Победа над потерей энергии
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМА
ФИЗИКА (7 класс)
I. Общая информация
Название экспериментариума | Победа над потерей энергии | |||||||
Возрастная группа обучающихся (класс) | 7 кл. | |||||||
Разработчик экспериментариума | Додонова Ирина Александровна | |||||||
Методическое объединение разработчика экспериментариума | МО учителей физики | |||||||
Цель экспериментариума | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности в связи с патриотической тематикой при изучении темы «Коэффициент полезного действия. Энергия» | |||||||
Задачи экспериментариума |
| |||||||
Педагогические технологии | обучение вне стен классной комнаты | |||||||
Используемые площадки проведения |
| |||||||
Краткое описание (аннотация) экспериментариума | В ходе занятия обучающиеся становятся исследователями, самостоятельно открывающими для себя новые знания и проектирующими проведение учебных экспериментов | |||||||
Темы занятий в рамках экспериментариума | Блок общего образования | Блок дополнительного образования | Блок образовательной деятельности в лагере | |||||
| КПД и энергия студии | Энерго-рекорды лагеря | ||||||
Объем учебного времени | Структурные блоки экспериментариума | Реализаторы/количество академических часов | ||||||
Учитель | Педагог дополнительного образования | Педагогический работник лагеря | ||||||
Блок общего образования | 4 | |||||||
Блок дополнительного образования | 1 | 2 | ||||||
Блок образовательной деятельности в лагере | 1 | 2 | ||||||
Сумма | 6 | 2 | 2 | |||||
Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты) | ||||||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| ||||||
2. | Эффекты экспериментариума (предметные, метапредметные, личностные) |
|
II. Информация о рабочей группе экспериментариума
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) | |
Учитель | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов. Организация межструктурного взаимодействия (школа, партнёр, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров. | |
Педагог дополнительного образования | Если вначале школа. Обращать внимание детей на коэффициент полезного действия используемых в студии механизмов, способы его увеличения (уменьшение трения в осях механизмов и их веса). В ходе занятий обсуждать понятие «энергия» (способность совершить работу), её источники (пища для человека, топливо для техники, двигатели, электростанции), виды (механическая, электрическая, кинетическая (энергия движения), потенциальная (энергия взаимодействия), внутренняя (энергия движения и взаимодействия наших молекул, температура как её показатель) и др.), взаимные превращения (кинетическая в потенциальную и наоборот, кинетическая с потенциальной во внутреннюю, механическая в электрическую и наоборот). Если вначале студия. При знакомстве с инструментами работы рассмотреть способы повышения их срока службы, усовершенствования для минимизации силовых и временных затрат, энергетических потерь. Что понимают дети под «энергетическими потерями»? Пусть порассуждают о смысле слова «энергия». Привести их к пониманию энергии как способности совершать работу. Обсудить разные её виды (механическая, электрическая, энергия движения, энергия взаимодействия) и источники (питание, топливо и др.). Перечислить обнаруженные виды энергии в данной студии, проследить их взаимные превращения. | |
Педагогический работник лагеря | Составить «Книгу энерго-рекордов лагеря» (в электронном или бумажном виде, видеорепортаж), на которой расположены:
|
III. Сопровождение экспериментариума
№ | Перечень | Назначение | Кол-во | |
1. Материально-техническое сопровождение | ||||
Таблицы по физике | Усвоение нового материала | 2 шт. | ||
Мультимедийный экран | Демонстрация мультимедиа | 1 шт. | ||
Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий, и инфо-центра | Поиск новой информации. Проведение исследования | 6 шт. | ||
Датчики силы | Проведение исследования | 4 шт. | ||
Динамометры | Проведение исследования | 6 шт. | ||
Весы (электронные) | Проведение исследования | 6 шт. | ||
Секундомер | Проведение исследования | 6 шт. | ||
Измерительная рулетка | Проведение исследования | 6 шт. | ||
Флипчарт (офисная доска) с маркерами | Фронтальная работа | 1 шт. | ||
Магнитики | Для работы с классом на доске | 20 шт. | ||
Фото- и видеозаписывающее устройство | Демонстрация исследований, оцифровка результатов | 1 шт. | ||
Бумага А4 | Раздаточный материал | 1 уп. | ||
Цветная бумага А4 | Раздаточный материал | 50 л. | ||
Цветной принтер | Раздаточный материал | 1 шт. | ||
Цветные карточки | Жеребьёвка (деление на группы) | 1 уп. | ||
Цв.бумага | Оформление страниц | 1 н. | ||
Фломастеры/карандаши/мелки восковые | 4 уп. | |||
Точилка | 4 шт. | |||
Ластик | 4 шт. | |||
Скотч | 4 шт. | |||
Ножницы | 4 шт. | |||
Клей | 4 шт. | |||
2. Транспортное обеспечение | ||||
- | ||||
3. Информационно-техническое обеспечение | ||||
Вожатые | Сопровождение обучающихся во время учебных занятий при выполнении «лестничных работ» | 2 | ||
Специалист по ИКТ | Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники | 1 |
