«Совершенствование профессионализма учителя физики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
проект по физике (5, 6 класс) на тему
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения. Новая система образования переходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности обучающего. Формулировки Стандарта II поколения нацеливают на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provereno_hasanova_m.m._galimullin_i.sh_.3.doc | 831.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт физики
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Совершенствование профессионализма учителя физики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(тема проекта)
Авторы проекта:
Хасанова Миляуша Мулламухаметовна,
учитель физики первой категории
МБОУ "Юлбатская ООШ"
Галимуллин Илгизар Шамилович
учитель физики первой категории
МБОУ "Б.Арташская ООШ"
Руководитель проектной работы:
Русанова Инна Александровна
«1» апреля 2016 г.
г. Казань -2016
Содержание
2.3. Целевая группа проекта: 7
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта 10
4.1 Сроки реализации проекта: 10
4.2 Этапы реализации проекта 10
4.3 Программа проектных мероприятий 10
5. Ресурсное обеспечение проекта. 11
6. Ожидаемые результаты реализации проекта 11
7. Прогнозируемые социальные эффекты 12
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта 12
Теоретическое обоснование проблемы «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО 13
2. Конструирование технологической карты. 16
4. Задачи внеурочного занятия 17
5. Учебно-методический комплекс 18
Список использованных источников и литературы 21
Приложение 1. Технологическая карта внеурочной деятельности в 5-ом классе по теме «Сравниваем изоляторы», реализующая системно-деятельностный подход и формирование УУД. 23
Приложение 2. Технологическая карта внеурочной деятельности в 5-ом классе по теме «Пружина в действии», реализующая системно-деятельностный подход и формирование УУД 28
Приложение 3. Примерный график выполнения поисково-исследовательской работы «Сравниваем изоляторы» 33
Приложение 4. Примерный график выполнения поисково-исследовательской работы «Пружина в действии» 34
Приложение 5. Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия «Исследование физических явлений», 6 класс 35
Приложение 6. Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия «Исследование физических явлений», 6 класс 38
Приложение 7. Примерные темы проектов 40
Введение
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения. Новая система образования переходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности обучающего. Формулировки Стандарта II поколения нацеливают на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
По ФГОС образование обучающегося строится на основе системно-деятельностного подхода, цели и задачи вытекают исходя из этого. В условиях перехода к ФГОС образовательное учреждение призвано, не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности.
В данной работе представлены технологические карты внеурочных занятий по темам «Сравниваем изоляторы», «Пружина в действии». Приведен анализ внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности под названием «Изучаем физические явления». Обоснована актуальность проблемы разработки технологических карт с учётом требований ФГОС. При разработке технологических карт проработаны планируемые результаты изучения темы. В соответствии с ними указаны УУД, которые формируются в результате изучения темы и деятельность учащихся согласно системно-деятельностного подхода.
1. Актуальность проекта
С 1 сентября 2014 года по пилотной программе в Республике Татарстан началась реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Физическое образование в основной школе предполагает 2 часа в неделю в 7-9 классах, но это недостаточно для качественного получения образования по данному предмету. Не хватает времени для самореализации обучающихся по практическому направлению, так как уроки предполагают и теоретический материал, и решение задач и т.д. Выходом из этой ситуации являются проведение внеурочных занятий в 5-6 классах по физике поисково-исследовательского характера, например, в форме проектной деятельности. Здесь обучающиеся обращаются к материалам естественнонаучного направления с целью формирования личностных качеств таких как - саморегуляция, самовоспитание, самостроительство. Успешность урочной деятельности в последующем, достигается благодаря внеурочной деятельности.
Рассмотрим определение понятию «внеурочная деятельность» по ФГОС. «Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования.[4]
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, и она направлена на развитие школьника. Согласно ФГОС количество внеурочных занятий в неделю в начальных и 5-6 классах образовательным учреждением определяется самостоятельно.
Внеурочная деятельность может быть организована:
по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое;
по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.[5]
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов - Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта
Второй уровень результатов - Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов - Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта:
Разработка и реализация технологических карт к внеурочному занятию в 5 классе на темы «Сравниваем изоляторы», «Пружина в действии», направленной на формирование системы знаний учащихся о разных теплопроводных свойствах материалов и гармоническом движении пружины, а также на развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
2.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к достижению и оценки планируемых результатов обучения во внеурочное время.
