Рабочая программа по физике для 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Программа составлена для 9 классов. Расчитана на 2 часа в неделю. Учебник Перышкина А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа физика 9 класс | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее МОиН РФ) от 05.03.2004 г. № 1089 в редакции от 23.06.2015 № 609;
- основной образовательной программой основного общего образования гимназии;
- примерной программой «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы» (сост.: В. А. Коровин, В. А. Орлов). - М. : Дрофа, 2010.
- учебным планом МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г. Казани на 2015 -2016 учебный год;
- локальным актом МБОУ «Гимназия №75» «О рабочей программе по предмету», утвержденным приказом по школе от 28.12.2016года, №522
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-оценки безопасности радиационного фона.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется ежеурочно в виде различных видов письменного и устного опроса, после изучения раздела в виде контрольной работы или тестирования. Промежуточная аттестация осуществляется 1 раз в год, в конце учебного года и проверяет освоение основной образовательной программы по физике за текущий учебный год.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов (если иное не предусмотрено критериями оценивания конкретной работы).
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов если иное не предусмотрено критериями оценивания конкретной работы).
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов (если иное не предусмотрено критериями оценивания конкретной работы).
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы (если иное не предусмотрено критериями оценивания конкретной работы).
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 часов)
Контрольных уроков – 7 (5 – тематических контрольных работ, 1- входной контроль, 1- годовая контрольная работа). Фронтальных лабораторных работ – 5.
1. Законы взаимодействия и движения тел (29 часов)
Моделирование явлений и объектов природы. Механические явления. Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.
Измерение физических величин: периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равноускоренном движении, периода колебаний маятника от длины нити.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
3. Электромагнитные явления (12 часов)
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Наблюдение и описание электромагнитной индукции, дисперсии света; объяснение этих явлений.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.
4. Строение атома и атомного ядра (9 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
Повторение (3 часов).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКСОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол часов | Тип урока | Элементы содержания стандарта | Требования к уровню подготовки | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Законы взаимодействия и движения тел | Вводный инструктаж по ТБ Повторение темы: «Тепловые явления» | 1 | Комбинированный урок | Температура, тепловое движение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления вещества, удельная теплота парообразования вещества, расчет количества теплоты, тепловые двигатели | Правила техники безопасности в кабинете физики Понятия: Температура, тепловое движение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления вещества, удельная теплота парообразования вещества, расчет количества теплоты, тепловые двигатели | 2.09-8.09 | ||
Повторение темы: «Электромагнитные явления» | 1 | Комбинированный урок | Заряд, электрическое поле, взаимодействие зарядов, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, магнитное поле. | Понятия: Заряд, электрическое поле, взаимодействие зарядов, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, магнитное поле. | ||||
Повторение темы:»Оптика» | 1 | Комбинированный урок | Оптика. Виды линз, оптическая сила линзы, построение изображения в тонкой линзе, законы отражения и преломления | Понятия: линза, оптическая сила линзы, изображение, отражение, преломление | 9.09-15.09 | |||
Контрольная работа за курс 8 класса | 1 | Урок контроля и учета знаний | Понятия, изученные в 8 классе | |||||
Моделирование явлений и объектов в природе. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическое значение механики. Материальная точка. Точка отчета. Координаты тела (точки). Система отсчета. | Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение Уметь определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | 16.09-22.09 | |||
Траектория. Перемещение. Путь. Скорость. | 1 | Урок изучения нового материала | Скалярные и векторные величины. Траектория. .Перемещение. | Понятия: вектор, перемещение, путь траектория. Уметь определять перемещение тела | ||||
Определение координаты движущегося тела. | 1 | Комбинированный урок | Основная задача механики. Понятие проекции вектора на координатную ось. Координаты тела (материальной точки) и проекции вектора его перемещения на координатные оси. | Понятия проекция вектора Формулы координаты тела Уметь находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела. | 23.09-29.09 | |||
Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 | Комбинированный урок | Вектор скорости. Формулы скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении. График зависимости проекции вектора скорости от времени, проекции вектора перемещения от времени. | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости. Уметь читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | ||||
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | Комбинированный урок | Мгновенная скорость. Вектор ускорения. Единица измерения ускорения в СИ. Формулы ускорения в векторной форме и в проекциях на координатные оси и их применение для решения основной задачи механики. График ускорения. | Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении | 30.09-6.10 | |||
Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости | 1 | Комбинированный урок | Формулы скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси и их применение для решения основной задачи механики. График скорости. | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении | ||||
