Формирование УУД учащихся 7 классов посредством реализации комбинированных уроков
статья по физике (7 класс) на тему

Кулаков Игорь Владимирович
 

Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

· наличием автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, оргтехникой, мультимедийными устройствами, выходом в Интернет, доступом к общим ресурсам;

· наличием особого диалогового пространства, когда нет необходимости для ответов выходить к доске, а можно свой ответ произнести или продемонстрировать с места;

· возможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;

· довольно высокая мотивация учащихся, так как имеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК.

Основная форма обучения в школе - по-прежнему урок. Но мы уже знаем, что изменились требования к планированию и проведению современного урока: в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Основой ФГОС последнего поколения является системно-деятельностный подход. Деятельность ученика и учителя на современном уроке определяются основной задачей – научиться учиться и научить учиться. Хотя, эта задача в педагогике не нова. Еще 100 лет назад Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».[2]

Необходимым и эффективным средством формирования познавательных УУД является работа с информацией как с основным понятием информатики. Для поиска, анализа, систематизации информации Интернет предоставляет большие возможности. Например, чтобы найти ответ на вопрос о классификации задач на массивы, учащимся недостаточно воспользоваться только материалами учебника и задачника. При поиске ответа в Интернете учащиеся узнают, что существуют и другие типы данных, кроме изученных числовых. На основе классификации: задачи заполнения, задачи анализа, задачи поиска, задачи перестановки, совместно с учителем составляется план изучения темы, устанавливается время изучения темы и умения, которые будут проверяться на контрольной работе.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования УУД учащихся 7 классов посредством реализации комбинированных уроков.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Разработать ряд комбинированных уроков информатики в 7 классе, направленных на формирование УУД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx122.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования        5

1.1 Универсальные учебные действия        5

1.2 Формирование УУД на уроках информатики        9

Глава 2. Формирование УУД учащихся 7 классов посредством реализации комбинированных уроков        15

2.1. Методика констатирующего эксперимента направленная на изучение особенностей  умения оценивать собственную учебную деятельность у детей 7 класса        15

2.2. Количественный анализ экспериментальных данных        17

2.3. Методика формирующего эксперимента направленная на изучение динамики формирования умения оценивать УУД        20

2.4 Результат формирующего эксперимента        23

Заключение        27

Список литературы        29


Введение

Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

·  наличием автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, оргтехникой, мультимедийными устройствами, выходом в Интернет, доступом к общим ресурсам;

· наличием особого диалогового пространства, когда нет необходимости для ответов выходить к доске, а можно свой ответ произнести или продемонстрировать с места;

· возможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;

·  довольно высокая мотивация учащихся, так как имеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК.

Основная форма обучения в школе - по-прежнему урок. Но мы уже знаем, что изменились требования к планированию и проведению современного урока: в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Основой ФГОС последнего поколения является системно-деятельностный подход. Деятельность ученика и учителя на современном уроке определяются основной задачей – научиться учиться и научить учиться. Хотя, эта задача в педагогике не нова. Еще 100 лет назад Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».[2]

Необходимым и эффективным средством формирования познавательных УУД является работа с информацией как с основным понятием информатики. Для поиска, анализа, систематизации информации Интернет предоставляет большие возможности. Например, чтобы найти ответ на вопрос о классификации задач на массивы, учащимся недостаточно воспользоваться только материалами учебника и задачника. При поиске ответа в Интернете учащиеся узнают, что существуют и другие типы данных, кроме изученных числовых. На основе классификации: задачи заполнения, задачи анализа, задачи поиска, задачи перестановки, совместно с учителем составляется план изучения темы, устанавливается время изучения темы и умения, которые будут проверяться на контрольной работе.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования УУД учащихся 7 классов посредством реализации комбинированных уроков.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Разработать ряд комбинированных уроков информатики в 7 классе, направленных на формирование УУД.

Объект исследования: УУД учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования УУД посредством комбинированных уроков.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Универсальные учебные действия

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений [5].

Приведем типологию УУД согласно ФГОС ООО:

Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Далее, рассматривая каждый вид УУД в отдельности, я постараюсь на конкретных примерах показать, что формирование УУД является не дополнительным требованием к учителю, для исполнения которого необходимо изменение формы и методов работы на уроке информатики, а естественно и органически присуще данному курсу.

Сразу оговорюсь, что я буду стараться приводить конкретные примеры организации работы на уроке не по всей номенклатуре УУД, а лишь в тех случаях, когда уже опробованные формы организации урока и соответствующие виды УУД хорошо ложатся в специфику предмета «Информатика». Так, я оставляю за пределами данной работы способы формирования, например, основ российской гражданской идентичности. Очевидно, что значительно заметнее работа над данным личностным результатом происходит при изучении предметов «История», «Обществознание», «Литература». Однако в случае некоторых иных УУД дело обстоит прямо противоположным образом. Если «обычные» предметы касаются умения сопоставлять и отбирать информацию, используя разные источники, опосредованно, косвенно, то в информатике это может и должно происходить в рамках изучаемого материала [8].

Итак, в блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

В изучении информатики «осмыслить» получаемые результаты, придать им личностную значимость, не составляет никакого труда. Со стороны продукта учения – как правило, результаты выполнения практических заданий привлекательны, имеют ценность сами по себе. Средства ИКТ позволяют даже на уровне начальной школы получать как результат практической работы хорошо оформленные документы, красивые презентации, обработанные цифровые фотографии, созданные на компьютере рисунки. Обучающийся непосредственно в процессе работы видит яркий, понятный результат, может скопировать его, показать друзьям и родителям [11].

С другой стороны, если результатом обучения считать полученные умения, то и в данном контексте никаких трудностей не существует. Необходимость и желательность хорошего владения ИКТ очевидна даже для учеников начальной школы, особенно в случае, когда они могут применить полученные умения на домашнем компьютере.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей [1].