2. Определить структуру технологической карты внеурочного занятия в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО и разработать ее содержание.
3. Подготовить презентацию к занятию.
4. Реализовать технологическую карту на практике и оценить ее эффективность для формирования УУД.
2.3. Целевая группа проекта:
Учащиеся 5 класса, учителя, методисты, которым предстоит внедрять ФГОС ОО.
2.4. Объект исследования:
Методические рекомендации к построению технологической карты внеурочной деятельности по ФГОС.
2.5. Предмет исследования:
Технологическая карта
3. Проектное решение
(основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок, и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет представить процесс обучения в виде целостной системы, взаимосвязанных по его этапам: целевому, содержательному, операциональному, деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование целей развития детей и планирование усвоения ими знаний, формирования и развития специальных умений.
Форма записи в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе.
От учителя теперь требуется организовать такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
1. необходимость описания всего процесса деятельности;
2. указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Этапы работы над технологической картой:
1. Формулировка цели.
2. Обозначение этапов занятия.
3. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
4. Выбор форм работы.
5. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав технологические карты внеурочных занятий, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы карты не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:
1-й этап. “ Начальный этап. Мотивация к деятельности”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм.. Деятельность учащихся: подготовка к работе.
2-й этап. “Совместное исследование проблемы. Планирование.” Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “ Заполнение таблиц. Анализ полученных данных”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют анализ полученных данных.
4-й этап. “Рефлексия деятельности”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: март 2016 года май 2017 года
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: с 21 марта 2016 года по 31 августа 2016 года;
2. Основной: ноябрь-февраль 2015 года;
3. Заключительный: май 2017 года.
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1 | Разработка технологической карты | ПМЦПК и ППРО | с 21.03.2016 по 30.03.2016 | Хасанова М.М. Галимуллин И.Ш. |
Этап 2 | ||||
1 | Проведение внеурочного занятия по разработанной технологической карте | МБОУ «Юлбатская ООШ» | Ноябрь 2016 года | Хасанова М.М. Галимуллин И.Ш. |
2 | Коррекция технологической карты | МБОУ «Юлбатская ООШ» | ноябрь 2016 года | Хасанова М.М. Галимуллин И.Ш. |
Этап 3 | ||||
1 | Анализ физических знаний учеников 7 класса | МБОУ «Юлбатская ООШ» | май 2016 года | Хасанова М.М. Галимуллин И.Ш. |
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + | + | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. | 2015-2016 учебный год |
Материально-технические:
| + | + | ОУ | 2016-2017 учебный год |
Кадровые:
| + | + | ОУ | 2016-2017 год |
Научно-методические:
| + | + | ОУ | 2016-2017 год |
Информационные:
| + | Педсоветы, семинары, интернет издания | 2016-2017 год | |
Мотивационные:
2. Повышение возможности достижения планируемых результатов | + | + | Педсоветы, семинары, интернет издания | 2015-2016 учебный год |
Организационные:
| + | + | ОУ | 2015-2016 учебный год. |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Разработана технологическая карта внеурочного занятия по физике в 5 классе по теме: «Сравниваем изоляторы» и «Пружина в действии»
2. Сформированы первичные знания учащихся по темам «Сравниваем изоляторы» и «Пружина в действии», обнаружено, что теплопроводность чашек из различных материалов отличается, гармоничность колебания пружины, развитие логического мышления, внимательности, навыков самостоятельной работы, формирование информационной культуры.
3. Возросла заинтересованность учеников предметом «Физика».
4. Качество обучения по предмету выше.
5. Сформулировано самостоятельность и «умение учиться».
