Рабочая программа по физике 10-11 класс ФК ГОС
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по физике для 10-11 класса
Данная рабочая программа по физике составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе программы В. А. Касьянова для общеобразовательных учреждений и ориентирована на использование учебника В. А. Касьянова «Физика-10», «Физика-11».
В соответствии с учебным планом на изучение физики 140 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного) общего образования, из расчета по 2 учебных часа в неделю в 10 и 11 классах по 70 учебных часов.
Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
· в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
· в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
Формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа.
Виды контроля:
· тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы;
· итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения;
· тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._fiz11.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Физика»
Пояснительная записка
- Статус программы
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федерального закона 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- примерной программы основного общего образования «Физика» 10-11 классы;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- ООП СОО МАОУ «Байкаловская СОШ»;
- положения о рабочих программах МАОУ «Байкаловская СОШ»;
- Общая характеристика учебного предмета
- Обоснование актуальности курса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
- Цели и задачи изучения физики
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Общая характеристика учебного предмета
- Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 10-11 классах отводится 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне среднего общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в школе на базовом уровне отводится 140 часов. В том числе в 10 классе - 70 часов, в 11 классе - 70 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" в этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
- Формы организации образовательного процесса
Основной формой проведения занятий является урок: урок изучения нового; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации; комбинированный урок; урок проверки и коррекции знаний и умений; урок - практикум.
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы; наблюдение, беседа, фронтальный опрос, работа в парах, контрольная и лабораторная работа.
Технологии обучения: Проблемное обучение, практико-ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход, здоровье сберегающие технологии.
- Виды и формы контроля
Формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа.
Виды контроля:
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
- Система оценивания
Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы, контрольные работы)
При выставлении оценок за выполнение заданий текущего контроля используется следующие общепринятые соотношения:
<10% – «1», 11-49 % – «2», 50-70% — «3»; 71-85% — «4»; 86-100% — «5».
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
- Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий
- дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения
- технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений
- при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов
- умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами
- умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу
- умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся
- допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно)
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
- обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
- не знает и не понимает значительную часть или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправит даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если работа не выполнена.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью
- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы
- правильно выполнил анализ погрешностей (8-9 классы)
- соблюдал требования безопасности труда
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но
- опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений
- или было допущено два – три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью
- или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения
- или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей
- или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы
Оценка «2» ставится в том случае, если
- работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке»3».
Оценка «1» ставится в том случае, если работа не выполнена.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Содержание программы
10 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Физика и методы научного познания (2 ч)
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
—называть: базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;
—делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
—интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.
Механика (35 ч)
Кинематика материальной точки (10 ч)
Механическое движение и его виды. Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь. Средняя путевая и мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движения.
Демонстрации
- Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
- Сложение перемещений.
- Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве.
- Связь гармонического колебания с равномерным движением по окружности.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета и система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения, равнопеременное движение, периодическое (вращательное и колебательное) движение, гармонические колебания;
—использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорость, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения и колебаний;
—называть основные положения кинематики;
—описывать демонстрационные опыты Бойля, воспроизводить опыты Галилея для изучения явления свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;
— делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе;
— применять полученные знания для решения задач.
Динамика материальной точки (10 ч)
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона. Предсказательная сила законов классической механики.
Демонстрации
- Относительность покоя и движения.
- Первый закон Ньютона (Проявление инерции. Обрывание верхней или нижней нити от подвешенного тяжелого груза. Вытаскивание листа бумаги из-под груза).
- Второй закон Ньютона (Зависимость ускорения от действующей силы и массы тела. Вывод правила сложения сил, направленных под углом друг к другу).
- Третий закон Ньютона.
- Сила упругости (Наблюдение малых деформаций. Упругая деформация стеклянной колбы. Изменение веса тела при равнопеременном движении).
- Сила трения (Трение покоя и скольжения. Демонстрация явлений при замене трения покоя трением скольжения).
- Закон сохранения импульса.
- Полет ракеты.