В данном случае важным является выбор «наполнения» для практических заданий. Несмотря на то, что усваиваемые навыки относятся скорее к форме представления информации, необходимо тщательно отбирать тексты для форматирования, темы проектов презентаций, фото и рисунков, поиска в Интернет, таким образом, чтобы неизбежно усваиваемый материал нес позитивную нагрузку. Таким образом, можно и нужно «убивать двух зайцев». Создавая презентацию «Государственная символика России», ученики получают навыки работы в Power Point, поиска и отбора информации в Интернет, работы с буфером обмена, и одновременно знакомятся с материалом, составляющим суть выбранной темы. Часто случается так, что выполнив учебное задание, ребенок настолько проникается выбранной темой, что самостоятельно продолжает работать над ней дома и во внеурочное время [8].

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Перечисленные выше УУД неотъемлемым образом присущи проектной форме организации работы. Наиболее ярко это видно на примере изучения работы в Power Point. Обучение созданию презентаций делится на несколько «полууроков» (первая половина каждого урока отводится на освоение теоретического материала и работу в рабочей тетради). Естественно выстраиваются этапы выполнения задания: выбор и согласование темы будущей презентации, составление ее плана, определение необходимого наполнения и источников его получения, поэтапное освоение методов работы, выбор дизайна, макета слайдов, их создание и настройка анимации. И как результат - демонстрация презентаций [10].

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Примером является форматирование теста по образцу, с изменением шрифта, выравнивания, параметров абзаца.

Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Интерфейс современного программного обеспечения достаточно интуитивно понятен и дружествен. Самостоятельное преодоление незнания, неумения, пробелов в навыках является несравненно более ценным, нежели усвоение «пережеванного» материала. «Изучите возможности данной панели инструментов, определите те из них, которые требуются для получения данного результата» - вот форма постановки задания, требующая определенного упорства в достижении цели [10].

В познавательный блок включаются:

Общеучебные действия:

Поиск и выделение необходимой информации. Поиск информации в таком разнородном поле, как сеть Интернет – это лучшая тренировка для этого и нижеследующих УУД.

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). Это рассматривается в информатике как отдельные темы с использование именно такой терминологии [8].

Умение структурировать знания – необходимо для составления презентаций, докладов, галерей, видеоматериалов.

Определение основной и второстепенной информации.

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Все перечисленное рассматривается в курсе информатики отдельными темами

Таким образом, формирование УУД является для курса информатики естественной задачей, и наоборот, важность данного курса для реализации ФГОС (в котором формирование УУД является приоритетом) представляется очевидной.

1.2 Формирование УУД на уроках информатики

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно- деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [1].

Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться [1].

 Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию, УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные универсальные учебные действия, сформированность которых определяется приведенными в этом документе критериями [3].

Возможности общеобразовательного курса информатики в реализации деятельностного подхода и развитии УУД представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:

 информатика – активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;

 характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему УУД;

 в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией УУД.

Рассмотрим подробнее некоторые универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

 Рассмотрим примеры заданий, формирующих личностные УУД: «Компьютер на службе человека» (определить цели использования компьютера людьми многих профессий) для 7 класса. Это задание показывает необходимость компьютерной грамотности и образованности каждого человека. «Работа с почтовыми серверами» (создать свой почтовый ящик, отправить сообщение другу, ответить на письмо) для 7 класса. В задании показано место и значимость информационных технологий в современном обществе, формирование моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения [7].

Творческие задания, например «Компьютер будущего» (составить небольшой рассказ-сочинение о компьютере будущего, что он будет уметь делать, как будет выглядеть), «Программы будущего», «Лучший рисунок», «Лучшая открытка» формируют умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи.

Применение на уроках интерактивных заданий (например, созданных с помощью сервиса http://learningapps.org/ или с помощью объектно-ориентированного программирования) позволяет решить ряд важных задач: индивидуализацию обучения, дифференцированный подход, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы.

Такие задания позволяют снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь», предоставляют возможность исправления ошибок, создают ситуацию успеха, вселяют уверенность в детях, повышают их самооценку.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Важным методом для формирования личностных и регулятивных УУД по информатике является метод проектов [2].

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Виды результатов проектной деятельности: web- сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; игра; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Проекты могут создаваться как на одном уроке, так и в течение изучения определенных разделов.

Индивидуально или вместе с учителем ребенок выбирает тему проекта, ставит цель создания проекта, планирует этапы выполнения работы, занимается поиском необходимой информации, оформляет результаты работы в виде продукта, контролирует качество выполнения работы.

Учитель при этом выполняет минимальный пошаговый контроль и коррекцию действий. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве [3].

Формированию регулятивных УУД также способствуют задания по составлению программы на изучаемом языке программирования, подбору к программе тестирующих наборов данных, контроль правильности составления программы по выходным данным, коррекция программы в случае необходимости.

Познавательные УУД включают в себя: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Рассмотрим познавательные УУД, формируемые у учащихся при изучении информатики. К ним можно отнести поиск, сбор, и хранение собранной информации, передачу информации, действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) и др. Учащиеся учатся построению алгоритмов, классификации и обобщению, много работают с понятиями. Учатся преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему, рисунок, диаграмму. Учатся кодировать и декодировать информацию, создавать модели (информационные и компьютерные) [7].

Для развития логических познавательных УУД необходимо включать в весь курс информатики логические задачи, решаемые с помощью рассуждений, построения кругов Эйлера, таблиц истинности, создания моделей: таблиц, схем, графов, деревьев. Важным средством развития познавательных УУД является компьютерное моделирование. Создание компьютерной модели включает в себя этапы: постановка задачи; построение, анализ и оценка модели; разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели; анализ и использование результатов. Компьютерное моделирование носит межпредметный характер.

На уроках информатики учащиеся разрабатывают биологические, физические, математические, химические модели. В процессе моделирования у учащихся формируются такие УУД, как анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [6].

