В мире электрических чудес
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ФИЗИКА (10 класс)
I. Общая информация
Название экспериментариума | В мире электрических чудес | ||||||
Возрастная группа обучающихся (класс) | 10 кл. | ||||||
Разработчик экспериментариума | Додонова Ирина Александровна | ||||||
Методическое объединение разработчика экспериментариума | МО учителей физики | ||||||
Цель экспериментариума | Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала, а также культуры проведения исследовательской деятельности у обучающихся при изучении темы «Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца». | ||||||
Задачи экспериментариума |
| ||||||
Педагогические технологии | Научно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированного обучения, творческая лаборатория. | ||||||
Используемые площадки проведения | Школа: кабинет физики, исследовательская лаборатория, лаборатория «Lego», библиотека. | ||||||
Краткое описание (аннотация) экспериментариума | В блоке основного образования обучающиеся в ходе изучения темы пытаются решить возникшую в начале учебного занятия проблемную ситуацию, осуществляя при этом самостоятельный поиск необходимой информации в учебной литературе, а также при выполнении лабораторного исследования по сборке электрической цепи, по определению работы и мощности электрической лампочки, выводу закона Джоуля-Ленца. В рамках практического блока учащиеся проектируют самостоятельные творческие продукты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности. В ходе занятия, обучающиеся превращаются в исследователей и художников, создающих самостоятельные произведения искусства картину, рисунок или плакат и открывают для себя новое знание. Закрепления изученного во время экспериментальной деятельности материала проводится в студии дополнительного образования «РОСИЗО». Полученный результат оформляется в виде отчета, который сдается в конце исследовательской деятельности учителю, а также в виде творческих работ (плакатов, рисунков), которые сдаются в конце смены. | ||||||
Темы занятий в рамках экспериментариума | Блок общего образования | Блок дополнительного образования | Блок образовательной деятельности в лагере | ||||
В мире электрических чудес. | |||||||
Объем учебного времени | Структурные блоки экспериментариума
| Реализаторы / кол-во академических часов | |||||
Учитель | Педагогический работник лагеря | Педагог дополнительного образования | |||||
Блок общего образования | 2 | ||||||
Блок дополнительного образования | 2 | ||||||
Блок образовательной деятельности в лагере | 2 | ||||||
Сумма | 6 | ||||||
Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты) | |||||||
1. | Продукты, созданные обучающимися | Отчет по выполненному исследованию, создание творческой работы (художественное видение и представление взаимосвязи работы, мощности с искусством). | |||||
2. | Эффекты экспериментариума (предметные, метапредметные, личностные) | Достижение обучающимися таких образовательных результатов, как: Предметных
Метапредметных
Личностных – формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; – сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; – нахождение взаимосвязи изученного материала с жизнью. |
II. Информация о рабочей группе экспериментариума
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) | |
1. | Учитель | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов. Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума и специалистом, курирующим заключение договоров. |
2. | Педагогический работник лагеря | Организация посещения школьниками студий дополнительного образования («РОСИЗО») |
3. | Педагог дополнительного образования | Содействие обучающимся в оформлении материалов творческого характера |
III. Сопровождение экспериментариума
Перечень | Назначение | Кол-во | ||
1. Материально-техническое сопровождение | ||||
1. | Источник питания | Подача электрического тока в цепь | 12 | |
2. | Низковольтная лампа на подставке | Потребитель электрического тока | 12 | |
3. | Ключ | Для замыкания электрической цепи | 12 | |
4. | Амперметр | Измерения показаний силы тока | 12 | |
5. | Вольтметр | Измерение показаний напряжения в цепи | 12 | |
6. | Соединительные провода | Соединение всех элементов схемы | 72 | |
7. | Ноутбуки с выходом в интернет и программным обеспечением «Lego» | Поиск информации, проведение исследования | 4 | |
8. | Наборы «Lego» | Сборка динамичной модели для расчёта работы и мощности при движении. Проведение исследования | 4 | |
9. | Секундомер | Фиксация времени | 12 | |
2. Транспортное обеспечение | ||||
1. | - | - | - | |
3. Информационно-техническое обеспечение | ||||
1. | Библиотекарь | Предоставление литературы, доступа к учебной и вне учебной литературы | ||
2. | Специалист по ИКТ | Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния ноутбуков |
Приложения к технологической карте
Приложение 1. Блок общего образования
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Приложение 1. Блок общего образования
Заполняется учителем-предметником
Предмет | Физика | ||||
Реализатор(ы) | Учитель физики Додонова Ирина Александровна | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | Исследовательская работа «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи» | ||||
