Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике в 7 классе
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.В. Перышкина(ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp-7_2018-2019.docx | 32.97 КБ |
rabochaya_programma_7-9_fgos_izmenen.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | 7 «А» Даты проведения | 7 «Б» Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | ||
план | факт | план | факт | ||||
Физика и ее роль в познании окружающего мира 4 часа | |||||||
1/1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. | Демонстрации: лабораторное оборудование по механике, тепловым явлениям, электричеству и магнетизму. | Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики. | ||||
2/2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др. Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса | Различать методы изучения физики; измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра | ||||
3/3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника | Демонстрации. Современные технические и бытовые приборы | Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; определять место физики как науки | ||||
4/4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Лабораторное оборудование | Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности; анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; работать в группе | ||||
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч) | |||||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании | Схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха | ||||
6/2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Лабораторное оборудование | Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
7/3 | Движение молекул | Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел | Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире; анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии | ||||
8/4 | Взаимодействие молекул | Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера. Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения | Наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы | ||||
9/5 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы | Приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях | ||||
10/6 | Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Презентации, доклады, видеоролики | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике | ||||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23 ч) | |||||||
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля | Определять траекторию движения тела; переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравномерное движение; доказывать относительность движения тела; определять тело, относительно которого происходит движение | ||||
12/2 | Скорость. Единицы скорости | Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности. Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой | Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость | ||||
13/3 | Расчет пути и времени движения | Демонстрации. Движение заводного автомобиля | Определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | ||||
14/4 | Инерция | Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку | Приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции | ||||
15/5 | Взаимодействие тел | Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик | Приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | ||||
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах | Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; различать инерцию и инертность тела | ||||
17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Лабораторное оборудование | Пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; работать в группе | ||||
18/8 | Плотность вещества | Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы | Анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м3 в г/см; применять знания из курса природоведения, математики, биологии | ||||
19/9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Лабораторное оборудование | Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе | ||||
20/10 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска | Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества; работать с табличными данными | ||||
21/11 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Электронный задачник | Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема; анализировать результаты, полученные при решении задач | ||||
22/12 | Контрольная работа № 1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Сборник контрольных работ | Применять знания к решению задач | ||||
23/13 | Сила | Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела | Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы | ||||
24/14 | Явление тяготения. Сила тяжести | Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона | Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы | ||||
25/15 | Сила упругости. Закон Гука | Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины. Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной | Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; объяснять причины возникновения силы упругости; приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту | ||||
26/16 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Видеоролики, презентация | Графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и вес тела; находить связь между силой тяжести и массой тела; определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | ||||
27/17 | Сила тяжести на других планетах | Видеоролики, презентация | Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); применять знания к решению физических задач | ||||
28/18 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Измерения сил с помощью динамометра» | Лабораторное оборудование | Градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления | ||||
29/19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел | Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы | ||||
30/20 | Сила трения. Трение покоя | Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники | Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения | ||||
31/21 | Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра» | Лабораторное оборудование | Приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы; измерять силу трения с помощью динамометра | ||||
32/22 | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» | Электронный задачник | Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач; — переводить единицы измерения | ||||
33/23 | Контрольная работа № 2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | Сборник контрольных работ | Применять знания к решению задач | ||||
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч) | |||||||
34/1 | Давление. Единицы давления | Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой | Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; вычислять давление по известным массе и объему; выражать основные единицы давления в кПа, гПа | ||||
35/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Презентация, видеоролик | Выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы | ||||
36/3 | Давление газа. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление твердого тела» | Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда сборник контрольных работ | Объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы; применять знания к решению физических задач | ||||
37/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Демонстрации. Шар Паскаля | Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты | ||||