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Комбинированный урок | Формулы зависимости перемещения от времени при равноускоренном прямолинейном движении (графическим методом). | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | 7.10-13.10 | |||
Законы взаимодействия и движения тел | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | Комбинированный урок | Определение перемещения при равноускоренном движении тела из состояния покоя. Отношение модулей векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении тела из состояния покоя | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | |||
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Ускорение и скорость равноускоренного прямолинейного движения. | Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение. Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | 14.10-20.10 | |||
Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Формулы скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси и их применение для решения основной задачи механики. График скорости. Формулы зависимости перемещения от времени при равноускоренном прямолинейном движении (графическим методом). | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении. Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения | ||||
Решение задач по теме: «Кинематика прямолинейного движения» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Формулы зависимости перемещения от времени при равноускоренном прямолинейном движении (графическим методом). Формулы зависимости перемещения от времени при равноускоренном прямолинейном движении (графическим методом). | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении. Уметь рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений | 21.10-27.10 | |||
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика прямолинейного движения». | 1 | Урок контроля и учета знаний | Понятия: перемещение тела, материальная точка. Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений. Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении Читать графики скорости | |||||
Система отсчета и относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая картина мира. Инерция. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | 1 | Комбинированный урок | Относительность формы траектории движения тела, координаты, перемещения, скорости, покоя. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета. Инерция. Научный метод познания Г.Галилея. Экспериментальный факт: движение и покой относительны. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Границы применимости закона | Сущность относительности движения Уметь решать задачи на расчет относительной скорости Понятия: ИСО. Первый закон Ньютона Уметь применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений | 28.10-10.11 | |||
Второй закон Ньютона | 1 | Комбинированный урок | Причина изменения скорости движения тела. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Второй закон ньютона и границы его применения. | Второй закон Ньютона. Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н Решать задачи на применение второго закона Ньютона | ||||
Третий закон Ньютона | 1 | Комбинированный урок | Третий закон Ньютона и границы его применения. Следствия, вытекающие из этого закона. Вес тела и сила реакции опоры. | Третий закон Ньютона Уметь применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | 11.11-17.11 | |||
Свободное падение тел Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 | Комбинированный урок | Падение тел в воздухе и разряженном пространстве. Ускорение свободного падения. Формулы скорости и перемещения. Скорость, ускорение, перемещение тела, брошенного вертикально вверх. | Понятие: свободное падение тел. Факты: особенности свободного падения тел. Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел. Уметь решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел. Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх. Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | ||||
Решение задач по теме: «Движение по вертикали» | 1 | Комбинированный урок | 18.11-24.11 | |||||
Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Свободное падение. Ускорение свободного падения. | Понятие свободное падение Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении | ||||
Законы взаимодействия и движения тел | Закон всемирного тяготения. Центр тяжести тела. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Сила тяжести. | 1 | Комбинированный урок | Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения. Формулировка закона, условия применимости математической записи закона. Особенности гравитационного взаимодействия. гравитационная постоянная. Независимость ускорения свободного падения тела от его массы. | Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной. Формула ускорения свободного падения. Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли. | 25.11-1.12 | ||
Решение задач по теме: «Закон Всемирного тяготения» | 1 | Урок формиров практических умений и навыков | Сила всемирного тяготения, гравитационная постоянная. | Уметь решать задачи на применение закона всемирного тяготения. Уметь решать задачи на расчет ускорения свободного падения | ||||
Вес тела. Невесомость, перегрузка. | 1 | Комбинированный урок | Вес тела. Увеличение веса, уменьшение веса. | Понятия: Вес тела. Невесомость. | 2.12-8.12 | |||
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности. | 1 | Урок изучения нового материала | Отличия прямолинейного и криволинейного движений. Направление вектора скорости при криволинейном движении | Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения. Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении | ||||
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. | 1 | Комбинированный урок | Формула центростремительного ускорения. Направление ускорения ИСЗ. Первая и вторая космические скорости | Формула центростремительного ускорения. Уметь решать задачи на расчет центростремительного ускорения Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость .Формулы первой космической скорости. Уметь решать задачи на расчет скорости ИСЗ | 9.12-15.12 | |||