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися: закона Джоуля – Ленца; возможности сбора электрической цепи для вычисления мощности и работы электрической лампочки; применение на практике закона Джоуля-Ленца при решении разноуровневых задач; установления связи между искусством и электричеством | ||||
Форма реализации | Исследовательская работа | ||||
Место проведения | Школа, библиотека | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Исследовательская работа «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи» | 1 | ||||
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца. Лампа накаливания. Электрические приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 1 | ||||
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия / обучения детей | Площадки проведения обучения | Время | |
1. Организационный момент | Знакомство с классом, проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики. | В классе | 5 мин | ||
2. Актуализация знаний; мотивация. | Повторение пройденного материала, основных понятий, которые пригодятся в исследовательской деятельности | 10 мин | |||
3. Целеполагание | Постановка цели урока, которая связана с тематикой смены и проблемной ситуации | 7 мин | |||
3. Теоретическая часть | Рассмотрение путей ее решение. Поиск информации, формул, понятий и определений, которые помогут ее решить | Библиотека Кабинет физики | 12 мин | ||
4. Практическая часть | Исследовательская работа. Класс делится на пары, которые выполняют исследовательскую работу по определению работы и мощности электрической лампочки. Все полученные результаты заносятся в таблицу, и делается вывод о проделанной работе, и сравниваются значения мощности, которое написано на лампочке с тем, которое было получено экспериментально. На втором занятии учащиеся знакомятся с моделью собранной на основе «Lego» и производят вычисления мощности и работы данного робота. В конце занятия делается общий вывод и решаются разноуровневые задачи на закон Джоуля-Ленца. | Лаборатория Кабинет физики | 36 мин | ||
Общий вывод по исследовательской деятельности. Рекомендации по дальнейшему оформлению отчетов своих исследовательских работ | Кабинет физики | 5 мин | |||
Закрепление полученных знаний с помощью решения разноуровневых заданий | 10 мин | ||||
5. Подведение итогов | Обобщение результатов исследовательской работы | 3 мин | |||
Рефлексия и самооценка работы на учебном занятии | 2 мин | ||||
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Предметных знать и понимать смысл основных понятий (электрический ток, электрическое напряжение, сопротивление проводника, работа, мощность, закон Джоуля-Ленца); уметь представлять результаты измерения с помощью таблицы и анализировать их, уметь решать задачи на закон Джоуля – Ленца и рассчитывать значение работы и мощности. Метапредметных овладение навыками самостоятельной работы, умению самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, отбирать нужную информацию и анализировать ее, овладение разнообразными способами решения теоретических и экспериментальных задач, создание творческих продуктов с опорой на полученные теоретические знания. Личностных сформировать познавательный интерес к обучению, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний, способность обосновывать и оценивать результаты своих действий, развить творческий подход к выполнению заданий. | ||||
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»): Правильность проведенных обучающимися лабораторных исследований и расчётов (сбор электрической цепи, снятия показаний с амперметра и вольтметра, заполнение таблицы и на основе полученных результатов должен быть сделан грамотный вывод по работе) Заполнения листа рефлексии | ||||
Формы контроля результатов | Заполнение таблицы результатами выполненных измерений Самооценка работы обучающихся в ходе рефлексии Выполнение и представление творческой работы Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия |
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Заполняется педагогом дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа | |
Реализатор(ы) | Педагог допобразования Семёнов С.С. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 |
Форма реализации | |
Место проведения | Школа, столовая, библиотека и т.д. |
Модель занятия и хронометраж |
|
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Заполняется педагогическим работником лагеря
Образовательная программа лагеря | |
Реализатор(ы) | Педагогический работник лагеря Петров П.П. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 |
Форма реализации | |
Место проведения | Школа, столовая, библиотека и т.д. |
Модель занятия и хронометраж |
|
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1:
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цель работы: _____________________________________________________________
Приборы и материалы: ____________________________________________________
Подготовка к работе
Повторите по учебнику § 50-53
Выполнение работы
Теоретическая часть:
- Дать определение работы тока и единицы его измерения
______________________________________________________________________
- Дать определение мощности и единицы ее измерения
______________________________________________________________________
- Как включают вольтметр и амперметр на участке электрической цепи для измерения напряжения и силы тока на нем?