- Упругий и неупругий удар
Лабораторные работы
1. Измерение коэффициента трения скольжения.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;
—формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука;
—описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции); эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;
—делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;
—прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;
—применять полученные знания для решения задач.
Законы сохранения (7 ч)
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.
Демонстрации
- Законы колебания пружинного маятника
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение; устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар;
—физических величин: импульс тела, работа силы, мощность, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия;
—формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;
—делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики.
Динамика периодического движения (4 ч)
Движение тел в гравитационном поле. Первая и вторая космические скорости. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Резонанс. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Затухающие колебания пружинного маятника
Лабораторная работа
- Измерение максимальной скорости и полной энергии тела, колеблющегося на пружине
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, резонанс; физических величин: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний;
—применять приобретенные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;
—прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же маятника в средах с разной плотностью;
—делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.
Релятивистская механика (4 ч)
Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: радиус Шварцшильда, горизонт событий, энергия покоя тела;
—формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них;
—описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли;
—делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;
—оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;
—объяснять условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц.
Молекулярная физика (8 ч)
Молекулярная структура вещества (2 ч)
Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, ионизация, плазма;
—называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;
—классифицировать агрегатные состояния вещества;
—характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изопроцессы.
Демонстрации
- Метод Штерна для определения скорости движения молекул газа.
- Принципиальная схема опыта Штерна.
- Измерение температуры электрическим термометром.
- Нагревание свинца ударами молотка.
- Зависимость между объемом, давлением и температурой газа.
- Закон Бойля—Мариотта.
- Зависимость объема газа от температуры при постоянном давлении.
- Зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме.
Лабораторная работа
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа, температура идеального газа, абсолютны нуль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;
—воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;
—формулировать условия идеальности газа, а также описывать явление ионизации;
—использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;
—описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;
—объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории;
—применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
Термодинамика (8 ч)
Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
- Работа пара при нагревании воды в трубке.
- Действие модели паровой машины и турбины.
- Принцип действия двигателя внутреннего сгорания.
- Свободная диффузия газов и жидкостей.
- устройство психрометра и гигрометра.
Лабораторная работа
4. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя;
—формулировать первый и второй законы термодинамики;
—объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;
—описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы;
—делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;
—применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Механические волны. Акустика (4 ч)
Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера.
Демонстрации
- Образование и распространение продольных и поперечных волн
- Источники и приемники звука.
- Звукопроводность различных тел.
- Анализ звуковых колебаний
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: волновой процесс, механическая волна, продольная механическая волна, поперечная механическая волна, гармоническая волна, длина волны, поляризация, линейно-поляризованная механическая волна, плоскость поляризации, звуковая волна, высота звука;
—исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации;
—описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных механических волн в пружине и в газе, поперечных механических волн - в пружине и шнуре; описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов.
Электростатика (14 ч)
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (9 ч)
Элементарный электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Линии напряженности электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле.
Демонстрации
- Электризация. Взаимодействие наэлектризованных тел.
- Электростатическая индукция. Электрофор
- Закон Кулона
- Силовые линии электрического поля
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: точечный заряд, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды, поверхностная плотность среды;
—формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;
—описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
—применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств - светокопировальной машины.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (5 ч)
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля.
Демонстрации
- Эквипотенциальные поверхности
- Распределение зарядов по поверхности проводника. Электрический ветер.
- Экранирующее действие проводников
- Электроемкость плоского конденсатора.
- Устройство и действие конденсаторов постоянной и переменной емкости
- Энергия заряженного конденсатора
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий эквипотенциальная поверхность, конденсатор, проводники, диэлектрики, полупроводники; физических величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;
—описывать явление электростатической индукции;
—объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними.
Резервное время (3 ч)
11 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Электродинамика (23 ч)
Постоянный электрический ток (10 ч)
Электрический ток. Сила тока. Источник тока в электрической цепи. ЭДС. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.
Демонстрации
- Условия существования электрического тока в проводнике.
