Урок физики в 8 классе по теме Электромагнитные явления
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Цыркунов Василий Николаевич

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Подробно описана работа на каждом этапе урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fizika_8_kl._elektromagnitnye_yavleniya_.docx308.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 8 классе

Учитель: Цыркунов Василий Николаевич, учитель физики МКОУ «Большеокинская СОШ»

Тема урока: Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Цель урока:          изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; научить определять магнитные полюса катушки с током; рассмотреть принцип действия электромагнита и области его применения; научить собирать электромагнит из
готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его
 магнитное действие;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Познавательные:

обучающиеся научатся:

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

выявлять и называть причины явления,  самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

определять логические связи между  явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  Регулятивные:  

обучающиеся научатся:

 самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

             выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

составлять план  проведения исследования;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные

обучающие научатся:

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.;

определять возможные роли в совместной деятельности;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

 Оборудование: катушки с различным количеством витков, катушка с сердечником, источник тока, реостат, ключ, провода, железные опилки,  детали для сборки электрического звонка, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Задания для обучающихся,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Самоопределение к деятельности.  

Здравствуйте!  

На прошлых уроках мы начали изучать новую форму материи – магнитное поле.

Сегодня мы  продолжим открытие   новых тайн и загадок  магнитного поля и  вместе попробуем в них разобраться.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на работу.

Настраиваются на позитивную учебную деятельность

 

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2

Актуализация знаний и мотивация

Фронтальный опрос

«Продолжи предложение»

  1. Вещества, которые притягивают железные предметы, называются... (магнитами).
  2. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
    впервые обнаружил датский учёный ...
    (Эрстед).
  3. Между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называются ... (магнитными).
  4. Места магнита, у которых сильнее всех проявляются магнитное действие, называются... (полюсами магнита).
  5. Вокруг проводника с электрическим током существует ...
    (магнитное поле).
  6. Источником магнитного поля служит ...(движущийся заряд).

7.        Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют
...(силовыми магнитными линиями).

  1. Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнаружить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).
  2.  Если магнит разломали пополам, то первый кусок и второй
    кусок магнита имеют полюса...
    (северные -N и южные - S).

11.Тела, длительное время сохраняющие свою намагниченность, называются ... (постоянными магнитами).

12. Одноименные полюса магнита ..., а разноименные - ... (отталкиваются, притягиваются).

Читает вопросы, анализирует ответы

Слушают предложения и продолжают их.

Вспоминают содержание материала прошлого урока.

Умение выявлять и называть причины явления,  самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией

Умение сверять свои ответы с вопросом  и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Уметь отображать в речи (описание, объяснение)содержание учебного материала

3

Определение темы урока и постановка учебной задачи

C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-14\001.jpg 

Чем  различаются схемы?

C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-02\005.jpg

Сформулируйте тему урока.  

Сегодня на уроке мы узнаем:  

свойства катушки с электрическим током;

от чего зависит сила магнитного поля в катушке;

что такое электромагнит и где он применяется на практике.

Отвечают, что в цепи появилась катушка, через которую проходит электрический ток.

 

Формулируют тему урока:

Магнитное поле катушки с током.

Умение определять логические связи между  явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

4

Открытие новых знаний

Обучающиеся делятся на группы и проводят эксперименты, выполняя указания учителя.

Эксперимент 1C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-02\002.jpg 

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Эксперимент 4

C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-02\005.jpg

Демонстрация 1

C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-02\005.jpg

Демонстрация 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0564/0006a89b-022203c8/img8.jpg

Соедините последовательно катушку, ключ и источник тока.

Разомкните цепь, поднесите катушку к металлическим опилкам. Сделайте вывод.

Сомкните  цепь, поднесите катушку к металлическим опилкам. Сделайте вывод.

Замените катушку на другую с большим количеством витков. Повторите опыт. Сделайте вывод.

