Обобщение опыта. "Игра,как способ формирования учебой мотивации на уроках физики"
материал по физике на тему
Игровая деятельность - наиболее понятна и близка ребенку, играя, любой ученик ,а не только любитель данного учебного предмета , легко осознает поставленные учителем цели. На игровых уроках , особенно уроках обобщения и применения знаний , царит атмосфера взаимопонимания , интереса , азарта, каждый имеет право на ошибку. Игра полезна: сколько активности, смекалки, творчества проявляют учащиеся в процессе соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch.olyta_.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физики I категории Данилова Любовь Николаевна. Обобщение по теме
« Дидактические игры на уроках физики». Уроки путешествия по стране.
« На уроках физики игра приобретает особенно большое значение не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.» Я. И.Перельман.
Игровая деятельность - наиболее понятна и близка ребенку, играя, любой ученик ,а не только любитель данного учебного предмета , легко осознает поставленные учителем цели. На игровых уроках , особенно уроках обобщения и применения знаний , царит атмосфера взаимопонимания , интереса , азарта, каждый имеет право на ошибку. Игра полезна: сколько активности, смекалки, творчества проявляют учащиеся в процессе соревнования.
Организация дидактической игры дает положительный результат, она активизирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств ( ведь занятия проходит с высоким эмоциональным накалом, работают все.) Работаю 33 года, пришла к выводу, что зачетные занятия лучше проводить в игровой форме. Обычно провожу игру- путешествие по стране. В каждом классе игра имеет более конкретное название, отражающее пройденную тему, например:
Путешествие по стране «Силы» 9 класс;
Путешествие по стране «Молекулярная физика» 10 класс;
Путешествие по стране «Электромагнитные волны» 11 класс.
Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображены различные уголки страны. Пункты назначения пронумерованы. В каждом уголке страны предусмотрено определенное задание, которое выполняется каждым членом экипажа. Задания подобраны разного уровня, оцениваются определенным количеством баллов, пребывание в пункте строго регламентировано.
Начинала проводить игры, используя печатные разработки, потом пришла к своей системе, первые уроки путешествия проводила по карте ( демонстрирую карту).
Сейчас пришла к выводу, что оптимальное число пунктов должно соответствовать 5.
0 пункт проверяет подготовку к путешествию «Ответь не задумываясь». Повторяются вопросы всей темы, рассматриваются качественные вопросы.
1 пункт «Станция теория» проверяются знания теории. Теоретический материал можно проверить, используя карточки задания: закончи фразу, диктанты по основным понятиям темы, отгадывание кроссворда.
2 пункт «Город Символ» проверяется знание физических величин. Можно провести диктант, поработать шифровальщиком, использовать записи на доске.
3 пункт «Озеро Формул» проверяет знание формул. Диктант по формулам, заполнение таблиц, перфокарт, выбор правильных формул, исправление формул с ошибками.
4 пункт «Пещера График» проверяется умение работать с графиками, схемами, приборами. Отсюда можно изменять название пещеры и работать либо с графиками, либо со схемами, либо с приборами.
5 пункт «Гора Олимп».Здесь решаются задачи разного уровня, качественные задачи. Ребятам предоставляется выбор, они могут решить не все задачи, а выбрать по желанию.
6 пункт «НФВЗ» (домашнее задание) обычно провожу перед 5 пунктом. Примерные задания:1.Составить кроссворд по теме.
2.Написать статью в школьную стенгазету по теме.
3.Написать сообщение по теме.
4.Написать сказку по теме.
5.Описать принцип работы и устройство машины.
7 пункт «Итоги».В этом пункте ребята оценивают свою работу, записывают замечания по уроку или свои впечатления. Например: Урок понравился, побольше бы таких уроков.
Замечательный урок, мешала камера, непривычно, мало времени, интересно,
слишком много карточек, если бы учил, написал бы лучше.
Окончательный итог подводится на следующем уроке, анализируются
ошибки, сравниваются оценки. Во время путешествия ребята фиксируют
ответы на листочке бумаги. После проверки все результаты заносятся в
таблицу (таблица в приложении).
Роль учителя на уроке - диспетчер, управляющий деятельностью, после
урока - ЭВМ
Роль ученика на уроке - путешественник исследователь, после урока -
исследователь.
Во время урока использованы методы: наглядноиллюстративный,
проблемно-поисковый, коммуникативный, имитационно-ролевой, анализ
ситуаций, рефлексия.