Приложения к технологической карте
Приложение 1. Блок общего образования
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Приложение 4. Раздаточный материал (ассоциативные карточки для деления на группы; оценочные листы индивидуальной учебно-исследовательской деятельности «История моих побед»; групповые бланки страниц Сборника рекомендаций по увеличению КПД «Маленькие победы над большими потерями энергии»; Карты военных действий во время ВОВ, эвакуации артековцев, от школы до Аллеи пионеров-героев артековцев, от школы до памятника Неизвестному матросу)
Приложение 1. Блок общего образования
Учебное занятие № 1 | |||||
Предмет | Физика | ||||
Реализатор(ы) | Учитель физики Додонова Ирина Александровна | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | КПД в МДЦ | ||||
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия и понимания обучающимися смысла понятия «коэффициент полезного действия» | ||||
Форма реализации | Учебно-исследовательская деятельность обучающихся, самостоятельное открытие нового знания | ||||
Место проведения | Аллея пионеров-героев артековцев (или здание школы в плохую погоду) | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Коэффициент полезного действия. Исследовательская работа «Определение КПД при подъёме по наклонной плоскости» | 2 | ||||
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия/ обучения детей | Площадки проведения обучения | Время | |
| Приветствие обучающихся. Знакомство. | Площадка перед школой (кабинет физики в плохую погоду) | 5 мин | ||
| Беседа о тематике смены, о победах, о затраченных усилиях для этого (передвижение солдат, обход препятствий), об их сокращении без ухудшения итога (на примере подъёма тела по наклонной плоскости и без неё). Получение и обсуждение ассоциативных карточек с физическим содержанием, необходимым для дальнейшей работы. Введение нового понятия для доли полезной работы и его обозначения – коэффициент полезного действия η | 20 мин | |||
| Деление на группы с обсуждением связующих понятий. Поиск взаимосвязи образовавшихся величин. Планирование работы по изучению затраченной и полезной работы (при своём спуске, и при подъёме тела по наклонной поверхности). | 10 мин | |||
| Передвижение от школы к Аллее с фиксацией затраченного времени (или спуск между этажами) и получением информации об Аллее. | Школа - Аллея (здание школы) | 7 мин | ||
Каждая группа делится на две подгруппы для знакомства с информацией о пионерах-героях, расчёта затраченной и полезной работы при подъёме двух разных тел (с гладкой и шероховатой поверхностями) по наклонной плоскости (определяется на месте; по перилам между этажами), полной и полезной работы силы тяжести при спуске (к Аллее; между этажами). Определяют потери, находят отношение полезной работы к затраченной. Продумывают способы уменьшения «лишней» работы. | Аллея (кабинет физики в плохую погоду) | 18 мин | |||
| Отчёт групп по результатам своих исследований (по предмету). Сравнение КПД на разных участках. Обсуждение способов по увеличению КПД при движении по наклонной плоскости и при спуске (между этажами). Рассуждение о применимости КПД к человеческой жизни. Обмен информацией о пионерах-героях. | Аллея пионеров-героев артековцев | 13 мин | ||
| Попытка рассчитать свой личный жизненный КПД (общий возраст разделить на годы своей полезности окружающим) | Аллея - Школа | 7 мин | ||
Рекомендации по проведению аналогичных исследований на территории своих лагерей, результаты которых будут внесены в «Книгу энерго-рекордов лагеря» | Площадка перед школой (кабинет физики в плохую погоду) | 3 мин | |||
Работа с рефлексивно-оценочной частью индивидуальных листов. QR – тестирование (вопросы с вариантами ответов в индивидуальных оценочных листах и в приложении учителя) | 7 мин | ||||
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
| ||||
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями выставляются отметки:
80% - «5» 65% - «4»
| ||||
Формы контроля результатов | Выполнение исследовательских заданий QR – тестирование Заполнение рефлексивно-оценочной части Самооценка индивидуальной работы Взаимооценка работы в группах Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия |
Учебное занятие № 2 | |||||
Предмет | Физика | ||||
Реализатор(ы) | Учитель физики Додонова Ирина Александровна | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | Энергия «Артека» | ||||
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия и понимания обучающимися смысла понятия «энергия», её видов, источников и взаимных превращений | ||||
Форма реализации | Учебно-исследовательская деятельность обучающихся, самостоятельное открытие нового знания | ||||
Место проведения | Памятник Неизвестному матросу (или здание школы в плохую погоду) | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Решение задач по теме «Энергия». | 3 | ||||
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия/ обучения детей | Площадки проведения обучения | Время | |
| Приветствие обучающихся. Введение в сюжет занятия по личным «сегодняшним» КПД, по затраченным и полезным усилиям, энергии | Площадка перед школой (кабинет физики в плохую погоду) | 5 мин | ||