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Такие действия развиваются при групповом методе решения задач по информатике, при создании группового проекта, на уроках-дискуссиях, на уроках-КВН, на уроках «Деловая игра», при защите индивидуального проекта. Овладение УУД ведет к формированию способности умения учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.


Глава 2. Формирование УУД учащихся 7 классов посредством реализации комбинированных уроков

2.1. Методика констатирующего эксперимента направленная на изучение особенностей  умения оценивать собственную учебную деятельность у детей 7 класса

Констатирующий эксперимент направлен на изучение особенностей умения оценивать собственную учебную деятельность у детей 7 класса, с целью изучения уровня сформированности умения оценивать УД у детей 7 класса.

Для достижения цели я сформулировал следующие задачи:

- разработать  и провести методику  констатирующего эксперимента направленную на  изучение уровня сформированности умения оценивать собственную УД у детей;

- выполнить количественный анализ данных

- выполнить качественный анализ и интерпретацию данных

Под умением оценивать собственную учебную деятельность мы понимаем компонент структуры учебной деятельности, который принадлежит ребенку.

Структура такова:

Для выявления уровня сформированности я использовал методику разработанную для федерального широкомасштабного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100» и направлена на диагностику умения оценивать собственную учебную деятельность, состоящая из 5 заданий, адаптированную для оценки учения оценивать собственную учебную деятельность.

Методика состоит из 5-ти заданий, каждое из которых было направлено на выявление уровня сформированности каждого из компонентов учебной деятельности. Для выявления уровня сформированности умения сравнивать было предложено выполнить 5 заданий.

1-е задание направлено на выявление умений правильно выполнять задание, без ошибок.

2-е задание направлено на выявление умения сравнивать свою учебную деятельность с эталоном.

 3-е задание направлено на определение умение оценивать свою учебную деятельность.

4-е задание направлено на выявление умения давать характеристику своей учебной деятельности.

5-е задание направлено на определение трудностей, которые возникли при оценке своей учебной деятельности.

Каждое задание оценивалось по 4-х балльной системе от 0 до 3 баллов.

0 баллов – задание выполнено полностью неправильно.

1 балл – задание выполнено с большим количеством ошибок, но и присутствует некоторые правильные ответы.

2 балла – задание выполнено с ошибками, но больше половины сделано правильно.

3 балла – задания выполнены полностью правильно.

Для выявления уровня сформированности в целом баллы суммируются, и определяется уровень:

Низкий уровень – 0-3 балла

Средний уровень – 4-6 баллов

Высокий уровень – 7-9 баллов

Низкий уровень (0-3 балла) учащийся не умеют сравнивать эталон с собственными результатами. Не находит правильные ответы и ошибки. Не умеет определять успехи свои и трудности или выделяет их при помощи педагога, который помогает определить и найти ошибки (верные и не верные результаты видит не всегда) выявлять успехи и трудности но, с ошибками.

Средний результат (4-6 баллов): учащийся может сравнивать эталон с собственными результатами и исправлять ошибки, может выделять успехи и трудности. Видит и определяет пути преодоления трудностей, но при всём при этом допускает ошибки.

Высокий уровень (7-9 баллов): учащийся может сравнивать эталон с собственными результатами и исправлять ошибки, может выделять успехи и трудности редко, прибегая к помощи учителя. Видит и определяет пути преодоления трудностей.

2.2. Количественный анализ экспериментальных данных

Исследование проводилось на базе ГБОУ школы №517 Выборгского района Санк-Петербурга. В этом эксперименте принимали участие 42 школьника  (учащиеся 7 классов А и Б).

В результате были получены следующие данные, представленные в таблицах и диаграммах.

Таблица 1

Результаты исследования собственной УУД (7 А класс)

ФИО

Сравнение эталона с собственным результатом

Выявление успехов и трудностей

Нахождение путей преодоления трудностей

Сумма баллов

Уровень

Аристов В.

0

1

2

3

Низкий

Бекишь Я.

1

1

0

2

Низкий

Богданов Н.

1

0

1

2

Низкий

Букреев В.

1

0

1

2

Низкий

Булычев С.

0

1

0

1

Низкий

Григорьев С.

2

2

0

4

Средний

Ерохов Н.

0

0

0

0

Низкий

Карасева В.

2

0

1

3

Низкий

Ковальчук К.

0

1

1

2

Низкий

Кодякова А.

1

1

2

4

Средний

Колбасова И.

1

1

0

2

Низкий

Ластанчук А.

3

3

3

9

Высокий

Лысечко Е.

0

0

0

0

Низкий

Панасюк Е.

0

0

1

1

Низкий

Петренко Е.

1

2

2

5

Средний

Потапова С.

0

1

2

3

Низкий

Рогинская А.

2

1

1

4

Средний

Савицкий А.

0

2

1

3

Низкий

Сизенева Ю.

1

0

1

2

Низкий

Тетерина Д.

1

0

2

3

Низкий

Федоров Е.

2

0

0

2

Низкий

Федорова А.

0

1

0

1

Низкий

По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:

Рис. 1. Результаты исследования собственной УУД (7 А класс)

В таблице 2 представлены результаты исследования 7 «Б» класса.

Результаты исследования собственной УУД (7 Б класс)

ФИО

Сравнение эталона с собственным результатом

Выявление успехов и трудностей

Нахождение путей преодоления трудностей

Сумма баллов

Уровень

Бадьина К.

1

0

1

2

Низкий

Блужина О.

2

2

0

4

Средний

Болтенков А.

2

0

0

2

Низкий

Глущенко О.

1

0

0

1

Низкий

Горбунов А.

3

3

3

9

Высокий

Григорьев С.

0

0

1

1

Низкий

Гусева П.

0

1

1

2

Низкий

Двинянинова А.

1

1

2

4

Средний

Иванова Е.

0

0

2

2

Низкий

Исковских Д.

0

0

1

1

Низкий

Котельников Е.

0

1

2

3

Низкий

Лихачев И.

1

1

0

2

Низкий

Лихачева Н.