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. | 1 | Комбинированный урок | Формула для силы упругости. Сила трения покоя, трения качения, трения скольжения | Уметь решать задачи на силу упругости Понятия: закон Гука, сила трения | ||||
Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | Комбинированный урок | Импульс тела. Единицы измерения импульса тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. | Понятия: импульс тела. Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса. Уметь решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела Решение задач по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». | 16.12-22.12 | |||
Решение задач по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. | Понятия: импульс тела. Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса. Уметь решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела Решение задач по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». | ||||
Реактивное движение. Ракеты. | 1 | Комбинированный урок | Принцип реактивного движения. Реактивное движение. Устройство ракеты. | Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет | 23.12-12.01 | |||
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. | 1 | Комбинированный урок | Энергия. Потенциальная кинетическая энергия тела поднятого над землей, упруго деформированного тела. Закон сохранения энергии. | Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия. Решение задач по теме: закон сохранения энергии. | ||||
Контрольная работа № 2 «Основы динамики» | 1 | Урок контроля и учета знаний | 1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса. Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремительного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса. | 13.01-19.01 | ||||
Механические колебания и волны. Звук. | Механические колебания. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | Урок изучения нового материала | Колебательные движения и их примеры. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Положение равновесия. | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний. Факты: особенности колебательного движения Определять, является ли система колебательной | |||
Величины, характеризующие колебательное движение: период, частота, амплитуда колебаний. | Комбинированный урок | Смещение, амплитуда колебаний, период и частота колебаний. Формулы и единицы измерений. Фаза и разность фаз. | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний. Формулы периода и частоты колебаний. Рассчитывать период и частоту колебаний | 20.01-26.01 | ||||
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Связь периода колебаний маятника и его длины. | Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний Экспериментально определять период и частоту колебаний | ||||
Механические колебания и волны. Звук. | Превращения энергии при колебательном движении. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | Урок изучения нового материала | Потенциальная и кинетическая энергии в колебательном движении. Полная механическая энергия системы. Вынужденные колебания | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях. Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | 27.01-2.02 | ||
Решение задач по теме: «Механические колебания» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | ||||||
Распространение колебаний в среде. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. | 1 | Комбинированный урок | Волна. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения, длина волны, частота колебаний источника. | Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна. Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн Понятия: длина волны. Формула связи периода и длины волны. Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | 3.02-9.02 | |||
Источники звука. Звуковые колебания. Распространение звука. Звуковые волны. | 1 | Комбинированный урок | Источники звука. Громкость и высота тона. Звуковые волны | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе. Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | ||||
Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Эхо. | 1 | Комбинированный урок | Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Эхо. | 10.02-16.02 | ||||
Решение задач по теме «Механические колебания и волны» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Скорость и длина звуковой волны. | Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний Факты: причина затухания колебаний, условие возникновения колебаний. Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн. Читать графики колебательного движения | ||||
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и звук» | 1 | Урок контроля и учета знаний | 17.02-23.02 | |||||
Электромагнитные явления | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Графическое изображение магнитного поля. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | Урок изучения нового материала | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Однородное магнитное поле. Неоднородное магнитное поле. | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера. Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | |||
Направление тока и направление линий его магнитного поля Действие магнитного поля на проводник с током. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | Комбинированный урок | Правило буравчика. Правило правой руки. Сила Ампера. Правило левой руки. | Правила правой руки, буравчика. Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки Правила левой руки. Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | 24.02-2.03 | |||
Электромагнитные явления | Индукция магнитного поля Магнитный поток Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. | 1 | Комбинированный урок | Вектор магнитной индукции. Направление вектора магнитной индукции. Единица измерения магнитной индукции. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. История открытия электромагнитной индукции. | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции. Решать задачи на применение формулы магнитной индукции Понятие магнитный поток Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура. Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток. Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | |||