38/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Демонстрации. Давление внутри жид кости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду | Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом учебника; составлять план проведения опытов | ||||
39/6 | Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 4 по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | сборник контрольных работ | Решать задачи на расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда | ||||
40/7 | Сообщающиеся сосуды | Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности | Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы | ||||
41/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Демонстрации. Определение массы воздуха | Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы | ||||
42/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями | Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли | ||||
43/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса | Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии | ||||
44/11 | Манометры | Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра | И различать манометры по целям использования; устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением измерять давление с помощью манометра; | ||||
45/12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса | Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; работать с текстом учебника; анализировать принцип действия указанных устройств | ||||
46/13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа | Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | ||||
47/14 | Закон Архимеда | Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда | Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; | ||||
48/15 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Лабораторное оборудование | Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента; работать в группе | ||||
49/16 | Плавание тел | Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей | Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел | ||||
50/17 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | Электронный задачник | Рассчитывать силу Архимеда; анализировать результаты, полученные при решении задач | ||||
51/18 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Лабораторное оборудование | На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе | ||||
52/19 | Плавание судов. Воздухоплавание | Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем | Приводить примеры плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания | ||||
53/20 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | Электронный задачник | Применять знания из курса математики, географии при решении задач | ||||
54/21 | Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Сборник контрольных работ | Применять знания к решению физических задач | ||||
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13 ч) | |||||||
55/1 | Механическая работа. Единицы работы | Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности | Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы; устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем | ||||
56/2 | Мощность. Единицы мощности | Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе | Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единица | ||||
57/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага | Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; определять плечо силы; решать графические задачи | ||||
58/4 | Момент силы | Демонстрации. Условия равновесия рычага | Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча | ||||
59/5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Лабораторное оборудование | Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять знания из курса биологии, математики, технологии; работать в группе | ||||
60/6 | Блоки. «Золотое правило» механики | Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки | Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков | ||||
61/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | Электронный задачник | Применять знания из курса математики, биологии; анализировать результаты, полученные при решении задач | ||||
62/8 | Центр тяжести тела | Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела | Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом учебника; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | ||||
63/9 | Условия равновесия тел | Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел | Приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом учебника; применять на практике знания об условии равновесия тел | ||||
64/10 | Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Лабораторное оборудование | Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов | ||||
65/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | Видеоролик, презентация | Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом учебника | ||||
66/12 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Видеоролик, презентация | Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом учебника | ||||
67/13 | Контрольная работа № 6 по теме «Работа. Мощность, энергия» | Сборник контрольных работ | Применять знания к решению физических задач | ||||
68 | Повторение пройденного материала | Видеоролик, презентация | Демонстрировать презентации; выступать с докладами; участвовать в обсуждении докладов и презентаций |
Контрольных работ – 6
Лабораторных работ - 11
Предварительный просмотр:
Краснодарский край муниципальное образование
город-курорт Анапа
негосударственное частное образовательное учреждение
гимназия "Росток"
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2017г протокол №1
Председатель
______________ Пономарева И.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ФИЗИКЕ
Уровень образования (класс) основное общее образование, 7 – 9 классы
Количество часов 204 основное общее образование
Учитель Кордас Наталья Анатольевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС на основе "Примерной программы по учебным предметам. ФГОС"по учебным дисциплинамавторской Физика 7-9 классы", М: Просвещение, 2011 год и авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, Н.В. Филонович "Программа основного общего образования. Физика 7-9" из сборника "Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. ФГОС" Е.Н. Тихонова. М: Дрофа,
город-курорт Анапа
2017 г.
Планируемы результаты изучения учебного курса, предмета
1. Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: ускорение, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, прямолинейного распространения света, отражения света.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: давления, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы тока от напряжения на участке цепи;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
2. Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использования;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание учебного предмета
Содержание учебного курса «Физика» для 7 класса (68часов, 2ч в неделю)
Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 ч.)
Что изучает ФИЗИКА. Физические явления. Наблюдения, опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа. № 1. Определение цены деления измерительного прибора
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Физика и физические методы изучения природы»:
Знать: представление о физическом явлении, физическом законе, веществе.
Уметь: описывать и объяснять физические явления.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа. № 2 «Определение размеров малых тел»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Знать: строение вещества, иметь представление о притяжении и отталкивании молекул.
Уметь: объяснять различные состояния вещества на основе МКТ.
Взаимодействие тел (23 ч.)
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике. Подшипники.
