Здоровьесберегающие технологии в преподавании физики. Методические рекомендации
методическая разработка по физике на тему

Аракчеева Татьяна Александровна

   Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физики» созданы для учителей школ. Необходимость создания рекомендаций вызвана тем, что многие учителя испытывают трудности в применении  здоровьеберегающих технологий  Пособие призвано помочь учителям создать систему работы по формированию здорового образа жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_metod_rekomend.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
р.п. Новоспасское

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физики

Методические рекомендации

Новоспасское    

2014

Аракчеева Т.А..  Здоровьесберегающие технологии в преподавании физики. Методические рекомендации. - Новоспасское, 2014. – 34 с.

   Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физики» созданы для учителей школ. Необходимость создания рекомендаций вызвана тем, что многие учителя испытывают трудности в применении  здоровьеберегающих технологий  Пособие призвано помочь учителям создать систему работы по формированию здорового образа жизни.  

Содержание

Введение  

4

Глава  1    Теоретические основы здоровьесбережения.

5-8

Глава  2     Здоровьесберегающие технологии, используемые   в работе учителя  физики                                                                                                                              

8-22

Заключение

22

Литература  

23

Приложения                                                                                            

Приложение 1  Конференция по физике на тему:      
«Электромагнитные волны.   Влияние  электромагнитного излучения на живые организмы».

24

Приложение 2 Анализ эффективности урока физики                 с позиций здоровьесбережения                                                                                                

25-27

Приложение 3 Урок семинар по теме: «Открытие радиоактивности. Биологическое действие радиационного излучения».

Приложение 4 Урок по теме «Трансформатор»

28-29

30-34

                                                                                                               

                                                                                             

Введение

«Все без здоровья – ничто»

Сократ

Вопросы здоровьесбережения подрастающего поколения в последние годы становятся актуальными для многих образовательных учреждений.

Важнейшим направлением деятельности школы и учителя, в том числе и учителя физики,  является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха на уроке, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима;  культура общения,  борьба с вредными привычками и др.

Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика  рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять        здоровье        учащихся. Поэтому учитель физики должен владеть здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ).

Главный отличительный признак ЗОТ – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья. Условием реализации ЗОТ является осознание учителем ответственности за сохранение здоровья и получение необходимой профессиональной подготовки по этому направлению.

Глава 1.  Теоретические основы здоровьесбережения.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Однако, здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Здоровьесберегающие технологии не могут по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

  • показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
  • проявлением и тренировкой познавательной активности;
  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

 Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-
правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
-
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе учителя физики.                                                                     

Физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г. Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.                   

На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

     Безусловно,  на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно.

В подготовке и проведении уроков физики можно воспользоваться моделью здоровьесберегающего обучения и воспитания, критериями урока здоровьесберегающей направленности.

В этой модели можно выделить «тренирующую» и «сохраняющую» здоровье ребенка среду.

«Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое).

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя - психологический комфорт, санитарно–гигиенические условия, эмоциональный эффект, двигательной активности и других критериев.  ЗОТ - это целый комплекс, который влияет на успешность в обучении.

Здоровьесберегающие технологии, реализуемые  на уроках физики:

Соблюдение гигиенических условий в классе: температура и влажность воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

  1. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др.
    Однообразность урока способствует утомлению школьников, частая смена видов деятельности потребует дополнительных адаптационных усилий.     Норма:  4-7 видов учебной деятельности  за урок.
  2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: 7-10 мин.
  3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.  Норма: не менее 3.
  4. Чередование видов преподавания.  Норма: через 10-15 мин.
  5. Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора, (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как  исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы.
    Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
  10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету и т.д.
  11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт - напряжение, сотрудничество-авторитарность,  индивидуальные - фронтальные, учёт возрастных особенностей, достаточный – недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность)
  12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
  13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу.  Норма: 60 – 80 %.
  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.  Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут во 2-11 классах; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
  15. Темп окончания урока:

  - Нельзя: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; задержание учащихся в классе после звонка.