- Измерение напряжений различных источников тока электрометром.
- Зависимость сопротивления металлических проводников от температуры.
- Изменение сопротивления полупроводников при нагревании и охлаждении.
- Реостаты, магазины сопротивлений.
- ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи.
- Зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки; определение внутреннего сопротивления источника.
- Подбор шунта к амперметру и добавочного сопротивления к вольтметру.
Лабораторная работа
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;
—объяснять условия существования электрического тока;
—описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра;
—использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей.
Магнитное поле (6 ч)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в однородном магнитном поле. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока.
Демонстрации
- Демонстрация магнитного поля тока.
- Вращение проводника с током вокруг магнита.
- Действие магнитного поля на ток.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция; физических величин: вектор магнитной индукции, вращающий момент, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды;
—формулировать правило буравчика, принцип суперпозиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера;
—описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;
—изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;
—исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Электромагнетизм (6 ч)
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Магнитоэлектрическая индукция. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.
Демонстрации
- Явление электромагнитной индукции.
- Получение постоянного индукционного тока.
- Самоиндукция при замыкании и размыкании цепи.
- Трансформатор.
Лабораторная работа
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; физическим величинам:коэффициент трансформации;
—формулировать закон Фарадея (электромагнитной индукции), правило Ленца;
—описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, явление электромагнитной индукции;
—приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту, в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ-печах, записи и воспроизведении информации, а также в генераторах переменного тока.
Электромагнитное излучение (24 ч)
Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона (5 ч)
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоскополяризованная (или линейно-поляризованная) электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнитной волны, фронт волны, луч, радиосвязь, модуляция и демодуляция сигнала; физических величин: длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны;
—объяснять зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его частоты;
—описывать механизм давления электромагнитной волны;
—классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн.
Волновые свойства света (10 ч)
Волновые свойства света. Законы распространения света. Принцип Гюйгенса. Преломление волн. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Когерентные источники света. Дифракция света. Дифракция света на щели. Дифракционная решетка. Оптические приборы.
Демонстрации
- Законы преломления света.
- Полное отражение света.
- Получение на экране сплошного спектра.
- Полосы интерференции от бипризмы Френеля.
- Кольца Ньютона.
- Интерференция света в тонких пленках.
- Дифракция от нити.
- Дифракция от щели.
- Дифракция света на дифракционной решетке.
Лабораторная работа
3. Измерение показателя преломления стекла.
4. Наблюдение интерференции и дифракции света.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: вторичные электромагнитные волны, монохроматическая волна, когерентные волны и источники, время и длина когерентности, просветление оптики;
—формулировать принцип Гюйгенса, закон отражения волн, закон преломления;
—объяснять качественно явления отражения и преломления световых волн, явление полного внутреннего отражения;
—описывать демонстрационные эксперименты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;
—делать выводы о расположении дифракционных минимумов на экране за освещенной щелью.
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (9 ч)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Лазер.
Демонстрации
- Внешний фотоэффект.
- Зависимость интенсивности внешнего фотоэффекта от величины светового потока и частоты света.
- Законы внешнего фотоэффекта.
- Обнаружение квантов света.
Лабораторная работа
5. Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: фотоэффект, работа выхода, фотоэлектроны, фототок, корпускулярно-волновой дуализм, энергетический уровень, энергия ионизации, линейчатый спектр, спонтанное и индуцированное излучение, лазер, инверсная населенность энергетического уровня, метастабильное состояние;
—называть основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка;
—формулировать законы фотоэффекта, постулаты Бора;
—оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину волны света, испускаемого атомом водорода;
—описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;
—сравнивать излучение лазера с излучением других источников света.
Физика высоких энергий (8 ч)
Физика атомного ядра (5 ч)
Модели строения атомного ядра. Дефект массы. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Искусственная радиоактивность. Доза излучения. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Демонстрации
- Ионизирующее действие радиоактивного излучения.
- Наблюдение следов заряженных частиц в камере Вильсона.
