
  5. Измерение объема твердого тела
  6. Определение плотности твёрдого тела
  7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
  9. Определение центра тяжести плоской пластины.
  10. Измерение давления твердого тела на опору.
  11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
  13. Выяснение условия равновесия рычага.
  14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Физика 8 класс( 68 час, 2 час в неделю)

  1. Тепловые явления (12)

       Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.   Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

  1. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

       Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

 Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

        Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

  1. Электрические явления (27 ч)

       Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания.

  1. Электромагнитные явления (7 ч)

        Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

  1. Световые явления (11 ч)

        Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображение, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.  

Перечень лабораторных работ

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей волны.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Измерение относительной влажности воздуха

  1. Измерение относительной влажности воздуха.
  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  3. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  4. Регулирование силы тока реостатом.
  5. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
  6. Измерение работы и мощности электрического тока.
  7. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  8. Изучение электрического двигателя (на модели).
  9. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  10. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
  11. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения.

Физика 9 класс (68 час, 2 часа в неделю)

  1. Законы взаимодействия и движения тел (26 час)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

     Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

     Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

     Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

     Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютон

     Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

     Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

  1. Механические колебания и волны. Звук (10 час)

       Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

      Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

      Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

      Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

  1. Электромагнитное поле (17 час)

        Однородное и неоднородное магнитное поле.

        Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

        Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

        Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

        Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

        Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

  1. Строение атома и атомного ядра (12 час)

      Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

      Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

      Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

      Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

      Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

       Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

       Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Обобщающее повторение (3 час)

    Перечень фронтальных лабораторных работ

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.
  3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

      4.  Изучение явления электромагнитной индукции.

      5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

      6. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

      7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

      8. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

           Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

              Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение,. Эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

         информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

              рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • реализация деятельностного личностно-ориенированного подходов обучения;
  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
  • овладение знаниями и умениями, необходимыми для повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач;
  • учащиеся должны знать и понимать смысл изучаемых понятий и законов;
  • объяснять физические явления;
  •  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • приводить примеры практического использования полученных знаний;
  • осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • реализация деятельностного личностно-ориенированного подходов обучения;
  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
  • овладение знаниями и умениями, необходимыми для повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач;
  • учащиеся должны знать и понимать смысл изучаемых понятий и законов;
  • объяснять физические явления;
  •  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • приводить примеры практического использования полученных знаний;
  • осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М: Дрофа, 2008.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. -М: Экзамен, 2010.
  3. В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике. 7 класс. –М: Вако, 2005.
  4. Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы. CD, Издательство «Учитель», 2009.
  5. А.А. Покровский Демонстрационный эксперимент по физике. -М: Просвещение, 2005 год.

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М: Дрофа, 2008.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В.  Сборник задач по физике для 7-9 классов. -М: Просвещение, 2008.
  3. В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М: Вако, 2005.
  4. Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы. CD, Издательство «Учитель», 2009.
  5. А.А. Покровский Демонстрационный эксперимент по физике. -М: Просвещение, 2005 год.

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М: Дрофа, 2010.
  2. А.П. Рымкевич Физика 10-11 классы. Задачник. -М: Дрофа, 2003.
  3. В.И. Лукашик  Сборник задач по физике для 7- 9 классов, общеобразовательных учреждений. –М: Просвещение, 1996.
  4. В.А. Волков  Поурочные разработки по физике. –Москва «Вако», 2007
  5. О.В. Яничевская Физика в таблицах и схемах. –СПБ: Издательский дом «Литера», 2003.
  6. «Электронное учебное пособие «Физика 9 класс» Мультимедийное приложение.
  7.  ГИА 2012. Физика.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...