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Зависимость силы и направления индукционного тока от изменения магнитного потока. | 3.03-9.03 | ||||
Переменный электрический ток. Получение переменного электрического тока. Электрогенератор. | 1 | Урок изучения нового материала | Гармонические колебания силы тока. Индукционный генератор. | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока. Читать графики переменного тока | ||||
Конденсатор. Генератор переменного тока. | 1 | Урок изучения нового материала | Устройство и работа конденсатора | Понятия: конденсатор Факты: устройство, назначение, принцип действия конденсатора | 10.03-16.03 | |||
Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние. | 1 | Урок изучения нового материала | Устройство и работа трансформатора | Понятия: трансформатор Факты: устройство, назначение, принцип действия трансформатора | ||||
Электромагнитное поле Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | Комбинированный урок | Создание теории электромагнитного поля Максвеллом. Источник электромагнитного поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Образование электромагнитных волн. Поперечность электромагнитной волны. Конечная скорость распространения волн. Излучение электромагнитных волн | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля Понятия: электромагнитные колебания, источник электромагнитных колебаний. Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости. Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | 17.03-23.03 | |||
Электромагнитная природа света Волновые свойства света: дисперсия света, интерференция света, дифракция света. | 1 | Комбинированный урок | Свет – упругая волна. Светоносный эфир. Законы отражения и преломления света | Факты: природа света. Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | ||||
Законы геометрической оптики. | Комбинированный урок | Интерференция света, дифракция света | 24.03-6.04 | |||||
Решение задач по теме «Электромагнитные явления». Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Скорость, длина электромагнитной волны. | Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны Правила буравчика, левой руки, правой руки Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн Читать графики переменного тока Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле | ||||
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле». | 1 | Урок учета и контроля знаний | 7.04-13.04 | |||||
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | 1 | Урок изучения нового материала | Естественная радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма- излучения . | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы | |||
Модели атомов. Опыт Резерфорда. | 1 | Урок изучения нового материала а | Модель атома Д.Д. Томсона. Опыт Резерфорда по рассеиванию α-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атома и ядер. | Факты: сущность планетарной модели атома. Описывать состав атома, схематически изображать строение атома | 14.04-20.04 | |||
Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа-, бета-, гамма излучения. Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | Комбинированный урок | Образование новых элементов при радиоактивном. Массовое и зарядовое числа. Правило смещения. Закон сохранения массового числа и заряда. Общее свойство, устройство и принцип действия камеры Вильсона и счетчика Гейгера. | Законы сохранения заряда и массового числа Правила смещения. Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона | ||||
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер | Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Период полураспада. | 1 | Комбинированный урок | массовое число, зарядовое число, Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне. Описывать состав ядра атома | Понятия: массовое число, зарядовое число, Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне. Описывать состав ядра атома | 21.04-27.04 | ||
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Оптические спектры. Поглощение и излучение света атомами. Спектральный анализ. | 1 | Комбинированный урок | Дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи Общие сведения о ядерных силах Рассчитывать дефект масс, энергию связи, цепная реакция, критическая масса механизм деления ядер урана Оптические спектры. Поглощение и излучение света атомами. | Понятия: дефект масс, энергия связи, цепная реакция, критическая масса Формулы дефекта масс, энергии связи Факты: общие сведения о ядерных силах, механизм деления ядер урана Рассчитывать дефект масс, энергию связи Понятия: спектр | ||||
Годовая контрольная работа | 1 | Урок учета и контроля знаний | 28.04-4.05 | |||||
Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Понятия: трек | |||||
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | Комбинированный урок | принцип действия ядерного реактора | Понятия: ядерный реактор Факты: принцип действия ядерного реактора | 5.05-11.05 | |||
Биологическое действие радиации. Дозиметрия. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Решение задач по теме «Ядерная физика» | 1 | Комбинированный урок | поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций. Рассчитывать энергию связи, дефект масс Записывать ядерные реакции Описывать состав атома | Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза Понятие термоядерная реакция Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций. Рассчитывать энергию связи, дефект масс Записывать ядерные реакции Описывать состав атома | ||||
Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» | 1 | Урок учета и контроля знаний | Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи | Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра | 12.05-18.05 | |||
Обобщающее повторение | Повторение темы: «Законы движения тел», «Законы взаимодействия тел» | 1 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация полученных знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||
Повторение темы: «Силы в природе» | 1 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Обобщение и систематизация полученных знаний. | 19.05-25.05 | |||
Повторение темы: «законы постоянного тока» | 1 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...