Такого типа уроки разнообразят процесс обучения, улучшают
психологический климат, создают творческую атмосферу, раскрепощают
ребят, активизируют знания, повышают интерес, вызывают массу чувств,
дисциплинируют. Даже слабоуспевающие учащиеся включаются в процесс
работы.
Предлагаю несколько разработок таких уроков (смотри приложение).
Такие уроки отличаются положительной психологической атмосферой,
каждый участник независимо от успеваемости занимает активную позицию,
каждый пытается найти решение, испытывают большое удовлетворение от
занятий и от самого процесса труда. Путешествие вызывает положительные
эмоции радость познания.
Приложение
Пункт назначения. | Что проверяется. |
0. Ответь не задумываясь. | Готовность к зачету. |
1. Станция Теория | Знание теоретического материала. |
2. Город Символ | Знание и обозначение физических величин. |
3.Озеро Формула. | Знание формул. |
4.Пещера График | Умение работать с графиками. |
5.Гора Олимп. | Умение решать задачи. |
6.НФВЗ. | Творческие способности. |
7.Итоги. | Самооценка. |
1. Станция Теория I. Вариант.
1. Энергия движения и взаимодействия частиц......................
2.Процесс передачи энергии от одного тела к другому без совершения работы.....
3.Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество... .
4.Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в
другое равно... .
5.Необратимыми называют такие процессы, которые могут самопроизвольно
протекать только в одном определенном направлении......
6. Процесс, осуществляемый без теплообмена с внешней средой.....
1. Станция Теория II Вариант.
1 .Внутренняя энергия в термодинамике зависит........
2 .Количественная мера изменения внутренней энергии при теплообмене......
3 Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления.....
4. Количество теплоты , переданное системе идет на .......
5 .Не возможно перевести теплоту от более холоднойv системы к более горячей ......
6. Если в результате изменений система вернулась' в исходное состояние то говорят, что она ......
1. Станция Теория III.Вариант
1. Теория тепловых процессов, в которой не учитывается молекулярное строение тел.....
2. Внутренняя энергия макроскопического тела равна....
3. Работа газа равна.....
4. При обмене теплотой в изолированной системе без совершения работы выполняется уравнение......
5. Устройства, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую.......
6. Отношение работы совершаемой двигателем к количеству теплоты ,полученному от нагревателя........
2. Символ I. Вариант. Поставьте в соответствие символу название Ф.В., запиши единицу.
1.КПД.
2.Температура нагревателя.
3.Температура холодильника
4.Внутренняя энергия.
5.Количество теплоты.
б.Работа газа.
7.Универсальная газовая постоянная.
8 .Абсолютная температура. 15 .Молярная масса.
9. Давление. Ю.Изменение объема. 11 .Удельная теплоемкость. 12.Удельная теплота парообразования. 13.Удельная теплота сгорания топлива. Н.Масса.
Символ | и | Q | А' | m | М | R | Т | Р | AV | с | S-ч | q | Tl | Т2 | ц |
название | |||||||||||||||
единица |
2.Символ. П. Вариант. Поставьте в соответствие символу название Ф.В., запиши единицу.
1.КПД.
2.Температура нагревателя.
3.Температура холодильника.
4.Абсолютная температура.
5.Изменение объема.
б.Давление.
7.Универсальная газовая постоянная
8.Удельная теплоемкость.
9.Внутренняя энергия.
10. Удельная теплота парообразования.
11 .Количество теплоты.
12.Масса.
13.Работа газа.
14.Удельная теплота сгорания.
Символ | и | Q | А' | m | М | R | Т | Р | AV | с | г | q | Tl | Т2 | п |
название | |||||||||||||||
единица |
2 Символ. III Вариант Приведите в соответствие символу название Ф.В., запишите единицу.
1.КПД.
2. Изменение объема.
3. Температура нагревателя.
4. Температура холодильника.
5. Давление.
6. Масса.
7. Абсолютная температура.
9.Внутренняя энергия.
10. Удельная теплота парообразования.
11 .Количество теплоты.
12. Удельная теплоемкость.
13.Малярная масса.
14. Работа газа
15.Удельная теплота сгорания.
8. Универсальная газовая постоянная.