7. Прогнозируемые социальные эффекты
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Учредитель | Повышение престижа школы |
Обучающиеся | Получение лучших результатов обучения |
Родители | Удовлетворение результатами |
Педагогический коллектив | Получена система разработки технологических карт |
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерий эффективности | Условие | Измеритель |
Портфолио ученика | пополняется | Сертификаты, грамоты, дипломы, проектные работы |
Заинтересованность предметом | возрастает | Успеваемость,Качество обучения |
Качество обучения | от 60% до80% | КИМ |
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Для успешной организации внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
Основная задача ФГОС – формирований знаний, универсальных действий, компетенций обучающихся, в соответствии с новыми стандартами, позволяющими учащимся действовать в новой, быстро меняющейся обстановке на качественно новом уровне.
Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новом стандарте.
Основная идея системно-деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Задача учителя – организация исследовательской деятельности таким образом, чтобы новые знания не давались в готовом виде, а обучающиеся их «открывали» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Реализация системно-деятельностного подхода:
-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;
-моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках физики;
-использование активных методик, нестандартных форм уроков.
С точки зрения научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО проблема состоит в том, чтобы разработать такую технологическую карту занятия, которая позволяла бы воплотить новые требования, а именно, учитель должен наглядно спланировать занятие, реализуя системно-деятельностный подход через формирование универсальных учебных действий. В связи с этим мне предстоит освоить технологию подготовки внеурочного занятия с разработкой технологической карты урока.
1.Технологическая карта
– это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ основной школы в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
По причине серьезных изменений в обществе представлений о целях образования и путях их реализации основной целью образования становится, совершенствование такой ключевую компетенцию обучающихся, как умение учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Одна из задач технологической карты заключается в отражении “системно-деятельностного подхода” в обучении.
Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
2. Конструирование технологической карты.
Методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты:
• она имеет статус документа;
• в ней записан весь процесс;
• указаны операции, их составные части;
• названы материалы;
• перечислено оборудование;
• указаны инструменты;
• обозначены технологические режимы;
• рассчитано время;
• определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, нужно мысленно проходить все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
В структуре технологической карты урока можно выделить следующие блоки:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
3. Планируемые результаты:
Предметные,
Метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
Личностные УУД.
Личностно формирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов |
|
|
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа |
Второй уровень результатов |
|
|
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов |
|
|
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
4. Задачи внеурочного занятия.
Достижение цели урока обусловлено выполнением рядом действий, структурирующих деятельность на занятия. Каждое действие представляется задачей, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
5. Учебно-методический комплекс.
• Источники информации
• Оборудование.
• Дидактическое сопровождение.
• Материалы для познавательной деятельности ученика.
6. План занятия.
Таблица-схема позволяет скоординировать работу учителя и учеников на занятии, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока. На каждом этапе занятии – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.
7.Диагностика результатов.
Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута занятия.
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на занятии, самостоятельное соотнесение с целью занятия и вывод о задачах для самостоятельной работы.
8.Этапы работы над технологической картой.
1. Определение места внеурочного занятия в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов занятия в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на занятии.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Анализ (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большого количества технологических карт, показывает, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Одна из возможных структур технологической карты:
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Заключение
Таким образом проект достиг поставленной цели: разработана и внедрена технологические карты внеурочных занятий для учащихся 5 класса по темам: «Сравниваем изоляторы», «Пружина в действии».
Технологическая карта урока позволяет четко зафиксировать:
- виды метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
виды деятельности учителя и обучающихся;
- видеть образовательный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс с учетом требований ФГОС;
- согласовывать действия учителя и обучающегося;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата.
Необходимо продолжить работу в этом направлении и разработать технологические карты других занятий.
Список использованных источников и литературы
- Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: - режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрированным в Минюсте России 4.02.2011 г., регистрационный номер 19707).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897.
- М. М. Поташник, М. В. Левит «Методические материалы для учителя, Педагогическое общество России, 2015
- М. М. Поташник, М. В. Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС», Педагогическое общество России, 2014
- Внеурочная деятельность школьников. Авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, М.: Просвещение», 2010 г.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295.
- Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы», утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 № 110.
- . Начинаем изучать! Исследуем температуру, ПКГ «Развитие образовательных систем», Москва, 2012 год
- Начинаем изучать! Основы естественных наук, ПКГ «Развитие образовательных систем», Москва, 2012 год
- Д.А.Мохов. «Простая наука. Увлекательные опыты для детей», М.:2013.
