"Тепловые машины и экологические проблемы"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
1. Тип урока: Изучение новых знаний, их обобщение и систематизация.
2. Цели урока: Сформировать целостное понимание энергетических проблем через межпредметные связи в физике с химией, биологией, географией.
3. Задачи урока:
1) Формирование представлений об экологических факторах при использовании тепловых машин и их влияние на окружающую среду.
2)Сформировать убежденность о необходимости экологических знаний.
3)Продолжить развитие логического мышления, познавательных умений.
4)Развитие монологической и диалогической речи учащихся и коммуникативных умений при работе в группе.
4 Краткое описание хода урока.
Любая деятельность человека предполагает использование энергии и с ростом уровня жизни энергопотребления растет. Проблемы, связанные с энергообеспечением, очень актуальны в наше время. Какую теневую сторону имеет потребление энергии? Какую роль в этом играют тепловые машины?
Знакомство с материалом учебника и дополнительной литературой. Знакомство с инструкционными картами для каждой группы (4группы).
Совместная проработка учебного материала в группе, обмен знаниями, идеями.
Выбор каждым учеником в группе уровня задания, выбор формы отсчета по заданию.
Второй урок: Подведение итогов проходит в форме выступлений двух учащихся от каждой группы. Обобщающая таблица каждой группы проецируется на экран, весь класс слушает, делает записи в тетрадях, и дает оценку выступлению. На выступление отводится 5-7 минут.
Заключительное слово учителя о работе групп. Формулируются главные выводы по теме урока.
Предлагается домашние задания по дополнительной литературе и интернет ресурсам для составления проекта или презентации по теме урока.
Примечания.
Результаты урока. Учащиеся 4 группы продолжили свою работу во вне урочное время, обобщив материалы всех групп. Подготовили проект и презентацию по теме ‘Экологические проблемы в энергетике’, с которой успешно выступили на школьной научно- практической конференции (материал прилагается в приложении)
5 Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока:
1)Актуализируют умения различать факты, причины, следствия при составлении таблиц.
2)Приобретут способы решения теоретических задач на основе выполнения заданий в группе по инструкционным картам.
3)Закрепят: а) владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника;
б) информационно-коммуникативные навыки при использовании различных источников информации.
в) владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
6 Универсальные учебные действия:
На различных этапах урока учащиеся: слушают, приводят примеры, пользуются готовыми инструкциями (объяснительно- иллюстрированный метод);
-Готовятся к выступлению, проговаривают “про себя”, в группах и в классе изучаемый материал; заполняют таблицы (репродуктивный метод);
-Отвечают на проблемные вопросы (проблемный метод);
-Обобщают факты, систематизируют в виде схем, таблиц (частично-поисковый метод);
-Анализируют причины проблем, находят пути их решения, определяют собственную позицию в данной проблеме (исследовательский метод).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 89.5 КБ |
отчеты учеников в группах | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тепловые машины и экологические проблемы», 10 класс.
- Тип урока: Изучение новых знаний, их обобщение и систематизация.
- Цели урока: Сформировать целостное понимание энергетических проблем через межпредметные связи в физике с химией, биологией, географией.
- Задачи урока:
1) Формирование представлений об экологических факторах при использовании тепловых машин и их влияние на окружающую среду.
2) Сформировать убежденность о необходимости экологических знаний.
3) Продолжить развитие логического мышления, познавательных умений.
4) Развитие монологической и диалогической речи учащихся и коммуникативных умений при работе в группе.
4 Краткое описание хода урока.
Любая деятельность человека предполагает использование энергии и с ростом уровня жизни энергопотребления растет. Проблемы, связанные с энергообеспечением, очень актуальны в наше время. Какую теневую сторону имеет потребление энергии? Какую роль в этом играют тепловые машины?
Знакомство с материалом учебника и дополнительной литературой. Знакомство с инструкционными картами для каждой группы (4группы).
Совместная проработка учебного материала в группе, обмен знаниями, идеями.
Выбор каждым учеником в группе уровня задания, выбор формы отсчета по заданию.
Второй урок: Подведение итогов проходит в форме выступлений двух учащихся от каждой группы. Обобщающая таблица каждой группы проецируется на экран, весь класс слушает, делает записи в тетрадях, и дает оценку выступлению. На выступление отводится 5-7 минут.
