Современная структура урока в рамках ФГОС. Выступление на районном МО учителей физики.
материал по физике на тему

Демченко Людмила Григорьевна

Современная структура урока в рамках ФГОС. Выступление на районном МО учителей физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_struktura_uroka_v_ramkah_fgos.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная структура урока в рамках ФГОС

Демченко Л.Г., учитель физики МКОУ «СОШ №3» пос.Ставропольского

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

      Слайд 2

      Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

М. И. Махмутов считает, что структура урока должна строиться с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура урока. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются: 1) актуализация прежних знаний и способов действий; 2) формирование новых понятий и способов действий; 3) применение-формирование умений и навыков. Эта структура раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся: рассказ, упражнение, чтение текста и т. д. Если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры – величина переменная. Именно в построении методической подструктуры проявляется творчество учителя.

Структура современного урока должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 3

Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся  по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Слайд 4

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Слайд 5

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Слайд 6

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Слайд 7

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

 Слайд 8

По ФГОС результаты  освоения основных образовательных программ делятся на три группы: личностные, предметные и метапредметные.

Слайд 9

Базовыми образовательными  технологиями ФГОС являются:

 Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

Технология развития критического мышления

Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач,

практически значимых для изучения окружающего мира)

Технология, основанная на реализации проектной деятельности

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Информационные технологии

Зная, что,по данным исследований, в памяти человека остается 25%  услышанного материала, 30% -  увиденного, 50% -  увиденного и услышанного, 75% -  материала, усвоенного в процессе практических действий, я использую ИКТ (мультимедийные презентации, тестирование, викторины, игры). Это позволяет мне создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания, поддержки, помощи.

Слайд 10

  В работе над уроком  мне помогает технологическая карта и  план-конспект урока.

Слайд 11

Технологическая карта урока -  это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.  Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Слайд 12,13

Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой  и технологическая карта с  дидактической структурой.

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая
карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме: «Испарение и конденсация»

Пояснительная записка

Предмет: физика

 Учебник:ПерышкинА.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2010

Автор программы:Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин

Класс:8

Тема урока:           «Испарение и конденсация»

Данный урок -  продолжение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»  в разделе  «Процессы перехода»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма:урок-лекция с элементами исследования

Вид: смешанный

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.

Пропедевтика темы данного урока осуществлялась:

2-6 классы                      -  естествознание

 6 класс                          - география – Круговорот воды в природе

7 класс                            - физика   -   Различные  состояния вещества на основе    молекулярного строения

Цель: создать условия для знакомства с процессами перехода  из жидкостного  состояния в газообразное состояние (прямого и обратного).

Задачи:

в личностном направлении (воспитывающие) -  воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса

в метапредметном направлении(развивающие)  -  развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)   и коммуникативные  способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.

в предметном направлении (образовательные)  – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов:  температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Оборудование:компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины- 8 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом,  электрическая лампа, бумажный веер,  лепестки  ромашки с вопросами.

Технологическая карта урока (примерная схема)

Этап урока

Время

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности (Оргмомент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(5 мин)

Приветствие:  Здравствуйте.дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.

Прослушайте стихотворение  Щеглова  и попробуйте  отгадать природное явление.Слайд 1

Вода появляется из ручейка

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно течёт на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море

Моря пополняют запас океана,

 Над ним формируются клубы тумана

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберётся вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Ответ:  В данном стихотворении описывается природное явление «Круговорот  воды в природе»

Показ слайда  2«Круговорот  воды в  природе»

Задаётся  вопрос: А какие процессы входят в это природное явление ?-

Ответ: плавление и отвердевание, испарение и конденсация

Озвучивание темы урока:  два первых процесса мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем «Испарение и обратный процесс конденсация»

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные  осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативныевступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

2

Актуализация опорныхзнаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

(5мин)

Давайте  продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:  

Вопросы  - Слайд 3:

1.Каковы основные  положения МТ строения вещества

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество

3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое

4. Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд

 Выстраивает ответы на вопросы

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативныеумение выражать свои мысли, строить высказывания

3

Новые знания

Цель:

обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения

(20 мин)

Слайд 4:      схема  (жидкость- пар)

Зарисуем в тетрадь

Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

1)

Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода  -- испарение

Выполним мысленный опыт:  нальём  в стакан воды и оставим на некоторое время.  Останется ли уровень воды прежним?