  -  Необходимо: спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом, учитель и учащиеся прощаются.

В своей педагогической деятельности учитель должен исходить из концепции творческого развития здоровой личности.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:

    I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование.
Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация»        и        др.
    II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.
Например, для тем, входящих в программу физики:

Тема

Вопросы   здоровьесбережения

Физика и физические методы изучения природы

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды.

Безопасность при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Инерция

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса

Умение измерять массу, вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Диффузия

Искусственное дыхание.

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосфера

Ароматерапия.

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Температура.

Температура тела как показатель сопротивляемости человека

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

Линзы. Построение изображений с помощью линз.

Дефекты глаз. Профилактика близорукости.

Понятие о телевидении

Телевидение и дети

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

Механика в спорте и искусстве

Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике.

Механика в космонавтике и воздухоплавании

Влияние гравитации на человека. Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека

Механика в транспорте и строительных сооружениях

НТП и охрана окружающей среды

Мир звука.

Физика и музыка

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

Физика температур

Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека. Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу.

Электростатика

Вред электростатических явлений

Электромагнитные явления

О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования.

Средства связи

Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др.   Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.

Световые явления

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня.

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской аварии.  Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Влияние различных излучений на живые организмы

    III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

  • формирует интерес к своему предмету;
  • устанавливает доверительные, партнерские отношения;
  • продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
  • максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
  • Использует  ЗОТ  описанные выше.

Следуя принципам здоровьесбережения детей,  на уроках физики  должны решаться такие задачи, как:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей);
  • формирование культуры здоровья учащихся.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Снятию утомления на уроке способствуют следующие технологии:

Игровые технологии

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок физики исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (“паспорта сил”, “физические сказки”, кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.

Использование аудио- и видеоаппаратуры, ПК для демонстрации интересных материалов, опытов.

Использование данных технологий на  уроках, позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Однако не следует забывать о длительности применения ТСО на уроке.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

25

8-11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5 СанПиН 2.4.2.2821-10.), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 СанПиН 2.4.2.2821-10.).

Физкультминутки

1. Пример физкультминутки «Атмосферное давление».

Очень физику мы любим!

Шею влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Это правда, топай смело. (Шаг на месте)

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой,

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх (поднять руку), тем воздух реже

И давление там ниже (опустить руки).

2. При изучении зависимости плотности тела от массы тела и его объёма (7-й класс) упражнение выглядит так:
исходное положение – стоя, руки в стороны. Учитель задаёт вопрос: «Если объём тела увеличивается…» – учащиеся вместе с учителем поднимают руки вверх, – «…то при неизменной массе тела плотность тела…» – возвращение в исходное положение и после краткой паузы для внутренней формулировки ответа все опускают руки –  «…уменьшается». Всегда находятся те, которые выполнят упражнение неправильно, поэтому упражнение надо повторить. В упражнение можно ввести и численные значения рассматриваемых величин. Тогда при подъёме рук учащиеся делают хлопки над головой или внизу по указанному числу раз: «Если масса второго тела больше вдвое…» – руки вверх, два хлопка, – «...то плотность второго тела при прежнем объёме…» – пауза, переход в исходное положение, – «…больше вдвое» – руки вверх, два хлопка. Повороты корпуса и наклоны удобно использовать при закреплении материала о направлении. Это направление действия различных сил, величина и направление равнодействующей силы, действие весов, направление силы тока и индукции магнитного поля, и т.д.

