Интегрированный урок по физике. 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Гуцу Наталья Александровна

Урок по теме: "Основные положения МКТ. Молярная масса. Количество вещества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования

МОСШ № 25 г.Нижневартовска ХМАО

Интегрированный урок

10 класс

(физика: учебник для 10 класса общеобразоват.учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.- М.: Просвещение, 2010.)

Предметы: физика, химия

Тема: Основные положения МКТ. Молярная масса.         Количества вещества.

                                                                                      Учителя: Баженова Н.А.

                                                                                                      Крючкова Г.А.

Нижневартовск - 2014

Тема: Основные положения МКТ. Молярная масса.              Количества вещества.

Цели:

1. Изучить основные положения МКТ.

     Вспомнить понятия химии: молярная масса, количество вещества.            Вспомнить решение задач с данными параметрами.

2. Учить учащихся выступать перед классом.

3. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование:

Прибор для получения газов, реактивы, штатив, пробирки, диски “Репетитор. Химия”, “Репетитор. Физика”.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Мотивация (Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и химии. Как вы думаете почему?)
  3. Целеполагание и постановка учебных задач (частично формулируют учащиеся).

Открываем рабочие тетради, записываем число, тему урока.

- Чему мы должны научится сегодня на уроке?

  1. Актуализация знаний.

- На демонстрационном столе находятся шары. Какое отношение они имеют к нашему уроку?

Мозговой штурм.

- Мельчайшая частица вещества?

- Что такое вещество?

- Устаревшее название молекулы?

- Самый легкий газ?

- Назовите газы, молекулы которых двухатомны. (Н2, о2, N2)

- Назовите известные вам ядовитые газы. (СО, Cl2, СН4)

- Какой газ используется в трубках для рекламных надписей? (неон)

- Сколько  агрегатных состояний вещества вы знаете?

- Чем отличаются агрегатные состояния вещества друг от друга?

Просмотр фрагмента диска «Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел».

- Где показаны молекулы газов? Почему?

- Где показаны молекулы твердых тел?

  1. Изучение новой темы.

Рассмотрим, как возникла МКТ и каковы ее положения.

1 ученик. Зарождение теории. Основные положения МКТ.

 На экране проецируется соответствующая тема  на диске «Репетитор. Физика».

     Основные положения МКТ:

  1. Все вещества состоят из молекул и атомов.
  2. молекулы вещества  находятся в непрерывном хаотичном движении.
  3. Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

2 ученик. Приведите примеры, доказывающие, что все тела состоят из молекул и атомов.

Знаете ли вы, что существуют молекулы – гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, полимеров.

А самые большие молекулы среди известных – молекулы некоторых белковых веществ – весят приблизительно в миллион раз больше молекулы воды. Молекула гемоглобина, красящего вещества крови, состоит из 1400 атомов.

4 ученик. Какие физические явления доказывают, что молекулы веществ находятся в непрерывном движении?

Диффузия – это самопроизвольное перемешивание соприкасающихся веществ, происходящее вследствие хаотического движения молекул.

- Происходит ли явление диффузии в окружающей нас обстановке, здесь в классе?

Опыт с  раствором марганцовокислого калия (демонстрация диффузии).

- Что можно сказать о времени протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?

- О каком физическом явлении говорится  в стихотворении?

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множества тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,

В схватки бросаются вдруг по отрядами, не зная покоя…

5 ученик. Броуновское движение. (демонстрация  на экране)

6 ученик. Силы взаимодействия молекул.

 Опыт. Игрушка, смоченная растительным маслом, затем водой.

 Опыт. 2 стеклянные пластинки, смоченные водой.

Согласно первому положению МКТ все вещества состоят из молекул и атомов. Как можно определить молярную массу вещества? (Раздать периодическую таблицу Менделеева, формулы по теме.)

Mr – относительно – молекулярная масса вещества, [а.е.м.]

Молярная масса – масса вещества, взятого в количестве 1 моль.

М – молярная масса вещества, []

М=Мr. 10-3

Моль - это количество вещества, в котором содержится столько же молекул и атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.

6. Первичное закрепление.

Mr2) =                                               M(Н2) =

Mr(СО2) =                                           M(СО2) =

Опыты: получение углекислого газа на демонстрационном столе, водорода (просмотр на эк ране, диск «Репетитор. Химия»).

Na2CO3+ 2 HCl= 2NaCl+H2CO3

                                   CO2                     H2O

7. Гимнастика.

8. Изучение новой темы.

- Как определить число атомов в любом макроскопическом теле?

V- количество вещества, [моль]

Na – постоянная Авогадро, показывает какое число атомов и молекул содержится в 1 моле любого вещества.

 Na=6.1023

V=,   V=, =

N – количество молекул в веществе.

Кроме этого нам нужно выяснить, как можно определить массу одной молекулы.

m0 – масса одной молекулы.

m0=

m0=

9. Повторение материала.

- Каковы основные положения МКТ?

- Что такое молярная масса вещества?

- Во сколько молярная масса кислорода больше молярной массы водорода?

- Как можно определить количество вещества?

- По каким формулам можно найти массу молекулы?

10. Контроль знаний.

Самостоятельная работа (разноуровневые задания на выбор).

1 вариант

2 вариант

3:  Определите молярную массу меди. Какое количество вещества содержится в медной отливке массой       5,4 кг?

3: Определите молярную массу железа. Каково количества вещества, содержащегося в 1 г железа?

4: Определите молярную массу  озона. Чему равна масса  одной молекулы озона?

4: Определите молярную массу  фосфора . Чему равно число молекул  10 г фосфора?

5: Плотность алмаза 3500 кг/м3. Какой объем займут 6 . 1022 атомов этого вещества?

5: В колбе какого объема содержится  1,5.1022 атомов гелия. Плотность гелия  0,18 кг/м3.

11. Рефлексия.

Взаимопроверка (решение задач на доске), поднимите руки, кто получил за решение задач 5,4.

12. Итоги урока. Сегодня мы с вами рассмотрели основные положения МКТ. Напишите 3 слова, с которыми ассоциируется тема нашего урока. Составьте из этих слов предложение.

11. д/з: § 57 -62, упр. 11 (5-7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"

Урок  патриотической направленности, проводили  совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....