Контрольные работы: № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах
Лабораторная работа № 4«Измерение объёма тела»
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №7 "Измерение силы тренияскольжения и силы трения качания с помощью динамометра"
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Взаимодействие тел»
Знать: понятие взаимодействия; определение массы; плотности вещества, формулу, единицы её измерения и обозначения, определение силы тяжести, силы упругости, силы трения; о смысле физических величин: путь, скорость, масса, плотность.
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч.)
Давление. Давление твёрдых тел. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Контрольная работа: № 3 «Давление. Закон Паскаля».
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Знать смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда
Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Работа и мощность. Энергия (13 ч.)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Момент силы. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия»
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Работа и мощность»
Знать: определение работы, мощности КПД, энергия, обозначение физических величин и единицы измерения, устройство рычага, устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах.
Уметь: воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность, изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы, проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами, определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).
Резерв 1 час направлен на обобщающее повторение.
Содержание учебного курса «Физика» для 8 класса (68 часов, 2ч в неделю)
Тепловые явления. (23 ч.)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя
Контрольная работа: № 1 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества»
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа №3 "Измерение влажности воздуха"
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Тепловые явления»
Знать: и понимать понятия: внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива. понятия: температура кипения и кристаллизации, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха; формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении агрегатных состояний вещества.
Уметь: применять МКТ для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа); пользоваться термометром и калориметром; решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи; находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива. применять изучаемые тепловые процессы в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах; применять МКТ для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении; читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении и парообразовании; находить по таблицам значения удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования, температуры плавления, решать задачи с применением формул.
Электрические явления. (29 ч.)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность э/тока. Единицы работы применяемые на практике. Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
Контрольная работа № 3 по теме: «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление. Соединение проводников»
Контрольная работа № 4 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор»
Лабораторная работа № 4 «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Знать: понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление, удельное сопротивление; закон Ома для участка цепи; формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности тока; количества теплоты, выделяемого проводником; практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах; существование проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.
Уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, при их соприкосновении, чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление, пользоваться реостатом; решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, удельного сопротивления, работы, мощности эл. тока, количества теплоты, выделяемого проводником; читать графики и находить нужные величины. Находить по таблице удельное сопротивление; решать задачи с применением формул для параллельного, последовательного соединений
Электромагнитные явления. (5 ч.)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель..
Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные явления»
Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Лабораторная работа № 10 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Знать: понятия: магнитное поле, линии магнитного поля, постоянный магнит.
Уметь: Пользоваться миллиамперметром; уметь исследовать свойства постоянных магнитов.
Световые явления. (10 ч.)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления»
Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Знать: понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
Знать законы распространения, отражения и преломления света; практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Уметь: Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе; решать качественные задачи на законы отражения света.
Резерв 1 час направлен на обобщающее повторение
Содержание учебного курса «Физика» для 9 класса(68 часов, 2ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел. (23 ч.)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Ускорение. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач по теме: «Законы Ньютона» Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Контрольная работа № 1 «Законы взаимодействия тел».
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
Знать: Понятия: материальная точка, система отсчета, вектор перемещения, различать «путь» и «перемещение», мгновенная скорость, равноускоренное движение, ускорение свободного падения, гравитационная постоянная, импульс, реактивное движение, законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты.
Уметь: измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, силу, импульс, ускорение свободного падения, читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движении, решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, ускорения и скорости при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, силы, импульса. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы. Пользоваться секундомером.
Механические колебания и волны. Звук. (12 ч.)
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Громкость звука Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Контрольная работа: № 2 «Механические колебания и волны. Звук»
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити»
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Механические колебания и волны»
Знать: понятия: амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны, практическое применение звуковых волн в технике.
Уметь: объяснять физ. понятия и явления: звуковая волна, резонанс, эхо, высота, тембр, громкость звука измерять и вычислять период колебаний маятника. Решать практические задачи на определение длины волны.
Электромагнитное поле. (16 ч.)
Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Спектральный анализ. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторная работа № 4 «Изучение электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №5 "Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания"
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Электромагнитное поле»
Знать: понятия: магнитное поле, электромагнитная индукция, магнитный поток, переменный ток, электромагнитная волна, устройство, принцип действия и практическое применение генератора переменного тока.
Уметь: Различать по графикам виды магнитных полей: однородное и неоднородное, определять направление вектора магнитной индукции, силы Ампера. Решать задачи с применением изученной формулы.
Строение атома и атомного ядра. (11 часов)
Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атома. Строение атома, схема опыта Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции.
Контрольная работа № 3 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
Лабораторная работа №6 "Измерение естественного фона дозиметром"
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
Лабораторная работа №8 "Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона"
Лабораторная работа №9 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям"
Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
Знать: Знать строение атома, состав атомных ядер. Принцип расщепления некоторых массивных ядер под действием нейтронов и выделение энергии при расщеплении (на качественном уровне).
Уметь: определять состав атомных ядер различных элементов (По таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева») Понимать устройство атомной электростанции по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор. Иметь представление о радиоактивности, поглощенной дозе излучения и ее биологическом действии.
Строение и эволюция Вселенной. (5 часов)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Резерв 1 час направлен на обобщающее повторение
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел | Количество часов | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Авторская программа 70ч +70ч+70ч | Рабочая программа 68ч+68ч+68ч | |||||
1. | Физика и ее роль в познании окружающего мира | 4 | 4 | 4 | ||
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 6 | 6 | ||
3. | Взаимодействие тел | 23 | 23 | 23 | ||
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 21 | 21 | ||
5 | Работа и мощность. Энергия | 13 | 13 | 13 | ||
6. | Тепловые явления | 23 | 23 | 23 | ||
7. | Электрические явления | 29 | 29 | 29 | ||
8. | Электромагнитные явления | 5 | 5 | 5 | ||
9. | Световые явления | 10 | 10 | 10 | ||
10. | Законы взаимодействия и движения тел | 23 | 23 | 23 | ||
11. | Механические колебания и волны. Звук | 12 | 12 | 12 | ||
12. | Электромагнитное поле | 16 | 16 | 16 | ||
13. | Строение атома и атомного ядра | 11 | 11 | 11 | ||
14. | Строение и эволюция Вселенной | 5 | 5 | 5 | ||
Резерв | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 210 | 204 | 68 | 68 | 68 |
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
7 класс
раздел | Кол-во часов | темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Физика и ее роль в познании мира | 4 | Приводить примеры физического тела, явления, различать вещество и тело. Определить цену деления и погрешность. Определять объем жидкости с помощью мензурки. | ||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Приводить примеры, доказывающие существование молекул; определять состав молекул; решать качественные задачи на 1-е положение МКТ. Определять размер малого тела. Решать качественные задачи на данное положение МКТ; доказывать движение молекул; экспериментально доказывать зависимость скорости диффузии от температуры, объяснять смачивание и капиллярные явления. Решение качественных задач. | ||
Взаимодействие тел | 23 | |||
Механическое движение | 4 | Приводить примеры различных видов движения, материальной точки, доказывать относительность движения, пути, траектории. Применять формулы скорости, описывать движение по графику скорости, определять скорость по графику, строить график скорости и движения; переводить единицы измерения скорости в СИ. | ||
Взаимодействие тел | 8 | Сравнивать массы тел при их взаимодействии. Приводить примеры движения по инерции; решать задачи по теме. Определять плотность по таблице; переводить единицы плотности в СИ. Решать задачи 1 и 2 уровней на расчет плотности, массы, объема; работать с табличными данными. Работать с весами, мензуркой. Проводить расчет плотности и работать с таблицей плотности | ||