3. При рассмотрении движения тела под действием сил тяжести, упругости, тяги и трения (9-й класс): исходное положение – стоя (сидя), руки на поясе, в замке на затылке или перед грудью. Учитель задаёт вопрос, используя чертёж на доске или показывая движение реального тела: «Если тело движется равнозамедленно влево...» – учащиеся делают поворот влево, – «...то равнодействующая сил, приложенных к телу…» – пауза, переход в исходное положение, – «...направлена вправо», – поворот вправо. Упражнение с вариациями («Если равнодействующая сил, приложенных к телу, направлена вправо, то ускорение тела направлено…») или без них надо повторить несколько раз. В это упражнение тоже можно внести числовые значения величин, делая пружинящие повороты по указанному числу раз. Разумеется, числовые значения надо выбирать разумные, хотя можно и пошутить, предложив выполнить дробное число поворотов.

4. При закреплении любого материала можно использовать расслабляющее упражнение  для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом  в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. Учителю легко отследить ошибающихся, предложить ещё раз прочитать формулу на доске или в тетради и повторить упражнение. Использование в этом упражнении моторики позволяет гораздо прочнее запоминать сложные формулы из непривычных букв. Главное правило: упражнение физкультурники рекомендуют выполнять в среднем темпе, без запрокидывания головы назад.

5. Упражнения на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!» Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на стабильную работу.

Дыхательные упражнения

1. При изучении давления газа на стенку сосуда: исходное положение – сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе. Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох – объём воздуха в лёгких увеличивается,  делаем медленный выдох – объём воздуха в лёгких…» – пауза –  «...уменьшается», – руки вниз.

Совмещение игрового, физкультурного, успокаивающего и образовательного моментов урока очень нравится детям, улучшает климат на уроке, облегчает заучивание. И это весьма результативно, очень просто и  очень весело!

Динамические паузы, связанные с темой, содержанием урока

  1. На уроке по теме «Сила тяжести» учащиеся на себе испытывают действие гравитации, подпрыгивая на месте.
  2. На уроке по теме «Давление» можно предложить  ученикам увеличить своё давление на пол в 2 раза (встать на одной ноге).

В современных условиях гигиеническое обучение и воспитание учащихся приобретает важную роль в деле сохранения здоровья подрастающего поколения, однако оно проводится школах не регулярно и, как правило, лишь на уроках биологии. Между тем проблема гигиенического воспитания учащихся должна решаться комплексно, при изучении практически всех школьных предметов, в том числе и физики. Преподавая эту науку,  необходимо рассматривать влияние многих физических параметров окружающей среды (силы тока, напряжения, влажности, температуры и др.) на организм человека, давать ученикам представление  о том, что существуют критические значения этих параметров, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни. Гигиенический аспект физических знаний способствует повышению интереса учащихся к физике, помогает им овладеть важными практическими умениями и навыками, необходимыми в жизни и трудовой деятельности. Вот несколько примеров гигиенических сведений, с которыми  можно знакомить учащихся на уроках физики.

При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.),  полезно рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов,  а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях, в пионерских лагерях. Они должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов или арыков опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Каждому школьнику необходимо осознать, что пить некипяченую воду нельзя.

Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое полезно дополнить сведениями о возможности переохлаждения,  перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.

Излагая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, следует подчеркнуть важность с гигиенической точки зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, рассказать о том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.

Изучение физических основ работы тепловых двигателей должно сопровождаться выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие.

Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с - смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.

Школьники должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:

  • искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
  • поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).

 Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами: на электрической плитке, следует перед ее включением проверить исправность шнура, поставить ее на огнеупорную подставку (металлическую, асбестовую), а затем ввести штепсельную вилку в отверстия розетки. Лучше всего пользоваться плиткой с закрытой спиралью, эмалированной посудой и не выключать плитки дерганием за шнур.

 В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить ученикам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах. При изучении законов освещенности и коррекции зрения надо выяснить причины близорукости и дальнозоркости глаза, сообщить об основах гигиены зрения, нормах освещенности, правилах размещения источников света в помещении и т. д.

Опыт показывает, что такое содержание указанных разделов и введение их в программу курса физики привлекает интерес к предмету и дает межпредметные дополнительные знания.

Методический анализ различных разделов школьного курса позволили перейти к выводу: все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье. Нужна только соответствующая методика преподавания.

