Интегрированный урок физика-биология.
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Бруева Екатерина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika-biologiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (физика + биология) "Давление в природе". 7-й класс

Караджова Татьяна Петровна, учитель биологии
Бруева Екатерина Александровна,
учитель физики 

Тип урока: урок-практикум по решению задач; урок обобщения знаний и умений.

Технологии: ИКТ, игровая, проектная.

Цели урока: 

  • Обсудить способы давления твёрдых тел, жидкостей и газов.
  • Сравнить давления в разных практических ситуациях.
  • Обосновать необходимость увеличения или уменьшения, а также наблюдать, анализировать и обобщать.
  • Используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения, развивать интерес к предметам.
  • Повторить и закрепить тему: «Отряды млекопитающих: Хищные, Ластоногие,  Китообразные».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Давление в природе».  

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь!

Учитель физики: У нас сегодня урок решения задач. Правда, необычный урок. Урок -  биофизики. (Слайд № 1)

II. Актуализация знаний.

  1. Учитель биологии:

(Слайд № 2) Сегодня мы повторим и закрепим тему «Отряды  млекопитающих: Хищные, Китообразные, Ластоногие». И посмотрим на эту тему с точки зрения физики.
1. Давайте вспомним общую характеристику класса млекопитающие.

2. Перечислите черты усложнения уровня организации млекопитающих.

Интересна роль давления в мире животных в их борьбе за существование.

  1. Учитель физики:

     Сегодня мы повторим и закрепим тему: «Давление в природе».

  1. Давайте повторим, что такое давление. Как его можно увеличить или уменьшить? (Слайд 3, 4).
  2. Рассмотрим интересные ситуации из жизни, связанные с понятием давления. (Слайд 5)
  3. Рассмотрим давление, производимое мальчиком, трактором, автомобилем, зайцем, волком, лосем, осой. (Слайд 6)

Игра «Верю не верю»

  1. Единицу давления называют Ньютон, 1Н. (-)
  2. Ускорение свободного падения равно 9,6 м/с 2. (-)
  3. Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт ст.(+)
  4. Верите ли вы, что давление слона на землю в 10 раз меньше давления женщины, стоящей «на шпильках». (+)
  5. С глубиной давление жидкости и газа увеличивается. (+)        
  6. Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный. (-)        
  7. Атмосферное давление определяется по формуле  p = ρ g h. (+)
  8. Главное свойство сообщающихся сосудов заключается в том, что во всех таких сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.(+)
  9. Верите ли вы, что каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн (+)

III. Решение задач.

Учитель биологии: 

Современных хищных зверей известно около 240 видов.

Какими характерными признаками обладают эти животные?

Отряд включает 7 семейств: Волчьих, Медвежьих, Енотовых, Куньих, Виверровых, Гиеновых и Кошачьих. Из них наибольшее значение имеют Волчьи, Медвежьи, Кошачьи, Куньи.
Давайте вспомним, какие животные относятся к каждому семейству, и выясним какую роль играют зубы, когти и лапы этих животных в жизни.

На экране показывают группу хищников. (Слайд № 7)

1.К какому семейству относится эта группа млекопитающих? ( семейство Волчьих: земляной волк, енотовидная собака, домашняя собака лайка, песец, лисица).
2. Какую роль играют зубы у этих животных? (Слайд № 8)
3. Какие общие признаки характерны животным этого семейства?

Учитель физики:

Задача № 1. (Слайд № 9)

Рассчитайте давление, производимое на 1 см2, которое выдерживает челюсть волка массой 62 кг.

Учитель биологии: 

- Как называется это животное (учитель показывает на росомаху) и чем оно уникально с точки зрения физики?  (Слайд № 10)

Это животное Росомаха.  (сообщение учащегося). – Мазурова Н.

Росомаха – самая крупная среди куньих, живет на севере нашей страны в тайге, лесотундре. Это сильный и ловкий хищник. Для неё характерны большие ступни, (поэтому на рыхлый снег она будет оказывать маленькое давление), что позволяет ей делать многокилометровые зимние переходы, не проваливаясь в глубоком снегу. Поэтому она легко загоняет по рыхлому снегу лося, который проваливается глубоко в снег. Росомаха оказывает самое маленькое давление на опору из всех хищников массой больше 1 кг. Этим она удивительное животное.

Учитель физики:

Задача № 2. (Слайд № 11)

Росомаха массой 15 кг создает давление на опору 2,1 кПа. Какую площадь имеют ступни ее ног?

Учитель биологии: 

Показывается третья группа хищников(Слайд № 12)

1.К какому семейству относятся эти животные? (Семейство Кошачьих – это хищные звери средних и крупных размеров, охотящиеся на жертву подкарауливанием, скрадыванием,  реже преследованием.
2. Чем отличаются когти Кошачьих и Волчьих?
Когти втяжные, кривые и очень острые, приспособлены для захвата, удержания и частично для умерщвления добычи. Они должны оказывать большое давление, чтобы легко и глубоко входить в тело добычи.

Учитель физики:

Задача № 3. (Слайд № 13)

Кто из семейства Кошачьих, рысь или кошка, производит большее давление на пол? Масса кошки 4 кг, рыси – 20 кг. Площадь каждой лапы 5 см2 и 64 см2 соответственно.

Учитель биологии: Представители семейства Кошачьи обладают острым зрением. И чтобы сохранить свое зрение, выполним зарядку для глаз.

 

Физминутка!

Учитель физики: 

Следите и повторяйте за смайликом.

Учитель биологии: 

Показывается четвертая  группа животных. (Слайд № 14)

1.К какому отряду относится эта группа животных?

2.Перечислите характерные признаки животных отряда Ластоногие.

3. Чем образованы бивни у моржа?

Учитель физики:

Задача № 4. (Слайд № 15)

Какое давление оказывает вода на моржа при погружении его на глубину 40 м?

Учитель биологии: 

Давайте вспомним, что мы знаем о многообразии млекопитающих животных.

На экране показывают группу животных. (Слайд № 16)

1.К какому отряду относится эта группа животных?

2.Перечислите характерные признаки животных отряда Китообразные.

Учитель физики:

Задача № 5.  (Слайд № 16)

На какой глубине кашалот испытывает давление 30,9 МПа?

IV.  Итог урока.

Учитель биологии: 

Теперь подведем итог урока:

1.Сегодня мы увидели, что на уроках физики нужны знания по биологии, на уроках биологии нам нужны знания по физике.
2. Мы увидели, какую роль давление играет в мире животных, в их борьбе за существование.
3. Мы не только повторили и закрепили тему «Многообразие млекопитающих», но и расширили знания по этой теме и посмотрели с точки зрения физики.

V. Домашнее задание:

Учитель физики:

1) сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.

2).  Заполнить таблицу:

m, кг

S, м2

р, Па

Лось

0,12

50000

Оса

0,000001

3 ∙ 10-16 

Волк

34

11800

3) Решить задачу. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"

Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...

интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"

Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...

Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".

Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...