Лабораторная работа
6. Изучение треков заряженных частиц
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, α-распад, β-распад, γ-излучение, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез; физических величин: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения;
—объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;
—прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении УТС.
Элементарные частицы (3 ч)
Классификация элементарных частиц. Лептоны и адроны. Кварки. Взаимодействие кварков.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, лептонный заряд, переносчик взаимодействия, барионный заряд;
—классифицировать элементарные частицы, подразделяя их на лептоны и адроны;
—формулировать закон сохранения барионного заряда;
—описывать структуру адронов, цвет и аромат кварков;
—приводить примеры мезонов, гиперонов, глюонов.
Элементы астрофизики (4 ч)
Эволюция Вселенной (4 ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Предметные результаты обучения данной темы позволяют:
—давать определения понятий: астрономические структуры, планетная система, звезда, звездное скопление, галактики, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра, критическая плотность Вселенной;
—интерпретировать результаты наблюдений Хаббла о разбегании галактик;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной после Большого взрыва;
—представить последовательность образования первичного вещества во Вселенной;
—объяснить процесс эволюции звезд, образования и эволюции Солнечной системы;
—с помощью модели Фридмана представить возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.
Повторение (7 ч)
1. Постоянный электрический ток.
2. Магнитное поле.
3. Электромагнетизм.
4. Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона. Волновые свойства света.
5. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.
6. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.
Резервное время (4 ч)
Учебно - тематический план, 10 класс
№ п/п | Раздел физики | Название главы | По программе | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Физика и методы научного познания | 2 | |||
2 | Механика (35 часов) | Кинематика материальной точки | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки» | |
3 | Динамика материальной точки | 10 | Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения» | Контрольная работа №2 по теме «Динамика материальной точки» | |
4 | Законы сохранения | 7 | Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения» | ||
5 | Динамика периодического движения | 4 | Лабораторная работа №2 «Измерение максимальной скорости и полной энергии тела, колеблющегося на пружине» | ||
6 | Релятивистская механика | 4 | |||
7 | Молекулярная физика (20 часов) | Молекулярная структура вещества | 2 | ||
8 | Молекулярно-кинетическая теория идеального газа | 6 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ||
9 | Термодинамика | 5 | Лабораторная работа №4 «Измерение удельной теплоёмкости вещества» | ||
10 | Жидкость и пар | 3 | Лабораторная работа №5 «Определение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель» | Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика» | |
11 | Механические волны. Акустика | 4 | |||
12 | Электродинамика (11 часов) | Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов | 3 | ||
13 | Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов | 7 | Контрольная работа №5 по теме «Электродинамика» Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | ||
14 | Резерв | 3 | |||
Итого | 70 | 5 | 6 |
Учебно - тематический план, 11 класс
№ п/п | Раздел физики | Название главы | По программе | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Электродинамика (23 часа) | Постоянный электрический ток | 10 | Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | - Входная контрольная работа - Контрольная работа №1 по теме «Постоянный электрический ток» |
2 | Магнитное поле | 6 | |||
3 | Электромагнетизм | 7 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Контрольная работа №2 по теме «Электромагнетизм» | |
4 | Электромагнитное излучение (24 часа) | Излучение и приём электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона | 5 | ||
5 | Волновые свойства света | 10 | - Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла» - Лабораторная работа №4 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | Контрольная работа №3 по теме «Волновые свойства света» | |
6 | |||||
7 | Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества | 9 | Лабораторная работа №5 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров» | Контрольная работа №4 по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества» | |
8 | Физика высоких энергий (8 часов) | Физика атомного ядра | 5 | Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц» | Контрольная работа №5 по теме «Физика высоких энергий» |
9 | Элементарные частицы | 3 | |||
10 | Элементы астрофизики (4 часа) | Эволюция Вселенной | 4 | ||
11 | Повторение | 7 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класа | ||
12 | Резервные уроки | 4 | |||
Итого | 70 | 6 | 6 |
- Результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования по физике.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
• в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
• в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов
познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
• использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты обучения физике в средней школе на базовом уровне представлены в содержании
курса по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...