- . http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/07/orgmomenty-dlya-uroka
13. Моделируем внеурочную деятельность школьников. Авторы Ю.Ю.Баранова,А.В.Кисляков, М.И.Солодкова и др. М.: «Просвещение», 2013 г.
14. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н.Поливанова.
- Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984 г.
- В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.А.Покровский. Фронтальные лабораторные занятие по физике. М.:Просвещение, 2000г.
- А.С. Енохович. Справочник по физике и технике. М.:Просвещение,1983 г.
- ЦОР: Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. Екатеринбург,2004
- Открытая физика. М.: ООО «Физикон», 2005 г.
Интернет-ресурсы:
- Простая наука - Телеканал Карусель, karusel-tv.ru›announce/13355
- «Занимательная физика», http://www.afizika.ru/
- «Физика вокруг нас», http://physics03.narod.ru/
Приложение 1
Технологическая карта внеурочной деятельности в 5-ом классе по теме «Сравниваем изоляторы», реализующая системно-деятельностный подход и формирование УУД.
Автор проекта: Хасанова Миляуша Мулламухаметовна – учитель физики МБОУ «Юлбатская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Предмет: «Исследуем физические явления»
Класс: 5
Тема: Сравниваем изоляторы
Цель: научиться сравнивать значения температуры горячей и холодной воды; определять, какой материал является лучшим проводником тепла, а какой – лучшим изолятором.
Задачи: Образовательная:
- Формирование умения выделять объект исследования;
- Формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- Формирование умения разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- Формирование умения работать в группе;
- Формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Развивающая:
- Развивать внимание и мышление;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать;
- Развивать личность ребёнка.
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
- Развивать учебную самостоятельность и исследовательский интерес.
Воспитывающая:
- Воспитывать внимательное отношение к сверстникам;
- Воспитывать нравственное отношение в коллективе.
Организация пространства:
Межпредметные связи: Окружающий мир
Планируемые результаты:
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа внеурочной деятельности, включающая учебно-познавательные, социальные мотивы;
- установка на восприятие явлений природы и умения анализировать;
- ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности, на понимание оценок учителей, товарищей.
Ученик получит возможность для формирования:
- адекватного понимания причин успешности\неуспешности учебной деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей, направленная на помощь им и обеспечение их благополучия.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение: компьютер с установленным ПО Logger Lite; датчик температуры Go!Temp; 3 чашки, сделанных из разных материалов, интерактивная доска, проектор.
Приложение 2
Технологическая карта внеурочной деятельности в 5-ом классе по теме «Пружина в действии», реализующая системно-деятельностный подход и формирование УУД.
Автор проекта: Галимуллин Илгизар Шамилович- учитель физики МБОУ «Б. Арташская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Предмет: «Исследуем физические явления»
Класс: 5
Тема: Пружина в действии
Цель: научиться строить график вертикального простого гармонического движения, узнать, сколько времени занимает полный цикл, или период, колебания, выяснить, что будет происходит с периодом колебания, если оттягивать пружину вниз.
Формируемые УУД:
Личностные: проявят интерес к предметно-практической деятельности.
Регулятивные: овладеют способностью составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия
В соответствии с выявленными отклонениями.
Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы .
Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников
Организация пространства:
Межпредметные связи: математика (максимальное и минимальное значение, сравнение и анализ графиков)
Формы работы: индивидуальная, групповая
Материально-техническое обеспечение: компьютер с установленным ПО Logger Lite; датчик расстояния, интерактивная доска, проектор, мерная линейка, пружина с грузом, книги
5 класс. | Задачи: | УУД | |||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат УУД | |||||||||||||||
Ход занятия: I.Начальный этап. Мотивация к деятельности: Долгожданный дан звонок – Но сегодня не урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час. Давайте улыбнемся друг-другу… Ребята! Вы помните, как вы катались на качелях? Такие возвратно-поступательные движения называются гармоническими движениями. К этому движению относится и вертикальные возвратно-поступательные движения, т.е. повторяющиеся движения вниз и вверх. Например, движение пружины с грузом. Время необходимое для полного цикла движений вверх-вниз, называют периодом колебания. II.Cовместное исследование проблемы. Планирование. Проблемный вопрос Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между расстоянием, на которое пружина оттягивается вниз, и периодом её колебания? Предположения Если пружина растягивается сильнее, то период колебания будет_________ (короче, длиннее, останется прежним) Ход эксперимента
Запуск программы Logger Lite, проверить светиться ли светодиод зеленым цветом (если подключение правильное, то на экране отобразиться график, таблица данных и цифровой счетчик).