Сила | 11 | Пользоваться динамометром. Графически изображать силу и находить равнодействующую нескольких сил. Изображать графически силу упругости, ее рассчитывать, измерять. Графически изображать силу тяжести и рассчитывать ее. Различать массу тела и вес тела; определять вес тела с помощью динамометра, графически изображать вес. Градуировать пружину и измерять силы динамометром. Изображать графически силу трения, измерять силу трения. | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 7 | Решать качественные задачи; эксперимент по определению давления бруска. Решать качественные задачи; проводить опыты на закон Паскаля. Решать качественные задачи; приводить примеры применения акваланга и глубинных аппаратов. Решать расчетные задачи 1 и 2 уровня. Приводить примеры практического применения сообщающихся сосудов. | ||
Вес воздуха. Атмосферное давление | 6 | Пользоваться барометром-анероидом. Решение качественных задач. Пользоваться манометрами. | ||
Закон Архимеда. Условия плавания тел | 8 | Определять силу Архимеда. Работа с таблицей. Выяснять условия плавания тел. | ||
Работа и мощность. Энергия | 13 | |||
Работа и мощность | 10 | Решать задачи 1 и 2 уровня. Решать качественные задачи на виды и превращения механической энергии. Изображать рычаг графически; определять плечо силы. Формулировать условие равновесие рычага. Выполнять опыт и проверить условие равновесие рычага. Приводить примеры полезной и затраченной работы. | ||
Энергия | 3 | Рассмотреть виды энергии, закон сохранения энергии | ||
Резерв | 1 |
8 класс
раздел | Кол-во часов | темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Тепловые явления | 23 | |||
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | 4 | Уметь изменять внутреннюю энергию тела различными способами. Уметь объяснять различные виды теплопередачи на основе МКТ и объяснять применение различных видов теплопередачи. | ||
Тепловые явления | 8 | Уметь рассчитывать внутреннюю энергию. Уметь измерять температуру. Рассчитывать количество теплоты. Уметь определять удельную теплоемкость твердого тела. Применять закон сохранения энергии. Уметь применять уравнение теплового баланса. | ||
Агрегатные состояния вещества | 11 | Объяснять агрегатные состояния вещества на основе МКТ. Пользоваться таблицами, рассчитывать количество теплоты при данных фазовых переходах, объяснять процессы на основе МКТ. Пользоваться таблицами, объяснять процессы на основе МКТ. Уметь измерять и рассчитывать влажность воздуха. Объяснять работу турбины, рассчитывать КПД тепловых двигателей. | ||
Электрические явления | 29 | |||
Электризация тел | 5 | Определять знаки электрических зарядов взаимодействующих тел. Уметь определять количество электронов в атоме, число протонов и нейтронов в ядре, составлять ядерные реакции. Объяснять распределение электрических зарядов при различных способах электризации. Изображать силовые линии электрического поля, рассчитывать электрическую силу. Объяснять процессы, связанные с электрически заряженными телами. | ||
Электрический ток | 8 | Определять направление тока, объяснять работу и назначение источников тока. Чертить электрические схемы и собирать простейшие электрические цепи. Рассчитывать силу тока и пользоваться амперметром. Собирать электрическую цепь и измерять силу тока. Пользоваться вольтметром, рассчитывать напряжение. Собирать электрическую цепь и измерять вольтметром напряжение. | ||
Закон Ома для участка цепи | 5 | Рассчитывать сопротивление; объяснять, почему проводник имеет сопротивление; определять удельное сопротивление по таблице. Решать задачи на закон Ома. Пользоваться амперметром, вольтметром, экспериментально определять сопротивление проводника. Сравнивать сопротивления проводников по их вольт-амперным характеристикам. | ||
Виды соединения проводников | 4 | Определять напряжение, силу тока и сопротивление при последовательном соединении проводников. Определять напряжение, силу тока и сопротивление при параллельном соединении проводников. | ||
Работа и мощность тока | 7 | Рассчитывать работу и мощность тока экспериментально, аналитически. | ||
Электромагнитные явления | 5 | Определять полюса магнита, направление магнитных силовых линий. Увеличивать магнитное действие тока, определять направление магнитных силовых линий соленоида. Определять направление силы Ампера, тока, магнитного поля, объяснять работу кинескопа и генератора. Объяснять работу электродвигателя и электроизмерительных приборов. Применять полученные знания. | ||