2

1

1

4

Средний

Лунюшкина К.

3

3

3

9

Высокий

Морозова К.

1

0

1

2

Низкий

Новикова В.

0

1

0

1

Низкий

Поляков А.

0

2

1

3

Низкий

Сафонова С.

0

0

1

1

Низкий

Тагашев М.

1

1

2

4

Средний

Угарова Е.

0

0

1

1

Низкий

Федорова Ю.

3

3

3

9

Высокий

Беляков А.

0

1

0

1

Низкий

По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:

Рис. 2. Результаты исследования собственной УУД (7 Б класс)

Сведем результаты, полученные в двух классах в одну диаграмму.

Рисунок 3. Результаты выявления умений оценивать свою собственную учебную деятельность в 7 «А» и 7 «Б» классе.

Низкий уровень был отмечен у 17 учащихся 7 «А» и 15 учащихся 7 «Б» класса. Это говорит о том, что учащиеся не умеют сравнивать эталон с собственными результатами. Не находят правильные ответы и ошибки. Не умеют определять успехи свои и трудности. Они выделяют их при помощи педагога, который помогает им определить и найти ошибки. Эти учащиеся верные и не верные результаты видят не всегда, могут выявлять успехи и трудности но, с ошибками.

Средний результат выявлен у 4 учащихся 7 «А» и 4 учащихся 7 «Б» класса. Эти учащиеся могут сравнивать эталон с собственными результатами и исправлять ошибки, могут выделять успехи и трудности. Видят и определяют пути преодоления трудностей, но при всём при этом допускают ошибки.

Высокий уровень выявлено у 1 учащегося 7 «А» класса и 3 учащихся 7 «Б» класса. Эти учащиеся могут сравнивать эталон с собственными результатами и исправлять ошибки, могут выделять успехи и трудности редко, прибегая к помощи учителя. Видят и определяют пути преодоления трудностей

Таким образом, выявлено, что двух исследуемых классах учащиеся обладают низким уровнем оценивания своей собственной учебной деятельности. Для этого мной было принято решение провести с учащимися 7 «А» класса формирующую работу на основе комбинированных уроков по информатике.

2.3. Методика формирующего эксперимента направленная на изучение динамики формирования умения оценивать УУД

В комбинированном уроке информатики можно выделить несколько основных этапов. Кратко охарактеризуем каждый из них.

На первом этапе урока в ходе повторения изученного и проверки домашнего задания осуществляется активизация мышления обучаемых и их подготовка к восприятию нового материала.

Для достижения этих целей рекомендуется проведение короткой разминки, в ходе которой ученикам предлагаются логические, математические, лингвистические вопросы, задачи и задания на развитие сообразительности, внимания, памяти. На этом этапе, по возможности используя традиционные наглядные пособия, учитель в процессе опроса напоминает ранее изученные и вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в дидактическую игру или в дискуссию.

Эффективно повысить работоспособность школьников, их внимание и собранность удается за счет проведения на первом этапе урока в высоком темпе небольшой письменной работы — графического диктанта или решения логической задачи.

На втором этапе урока учитель четко и доступно объясняет материал, ставит перед учащимися новую задачу или проблемную ситуацию, решение которых осуществляется коллективно.

Так как обучение в массовой школе характеризуется комплектацией класса и разноуровневым составом учеников, то на уроке желательно применять как образный, так и наглядно-действенный способ подачи материала.

Можно выделить форму подачи нового материала на уроке информатики: манипуляции с объектами на экране компьютера в режиме жесткого сопровождения, когда учащиеся самостоятельно, но синхронно работают под руководством учителя. Цель такой работы состоит в освоении или закреплении нового материала, в проверке усвоения полученного знания или навыка. Роль учителя на данном этапе заключается в обеспечении предельно высокого темпа синхронной работы.

Правильность усвоения учениками основных моментов желательно проверять в форме беседы, обсуждения.

Основные этапы, а также правила и алгоритмы, полученные во время коллективного обсуждения решения задачи (проблемы), по усмотрению учителя могут записываться школьниками в свои тетради.

Третий этап предполагает индивидуальную, парную или групповую работу учащихся на компьютере. Особое внимание необходимо уделять постановке учебной задачи, которую целесообразно сформулировать до того, как ученики сядут за компьютеры; в противном случае очень трудно добиться внимания школьников. На данном этапе урока желательно создать атмосферу сотрудничества между учениками, способствующую тому, чтобы приобретеные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения и имели право советоваться друг с другом, так как именно и процессе взаимопомощи они лучше усваивают изучаемый материал. Учитель на данном этапе осуществляет контроль и координацию работы, при необходимости консультирует учащихся по наиболее сложным вопросам.

Для осуществления разноуровневой работы на компьютере в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, используются три варианта индивидуальных карточек-заданий.

Разноуровневые индивидуальные карточки-задания позволяют организовать работу с компьютерной программой таким образом, чтобы практически все учащиеся могли одновременно ее закончить. Таким образом, мы получаем возможность организованно перейти к четвертому, заключительному этапу урока — подведению итогов, оценке работы учащихся. Некоторые уроки, которые проводились на формирующем этапе представлены в приложении.

2.4 Результат формирующего эксперимента

Целью данного этапа исследования явилось определение эффективности проведенного формирующего этапа. Для этого мной использовались те же задания, что и на первом этапе исследования. Это необходимо было для получения более достоверных данных об эффективности проведенной формирующей работы. Результаты представлены в таблице 3.

В результате были получены следующие данные, представленные в таблицах и диаграммах.

Низкий уровень – 0-3 балла

Средний уровень – 4-6 баллов

Высокий уровень – 7-9 баллов

Таблица 3

Результаты исследования собственной УУД (7 А класс)

ФИО

Сравнение эталона с собственным результатом

Выявление успехов и трудностей

Нахождение путей преодоления трудностей

Сумма баллов

Уровень

Аристов В.

2

2

2

6

Средний

Бекишь Я.