Заключительное слово учителя о работе групп. Формулируются главные выводы по теме урока.
Предлагается домашние задания по дополнительной литературе и интернет ресурсам для составления проекта или презентации по теме урока.
Примечания.
Результаты урока. Учащиеся 4 группы продолжили свою работу во вне урочное время, обобщив материалы всех групп. Подготовили проект и презентацию по теме ‘Экологические проблемы в энергетике’, с которой успешно выступили на школьной научно- практической конференции (материал прилагается в приложении)
5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока:
1)Актуализируют умения различать факты, причины, следствия при составлении таблиц.
2)Приобретут способы решения теоретических задач на основе выполнения заданий в группе по инструкционным картам.
3)Закрепят: а) владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника;
б) информационно-коммуникативные навыки при использовании различных источников информации.
в) владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
6 Универсальные учебные действия:
На различных этапах урока учащиеся: слушают, приводят примеры, пользуются готовыми инструкциями (объяснительно- иллюстрированный метод);
-Готовятся к выступлению, проговаривают “про себя”, в группах и в классе изучаемый материал; заполняют таблицы (репродуктивный метод);
-Отвечают на проблемные вопросы (проблемный метод);
-Обобщают факты, систематизируют в виде схем, таблиц (частично-поисковый метод);
-Анализируют причины проблем, находят пути их решения, определяют собственную позицию в данной проблеме (исследовательский метод).
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | |||
Автор урока (ФИО, должность) | Минаева Екатерина Алексеевна-учитель. | ||
Образовательное учреждение | МОУ СОШ №5 | ||
Республика/край | Владимирская область | ||
Город | г.Киржач | ||
Предмет | физика | ||
Класс, профиль класса | 10 класс, социально-экономический профиль | ||
Методическая информация | |||
Тема урока | Тепловые машины и экологические проблемы. | ||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев, Н.Н.Соцкий, (М.:Просвещение, 2008 г). Физика-10 | ||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) | Урок изучения новых знаний, их обобщения и систематизации на основе нового учебного материала и раннее изученного в теме “Основы термодинамики”. Урок завершает изучение главы. | ||
Краткая характеристика класса | 10 класс, уровень среднемассовый, 16 учащихся. Обучение физики на базовом уровне(2 часа в неделю). | ||
Цели урока | Сформировать целостное понимание энергетических проблем через межпредметные связи в физике с химией, биологией, географией. | ||
Задачи урока | 1) Формирование представлений об экологических факторах при использовании тепловых машин и их влияние на окружающую среду. 2)Сформировать убежденность о необходимости экологических знаний. 3)Продолжить развитие логического мышления, познавательных умений. 4)Развитие монологической и диалогической речи учащихся и коммуникативных умений при работе в группе. | ||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят ученики в ходе урока | 1)Актуализируют умения различать факты, причины, следствия при составлении таблиц. 2)Приобретут способы решения теоретических задач на основе выполнения заданий в группе по инструкционным картам. 3)Закрепят: а) владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника; б) информационно-коммуникативные навыки при использовании различных источников информации; в) владение навыками контроля и оценки своей деятельности. | ||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | На различных этапах урока учащиеся: слушают, приводят примеры, пользуются готовыми инструкциями (объяснительно-иллюстрированный метод); -Готовятся к выступлению, проговаривают “про себя”, в группах и в классе изучаемый материал; заполняют таблицы (репродуктивный метод); -Отвечают на проблемные вопросы (проблемный метод); -Обобщают факты, систематизируют в виде схем, таблиц (частично-поисковый метод); -Анализируют причины проблем, находят пути их решения, определяют собственную позицию в данной проблеме (исследовательский метод). | ||
