Урок физики в 8 классе по теме Электромагнитные явления
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Подробно описана работа на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fizika_8_kl._elektromagnitnye_yavleniya_.docx | 308.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики в 8 классе
Учитель: Цыркунов Василий Николаевич, учитель физики МКОУ «Большеокинская СОШ»
Тема урока: Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.
Цель урока: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; научить определять магнитные полюса катушки с током; рассмотреть принцип действия электромагнита и области его применения; научить собирать электромагнит из
готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его магнитное действие;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Познавательные:
обучающиеся научатся:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
определять логические связи между явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
Регулятивные:
обучающиеся научатся:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
составлять план проведения исследования;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные
обучающие научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.;
определять возможные роли в совместной деятельности;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
Оборудование: катушки с различным количеством витков, катушка с сердечником, источник тока, реостат, ключ, провода, железные опилки, детали для сборки электрического звонка, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
№ | Этапы урока | Задания для обучающихся, | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||
1 | Самоопределение к деятельности. | Здравствуйте! На прошлых уроках мы начали изучать новую форму материи – магнитное поле. Сегодня мы продолжим открытие новых тайн и загадок магнитного поля и вместе попробуем в них разобраться. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на работу. | Настраиваются на позитивную учебную деятельность |
| Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | |
2 | Актуализация знаний и мотивация | Фронтальный опрос «Продолжи предложение»
7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
11.Тела, длительное время сохраняющие свою намагниченность, называются ... (постоянными магнитами). 12. Одноименные полюса магнита ..., а разноименные - ... (отталкиваются, притягиваются). | Читает вопросы, анализирует ответы | Слушают предложения и продолжают их. Вспоминают содержание материала прошлого урока. | Умение выявлять и называть причины явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией | Умение сверять свои ответы с вопросом и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Уметь отображать в речи (описание, объяснение)содержание учебного материала |
3 | Определение темы урока и постановка учебной задачи |
Чем различаются схемы? Сформулируйте тему урока. | Сегодня на уроке мы узнаем: свойства катушки с электрическим током; от чего зависит сила магнитного поля в катушке; что такое электромагнит и где он применяется на практике. | Отвечают, что в цепи появилась катушка, через которую проходит электрический ток.
Формулируют тему урока: Магнитное поле катушки с током. | Умение определять логические связи между явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; |
4 | Открытие новых знаний | Обучающиеся делятся на группы и проводят эксперименты, выполняя указания учителя. Эксперимент 1 Эксперимент 2 Эксперимент 3 Эксперимент 4 Демонстрация 1 Демонстрация 2 | Соедините последовательно катушку, ключ и источник тока. Разомкните цепь, поднесите катушку к металлическим опилкам. Сделайте вывод. Сомкните цепь, поднесите катушку к металлическим опилкам. Сделайте вывод. Замените катушку на другую с большим количеством витков. Повторите опыт. Сделайте вывод. Добавьте в цепь реостат, изменяя силу тока в катушке, пронаблюдайте, как изменяется действие магнитного поля. Сделайте вывод. Демонстрирует действие магнитного поля катушки с железным сердечником. В учебнике на стр. 170 прочитайте определение. Подвесим катушку с током на длинных тонких проводах. Сравним её движение с движением магнитной стрелки. Сделайте вывод | Проводят эксперименты, выполняя указания учителя, делают выводы. Вывод 1: если в катушке нет тока, железные опилки не притягиваются. Вывод 2: когда в катушке есть ток, железные опилки притягиваются к её концам. Вывод 3: магнитное действие катушки с током тем сильнее, чем больше число витков в ней. Вывод 4: при увеличении силы тока действие магнитного поля катушки усиливается, приуменьшении – ослабляется. Наблюдают демонстрацию. Работают с учебником. Читают определение что такое электромагнит. Наблюдают. Делают вывод: катушка будет поворачиваться до тех пор, пока не установится определённым образом. Так же ведёт себя и магнитная стрелка с двумя полюсами на концах – южным S и северным N. | Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; выявлять и называть причины явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. | Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; составлять план проведения исследования; | Умение определять возможные роли в совместной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); |
5 | Первичное закрепление | Фронтальный опрос Что такое электромагнит? От чего зависят магнитные свойства электромагнита? Как построить сильный электромагнит, если поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно слабый? По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в два раза. Как изменились магнитные свойства электромагнита? | Задаёт вопросы, анализирует ответы. | Отвечают на вопросы | Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания . | Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; | Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; |
6 | Включение нового в систему знаний | Обучающиеся делятся на группы. 1 группа Объясните действие телеграфного аппарата. Для передачи информации с помощью телеграфного аппарата использовалась азбука Морзе. Расшифруйте , что передал телеграфный аппарат . Приложение № 1 2 группа Соберите модель электроподъёмника. Покажите. Как с его помощью можно перемещать металлические детали? 3 группа Соберите модель электромагнита. Как с его помощью разделить перемешанные железные опилки и гречневую крупу? 4 группа Соберите модель электрического звонка. С его помощью объявите об окончании урока. | Консультирует обучающихся, выполняющих задания. | Выполняют задания. Демонстрируют результаты своей работы одноклассникам. | Умение определять логические связи между явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; | Умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); |
7 | Рефлексия | Рефлексивный экран Я узнал… Я научился… Я понял, что могу… Мне понравилось… Для меня стало новым … Меня удивило… У меня получилось … | Предлагает обучающимся Оценить свою активность на уроке, полезность и интересность подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. | По цыпочке высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске. | Умение выявлять и называть причины явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ | Умение на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы | Умение формировать умения рефлексивности, оценки и самооценки |
8 | Домашнее задание |
| Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
Карточка № 1 Сообщение телеграфного аппарата.
-.- | .- | - | ..- | ---- | -.- | .- | ||||||
… | ||||||||||||
…- | . | .-.. | . | --.. | -. | -.-- | -- | |||||
… | . | .-. | -.. | . | ---. | -. | .. | -.- | --- | -- | ||
.-- | -. | ..- | - | .-. | .. | |||||||
-. | .- | --.. | -.-- | .-- | .- | . | - | … | .-.- | |||
..-.. | .-.. | . | -.- | - | .-. | --- | -- | .- | --. | -. | .. | - |
(Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике в 8 классе по теме:"Электромагнитные явления"
1)развивать творческую личность учащихся через решение экспериментальных, расчетных и качественных задач по теме: «Электромагнитные явления»...
Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми Урок физики 8 класс«Повторени...
Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми Урок физики 8 класс«Повторени...
Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»
Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электромагнитные явления"
Тема учебного занятия: Обобщение знаний по теме «Электромагнитные явления»Форма учебного занятия: Урок обобщения и повторения (проблемным методом, исследовательской деятельност...
Контрольная работа физика 8 класс по теме "Электромагнитные явления"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...