3

3

3

9

Высокий

Богданов Н.

3

3

3

9

Высокий

Букреев В.

2

3

2

7

Высокий

Булычев С.

2

2

2

6

Средний

Григорьев С.

3

3

3

9

Высокий

Ерохов Н.

3

3

3

9

Высокий

Карасева В.

2

2

2

6

Средний

Ковальчук К.

3

3

3

9

Высокий

Кодякова А.

3

3

3

9

Высокий

Колбасова И.

3

3

3

9

Высокий

Ластанчук А.

2

3

2

7

Высокий

Лысечко Е.

3

2

3

8

Высокий

Панасюк Е.

2

3

3

8

Высокий

Петренко Е.

2

2

2

6

Средний

Потапова С.

2

2

3

7

Высокий

Рогинская А.

3

3

3

9

Высокий

Савицкий А.

3

3

3

9

Высокий

Сизенева Ю.

2

2

3

7

Высокий

Тетерина Д.

3

3

3

9

Высокий

Федоров Е.

2

2

2

6

Средний

Федорова А.

2

2

3

7

Высокий

По данным таблицы для наглядности построим диаграмму в сравнении с первоначальным этапом:

Рисунок 3. Сравнительный анализ умения оценивать свою собственную учебную деятельность до и после формирующего этапа

По данным таблицы и рисунка видно, что дети научились правильно оценивать свою собственную учебную деятельность на высоком уровне. Т.е. мы видим, что обучение оценивать свою собственную учебную деятельность с помощью комбинированных уроков оказалось эффективным.

Проверим данный вывод с помощью критерия Стьюдента. Все расчеты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Расчет t-критерия Стьюдента

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

0.36 

-1.77 

0.1296 

3.1329 

2

-0.64 

1.23 

0.4096 

1.5129 

3

-0.64 

1.23 

0.4096 

1.5129 

4

-0.64 

-0.77 

0.4096 

0.5929 

5

-1.64 

-1.77 

2.6896 

3.1329 

6

1.36 

1.23 

1.8496 

1.5129 

7

-2.64 

1.23 

6.9696 

1.5129 

8

0.36 

-1.77 

0.1296 

3.1329 

9

-0.64 

1.23 

0.4096 

1.5129 

10

1.36 

1.23 

1.8496 

1.5129 

11

-0.64 

1.23 

0.4096 

1.5129 

12

6.36 

-0.77 

40.4496 

0.5929 

13

-2.64 

0.23 

6.9696 

0.0529 

14

-1.64 

0.23 

2.6896 

0.0529 

15

2.36 

-1.77 

5.5696 

3.1329 

16

0.36 

-0.77 

0.1296 

0.5929 

17

1.36 

1.23 

1.8496 

1.5129 

18

0.36 

1.23 

0.1296 

1.5129 

19

-0.64 

-0.77 

0.4096 

0.5929 

20

0.36 

1.23 

0.1296 

1.5129 

21

-0.64 

-1.77 

0.4096 

3.1329 

22

-1.64 

-0.77 

2.6896 

0.5929 

Суммы:

58

171

-0.08

0.06

77.0912

33.8638

Среднее:

2.64

7.77

 

 

 

 

Результат: tЭмп = 10.5


Критические значения

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.7


Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение t (10.5) находится в зоне значимости, что подтверждает правильность сделанного вывода.

Выводы

Мной было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что учащиеся 7-х классов обладают низким уровнем умений оценивать свою собственную учебную деятельность.

Далее с учащимися в течении двух четвертей проводились комбинированные уроки по информатике.

В результате у учащихся повысился уровень умений оценивать свою собственную учебную деятельность.

Таким образом, была подтверждена и статистически проверена выдвинутая гипотеза.


Заключение

Основная форма практической деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, что удобно для мониторинга формирования метапредметных результатов и, конечно же, личностных. Материал для индивидуальных работ подбирается так, чтобы в нем был а смоделирована жизненная ситуация и был значимый для учащегося результат. Так, при работе с графическими объектами в текстовом редакторе MS Word в 8 классе ребята составляют родословную своей семьи, используя в качестве примера древо Романовых из задачника. Работа в парах эффективна, если заранее обговорены правила совместного взаимодействия. Разработку листка меню для столовой лучше вести в паре, при совместном обсуждении получаются неожиданно красивые результаты. Учебный проект на уроках информатики – действенный инструмент повышения мотивации учащихся и формирования универсальных учебных действий. Для выполнения проектов можно выделить и несколько уроков. Проект «Создание Wed-сайта класса» предусматривает большую подготовительную работу. При этом учащиеся осваивают все этапы проектной работы, учатся работать в группе, нести ответственность за результат работы группы, оценивать достигнутый результат деятельности. Для учащегося – подростка важно мнение сверстников, нежели учителя. Для оценки уровня личных достижений учащиеся представляют свои проектные работы на мини - конференциях на уроке, когда обычно я приглашаю зам. По учебно-методической работе. Так, участвуя в проекте ПГНИУ «Одаренные дети», десятиклассники имели возможность выступить с проектами на мехмате ПГНИУ. После конференции ребятам были предложены листы оценки и самооценки, где они отметили, что по уровню познавательных, коммуникативных способностей не уступают городским ребятам, а где-то и превосходят.

В условиях введения ФГОС второго поколения учителю необходимо научиться строить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Сегодня существуют эффективные методы работы учителя, которые можно применять наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде для достижения образовательных результатов, обозначенных в стандартах нового поколения.


Список литературы

  1. Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Ким Э.В.,  Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
  4. Крылов А.И., Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
  5. Пантелеймонова А. В., Усачева Е. Е. Формирование метапредметных умений школьников на уроках информатики. Журнал «Информатика. Все для учителя». №2 (26), февраль, 2013 г
  6. Семакин И. Г., Мартынова И. Н. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. ПГНИУ. http://metodist. *****/authors/informatika/2/files/lz. pdf
  7. Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.
  8. Шишкина Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.
  9. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
  10. http://knowledge.allbest.ru
  11. http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs
  12. www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».

