Интегрированный урок по физике. 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Урок по теме: "Основные положения МКТ. Молярная масса. Количество вещества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_polozheniya_mkt._molyarnaya_massa._kolichestva_veshchestva.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
МОСШ № 25 г.Нижневартовска ХМАО
Интегрированный урок
10 класс
(физика: учебник для 10 класса общеобразоват.учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.- М.: Просвещение, 2010.)
Предметы: физика, химия
Тема: Основные положения МКТ. Молярная масса. Количества вещества.
Учителя: Баженова Н.А.
Крючкова Г.А.
Нижневартовск - 2014
Тема: Основные положения МКТ. Молярная масса. Количества вещества.
Цели:
1. Изучить основные положения МКТ.
Вспомнить понятия химии: молярная масса, количество вещества. Вспомнить решение задач с данными параметрами.
2. Учить учащихся выступать перед классом.
3. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование:
Прибор для получения газов, реактивы, штатив, пробирки, диски “Репетитор. Химия”, “Репетитор. Физика”.
Ход урока:
- Орг. Момент.
- Мотивация (Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и химии. Как вы думаете почему?)
- Целеполагание и постановка учебных задач (частично формулируют учащиеся).
Открываем рабочие тетради, записываем число, тему урока.
- Чему мы должны научится сегодня на уроке?
- Актуализация знаний.
- На демонстрационном столе находятся шары. Какое отношение они имеют к нашему уроку?
Мозговой штурм.
- Мельчайшая частица вещества?
- Что такое вещество?
- Устаревшее название молекулы?
- Самый легкий газ?
- Назовите газы, молекулы которых двухатомны. (Н2, о2, N2)
- Назовите известные вам ядовитые газы. (СО, Cl2, СН4)
- Какой газ используется в трубках для рекламных надписей? (неон)
- Сколько агрегатных состояний вещества вы знаете?
- Чем отличаются агрегатные состояния вещества друг от друга?
Просмотр фрагмента диска «Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел».
- Где показаны молекулы газов? Почему?
- Где показаны молекулы твердых тел?
- Изучение новой темы.
Рассмотрим, как возникла МКТ и каковы ее положения.
1 ученик. Зарождение теории. Основные положения МКТ.
На экране проецируется соответствующая тема на диске «Репетитор. Физика».
Основные положения МКТ:
- Все вещества состоят из молекул и атомов.
- молекулы вещества находятся в непрерывном хаотичном движении.
- Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
2 ученик. Приведите примеры, доказывающие, что все тела состоят из молекул и атомов.
Знаете ли вы, что существуют молекулы – гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, полимеров.
А самые большие молекулы среди известных – молекулы некоторых белковых веществ – весят приблизительно в миллион раз больше молекулы воды. Молекула гемоглобина, красящего вещества крови, состоит из 1400 атомов.
4 ученик. Какие физические явления доказывают, что молекулы веществ находятся в непрерывном движении?
Диффузия – это самопроизвольное перемешивание соприкасающихся веществ, происходящее вследствие хаотического движения молекул.
- Происходит ли явление диффузии в окружающей нас обстановке, здесь в классе?
Опыт с раствором марганцовокислого калия (демонстрация диффузии).
- Что можно сказать о времени протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?
- О каком физическом явлении говорится в стихотворении?
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множества тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядами, не зная покоя…
5 ученик. Броуновское движение. (демонстрация на экране)
6 ученик. Силы взаимодействия молекул.
Опыт. Игрушка, смоченная растительным маслом, затем водой.
Опыт. 2 стеклянные пластинки, смоченные водой.
Согласно первому положению МКТ все вещества состоят из молекул и атомов. Как можно определить молярную массу вещества? (Раздать периодическую таблицу Менделеева, формулы по теме.)
Mr – относительно – молекулярная масса вещества, [а.е.м.]
Молярная масса – масса вещества, взятого в количестве 1 моль.
М – молярная масса вещества, []
М=Мr. 10-3
Моль - это количество вещества, в котором содержится столько же молекул и атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.
6. Первичное закрепление.
Mr(Н2) = M(Н2) =
Mr(СО2) = M(СО2) =
Опыты: получение углекислого газа на демонстрационном столе, водорода (просмотр на эк ране, диск «Репетитор. Химия»).
Na2CO3+ 2 HCl= 2NaCl+H2CO3
CO2 H2O
7. Гимнастика.
8. Изучение новой темы.
- Как определить число атомов в любом макроскопическом теле?
V- количество вещества, [моль]
Na – постоянная Авогадро, показывает какое число атомов и молекул содержится в 1 моле любого вещества.
Na=6.1023
V=, V=, =
N – количество молекул в веществе.
Кроме этого нам нужно выяснить, как можно определить массу одной молекулы.
m0 – масса одной молекулы.
m0=
m0=
9. Повторение материала.
- Каковы основные положения МКТ?
- Что такое молярная масса вещества?
- Во сколько молярная масса кислорода больше молярной массы водорода?
- Как можно определить количество вещества?
- По каким формулам можно найти массу молекулы?
10. Контроль знаний.
Самостоятельная работа (разноуровневые задания на выбор).
1 вариант | 2 вариант |
3: Определите молярную массу меди. Какое количество вещества содержится в медной отливке массой 5,4 кг? | 3: Определите молярную массу железа. Каково количества вещества, содержащегося в 1 г железа? |
4: Определите молярную массу озона. Чему равна масса одной молекулы озона? | 4: Определите молярную массу фосфора . Чему равно число молекул 10 г фосфора? |
5: Плотность алмаза 3500 кг/м3. Какой объем займут 6 . 1022 атомов этого вещества? | 5: В колбе какого объема содержится 1,5.1022 атомов гелия. Плотность гелия 0,18 кг/м3. |
11. Рефлексия.
Взаимопроверка (решение задач на доске), поднимите руки, кто получил за решение задач 5,4.
12. Итоги урока. Сегодня мы с вами рассмотрели основные положения МКТ. Напишите 3 слова, с которыми ассоциируется тема нашего урока. Составьте из этих слов предложение.
11. д/з: § 57 -62, упр. 11 (5-7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории» Щукина Е.Ф., учите...
Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"
Интегрированный урок проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"
Урок патриотической направленности, проводили совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....
Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».
На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....