Необходимое оборудование и материалы | -материал учебника (Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев, Н.Н.Соцкий М.:Просвещение, 2008 г Физика-10 параграф 82), ( Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев М.:Просвещение 1994г Физика 10 параграф 30), (А.А.Пинский М:Просвещение, 1993г Физика 10 параграф 37) -дополнительная литература (газеты, журналы, интернет-ресурсы). - инструкционные карты для работы учащихся в группе. -видеофрагменты: “Изучение тепловой машины Карно” (Электронное учебное издание, Дрофа, Л.Р. по физике, 9 класс); (Современная гуманитарная академия, школьный физический эксперимент, Основы термодинамики). -таблицы и модели кабинета физики по теме “Тепловые машины”. | ||
Подробный конспект урока ( | |||
Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть) | Описание действий участников образовательного процесса |
Инициация | 10 мин. | АМ “А что у вас” Цель: проверить готовность учащихся к уроку по теме. Участники: весь класс Время проведения: 10 мин. Подготовка: раздаточный иллюстративный материал по теме «Тепловые машины», журналы, статьи, доклады, дополнительный материал, который принесли сами учащиеся по домашнему заданию. Примечание: это не сложное задание незаметно включает учащихся в совместный процесс познания, нужный деловой ритм, способствует установлению контакта между учениками для предстоящего более серьезного задания. | Проведение: 1.учащиеся знакомятся с раздаточным материалом визуально. 2.передают от парты к парте по рядам. 3.отбирают материал по рубрикам: -1-ый ряд - виды тепловых машин; -2-ой ряд – экология; -3-ий ряд – альтернативные источники энергии |
Вхождение или погружение в тему | 15 минут | АМ «Что я уже знаю» Цель: лучше понять уровень знаний по данной теме с учетом знаний по предметам естественного цикла, лучше понять настроение класса, своевременно скорректировать задуманный план урока. Участники: весь класс. Время: 10 мин. Подготовка: подготовленные заранее слайды по теме: «Тепловые машины». | Проведение: ученики вспоминают примеры, связанные с использованием тепловых машин и их последствиями на основе знаний по географии, биологии, химии. Для этого им помогают слайды. Они вспоминают факты из экономической географии и биолого-химические последствия использования тепловых машин. После этого формулируется цель урока. |
Интерактивная лекция | 15 минут | АМ «Мозговой штурм» Цель: сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для самостоятельной работы с новым материалом. Участники: весь класс. Время: 15 мин. Подготовка: доска, мел. | Проведение: называется и записывается тема урока. Учащимся предлагается обдумать и записать, какие вопросы позволяют раскрыть тему наиболее полно. Раскрываю содержание темы. Учащиеся слушают, самостоятельно составляют и записывают вопросы в своих тетрадях, озвучивают вопросы. Закончив изложения своего выступления, записываю (составляю план) вопросы учащихся на доске. Таким образом, весь новый материал представлен в виде плана из 4 пунктов. |
Проработка содержания темы | 20 минут | АМ «Инструкционные карты» Цель: научиться анализировать, обсуждать и презентовать свою работу. Участники: весь класс. Группы: 4 группы по 3-4 чел. Время: 20-25 мин. Подготовка: -создание слайдов с таблицами для учащихся для проецирования на экран; -деление класса на 4 группы (по числу вопросов плана); - инструкционные карты; -раздаточный материал в виде журналов, статей, докладов по теме; -листы взаимооценки учащихся на уроке. | Проведение: -раздаю инструкционные карты, делаю необходимые указания; - учащиеся знакомятся с содержанием инструкционных карт; -выбирают задания в группе; -выбирают форму отчетности; -выполняют задания; -обобщают материал группы в виде таблицы у себя в тетради, а затем на слайде компьютера; -выбирают участника, который презентует результаты работы группы; -на втором уроке каждая группа презентует результаты своей работы перед всем классом; -ученики слушают, записывают выводы в своих тетрадях; -оценивают выступающих на листах взаимооценки. |
Подведение итогов | 15 минут | АМ «Круглый стол» Цель: выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-2 мин. одному участнику от группы. Подготовка: вопросы на обратной стороне доски, магниты 5 шт., карточки для ответов на вопросы: -больше всего мне понравилось…. -я узнал новое…… -я бы добавил…… -я хотел бы узнать…… -мне не понравилось…… | Проведение: -ученики пишут свои ответы на карточке, выполняют самооценку и взаимооценку. -выходят к доске, подкладывают свои листочки под магнит у соответствующего вопроса. По количеству листочков на каждом вопросе можно получить обратную связь от учеников о прошедшем уроке, что позволяет скорректировать следующий урок. В завершении резюмирую итог урока, напоминаю о домашнем задании, которое было в инструкционной карте. |