Приложение

Тема урока «Табличные информационные модели. Сложные таблицы»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. ученики знают, что представляют собой сложные таблицы, знают типы сложных таблиц
  2. ученики умеют создавать сложные таблицы, а также добавлять строки и столбцы в таблицу, удалять их, объединять и разбивать ячейки таблицы.

 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Объяснить что такое сложные таблицы;
  2. Рассказать и продемонстрировать типы сложных таблиц;
  3. В процессе выполнения самостоятельной практической работы закрепить изученный материал.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Развитие мышления, внимания, речи.
  2. Повышение  интереса при выполнении
  3. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе выполнения.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

  1. Формирование у учащихся дисциплинированности, умения слушать  при изучении нового материала;
  2. Воспитание внимательности, аккуратности при выполнении самостоятельной практической работы.
  3. Формирование информационной культуры учащихся.

ТИП УРОКА: комбинированный урок

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока (1`)
  2. Проверка домашнего задания (5`)
  3. Изучение нового материала (15`)
  4. Первичное закрепление изученного материала (15`)
  5. Обобщение и систематизация знаний (5`)
  6. Подведение итогов и результатов урока (3`)
  7. Домашнее задание (1`)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: словесные (объяснение, опрос, беседа), практические (самостоятельная проверочная (тестовая) работа на компьютере), наглядные (демонстрация слайдов).

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ: наблюдение и проверка выполнения самостоятельной работы на компьютере.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: презентация

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, экран, заготовки в текстовом редакторе Word

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Учитель. Здравствуйте! Садитесь.

(Дети рассаживаются за парты)

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учитель. На какие виды подразделяются все таблицы? (сл.1)

Ученики. На простые и сложные.

Учитель. А какие типы простых таблиц вы знаете?

Ученики. «Объект-свойство» и «Объект-объект-один».

Учитель. Перед вами на слайде представлены примеры таблиц. Скажите, к какому типу принадлежит первая таблица? (сл.2)

Ученики. Эта таблица относится к типу «Объект-свойство».

Учитель. По каким признакам вы определили?

Ученики. Потому что данная таблица содержит только один класс объектов «Ученик» и свойства данного объекта «Класс», «Предмет», «Свойства».

Учитель. Верно, а вторая таблица?

Ученики. Вторая таблица относится к типу «Объекты-объекты-один», потому что она включается в себя уже два класса объектов «Ученик», «Предмет», то есть пару объектов.

Учитель. Верно.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. На предыдущем уроке мы с вами говорили о простых таблицах, а сегодня поговорим о сложных таблицах (сл.3).

Итак, сложные таблицы бывают двух типов: «объекты-объекты-несколько» и «объекты-свойства-объекты».

Таблица типа «объекты-объекты-несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам (сл.4).

Общий вид таблиц типа ООН:

Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

Имя 1-го свойства пары объектов

Имя 2-го свойства пары объектов

Имя 1-го свойства пары объектов

Имя 2-го свойства пары объектов

Имя объекта 1

Имя объекта 2

                                                                                         

В этой таблице верхний заголовок имеет трехъярусную структуру. Давайте рассмотрим пример (сл.5).

Пример 1:

Таблица 1

Оценки по информатике и математике учеников 7 класса

Ученик

Предмет

информатика

математика

1 четверть

2 четверть

1 четверть

2 четверть

Иванов Михаил

4

5

5

4

Петрова Ольга

5

5

4

4

Сидорова Алла

4

4

4

5

                Скажите мне, что здесь является парами объектов?

Ученики.  В этом примере пары образуются из объектов, относящихся к классам «ученик» и «предмет».

Учитель. Что является свойствами пар объектов?

Ученики. Свойствами здесь являются оценки, полученные учениками за разные периоды учебы.          

Учитель. Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) – это таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов (сл.7).                                        

Давайте рассмотрим примеры (сл.8).

Пример 2:

В таблице приведены антропометрические данные учеников 7 класса.

Таблица 2

Антропологические данные учеников 7 класса

Ученик

        Рост (см)

Вес (кг)

Баутин Дима

168

56

Голубев Миша

159

48

Куликов Иван

164

60

К какому типу эта таблица относится?

Ученики. Эта таблица относится к типу ОС.

Учитель. Обратите внимание еще на одну таблицу.

Таблица 3

Результаты школьной спартакиады

Ученик

Упражнение

Прыжок в длину с места

Бег на 1000 м

Результат, см

Оценка

Результат, с

Оценка                Оценка

Баутин Дима

197

5

220

5

Голубев Миша

178

4

263

4

Куликов Иван

159

3

306

3

Учитель. А какого типа эта таблица?

Ученики. Эта таблица относится к типу ООН.

Учитель. Объединим информацию, содержащуюся в первой таблице и во второй таблице. Для этого «нарастим» боковик второй таблицы, вставив после него нужные графы из первой таблицы. Получим (сл.9):

   Таблица 4

Антропологические данные и спортивные результаты учеников 7 класса

Ученик

Рост, см

Вес, кг

Упражнение         

Прыжок в длину с места

Бег на 1000 м

Результат, см

Оценка

Результат, с

Оценка

Баутин Дима

168

56

197

5

220

5

Голубев Миша

159

48

178

4

263

4

Куликов Иван

164

60

159

3

306

3

В этой таблице свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученик». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнение» (сл.10).

Учитель. Сейчас мы закрепим изученный материал с помощью самостоятельной практической работы на компьютере.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Итак, вам нужно выполнить на стр. 179 задание 5, 6 и 7учебника информатика Л. Босова. За  одного выполненное задания получите оценку «3», за два задания – «4», а за все три – «5». Все работы сохраняйте в своих папках. Если не успеете, доделаете дома.

Инструктаж по ТБ.

Займите свои места за компьютерами, распишитесь в журнале по ТБ и приступайте

 к работе.