|
Анализ проблемы, Обучать самоорганизации при выполнении задания. | : Познавательные: Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия и отдельного задания; Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; Регулятивные: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Познавательные: - Выделение и формулирование познавательной цели; -построение логических рассуждений. -осуществление поиска необходимой информации. -проведение классификации по заданным критериям. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов. Формирование правильного восприятия окружающего мира. Формирование установки на здоровый образ жизни. Регулятивные -целеполагание; -планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. .Познавательные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера. | |||||||||||||||
Таблица данных
периодом колебания? Оказалось ли Ваше предположение правильным?
Рефлексия: - Вам понравилось занятие? Что понравилось? Что Вы узнали? Молодец, работа выполнена отлично! | Регулятивные. -высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели; -ученик учится работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные -контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков; -сравнение; -построение цепи рассуждения; -доказательство; -постановка и решение проблем - контроль и оценка процессов результата деятельности. |
Приложение 3
Примерный график выполнения поисково-исследовательской работы «Сравниваем изоляторы»
Приложение 4
Примерный график выполнения поисково-исследовательской работы «Пружина в действии»
Приложение 5
Календарно-тематическое планирование
внеурочного занятия «Исследование физических явлений», 6 класс
№ | Часов по программе | Форма урока | В том числе | Наименование темы | Краткое содержание | Оснащение урока | |||||
Теория | Практика | ||||||||||
ИССЛЕДУЕМ ТЕМПЕРАТУРУ | |||||||||||
1 | 1 | Экскурсия в физический кабинет | 1 | Введение | Ознакомление учащихся с различными физическими приборами. Проведение инструктажа. | Физические приборы | |||||
2 | 1 | Урок игра | 1 | Что такое температура? | Объяснить учащимся что такое температура, чем его измеряют, для чего она нужна | Градусник, термометр | |||||
3 | 1 | Урок-практикум | 1 | Учимся работать с датчиком температуры | Ознакомление с работой датчика температуры. | Датчик температуры, компьютер | |||||
4 | 1 | Урок-практикум | 1 | Теплые ли у нас ладони? | Обращение внимания на то, что у одних людей ладони теплее, у других –холоднее. Как можно изменить температуру ладони. Анализ полученных данных | Датчик температуры, компьютер | |||||
5 | 1 | Урок-практикум | 1 | Для чего нам нужны термометры? | Наше тело не всегда воспринимает температуру такой, какой её показывает термометр. Выяснение способности правильно определять температуру воды прикосновением руки. | Датчик температуры, компьютер | |||||
6 | 1 | Урок-практикум | 1 | Цельсий или Фаренгейт: в чем разница? | Объяснение различных единиц измерения температуры. Сравнение шкалы Цельсия или Фаренгейта. | Датчик температуры, компьютер | |||||
7 | 1 | Урок-практикум | 1 | Регулируем температуру воды. | Смешивание различного количества горячей и теплой воды. | Датчик температуры, компьютер | |||||
8 | 1 | Урок-практикум | 1 | Сравниваем изоляторы. | Дать понятие изоляторы, проводники. Сравнить какой материал лучший проводник, а какой -лучший изолятор. | Датчик температуры, компьютер | |||||
9 | 1 | Урок-практикум | 1 | Удерживаем холод! Делаем термос сами. | Почему в термосе горячие напитки остаются горячими, а холодные - холодными? Изготовление собственного термоса. | Датчик температуры, компьютер | |||||
10 | 1 | Урок-практикум | 1 | Изменение состояния воды | Свойства воды в твердом и жидком состоянии. Таяние кубика льда в различных температурах воды. | Датчик температуры, компьютер | |||||
11 | 1 | Урок-практикум | 1 | Вода может быть жидкой, твердой, газообразной. | Определение температуры, при которой лед тает и при которой вода закипает. | Датчик температуры, компьютер | |||||