Дополнительная информация | |||
Результативность урока, его методическая ценность | Результативность урока высокая. Все ученики были задействованы в изучении новых знаний. Активно продолжили свою работу в домашнем задании. Приготовили листы-презентации своей группы для школьного стенда «Физика». Учащиеся четвертой группы продолжили свою работу во внеурочное время. Они подготовили проект по теме, обобщив информацию остальных групп, дополнив ее интернет ресурсами. Успешно выступили на школьной научно-практической конференции. | ||
Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | -раздаточный материал в виде статей, докладов, заметок, журналов; -инструкционные карты; -листы самооценки и взаимооценки; -презентация к проекту “Экологические проблемы в энергетике”; -проект: “Экологические проблемы в энергетике”. | ||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока | АМО способствует более эффективному выполнению целей и задач урока, так как они спланированы и направлены на их выполнение в виде самостоятельной работы учащихся, самом продуктивном способе получения знаний. АМО способствует решению воспитательных задач на уроке в процессе групповой работы, развитию умений и навыков, необходимых в современной жизни. АМО позволяет сделать учебный процесс более интересным и его облегчает для учеников. | ||
Использованная литература, источников информации. | Основная литература 1)Б. Б. Буховцев, Г. Я. Мякишев Ю. Л. Климонтович, “Физика-10” - М.: Просвещение, 1994 г. 2)Б. Б. Буховцев, Г. Я. Мякишев, Н. Н. Сотский “Физика-10” - М.: Просвещение, 2008 г 3)Под редакцией А. А. Пинского “Физика-10” - М.: Просвещение, 1993 4)Подборка статей из газет“Физика” (приложение к газете “первое сентября”): а)Афанасева Т.Н. Чистый воздух. – Москва: школа №1016, 2000. b)Зубкова Л.А. У последней черты. – Москва: школа №753, 1999. c)Костенко Е. Экологические аспекты физики. – Москва: гимназия№1508, 1999. d)Фабрикантова О.В. Тепловые двигатели и проблемы энергетики. – Оренбург: гимназия №2, 2001. Дополнительная литература к проекту 1)Юдасин Л. С. Энергетика: проблемы и надежды – М.: Просвещение, 1990 г. 2)Н.А. Ламырёва Физика. 9-11классы: проектная деятельность учащихся - Волгоград: Учитель, 2008. 3)Под ред. А. И. Алексеева. География России 9 кл. – М.: Дрофа, 2006 г., стр. 53. 4)Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение 1996г. стр. 43-45 Интернет-ресурсы: a)www.budynok.kiev.ua b)www.ecomuseum.kz c)www.galspace.spb.ru d)www.wikipedia.ru |
Предварительный просмотр:
Отчеты учащихся в группах
I группа
Тип двигателей | Применение |
| ТЭС, АЭС |
|
|
|
|
II группа
Факторы | Последствия |
1. Отвод энергии (тепла) в окружающую среду. |
|
2. Выброс в атмосферу вредных веществ. |
|
3. Захоронение радиоактивных отходов. |
|
4. Использование больших площадей под пруды. |
|
III группа
Тип двигателей | Мероприятия по охране окружающей среды |
1. ДВС на автомобилях |
|
2. Паровая турбина на ТЭС и АЭС |
|
IV группа
Тип электростанций | Достоинства | Недостатки |
Геотермальные электростанции |
|
|
ПЭС (приливные) |
|
|
Солнечные электростанции |
|
|
Ветровые электростанции |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические проблемы использования тепловых машин
Рассматриваются экологические проблемы при использовании тепловых машин в промышленности...
Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."
Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."...
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых машин.
Методическая разработка открытого урока на тему: «Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД теплового двигателя» предназначена для студентов первого курса.Основной целью ...
Экологические проблемы использования тепловых машин
урок в 8 классе "Экологические проблемы мспользования тепловых машин"...
Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....
Урок по теме «КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин»
Урок по теме«КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин» 8 класс...
Тепловые машины. КПД тепловой машины.
Чек - Лист для конспектирования темы урока....