Добавьте в цепь реостат, изменяя силу тока в катушке, пронаблюдайте,  как изменяется действие магнитного поля. Сделайте вывод.

Демонстрирует действие магнитного поля катушки с железным сердечником.

В учебнике на стр. 170 прочитайте определение.

Подвесим  катушку с током на длинных тонких проводах.

Сравним её движение с движением магнитной стрелки. Сделайте вывод

Проводят эксперименты, выполняя указания учителя, делают выводы.

Вывод 1: если в катушке нет тока, железные опилки не притягиваются.  

Вывод 2: когда  в катушке есть ток, железные опилки  притягиваются к её концам.

Вывод 3: магнитное действие катушки с током тем сильнее, чем больше число витков в ней.

Вывод 4: при увеличении силы тока действие магнитного поля катушки усиливается, приуменьшении – ослабляется.

Наблюдают демонстрацию.

Работают с учебником. Читают определение что такое электромагнит.

Наблюдают.

Делают вывод:

 катушка будет поворачиваться до тех пор, пока не установится определённым образом. Так же ведёт себя и магнитная стрелка с двумя полюсами на концах – южным S и северным N.

Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

выявлять и называть причины явления,  самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

составлять план  проведения исследования;

Умение определять возможные роли в совместной деятельности;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

5

Первичное закрепление

Фронтальный опрос

Что такое электромагнит?

 От чего зависят магнитные свойства электромагнита?

 Как построить сильный электромагнит, если поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно слабый?  По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в два раза. Как изменились магнитные свойства электромагнита?

Задаёт вопросы, анализирует ответы.

Отвечают на вопросы

Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания

.

Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

6

Включение нового в систему знаний

Обучающиеся делятся на группы.

C:\Users\g7-2310er\Pictures\2018-11-02\009.jpg

1 группа

Объясните действие телеграфного аппарата.

Для передачи информации с помощью телеграфного аппарата использовалась азбука Морзе.

Расшифруйте , что передал телеграфный аппарат . Приложение

№ 1

2 группа

Соберите модель электроподъёмника. Покажите. Как с его помощью можно перемещать металлические детали?  

3 группа

Соберите модель электромагнита. Как с его помощью разделить перемешанные железные опилки и гречневую крупу?

4 группа

Соберите модель электрического звонка. С его помощью объявите об окончании урока.

Консультирует обучающихся, выполняющих задания.

Выполняют задания. Демонстрируют результаты своей работы одноклассникам.

Умение определять логические связи между  явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

7

Рефлексия

Рефлексивный экран

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым …

Меня удивило…

У меня получилось …

Предлагает обучающимся

Оценить свою активность на уроке, полезность и интересность подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

По цыпочке высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске.

Умение  выявлять и называть причины явления,  самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

Умение на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы

Умение  формировать  умения рефлексивности, оценки и самооценки

8

Домашнее задание

  • § 59, ответить на вопросы
  • упр 41,
  • задания 3 и 4
  • Подготовить информацию о применении электромагнитов (для желающих)

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Карточка № 1 Сообщение телеграфного аппарата.

-.-

.-

-

..-

----

-.-

.-

…-

.

.-..

.

--..

-.

-.--

--

.

.-.

-..

.

---.

-.

..

-.-

---

--

.--

-.

..-

-

.-.

..

-.

.-

--..

-.--

.--

.-

.

-

.-.-

..-..

.-..

.

-.-

-

.-.

---

--

.-

--.

-.

..

-

(Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 8 классе по теме:"Электромагнитные явления"

1)развивать творческую личность учащихся через  решение  экспериментальных, расчетных и качественных задач   по    теме: «Электромагнитные явления»...

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»

Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электромагнитные явления"

Тема учебного занятия:   Обобщение знаний по теме «Электромагнитные явления»Форма учебного занятия: Урок обобщения и повторения (проблемным методом, исследовательской деятельност...

Контрольная работа физика 8 класс по теме "Электромагнитные явления"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...

Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"

Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...