| Рассуждения о смысле понятия «энергия», её видах, источниках, взаимных превращениях. Деление на исследовательские энерго-отделы по ассоциативным карточкам для закрепления старой и актуализации знаний для новой темы. | 15 мин | |||
| Обсуждение групповых физических величин. Поиск взаимосвязи между ними. Получение заданий. Планирование и распределение обязанностей. | 5 мин | |||
| Эксперимент по нахождению скорости и КПД по передвижению всего класса от школы до памятника Неизвестному матросу с фиксацией каждым затраченного времени. | Школа – Памятник (здание школы) | 10 мин | ||
Обработка и сравнение результатов с учётом данных по пройденному и кратчайшему расстояниям и высот над уровнем моря. Предложения по увеличению КПД в данном случае, по уменьшению в пустую затраченной энергии. Расчёт своих кинетической и потенциальной энергий по результатам измерений во время движения от школы к студии, используя карты с указанными расстояниями и высотами над уровнем моря). Получение группами материалов на патриотическую тему (карты военных действий в Крыму, эвакуации Артека). Расчёт кинетических и потенциальных энергий в ходе передвижения разным видом транспорта согласно рассматриваемым маршрутам. Поиск на предложенных картах примеров полной и полезной работы, оценка возможных КПД. Заполнение групповых страниц рекомендациями по повышению КПД и уменьшению энерго-потерь. Расчёт энергий для тел, двигавшихся по наклонной плоскости (учесть массу и время). | Памятник Неизвестному матросу (кабинет физики в плохую погоду) | 20 мин | |||
| Отчёты отделов (самые высокие результаты личных кинетической и потенциальной энергий в группах, сравнение полученных данных по маршрутам карт, оформление Сборника рекомендаций по увеличению КПД «Маленькие победы над большими потерями энергии») | 15 мин | |||
| Обратный маршрут с фиксацией времени движения для сравнения скоростей и энергий при спуске и подъёме | Памятник – Школа (здание школы) | 10 мин | ||
Рекомендации по проведению аналогичных исследований на территории своих лагерей, результаты которых будут внесены в «Книгу энерго-рекордов лагеря» | Площадка перед школой (кабинет физики в плохую погоду) | 2 мин | |||
Работа с рефлексивно-оценочной частью индивидуальных листов. QR – тестирование (вопросы с вариантами ответов в индивидуальных оценочных листах и в приложении учителя) | 8 мин | ||||
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
| ||||
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями выставляются отметки:
80% - «5» 65% - «4»
высокое, самостоятельно - «5» высокое, с помощью; хорошее, самостоятельно - «4»
| ||||
Формы контроля результатов | Выполнение исследовательских заданий и творческих работ QR – тестирование Заполнение рефлексивно-оценочной части Самооценка индивидуальной работы Взаимооценка работы в группах Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия |
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Заполняется педагогом дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа | ||||
Реализатор(ы) | Педагог допобразования Семёнов С.С. | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | ||||
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 | |||
Форма реализации | Физический практикум | |||
Место проведения | Студия дополнительного образования | |||
Модель занятия и хронометраж | Этапы | Взаимодействие | Площадки/формы | Хронометраж |
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Полезные для будущей экспедиции физические расчёты | |||
Критерии оценки результатов | Качество участия в физическом практикуме и степень самостоятельности 75%, самостоятельно – I степень 75%, не самостоятельно; 50%, самостоятельно – II степень | |||
Формы контроля результатов | Наблюдение, задания физического практикума. |
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Заполняется педагогическим работником лагеря
Образовательная программа лагеря | ||||
Реализатор(ы) | Педагогический работник лагеря Деревянко Кристина | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | Спонсоры! Ау! | |||
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 | |||
Форма реализации | Рекламная кампания | |||
Место проведения | Территория лагеря | |||
Модель занятия и хронометраж | Этапы | Взаимодействие | Площадки/формы | Хронометраж |
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Демонстрация буктрейлера | |||
Критерии оценки результатов | Доля активного участия в создании конечного продукта 75% – победители 50% – призёры | |||
Формы контроля результатов | Наблюдение, демонстрация творческих продуктов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза...
Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...
РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ.ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.
Презентация к уроку...
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
"Энергия. Виды энергии". Презентация
Презентация предназначена для учащихся 6 класса по курсу "Естевствознание"...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....