_____________________________________________________________________
- С каким по знаку проводом электрической цепи, идущим от источника тока, необходимо соединять клемму вольтметра, амперметра со знаком «+»? ______________________________________________________________________
- Как подключают вольтметр к источнику питания для измерения его напряжения? _______________________________________________________________________
- Сформулировать закон Джоуля-Ленца
_____________________________________________________________________
Практическая часть
- ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ И РАБОТЫ ТОКА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЕ
1. Соберите цепь из последовательно соединенных источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно.
2. Подключите вольтметр параллельно лампочке. (Смотреть рисунок)
3. Снимите показания с амперметра и вольтметра. Занесите их в таблицу.
№ опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Мощность Р, Вт | Работа А, Дж |
1 |
4. Начертите схему собранной цепи.
5. Вычислите мощность тока в лампе. Запишите полученное значение в таблицу.
6. Замерьте время включения и выключения лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе.
7. Сделайте вывод. Сравните полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.
Контрольные задания
Вариант 1
- Напряжение на клеммах электродвигателя равно 12 В, сила тока в цепи электродвигателя 0,5 А. Определите работу электродвигателя за 20 минут.
- Первая лампочка рассчитана на напряжение 24 В и силу тока 800мА, вторая рассчитана на напряжение 60 В и силу тока 0,2 А. Какая из лампочек потребляет большую мощность и во сколько раз?
- Напряжение в сети электрички 200 В. Для отопления вагона необходимо в час количество теплоты, равное 8,38 МДж. Какая сила тока необходима для отопления? Каково должно быть сопротивление нагревательного прибора?
Вариант 2
- Через электрический утюг сопротивление 24 Ом проходит ток силой 5 А. Какое количество теплоты в течение часа выделит утюг?
- При включении настольной лампы в сеть с напряжением 220 В через нее пошел ток силой 0,5 А. При этом была израсходована энергия 330 Дж. Какое время работала лампа?
- При напряжении 500 В средняя сила тока в обмотке электродвигателя троллейбуса равна 150 А. Рассчитайте стоимость работы двигателя в течении 8 ч, если тариф 30 к/кВт*ч
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №2:
«Вычисление мощности и работы Лего –робота»
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока на примере Лего-робота, а также определять количество теплоты, которое выделяется проводником при прохождении электрического тока.
Приборы и материалы: Лего конструктор «Физика и технология» и «Возобновляемые источники энергии», секундомер.
Выполнение работы
Практическая часть
- Соберите робота по инструкции (инструкция 1А и 1В из набора «Возобновляемые источники энергии».
- Соедините собранные части между собой.
- Зарядите мультиметр в течение 1 минуты и снимите показания силы тока, напряжения.
- Запишите показания в таблицу
Сила тока I, А | Напряжение U, В | Работа A, Дж | Мощность P, Вт | Время t, с |
- Рассчитайте работу и мощность. Занесите результат в таблицу.
- По закону Джоуля – Ленца определите количество теплоты, выделяемое проводником при прохождении электрического тока.
7. Сделайте вывод о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/07/picture-15876-1717733632.jpg)
Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия
Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...
Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) - самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-162853-1355469415.jpg)
Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы»
Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе Задачи:1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;2) Развивать внимание и любознатель...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212666-1361906888.jpg)
Урок-путешествие по химии "В мире чудес"
Методическая разработка урока-путешествия по химии " В мире чедес" для учащихся начального и среднего звена....
Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-13087-1437667213.jpg)
Конспект НОД «В мире музыкальных чудес»
Конспект НОД «В мире музыкальных чудес»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКОНСПЕКТ НОД«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЧУДЕС»для старшей группыПодготовила музыкальный руководитель Гертнер В. С.МБДОУ № 23 п. Железнодорожный1 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-839994-1484983201.jpg)
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...