 Обучая предмету  физика, каждый учитель проводит лабораторные работы. При их выполнении  учащийся должен соблюдать меры предосторожности с различными приборами. Так как есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.

Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом  с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Заключение

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Исходя из опыта  работы, можно сделать вывод:  здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность. Поэтому каждый учитель на своем уроке должен  заботится о здоровье учащихся.

 

Литература

  1. Елисеев В.В. Создание в общеобразовательном учреждении системы здоровьесбережения. Методические рекомендации.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 49 с.
  2. Коган Н. Физкультминутки на уроке. http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=200902007
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -  М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
  5. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. http://www.shkolnymir.info/.
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10

Приложение 1

Конференция по физике на тему:      
«Электромагнитные волны.   Влияние  электромагнитного излучения на живые организмы».

Цели мероприятия:

 1)    обучающая: повторение и закрепление материала по теме «Электромагнитные волны»; обобщение, систематизация и актуализация знаний учащихся; приобретение навыков работы с большим объёмом информации, умение выделить проблему и наметить пути её решения;

2)    развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей, интереса к получаемым знаниям, развитие компетентности в сфере познавательной деятельности, критического мышления, развитие эффективного внимания и аналитического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся;

3)    воспитывающая: воспитание внимательности, взаимоуважения, воспитание мировоззренческих понятий (познаваемость мира, причинно-следственные связи в окружающем мире, привитие интереса к предмету через открытие нового в известном.

Наглядные пособия: плакат-таблица «Электромагнитное излучение», таблицы «Шкала электромагнитных излучений», «Электромагнитные волны», портреты учёных-физиков.

ТСО: ПК, мультимедиа-проектор, экран, классная доска.

      

 План конференции

1.     Открытие конференции  (вступительное слово: цели и задачи конференции).

2.     Тестирование.

Тест «Что мы знаем об электромагнитных волнах»

 3.     Презентация «Электромагнитные волны».

 4.     Некоторые применения электромагнитных волн (сообщения экспертов).

А) Рентгеновская трубка. Рентгеновский снимок.

Б) Солярий. Детектор валют.

В) Прибор ночного видения. Радиатор.

Г) Микроволновая печь. Сотовый телефон.

Д) Телевизор. Спутниковая тарелка.

 5.     Презентация «Влияние электромагнитного излучения на живые организмы».

6.     Медицинские исследования в области электромагнитных волн (сообщения экспертов).

7.     Подведение итогов конференции.

 

 

Приложение 2

Анализ эффективности урока физики  с позиций здоровьесбережения  

           

Параметры   занятия

           

 

           

           

Уровень   гигиенической рациональности занятия

           

Рациональный

           

(3   балла) 

           

Недостаточно   рациональный 

(2   балла)

           

Нерациональный

           

(1   балл)

           

Гигиенические   условия в кабинете

           

(температура и свежесть воздуха,   освещенность...)

           

В   основном соблюдаются

           

           

Частично

           

соблюдаются

           

           

Не   соблюдаются

           

           

Эстетические   условия

           

           

В   основном соблюдаются  

           

Частично
соблюдаются

           

Не   соблюдаются  

           

Наличие у детей   мотивации к учебной деятельности

           

           

Интерес   к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности

           

Педагог   использует  приемы повышения мотивации

           

           

Недостаточность   интереса у детей

           

 

           

Недостаточность   использования приемов повышения учебной мотивации

           

           

Отсутствие   интереса у детей

           

Педагог   не использует приемы учебной мотивации

           

Плотность занятия

           

(количество времени, затраченного на основной этап занятия)

 

Не   менее 60 % и не более 75-80 %

           

           

85-90   %

           

           

Более   90%

           

           

Смена видов   учебной деятельности (опрос, слушание, самостоятельная работа, игра...)

           

           

4-7

           

           

2-3

           

           

1-2

           

           

Средняя   продолжительность различных видов учебной деятельности

           

Не   более 10 мин.