  Почему?  (Произошло испарение)

Объяснить это на основе МТ строения вещества( движение молекул, разрыв связей)

Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на поверхности жидкости, самые быстрые)

Как изменяется внутренняя энергия  жидкости   при этом? (уменьшается)

Определение:парообразование  происходящее с поверхности жидкости  называется испарением

Сделаем рисунок в тетрадь

Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем?  (холод)

Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием

Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения

1 группа:  зависимость от рода жидкости

2 группа:  от площади свободной  поверхности

3 группа  от температуры жидкости

4 группа   от наличия или отсутствия ветра

Экспериментальное задание 1

Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт.  Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости

Экспериментальное задание 2

Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа

Ход работы:  капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой

Сделайте вывод о зависимости   скорости испарения от температуры

Экспериментальное задание 3

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле.  Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра

Экспериментальное задание 4

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа

 Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта.Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности

Запишем выводы в тетрадь

2)Вернёмся к слайду 4 -  Схема.    На схеме вы видите ещё одну стрелочку. Происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Попробуем дать определение конденсации.

Ответ:  Явление перехода пара в жидкость называется конденсацией

 Это обратный процесс.    Как на ваш взгляд, будет меняться  энергия  жидкости.

Ответ:  внутренняя энергия жидкости увеличивается

Вопрос:  А что происходит с энергией пара?

Ответ: Конденсация пара сопровождается выделением энергии

Ребята теперь вы можете объяснить всем нам известное природное явление  - роса

Ответ:летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки воды оседают на траве и листьях.

Подводитобучающихся к формулировке определенияпарообразования и испарения

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах,  формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.

Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью     учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися  данного явления

На основании схемы участвуют в создании определения парообразования,  производят мысленный эксперимент,  выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам,  высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений,  записывают выводы в тетрадь

Высказывают своё  мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы.

Познавательныеумение строить логическую цепь размышлений, умение  устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  умение  выделять  необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные:умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию

Личностные:осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон

Познавательные:умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.

Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы

Коммуникативные: умение вступать в диалог,  умение создавать устные высказывания

4

Первичная проверка знаний

Цель: фиксация полученных знаний  при решении качественных задач

( 8 мин)

 Проведём игру:   « Ромашка» Каждое задание размещено на одном  лепестке.Отвечая на заданные вопросы соберём цветок.

Серия качественных задач:

1.Выйдя в жаркий  день из реки, вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях:  жирный суп или чай? Объясните почему?

3. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?

4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания?

5. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?

6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек  зимой?

7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар?

8. Почему роса обильнее после жаркого дня?

9. Почему бельё сохнет медленно, если оно сложено в кучу?

10. Почему наши бабушки предпочитали пить чай из блюдца?

Контролирует выполнение качественных задач,  обеспечивает мотивацию выполнения,  осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют  по очереди  задания, высказывают своё мнение,  слушают ответы , анализируют.

Личностные:умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные:умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные:умение применять знания в новой ситуации

5

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание

Цель:  зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

(2мин)

Подводим итоги урока. Вопрос:    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  А домашнее задание будет следующим:

1)П.16,17  Упр 9 Устно -  (всем)

2)Подготовить доклады:  «Роль испарения в жизни животных  и растений»  и

«Роль испарения в жизни человека»   (по желанию)

3)приготовить ответ  об испарении по плану: (карточка)

     А) внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление)

   Б) Условия, при которых происходит явление.