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗЫЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учитель. Итак, давайте подведем итог урока. С какими таблицами мы сегодня познакомились?

Ученики. Со сложными.

Учитель. Какие типы сложных таблиц теперь вы знаете?

Ученики. Таблицы типа  «Объекты-объекты-несколько» и «Объекты-свойства-объекты».

Учитель. Чем данные типы таблиц отличаются?

Ученики. Таблица типа ООН содержит несколько свойств пар объектов, принадлежащих разным классам, а таблица типа ОСО содержит не только свойства пар объектов принадлежащих разным классам, но и одиночные свойства объектов одного из классов.

Учитель. Молодцы.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА

(Выставление оценок за работу на компьютере)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить материал урока. Доделать задания 5,6 и 7 на стр. 179 ученика информатика Л. Босова, и стр. 70 задание 10, 11.

У кого нет дома, компьютера приходите в компьютерный класс в часы самоподготовки.

Тема урока: Кодирование информации

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о способах обработки информации

Задачи:

образовательные

познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;

продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;

познакомить учащихся с основами работы в программе «Калькулятор»

развивающие 

развивать процессы мышления, памяти, восприятия,

формировать познавательный интерес у учащихся;

развивать устную речь;

формировать умение работать по инструкции

воспитательные 

способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: проектор, компьютеры, карточки, презентация (Издательство «Бином. Лаборатория знаний» раздел Методическая служба (Электронные ресурсы - http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php)).

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

План урока:

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент (1 мин)

настроить учащихся на работу на уроке.

Фронтальный

приветствие учащихся;

визуальный контроль готовности учащихся к уроку

- успокаиваются;

- настраиваются на работу на уроке;

- проверяют наличие всех необходимых принадлежностей.

2

Актуализация знаний (1-2 мин)

1. Актуализировать знания по теме «Информация. Действия с информацией»

Фронтальная беседа

Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа.

Отвечать на вопросы полно и правильно.

3

Изучение нового материала (7 мин)

знакомство учащихся с различными способами кодирования информации;

формирование умения кодировать и декодировать информацию;

фронтальная

Рассказ по презентации про различные системы кодирования

Внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять предложенные задания.

4

Физминутка (3 мин)

смена деятельности учащихся;

переключение внимания;

снятие эмоциональной и физической усталости.

фронтальная

Организовать группу на физминутку.

Ответственный за физминутку показывает упражнения, а остальные выполняют за ним.

5

Закрепление материала (7 мин)

отработка навыка кодирования и декодирования информации с использованием различных систем кодирования.

Индивидуальная, фронтальная

Постановка задания, пояснения его выполнения, визуальный контроль выполнения, совместная проверка задания

Выполнить задания

6

Постановка домашнего задания (1 мин)

формулировка домашнего задания;

инструкции по выполнению домашнего задания.

Фронтальная

Сформулировать домашнее задание и пояснить как его выполнить

Запись домашнего задания в дневник.

7

Практическая работа (15 мин)

знакомство с программой калькулятор;

Индивидуальная

Постановка задания, пояснение хода выполнения, выставление оценки

Выполнение задания по инструкции

8

Подведение итогов (3 мин)

Рефлексия

Индивидуальная

Провести рефлексию. Выставить оценки в дневник

Отразить свое отношение к данному уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, чтобы на столе лежали учебник, дневник, рабочая тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш, линейка. Присаживайтесь.

Ученики: проверяют, все ли приготовили, садятся.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое информация?

Ученики: Информация – это знания, получаемые в школе, сведения из книг, телевидения, новости.

Учитель: 

Какие действия человек совершает с информацией?

Ученики: Человек обрабатывает, хранит, получает и передает информацию.

Учитель: 

Опишите процесс передачи информации

Ученики: есть источник информации, который предает информацию через канал связи (Информационный канал) приемнику.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, световой, звуковой сигнал или в виде жеста, движения, слова и др. Для того чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Для этого необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, то есть разработать код. И сегодня на уроке мы с вами попадем в мир кодов, чтобы научиться расшифровывать и зашифровывать сообщения.

(первый слайд презентации)

(второй слайд)

Давайте прочитаем, что же такое код и кодирование.

(Привожу примеры по презентации, дети приводят аналогичные примеры)

4. Физминутка

Учитель: Мы все дружно потрудились, и пришло время для физкультминутки. Встаньте ровно, стульчики задвиньте, приготовились выполнять упражнения.

Проводит ученик.

Закончили упражнения, сделали себе три веселых хлопка. Присаживайтесь.

5.  Закрепление материала.

Учитель: Открываем свои тетради на печатной основе, стр.18 №15 Читаем задание № 17 (1,2) (По слайдам 13, 14, 15) выполнить №20 под (а), №22 первый квадрат.

6. Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: §1.6 задания в РТ №18, 21 стр. 22-23. Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на странице 22. В задании 18 необходимо декодировать записи, пользуясь таблицей азбуки Морзе. В задании 21 необходимо также декодировать сообщения, пользуясь алфавитом, записанным по кругу.

7. Практическая работа

Учитель: Мы сегодня уже с вами столкнулись с кодированием слов с помощью цифр. Такое кодирование используется очень часто, поэтому сегодня мы с вами познакомимся с основами работы с числами в программе «Калькулятор». Для этого мы выполним практическую работу «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор». Прежде чем сесть за компьютер, давайте вспомним, как правильно сидеть за компьютером? Правила работы на клавиатуре? Подойдите каждый к своему рабочему месту.

Перед вами лежат листы с инструкцией по выполнению практической работы и с заданиями, которые вы должны выполнить во время практической работы. На Выполнение вам отводится 15 минут. За 2 задания правильно и вовремя выполненных 3балла, за 3 - 4 балла, за 4 - 5 баллов и +1 балл, если вы активно работали на уроке. Практическую работу выполняем четко по инструкции. Внимательно читаем каждый пункт и выполняем.