           

           

11-15   мин.

           

           

Более   15 мин.

           

           

Методы обучения

           

(словесный, наглядный,   практический...)

           

Не   менее 3

           

           

2

           

           

1

           

           

Чередование   методов обучения

           

Через   10-15 мин.

           

           

Через   15-20 мин.

           

           

Не   чередуются

           

           

Наличие   эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, юмористических картинок, поговорок,   афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток

           

2 -   3

           

           

1

           

           

нет

           

Место и   длительность применения ТСО

           

В   соответствии с гигиеническими нормами

 1кл.   - 10 мин.

 2 -   5кл. -15мин.

 6 -   7 кл. - 20 мин.     8 -   9 кл. - 25 мин.

10 -  11 кл. - 30 мин.

           

С   частичным соблюдением гигиенических норм

           

           

В   произвольной форме

           

           

Чередование позы

           

           

Поза   чередуется в соответствии с видом работы. Педагог  наблюдает за посадкой учащихся

           

           

Имеются   случаи несоответствия позы виду работы.

           

Педагог  иногда корректирует посадку учащихся

           

           

Частые   несоответствия позы виду работы.

           

Поза   не контролируется педагогом

           

           

Физкультминутки

           

           

Две   за занятие, состоящие из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого

           

           

1   физкультминутка за занятие, с недостаточной продолжительностью

       

           

Отсутствуют

           

           

Наличие в   содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

           

           

Формирование   потребности в ЗОЖ, выработка индивидуального способа безопасного поведения,   сообщение знаний о возможных последствиях    отсутствия ЗОЖ    

           

Недостаточное   внимание формированию ЗОЖ

           

           

Вопросы   ЗОЖ отсутствуют

           

           

Психологический   климат

           

           

Преобладают   положительные эмоции, комфортная обстановка, этически благородное   поведение  участников ОП

           

           

Имеются   случаи отрицательных эмоций,

           

нарушение   этики взаимодействия между участниками ОП 

           

Преобладают   отрицательные эмоции

           

           

Момент   наступления утомления детей (по снижению учебной активности)

           

           

Не   ранее, чем через 40 мин.

           

           

Не   ранее, чем через 35 мин

           

           

Менее,   чем через 30 мин.

           

 

К эффективности = К фактический: К максимальный;

К макс = количество критериев умноженное на 3 

К эф. оптимальный>  0,85 б.,  К эф. допустимый 0,85 – 0,65 б., 
К критический < 0, 45 б.  

Приложение 3

Урок семинар по теме: «Открытие радиоактивности.
Биологическое действие радиационного излучения».

11 класс

Тип урока: изучение нового материала с опережающим домашним заданием.

Подготовительный этап: темы докладов были даны за несколько недель до урока. Ребятам было предложено выбрать темы и подготовить доклады, доказывающие их точку зрения, а также подготовить доклад по своей теме, не данной учителем, но по этому вопросу.

ТДЦ урока:

Образовательная: проследить историю открытия радиоактивности, ее физическую сущность. Сформировать у учащихся представления о биологическом действии радиоактивных излучений. Оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к изучению физики.

Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения.

Развивающая: развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, Internet, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции.

Оборудование: плакаты, дозиметры, таблицы, экран, компьютер.

Учитывая интеллектуальные возможности учащихся и содержание урока, была выбрана структура приобретения новых знаний путем подготовки сообщений учащимися. Исходя из этого были использованы такие методы обучения, как проблемный, информационный и исследовательский.

Главный акцент был поставлен на проблеме: больше пользы или вреда принесло открытие радиоактивности. Каждый учащийся должен был на основе полученной информации решить и аргументировать свое отношение к проблеме.

В решении проблемы нужно было выделить главное, существенное.

Возрастные особенности учащихся позволяют организовать обучение в форме индивидуальной и самостоятельной работы.