  В) Сущность явления, его определение

 Г) От чего зависит протекание явления (какие  факторы оказывают на него влияние)

Д) Примеры данного  явления в природе

Е) Использование данного явления на практике (для какой цели)

Отвечая на вопросы у нас получилась красивая, большая ромашка. Я хочу подарить этот цветок   вам.  Вы подарили мне хорошее настроение.  Спасибо вам за урок.

Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию

Отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказываютчто узнали,  чему научились,  какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные:умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Регулятивные:умение осуществлять  итоговый контроль

Познавательные:умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность  в деятельности

Совершенствование типологии и структуры урока. Использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки, что обеспечивает неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.

 Мастерство учителя на уроке заключается, в том числе, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. 

И здесь важно соблюдение общих требований к современному уроку:

^ Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. 
^ Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях необходимо анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
^ Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
^ Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. 
Главным критерием качества урока должен стать ответ на вопрос «Как учитель помогает ученику учиться?» (учиться, то есть учить себя). 

Особенности современного урока физики

Урок физики обладает рядом специфических черт, характерных для естественных наук. 
Объект изучения – окружающий ребенка мир, изменения происходящие в природе. Предмет науки – все проявления жизни. Таким образом, 
содержание урока физики отличается емкостью материала и необходимостью постоянного обновления содержания, подтверждения научными фактами.

При изучении физики целесообразна широкая опора на все аспекты субъектного опыта ребенка (основы витагенной педагогики). Для обеспечения позитивного эмоционального фона при освоении физики следует шире задействовать интересующие учащихся темы и объекты, пробуждая и поддерживая личный интерес к предмету на протяжении изучения всего курса.

Вокруг ученика важно организовывать его личное пространство из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни (запотевание стекол и кипение чайника, перемещение тяжестей и катание на лыжах и т.д.), чтобы знание физики стало постоянным, частью жизни.

Важно больше внимания уделять качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем (причем таких задач, которые не предполагают единственного правильного ответа). При этом цели работы лучше всего формулировать в форме общей идеи поиска: «Найдите в приведенной ситуации (описании явления, процесса) отражение того учебного материала, который мы изучали в этой четверти, и прокомментируйте». Результаты такой работы сразу же покажут, что и как действительно усвоили учащиеся в течение нескольких месяцев 

Обучение физике должно способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. Его «Я» должно пополняться уверенностью, что он становится знающим физику человеком, ориентирующимся в устройстве физических приборов и устройств, возможно, будущим разработчиком высоких технологий и т.д. В процессе обучения физике подобное «Я» должно быть найдено каждым лично.

В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика — индивидуальная или групповая работа на уроке, решение качественной или расчетной задачи, уровня сложности задания, формы домашнего задания и др.

Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы «вижу» - «слышу» - «чувствую», восприятия одновременно или последовательно. Следует учесть, что на уроках физики присутствует наглядность следующих видов:


Наглядность I рода - это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных физических экспериментов; 


Наглядность II рода - это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых физических процессов и явлений, 


Наглядность III рода - это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности I и II рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью III типа наглядности является возможность объединения реального физического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможность пользователю (ученику или учителю) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п. 


Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, проговаривали символы и законы, действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные конспекты-схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т.д. Подобное разнообразие подходов позволяет создать ситуацию успеха для учеников, не имеющих ярко выраженных способностей к изучению предмета. 

Богатство материалов: текстовых и иллюстративных, ЦОР и природных объектов позволяют организовать работу с различными источниками информации и повысить технологичность и мобильность урока (смена деятельности от 3 до 6 раз), развивать ключевые компетентности, что требует тщательного отбора учебного материала и методов работы.
Особое внимание следует уделять 
развитию предметных компетентностей, заложенных в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.

Содержание физики способствует созданию благоприятных условий для развития коммуникативных и социальных компетенций учащихся во время групповых практических и лабораторных работ, экскурсий, исследовательских проектов. Метод проектов является самым эффективным способом обучения предметам естественного цикла, так как выполняет ряд важнейших задач современного образования. В процессе диспутов и дебатов, открытых дискуссий формируются элементы толерантности мышления школьников.