12 | 1 | Урок-практикум | Почему в варежках тепло? | Выяснение, каким образом варежки согревают руки. | Датчик температуры, компьютер | ||||||
13 | 1 | Урок-практикум | 1 | Холодная как лед. | Изучение, как соль влияет на температуру замерзания воды. | Датчик температуры, компьютер | |||||
ИЗМЕРЯЕМ ДАВЛЕНИЕ | |||||||||||
14 | 1 | Урок-практикум | 0,5 | 0,5 | Датчик давления газа | Научиться пользоваться датчиком давления газа | Датчик давления компьютер, | ||||
15 | 1 | Урок-практикум | 1 | Измеряем давление воздуха | Измерение давление воздуха. | Датчик давления компьютер, | |||||
16 | 1 | Урок-практикум | 1 | Измеряем силу сжатия руки | Измерение силы сжатия левой и правой руки, сравнение сжатия руки с рукой одноклассника. Меняется ли сила с течением времени. | Датчик давления компьютер | |||||
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДАТЧИКОМ РАССТОЯНИЯ | |||||||||||
17 | 1 | Урок игра | 1 | Что такое расстояние? | Объяснение учащимся понятий расстояние, траектория, путь | Презентация, компьютер, экран | |||||
18 | 1 | Творческая работа | 1 | Измерение размеров предметов | Измерение размеров различных предметов: книги, тетради, стола, комнаты. | Линейка, метр | |||||
19 | 1 | Урок-практикум | 1 | Учимся пользоваться датчиком расстояния | Научить пользоваться датчика расстояния | Датчик расстояния, компьютер | |||||
20 | 1 | Урок-практикум | 1 | Построение графиков из прямых линий | Построение графиков из прямых линий в форме букв М, И,W | Датчик расстояния, компьютер | |||||
21 | 1 | Урок-практикум | 1 | Электронные эмоции | Построение графиков, иллюстрирующие эмоции | Датчик расстояния, компьютер | |||||
22 | 1 | Урок-практикум | 1 | Пружина в действии | Научиться строить график гармонического колебательного движения, определить период колебания | Датчик расстояния, компьютер | |||||
23 | 1 | Урок-практикум | 1 | Изучение движения мяча? | Построение графика движения мяча | Датчик расстояния, компьютер | |||||
ИЗУЧАЕМ ЭНЕРГИЮ | |||||||||||
24 | 1 | Урок-беседа | 1 | Что такое энергия? | Объяснить учащимся понятие энергии в примерах, кинетическая, потенциальная энергия. | Презентация, компьютер | |||||
25 | 1 | Урок-практикум | 1 | Энергия приводит в движение | Изучить переход потенциальной энергии в кинетическую, используя инерционную игрушечную машинку | Инерционная игрушечная машинка, датчик расстояния, метр | |||||
26 27 | 2 | Урок-практикум Урок-практикум | 2 | Какой груз катится под горку быстрее | С помощью Игрушечного грузовика и датчика расстояния определить будет ли машина катиться вниз быстрее, если в него положить груз? | Игрушечный грузовик, датчик расстояния | |||||
ИЗУЧАЕМ СИЛУ | |||||||||||
28 | 1 | Урок-игра | 1 | Что такое сила? | Дать понятие силы, на примерах объяснять, где используется понятие силы. | Презентация, компьютер | |||||
29 | 1 | Урок-практикум | 1 | Поднимаем груз | Измерить силу поднятия различного груза с помощью динамометра | Динамометр | |||||
30 | 1 | Урок-практикум | 1 | Равновесие рычага | Проведение опыта по установлению равновесия рычага с различными грузами | Рычаг, грузы | |||||
31 | 1 | Урок-практикум | 1 | Измеряем массу | Измерение массы тела с помощью рычажных весов. Правила измерения. | Рычажные весы | |||||
32 | 1 | Урок-практикум | 1 | Почему тела плавают? | Выяснение, почему некоторые тела плавают, а некоторые тонут. На примере соленой воды показать плавание картофеля | Стакан с водой, соль | |||||
33 | 1 | Урок-игра | 1 | Физические явления, физическое тело, вещество | Научить учащихся различать физические явления, физические тело и вещества предметов | Карточки с заданиями, презентация, кроссворд | |||||
ПОДВОДИМ ИТОГИ | |||||||||||
34 | 1 | Урок-игра | 1 | Обобщающее занятие | Игра «Что мы узнали?» | Реквизиты к игре |
Приложение6
Календарно-тематическое планирование
внеурочного занятия «Исследование физических явлений», 6 класс
№ | Тема | Колич.часов |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | |
Знакомство с проектной деятельностью. Виды проектов. Требования к проекту. | 1 | |
Воздухоплавание | 1 | |
Надуватель для шарика. | 1 | |