Контроль знаний осуществляется в форме зачета, куда входят изучение дополнительной литературы, отбор и подготовка выступлений на семинаре, решение задач, работа с теоретическим материалом учебника, и оценивается в конце темы.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин):

Сообщение темы и цели урока, домашнее задание. Постановка проблемы: как вы думаете, больше пользы или вреда в открытии радиоактивных излучений. Свое мнение подтвердите аргументами в виде сообщений.

  1. Изучение нового материала (35 мин):
  • история открытия радиоактивности  (Антуан Анри Беккерель, супруги Кюри)
  • альфа - , бета -, гамма - излучения
  • естественная и искусственная радиация
  • загрязнение окружающей среды
  • дозиметры
  • доза облучения, накопление радиации в организме
  • биологическое воздействие радиоактивных излучений
  • использование излучений в медицине
  1. Эксперимент – замеры радиации в классе, сравнительный анализ замеров за несколько лет, таблица допустимых норм уровня радиации (5 минут). 
  2. Подведение итогов: (1 минута)

Вывод по проблеме в виде дискуссии учащихся и гостей на уроке

  1. Рефлексия: (2 минуты)

На уроке проработан огромный материал. Мнения учащихся о проделанной работе на уроке.

Использованная литература к уроку:

  1. Физика. Приложение к газете “Первое сентября” № 9, 2000 г.
  2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной Безопасности (ОСПОРБ-99). Минздрав России. М., 2000 г.
  3. А.Н. Ремизов. Медицинская и биологическая физика. М., “Высшая школа”,  1996 г.
  4. Дж.Б. Мэрион. Общая физика с биологическими примерами. М.: Высшая школа, 1986 г.

Приложение 4

Урок по теме  «Трансформатор»

11 класс

Тип урока: комбинированный

ТДЦ урока:

 Обучающий аспект: создать условия для  овладения учащимися  знаний о  назначении трансформатора, устройстве  трансформатора и его характеристиках, видах трансформаторов, развитие коммуникативных умений объяснять физические процессы происходящие в трансформаторе, решения задач на применение формулы коэффициента трансформации.

Развивающий аспект: создать условия для развития умений составлять теоретически верные предложения, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательный аспект: способствовать воспитанию способности к самоанализу и критическому отношению к своим знаниям.

Форма работы учащихся: фронтальная, парная  и индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютерный класс, выход в Интернет.

Структура и ход урока

Этап урока

Решаемые задачи

Прогно-
зируемый результат

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время  (в мин.)

1

Организационный мо-мент

Обеспе-чить
мотива-цию учащих-ся к изучению нового матери-ала

Готовы к изучению нового материала. Цели и задачи урока учащимися сформулированы.

№ 1

Трансформатор М.О.Доливо-Добровольского (картинка)

1.Заполняет журнал, отмечает отсутствующих.

2. Демонстрация прибора (для постановки темы урока).

Формулируют цель урока, задачу урока (изучить роль трансформатора в  преобра-зовании переменного тока).
Записывают тему урока в тетрадь.

2

2

Повто-рение и акту-ализа-ция знаний

Обеспе-чить включе-ние учащихся в деятель-ность. Актуали-зировать опыт учащихся по  изучению нового матери-ала.

Учащиеся включены в деятель-ность. Особен-ности перемен-ного тока сформули-рованы.

Задает вопросы учащимся
- (№ 1,2 страница 114 учебника).

- применяем ли мы  на практике напряжение, вырабатываемое генераторами ЭС?

Отвечают на вопросы учителя:
1 –перемен-ный ток легко преобра-зовывается без потерь энергии.

2 – сила тока и напряже-ние меняются гармони-чески с частотой 50 Гц.

Приходят к выводу, что его приходится изменять (пони-жать, повы-шать), для этого служит трансформатор.

5

3

Изуче-ние нового материала

Обеспе-чить воспри-ятие, осмысле-ние и первич-ное запоминание матери-ала.

Расс-мотрены и записаны: назначение трансформатора, устройство, характерис-тики.