Содержание и структура предмета позволяет формировать элементы экологической культуры. 

Уход от контроля к самоконтролю, овладение культурой тестирования и умений, заложенных в тестовых заданиях ЕГЭ и ГИА, выполняют важнейшую задачу современного образования – переходу к новой системе оценивания качества знаний

Слайд 14

 В структуру опорного плана-конспекта урока входят разделы: технология проведения урока, деятельность учителя и ученика, и планируемые результаты. Конспект разбивается на этапы технологии проведения урока: мотивационно-целевой, изучения нового материала, изучения новых способов действия, рефлексивно-оценочный.

   План   позволяет  увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучающихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Предлагаю план-конспект  урока  

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
          
Сила тяжести

(Тема урока)

1.      

Фамилия,имя, отчество

2.      

школа

3.      

должность

учитель

4.      

предмет

физика

5.      

класс

   7

6.      

Тема урока

Сила тяжести

7.      

учебник

Физика 7(базовый уровень),  Л.Э.Генденштейн изд. «Мнемозина»,  2009 год

 

Цель  урока:  сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи:

- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

-развивающие расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Цель урока:  организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

 Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности ( в частности, за счет рефлексии).

Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Формировать умение работать с  ЭОР.

 Предметных:

Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы,  ее единиц измерения.

Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.

Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.

Делать выводы на основе экспериментальных данных.

Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.

Решать задачи на применение силы тяжести.

Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.

Структура и ход  урока

Таблица 1.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1.             

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи

Слушают

1 мин.

2.             

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

 

Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий

Слушают

1 мин

3.             

Актуализация опорных знаний

 

Проводит фронтальный опрос

Слушают, отвечают на вопросы

3 мин.

4.             

Изучение нового материала

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Сила тяжести (5 слайдов) (1):

1.Определение, формула, направление

2.Опыты Галилея

3.Зависимость от расстояния до центра планеты

4.Вопросы для закрепления

 

Объясняет новый материал на основе компьютерных слайдов.

 

Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения

1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля, 4)записывают конспект в тетрадь

 

 

 

5.Конспект

6.Зависимость от массы телаhttp://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

интерактивная модель

7. Вопросы для закрепления

 

.

 

15 мин

5.

физкультминутка

 

 

Выполняют упражнения

1 мин

 

Применение ЗУН при решении задач.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html

Решение задач на силу тяжести ( 3 слайда)

 

 

Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул на доске

просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске

14 мин

6.             

Подведение итогов урока, рефлексия

 

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

3 мин

7.             

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

http://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Домашняя лабораторная работа с использованием Интернет-ресурсов 

Озвучивает домашнее задание:

Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов

Записывают задания в дневники

2 мин

 Приложение к плану-конспекту урока

_ Сила тяжести

(Тема урока)

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сила тяжести

ОМС, электронный учебный модуль контрольного типа

ОМС, электронный учебный модуль информационного типа

интерактивная анимация,

интерактивная модель

 

http://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Информационный модуль посвящен теме "Сила тяжести" основного общего образования. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация "Сила тяжести".

2

Решение задач на силу тяжести

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль практического типа

интерактивная анимация

http://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html

 

Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Сила тяжести» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности

3

самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа

Лабораторная работа

http://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Данный модуль предназначен для проведения экспериментов по зависимости силы тяжести от массы тела.

Слайд 15

 Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока.

Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При  подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: « СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ФГОС»

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Доклад на педсовет. Структура урока в рамках ФГОС..

Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ...

Презентация выступления " Конструирование современного урока в рамках ФГОС"

Презентация выступления "Конструирование современного урока в рамках ФГОС"...

Презентация к выступлению на районном МО учителей физике. Современная структура урока в рамках ФГОС

Презентация к выступлению "Современная структура урока в рамках ФГОС"....

Выступление в РМЦ учителей географии. Отличие современного урока в рамках ФГОС

ФГОС второго поколения нацеливает нас на смену образовательной цели:Главное сегодня - не знания, а умение их добывать и ими пользоваться...