Интегрированный урок физика-биология.
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (физика + биология) "Давление в природе". 7-й класс
Караджова Татьяна Петровна, учитель биологии
Бруева Екатерина Александровна, учитель физики
Тип урока: урок-практикум по решению задач; урок обобщения знаний и умений.
Технологии: ИКТ, игровая, проектная.
Цели урока:
- Обсудить способы давления твёрдых тел, жидкостей и газов.
- Сравнить давления в разных практических ситуациях.
- Обосновать необходимость увеличения или уменьшения, а также наблюдать, анализировать и обобщать.
- Используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения, развивать интерес к предметам.
- Повторить и закрепить тему: «Отряды млекопитающих: Хищные, Ластоногие, Китообразные».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Давление в природе».
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь!
Учитель физики: У нас сегодня урок решения задач. Правда, необычный урок. Урок - биофизики. (Слайд № 1)
II. Актуализация знаний.
- Учитель биологии:
(Слайд № 2) Сегодня мы повторим и закрепим тему «Отряды млекопитающих: Хищные, Китообразные, Ластоногие». И посмотрим на эту тему с точки зрения физики.
1. Давайте вспомним общую характеристику класса млекопитающие.
2. Перечислите черты усложнения уровня организации млекопитающих.
Интересна роль давления в мире животных в их борьбе за существование.
- Учитель физики:
Сегодня мы повторим и закрепим тему: «Давление в природе».
- Давайте повторим, что такое давление. Как его можно увеличить или уменьшить? (Слайд 3, 4).
- Рассмотрим интересные ситуации из жизни, связанные с понятием давления. (Слайд 5)
- Рассмотрим давление, производимое мальчиком, трактором, автомобилем, зайцем, волком, лосем, осой. (Слайд 6)
Игра «Верю не верю»
- Единицу давления называют Ньютон, 1Н. (-)
- Ускорение свободного падения равно 9,6 м/с 2. (-)
- Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт ст.(+)
- Верите ли вы, что давление слона на землю в 10 раз меньше давления женщины, стоящей «на шпильках». (+)
- С глубиной давление жидкости и газа увеличивается. (+)
- Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный. (-)
- Атмосферное давление определяется по формуле p = ρ g h. (+)
- Главное свойство сообщающихся сосудов заключается в том, что во всех таких сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.(+)
- Верите ли вы, что каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн (+)
III. Решение задач.
Учитель биологии:
Современных хищных зверей известно около 240 видов.
Какими характерными признаками обладают эти животные?
Отряд включает 7 семейств: Волчьих, Медвежьих, Енотовых, Куньих, Виверровых, Гиеновых и Кошачьих. Из них наибольшее значение имеют Волчьи, Медвежьи, Кошачьи, Куньи.
Давайте вспомним, какие животные относятся к каждому семейству, и выясним какую роль играют зубы, когти и лапы этих животных в жизни.
На экране показывают группу хищников. (Слайд № 7)
1.К какому семейству относится эта группа млекопитающих? ( семейство Волчьих: земляной волк, енотовидная собака, домашняя собака лайка, песец, лисица).
2. Какую роль играют зубы у этих животных? (Слайд № 8)
3. Какие общие признаки характерны животным этого семейства?
Учитель физики:
Задача № 1. (Слайд № 9)
Рассчитайте давление, производимое на 1 см2, которое выдерживает челюсть волка массой 62 кг.
Учитель биологии:
- Как называется это животное (учитель показывает на росомаху) и чем оно уникально с точки зрения физики? (Слайд № 10)
Это животное Росомаха. (сообщение учащегося). – Мазурова Н.
Росомаха – самая крупная среди куньих, живет на севере нашей страны в тайге, лесотундре. Это сильный и ловкий хищник. Для неё характерны большие ступни, (поэтому на рыхлый снег она будет оказывать маленькое давление), что позволяет ей делать многокилометровые зимние переходы, не проваливаясь в глубоком снегу. Поэтому она легко загоняет по рыхлому снегу лося, который проваливается глубоко в снег. Росомаха оказывает самое маленькое давление на опору из всех хищников массой больше 1 кг. Этим она удивительное животное.
Учитель физики:
Задача № 2. (Слайд № 11)
Росомаха массой 15 кг создает давление на опору 2,1 кПа. Какую площадь имеют ступни ее ног?
Учитель биологии:
Показывается третья группа хищников(Слайд № 12)
1.К какому семейству относятся эти животные? (Семейство Кошачьих – это хищные звери средних и крупных размеров, охотящиеся на жертву подкарауливанием, скрадыванием, реже преследованием.
2. Чем отличаются когти Кошачьих и Волчьих?
Когти втяжные, кривые и очень острые, приспособлены для захвата, удержания и частично для умерщвления добычи. Они должны оказывать большое давление, чтобы легко и глубоко входить в тело добычи.
Учитель физики:
Задача № 3. (Слайд № 13)
Кто из семейства Кошачьих, рысь или кошка, производит большее давление на пол? Масса кошки 4 кг, рыси – 20 кг. Площадь каждой лапы 5 см2 и 64 см2 соответственно.
Учитель биологии: Представители семейства Кошачьи обладают острым зрением. И чтобы сохранить свое зрение, выполним зарядку для глаз.
Физминутка!
Учитель физики:
Следите и повторяйте за смайликом.
Учитель биологии:
Показывается четвертая группа животных. (Слайд № 14)
1.К какому отряду относится эта группа животных?
2.Перечислите характерные признаки животных отряда Ластоногие.
3. Чем образованы бивни у моржа?
Учитель физики:
Задача № 4. (Слайд № 15)
Какое давление оказывает вода на моржа при погружении его на глубину 40 м?
Учитель биологии:
Давайте вспомним, что мы знаем о многообразии млекопитающих животных.
На экране показывают группу животных. (Слайд № 16)
1.К какому отряду относится эта группа животных?
2.Перечислите характерные признаки животных отряда Китообразные.
Учитель физики:
Задача № 5. (Слайд № 16)
На какой глубине кашалот испытывает давление 30,9 МПа?
IV. Итог урока.
Учитель биологии:
Теперь подведем итог урока:
1.Сегодня мы увидели, что на уроках физики нужны знания по биологии, на уроках биологии нам нужны знания по физике.
2. Мы увидели, какую роль давление играет в мире животных, в их борьбе за существование.
3. Мы не только повторили и закрепили тему «Многообразие млекопитающих», но и расширили знания по этой теме и посмотрели с точки зрения физики.
V. Домашнее задание:
Учитель физики:
1) сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.
2). Заполнить таблицу:
m, кг | S, м2 | р, Па | |
Лось | 0,12 | 50000 | |
Оса | 0,000001 | 3 ∙ 10-16 | |
Волк | 34 | 11800 |
3) Решить задачу. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок физика-биология Линза. Глаз.
интегрированный урок...
Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.
При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....
Интегрированный урок физика + биология по теме "Мир звуков"
Интегрированный урок...
интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"
Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...
интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"
Совместное проведение урока с учителем биологии...
интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"
Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...
Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".
Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...