Пока ученики выполняют работу, хожу, смотрю ход выполнения. За 2 минуты до конца работы выставить оценки тем, кто сделал, и поторопить тех кто заканчивает работу.

Учитель: Ребята, садимся на свои места за парты, не забываем привести рабочие места в порядок (клавиатуру задвинуть, стул задвинуть).

Рефлексия.

Учитель: Сейчас я раздам вам листочки с двумя вопросами. Первый вопрос: Что нового я узнал сегодня на уроке? Вспомните все, о чем мы сегодня говорили, определите для себя главные моменты  и запишите их под цифрами 1.., 2.., 3… Второй: Чему я научился сегодня? 1.., 2… Пожалуйста, ответьте на них и листочки сдайте.

Тема урока: Устройство ПК. Процессор

Цель: ознакомить учащихся с устройством ПК, понятием, видами и характеристиками процессора, устройством материнской платы.

Основные понятия:

Понятие персональный компьютер.

Первый ПК Appele II. Виды персональных компьютеров

Основные структурные элементы компьютера.

Устройство системного блока. Материнская плата. Процессор. Блок питания.

Виды процессоров для разных ПК. Основные характеристики процессора: тактовая частота, частота шины, кэш-память.

Определение  характеристик процессора.

Оборудование: системный блок, блок питания, материнская карта, процессор, винчестер, оперативная память, дисковод, ноутбук.

I Диктант.

1. Первое устройство для счетов, появившееся в древней Греции называлось…..

2. Первая механическая счетная машина, которая умела складывать и вычитать называлась ….

3. Двоичная система информации, состоящая из двух цифр 0 и1 называется ….

4. Основным элементом машин третьего поколения были …

5.К какому поколению ЭВМ относится вычислительная машина ЭНИАК?

6. Перечислите принципы Джона Фон Неймана

1. Механические счетные устройства называются ….

2. Автором механической счетной машины, которая могла складывать, вычитать, умножать и делить был….

3. Первые носители информации, используемые для хранения программ называются….

4. Основным элементом ЭВМ 2 поколения были …

5. К кому поколению ЭВМ относится вычислительная машина БЭСМ-6

6. Перечислите принципы Джона Фон Неймана

КОНТРОЛЬ по теме урока

КАРТОЧКА 1.

1. Опишите порядок ваших действий при поражении кого-либо электрическим током.

2. Дайте названия вычислительным приборам, изображенных на рисунках и укажите время их использования.

3. Первые носители информации, которые использовались для хранения программ, называются ____________.

--------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА 2.

1. Опишите порядок ваших действий при возникновении пожара в кабинете информатики.

2. Укажите, что сделали эти персоналии в истории вычислительной техники.

а) Чарльз Бэббидж

б) Паскаль

в) Фон Нейман

3. Механическая счетная машина называется __________

II Объяснение нового материала

К какому поколению ЭВМ относятся современные компьютеры?

Какой основной элемент в ЭВМ 4 поколения?

Почему современные компьютеры называют персональными?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПК – компьютеры, предназначенные для личного пользования.

Как назывался первый персональный компьютер?  Appel II

Какие виды ПК вам известны?

Сегодня мы познакомимся с устройством ПК и главным его элементом – процессором.

Для начала рассмотрим устройство всего системного блока. Под железным каркасом системного блока находятся различные структурные элементы.

Основой работы компьютера является электричество. Поступление тока осуществляется через блок питания. Сюда подходят разъемы от розетки. Находится вентилятор для охлаждения. А также включатель питания. От блока питания отходят провода к материнской плате, жесткому диску, дисководу и другим элементам.

 Вспоминая, что основным элементом ЭВМ 4 поколения является БИС, давайте найдем БИС в нашем ПК. Это материнская плата. К ней крепятся все другие интегральные схемы и главное устройство обработки информации – процессор.

 К материнской плате крепится плата оперативной платы. Именно с ней обменивается информацией процессор. Данные поступают по магистралям от оперативной памяти к процессору и обратно.

К материнской плате крепится видео-плата. Она может иметь собственную систему охлаждения. На современных компьютерах видео-плата может быть встроена в материнскую.

На материнской плате есть и другие слоты расширения для различных устройств. Можно крепить карту видеомонтажа, звуковую плату, и т.д.

На внешней стороне системного блока выступают разъемы материнской платы. К этим разъемам подключаются различные внешние устройства (клавиатура, мышь, сканер, принтер, флеш-память, звуковые колонки и т.д.)

К материнской плате подходят провода от жесткого диска, винчестера, дисковода.

Более подробно поговорим о процессоре.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Процессор – микросхема (интегральная схема), которая обрабатывает информацию в компьютере.

В каком виде процессор обрабатывает информацию? На машинном языке.

В мире существуют две ведущие корпорации, которые выпускают процессоры. Это ИНТЕЛ и АМД. Эти две линейки процессоров имеют разные виды процессоров для разных ПК.

Запишите виды процессоров для разных видов ПК.

Любой процессор имеет три характеристики, описывающие его мощность.

1. Тактовая частота. Выражается в ГГц. Это количество операций, которое процессор выполняет за секунду. Вспомним, что эта характеристика менялась от поколения к поколению. От паскалины до современности.

2. Частота шины. Это скорость передачи данных в секунды. МГц.

3. Объем кэш-памяти. Это память, которая находится в процессоре. В эту память загружаются файлы из оперативной памяти и процесс их обработки осуществляется быстрее.

Домашнее задание.

п. 1.2.1.

определить параметры процессора на домашнем компьютере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Работа в MO Word

Создать новый документ под названием Процессор. Сохранить его в папке под своей фамилией.

Представление информации человеком и компьютером

Тип информации

Человек

Компьютер

Числовая

5

00000101

Текстовая

А

11000000

Графическая

·

00000000

Звуковая

Звук максимальной громкости

11111111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу,помогают развивать мыслительную деятельность учащихся и корректировать недостатки пси...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...