Веселая регата. | 1 | |
Огнеупорный шарик. | 1 | |
Мыльный ускоритель. | 1 | |
Бумажная крышка. | 1 | |
Вечный двигатель. | 1 | |
Гвозди в равновесии | 1 | |
Классная реакция! Взаимодействие пищевой соды и уксуса. | 1 | |
Определяем силу трения подошвы | 1 | |
Наклонная плоскость облегчает подъем груза. | 1 | |
Магниты. | 1 | |
Электромагниты. | 1 | |
Электрические схемы. | 2 | |
Формирование проектных групп. Выбор темы проекта. | 1 | |
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами. | 1 | |
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними. | 1 | |
Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. | 2 | |
Проведение исследовательской работы | 1 | |
Проведение исследовательской работы | 1 | |
Проведение исследовательской работы. | 1 | |
Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ) | 1 | |
Консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального стиля проекта. | 1 | |
Регулярные консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материала. | 1 | |
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. | 1 | |
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. | 1 | |
Репетиционно-консультационное занятие: «предзащита» проектов. | 1 | |
Заключительный этап. Публичная защита проектов. | 1 | |
Ярмарка проектов. | 1 | |
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. | 1 |
Приложение 7
Примерные темы проектов
- Различие температур замерзания растворов (соли, сахара, йода, марганцовки и др.)
- Явление поверхностного натяжения (способы его увеличения и уменьшения).
- Измерительные приборы от древности до наших дней.
- Построение моделей атомов различных химических веществ.
- Уникальное вещество – вода. Роль воды в жизни на Земле.
- Действие и противодействие ( примеры из литературы и сказок).
- Различные виды деформаций. Примеры из природы и техники.
- Использование человеком силы упругости.
- Сила трения – полезная и вредная. Способы ее увеличения и уменьшения.
- Земля—большой магнит.
- Изготовление электроскопа в домашних условиях.
- Электризация тел—магия или наука?.
- Архимедова сила. История открытия.
- Древние и современные астрономические инструменты.
- Ориентирование по звездам. Изготовление астролябии.
- Космические исследования.
- Строение Земли. Гидросфера. Атмосфера.
- Атмосферное давление. Приборы для измерения характеристик атмосферы.
- Экономия энергетических ресурсов и использование новых технологий.
- Исследование свойств бумаги
- Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.
- Физика в игрушках
- Опыты с атмосферным давлением
- Солнечная система
- Бумеранг
- Загадочные природные явления
- Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека
- Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды
- Исследование механических свойств полиэтиленовых пакетов
- Какой термос лучше?
- Определение центра тяжести тел
- Удивительные свойства поверхности воды
- Опыты с мыльными пузырями
- Физика растений – растения часы
- Физика в ванне
- Изучение скорости ветра у различных преград
- Природа молний.
- Воздушные змеи и опыты с ними.
- Фонтаны от древнего мира до наших дней.
- Измерение плотностей бытовых жидкостей
- Почему скрипит снег.
- При каких условиях возникает полярное сияние
- При каких условиях возникает радуга
- Почему палец примерзает к металлу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД через интеграцию предметов естественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
Характеристика особенностей преподавания предметов естественнонаучного цикла в школе с углубленным изучением языка. Методическая разработка интегрированного урока химии и физики "Научный п...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на ФГОС основного общего образования
Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на ФГОС основного общего образования...
«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»
Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...
Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования
В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...