Световые явления | 10 | Различать источники света. Объяснять образование тени и полутени, затмения. Строить ход отраженного луча, обозначать углы падения и отражения; строить изображение предмета в зеркале. Строить ход преломленных лучей, объяснять явления, связанные с преломлением света; обозначать угол преломления. Строить изображение предмета в линзе; рассчитывать фокусное расстояние и оптическую силу линзы. Экспериментально определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы. Объяснять работу глаза; назначение и действие очков. | ||
Резерв | 1 |
9 класс
раздел | Кол-во часов | темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Законы взаимодействия и движения тел | 23 | |||
Кинематика. Прямолинейное равномерное движение | 4 | Уметь доказывать на примерах относительность движения; уметь на примерах различать, является тело материальной точкой или нет. Уметь определять перемещение тела. Различать путь, перемещение, траекторию. Уметь описывать движение по его графику и аналитически. | ||
Кинематика прямолинейное равноускоренное движение | 6 | Уметь решать ОЗМ для различных видов движения. Уметь определять скорость и перемещение. Уметь рассчитывать характеристики равноускоренного движения | ||
Основы динамики | 9 | Определять ИСО, объяснять явления, связанные с явлением инерции. Определять силу. Определять силы взаимодействия двух тел. Уметь рассчитывать ускорение свободного падения. Объяснять природные явления, связанные с силами всемирного тяготения. Уметь определять характеристики равномерного движения тела по окружности. Уметь выводить формулу первой космической скорости. | ||
Импульс тела | 4 | Определять замкнутую систему, применять закон сохранения импульса к объяснению явлений. Уметь объяснять реактивное движение и его применение. | ||
Механические колебания и волны. Звук. | 12 | |||
Механические колебания | 5 | Уметь приводить примеры колебательного движения Уметь различать различные виды механических колебаний. Уметь выяснять условия возникновения и существования колебаний. Уметь описывать превращение энергии при свободных колебаниях. Уметь строить график, выводить уравнение гармонического колебания. Уметь рассчитывать период колебаний. Уметь описывать колебания по графику. Уметь по резонансным кривым сравнивать трение в системах; различать определение и условие резонанса. | ||
Механические волны и звук | 7 | Различать типы волн; рассчитывать длину и скорость волны. | ||
Электромагнитное поле | 16 | |||
Магнитное поле | 4 | Уметь пользоваться правилом буравчика и графически изображать магнитное поле. Решать задачи на расчет силы Ампера и силы Лоренца. Объяснять работу громкоговорителя, электроизмерительных приборов. Уметь объяснять применение силы Лоренца. Уметь применять законы к решению задач. | ||
Электромагнитная индукция | 9 | Объяснять явления, связанные с явлением электромагнитной индукции. Объяснять явления, связанные с явлением электромагнитной индукции. | ||
Излучения и спектры | 3 | Доказывать универсальность основных закономерностей волновых процессов для волн любой природы. Объяснять вид интерференционной картины в монохроматическом свете. | ||
Строение атома и атомного ядра. | 11 | |||
Радиоактивность | 7 | Доказывать сложность строения атома; объяснять модель атома водорода по Бору. Объяснять свойства излучения. Объяснять работу счетчиков. Рассчитывать энергию связи и дефект масс. Рассчитывать энергетический выход ядерных реакций. | ||
Ядерная энергетика | 4 | Объяснять применение ядерной энергии и ядерного излучения. | ||
Строение и эволюция Вселенной | 5 | Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд. Понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира. | ||
Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 10-11 класса, ФК ГОС (базовый уровень)
Представлены методические разработки и контрольно-измерительные материалы по физике для основного и среднего образования....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 10-11 класса, ФК ГОСь (базовый уровень)
Представлены методические разработки и контрольно-измерительные материалы по физике для основного и среднего образования....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 10-11 класса, ФК ГОС (базовый уровень)
Представлены методические разработки и контрольно-измерительные материалы по физике для основного и среднего образования....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)
Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку, содержание, структу...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 8 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 8 класс.УМК А.В.Перышкина и др....