Символ | и | Q | А' | m | М | R | Т | Р | AV | с | г | q | Tl | Т2 | п |
название | |||||||||||||||
единица |
3. Озеро. I Вариант
1. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа
2. Работа газа
3. Количество теплоты при нагревании
4. Уравнение, выражающее I закон термодинамики
5. КПД тепловой машины
6. Адиабатический процесс
3. Озеро. II Вариант
1. Количество теплоты при сгорании
2. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа
3. Работа газа
4. Уравнение теплового баланса
5. Уравнение, выражающее I закон термодинамики
6. Максимальный КПД идеального газа
4. Пещера График
t\-P-10s]Ja
Л
о •»• Па
l\p-w5na
4 2
ч-------1-
0 100 200
4 2
—>-
т.к о
-»—h
Кя,"'
* ^
0
V.M3
1 2 3
5. Гора Олимп. I Вариант
1. В процессе изотермического расширения газ получил 3,5 * 10 4Дж теплоты, чему равна работа, совершенная газом?
2. Горячий пар поступает в турбину при температуре 500° С и выходит при температуре 30°С.Вычислите КПД.
3. В радиатор автомобиля влили 2 кг воды при 40°С затем добавили 4кг при 85°С.Определите температуру смеси при тепловом равновесии. (с=4200Дж/кг*С)
5. Гора Олимп..II Вариант
1.В процессе изохорного нагревания газ получил 15 МДж теплоты. Чему равно
изменение внутренней энергии газа?
2. Тепловой двигатель получает от нагревателя 0,4 МДж и отдает холодильнику ОД МДж теплоты. Чему равен КПД такого двигателя?
3. В ванну налито 80 кг воды при температуре 10°С. сколько кг воды при 100°С нужно долить в ванну, чтобы температура смеси была 25°С (с=4200 Дж/кг°С).
5. Гора Олимп. III Вариант
1. В процессе изобарного расширения газу передано 6 МДж. Изменилась ли внутренняя энергия газа? Нагрелся газ или охладился?
2. КПД идеального теплового двигателя 30% газ получил от нагревателя 10 кДж теплоты. Рассчитайте температуру нагревателя, если температура холодильника 20°С. Какое количество теплоты отдано холодильнику?
3. В стеклянный стакан массой 0,12 кг при температуре 15°С налили 0,2 кг воды при температуре 100°С. при какой температуре установится тепловое равновесие.
с с™,=830 Дж/кг°С; с№о= 4200 Дж/кг°С
оценки | "* | «■л | 1 'О | > | > | 4 | lo | "■> | «V"l | ^n | > | > | <*> | |||
Округлено до целого | "-ч | —ч | On | Os | 42 | *—< | •о | »~ч | "«Ч | |||||||
Итого 20-22 | 75,55 | 9,9 | 19,8 | °0~ | 17,05 | 5,7 | > | 25,7 | 10,6 | VO" | 9,45 | 10,4 | 43 | IN. ~-ч | 14,5 | "•ч ~ч |
t\ | 'А | «п | ^t- | «o | 4\5 | ^n | <*•> | >o | > | > | f-> | fn | > | > | > | |
чэ | ||||||||||||||||
4-х ^ | 2 5 | "X | > | > | 3,8 | 3,2 | 7,5 | p> | OO | 0,8 | 2,2 | о | 3,5 | _*? | 2,5 | |
4h «•<•> | О | «^ | -4 | о | 0,5 | "-ч | о | 0,2 | ~ч | 0,5 | ~-ч | "•Si | ~ч | |||
«П «П | 2,5 | <~Ч | ST | 2,7 | 7,(57 | "~i | 3,5 | ~-l | 1,75 | —■i* | ||||||
Cs, 1^ | ¥,S5 | б> | "~> | 4,5 | T> | 5,5 | 3,5 | •O | "ТзТ1 | «л | 4,2 | 2.8 | <7 | <0 | > | |
~-, 4=> | "~> | ■о | 4,5 | 3,5 | •—ч | '-o | 5,5 | «n' | 1—1 | о | 2,5 | 5,5 | ||||
О | •~ч | —1 | > | •о "—Г | •х, | |||||||||||
Фамилия | 7)?ушникоб | Якунин | Лысое | Медведева | Лукин В. | Лукин Ан. | Лрдатова | Шапошникова | Трмгорьева | Копысов | Т'ешеотов | Каткова | Т^мельянова | Попова М | Сергеева | Карпова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...