№ 2

Трансформации трансформатора (история создания трансформатора)

№ 3

Видеоролик «Трансформатор»

(предварительно необходимо его скачать)

№ 4

Виртуальный практикум по теме "Трансформатор".

1.Сообщает учащимся назначение трансформатора, историю его создания (демонстрируя через проектор материал ЭОР).

2. Предлагает для просмотра видеоролик об устройстве трансформатора.

3. Знакомит с характеристиками трансформатора,  иллюстрирует принцип действия трансформатора.

Слушают объясне-ние учителя,  делают записи в тетрадь

Просмат-ривают видеоро-лик; анализи-руют; формулируют выводы об устройс-тве трансформатора.

Изучают (на ПК), основные параметры,  записывают в тетрадь.

15

4

Физминутка  для глаз

Обеспеч-ить формиро-вание отноше-ния к здоровью как к ценности

Выполняют упражне- ния

1

5

Сооб-щение учащее-гося о вреде высокого напря-жения

Актуали-зировать опыт учащихся о вреде токов высокого напря- жения

Рассмотрен вопрос том, как воздействуют на человека токи высокого напряже-ния

Слу-шают, задают вопросы

4

6

Закрепление изученного материала

Обеспе-чить осмысле-ние и первич-ное закрепление матери-ала

Самосто-ятельно выполнены задания (решены задачи), проведена самооценка, коррекция.

№ 5

Интерактивные задачи

Интерактивные тестовые задания

1. Предлагает учащимся задачи.

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

2. Тестирование на ПК

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Работая в парах на ПК решают задачи в тетради, затем комментируют решение, сравнивают с образцом

Решение тестовых заданий с выбором ответа на ПК, оценивание своей работы.

13

7

Домашнее зада-ние

Обеспе-чить понима-ние цели, содержания и способов выполнения Д/з.

Д/з записано, содержание и способы выполнения понятны учащимся.

Формулирует выводы, диктует Д/з

Слу-шают, записы-вают Д/з в дневник (п. 38, упр.5 (2,3))..

2

8

Самооценка знаний и подве-дение итогов урока

Оценить уровень достижения ТДЦ

Объектив-ная самооценка деятельности учащихся проведена.

ТДЦ достигнута

Проводит рефлексию, слушает и оценивает высказывания учащихся.

Выставляет оценки за урок.

Проводят самооценку своих знаний.

3

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий ЭОР

1

Трансформатор М.О.Доливо-Добровольско-го (макет)

Картинка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/416bad3e-460b-43cd-b99d-51d40923ada0/TransformatorDolivo-Dobrovolskogo%28Maket%29.jpg 

2

Трансформа-ции трансформа-тора (история)

Исторический материал

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b847c70c-3845-4f0e-befa-86d1b4e4504d/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& 

3

Видеоролик «Трансформатор»

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c75a8eb5-ab51-4da7-b8f1-ea20eb69d6af/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

4

Виртуальный практикум по теме "Трансформатор".

практикум

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/178e7631-e2cc-72e4-93d3-154082cb85e5/00144677172511136.htm 

5

Интерактивное задание на тему "Электромагнитные колебания и волны"

Задачи

Тестовые задания

1)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eda64b21-7df1-46e1-a4b5-859ffb8ad86d/8_264.swf

1)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08f1b834-94db-5989-bcf8-9cd23237c699/00119628100702145.htm 

2)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/213b25e3-fd2c-f980-61b0-6cee7d7ad5ee/00119628103536153.htm 

3)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48f2edfc-edea-1f50-81b4-fd88fd79969c/00119647397456921.htm

4)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68913179-9fe2-8781-9a18-b114b875c5c2/00119647394550914.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

"Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"

Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"....

«Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии и химии

. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Эта система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процес...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики

В материале представлено выступление с кратким описанием основных здоровьесберегающих технологий, используемых учителем на уроке математики....

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности реб...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики.

Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики"...