Материалы к переводному экзамену по физике 8 класс (углуб)
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Самойлова Елена Александровна

Материалы к переводному экзамену по физике в 8 классе с углубленным изучением предмета. Рабочая программа составлена к учебнику Пинского 7-9. ( з+2 ч/нед). Экзаменационная работа составлена с использованием открытого банка заданий по физике ФИПИ для 9 класса. Сохраняет структуру ОГЭ по физике 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_variant_peredelannyy.docx269.36 КБ
Файл variant_2.docx245.79 КБ
Microsoft Office document icon speifikatsiya_peredelannaya.doc188 КБ
Файл tablia_otvetov.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению работы  

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание содержит: с кратким ответом – 16; с развернутым ответом – 5 заданий, часть 2 содержит два задания с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 1,40 часа (100 минут).

 Ответы к заданиям 1–5, 8, 9 11–14, 17 - 20, записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

 Ответы к заданиям 6, 10, 15, записываются в виде последовательности цифр в поле ответа бланка.

 Ответы к заданиям 7, 11 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

В задании 21 нужно дать развёрнутый ответ. Задание выполняется на отдельном листе.

 В заданиях 22, 23 необходимо предоставить полное решение задачи с оформлением. Задания выполняются на отдельном листе. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.  

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.  

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_253/1/d-612/612_html_m2b6a7f85.png

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

                             

                      Теплоёмкость латуни         400 Дж/кгºС

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

                                   

                               Сталь                                       0,12

Удельная теплота сгорания, Дж/кг

        Спирт 26 МДж/ кг.

Вариант 75 013

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6454

  1. К незаряженной лёгкой металлической гильзе, подвешенной на шёлковой нити, прикоснулись отрицательно заряженной эбонитовой палочкой. На каком рисунке правильно показаны заряд, приобретённый гильзой, и её дальнейшее поведение?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1493

2. Два незаряженных электроскопа соединены проволокой. К одному из них подносят заряженную палочку. Заряды, которые могут находиться на палочке и на листочках электроскопов.

 

1) правильно показаны только на рисунке 1

2) правильно показаны только на рисунке 2

3) правильно показаны и на рисунке 1, и на рисунке 2

4) не показаны правильно ни на рисунке 1, ни на рисунке 2

3.Теплообмен путём конвекции может осуществляться

  1. В газах, жидкостях и твёрдых телах
  2. В газах и жидкостях
  3. Только в газах
  4. Только в жидкостях

4. Согласно современным представлениям, ядро атома состоит из


  1. Электронов и протонов
  2. Нейтронов и позитронов
  3. Одних протонов
  4. Протонов и нейтронов


5. На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания воды при нормальном атмосферном давлении. Первоначально вода находилась в твёрдом состоянии.https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1063

 

Какое из утверждений является неверным?

 

1) Участок DE соответствует процессу кипения воды.

2) Точка С соответствует жидкому состоянию воды.

3) В процессе АВ внутренняя энергия льда не изменяется.

4) В процессе ВС внутренняя энергия системы лёд-вода увеличивается.

6. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для двух веществ одинаковой массы. Первоначально каждое из веществ находилось в твёрдом состоянииundefined

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера

1) Удельная теплоёмкость первого вещества в твёрдом состоянии меньше удельной теплоёмкости второго вещества в твёрдом состоянии.

2) В процессе плавления первого вещества было израсходовано большее количество теплоты, чем в процессе плавления второго вещества.

3) Представленные графики не позволяют сравнить температуры кипения двух веществ.

4) Температура плавления у второго вещества выше.

5) Удельная теплота плавления у второго вещества больше.

7. Какое количество теплоты выделяется при превращении 500 г воды, взятой при 0°С, в лёд при температуре –10°С? Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь

  1. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 2 кг нагрели от 150 до С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380  .
  1. 32 Дж
  2. 456 кДж
  3. 1050 кДж
  4. 760 кДж

  1. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу, равную 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?
  1. 200%
  2. 67%
  3. 50%
  4. Такая машина невозможна

  1. В два одинаковых сосуда налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх налили воду (рис. 1). Один из сосудов оставили при комнатной температуре, а второй поставили в холодильник. Через несколько дней сравнили растворы и отметили, что граница двух жидкостей гораздо заметнее размыта в сосуде, который находился при комнатной температуре (рис. 2 и 3).

undefined

 

undefined

 undefined

Рисунок 1.Граница жидкостей в исходном состоянии

Рисунок 2.Перемешивание жидкостей в сосуде, находившемся при комнатной температуре

Рисунок 3.Перемешивание жидкостей в сосуде, находившемся в холодильнике

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

  1. Процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.
  2. Скорость диффузии зависит от температуры вещества.
  3. Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.
  4. Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.
  5. В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

  

 

  1. На железный проводник длиной 10 м и сечением 2 мм2 подано напряжение 12 мВ. Чему равна сила тока, протекающего по проводнику?

12. При силе тока 0,5 А в металлическом проводнике происходит перенос заряда 2,5 Кл. Сколько времени продолжается этот процесс?

  

  1. 1,25 с
  2. 2 с
  3. 5 с
  4. 12,5 с

  

  1.  (1,4 ± 0,2) В
  2. (1,4 ± 0,1) В
  3. (2,8 ± 0,1) В
  4. (2,8 ± 0,2) В

  

  

  

13. Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления. undefined

  

  

  

14. На рисунке изображена схема электрической цепи. В эту цепь последовательно включены два резистора сопротивлением R1 и R2. Сила тока I на этом участке цепи

undefined

  

  1. I = I1 = I2
  2. I = I1 + I2
  3. I = I1 – I2
  4. I=I1 I2 I1+I2

  

  

  

15. При пропускании электрического тока через проводку, намотанную на железный болт, к болту притягиваются гвозди (см. рисунок).

http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/questions/59C37DBE7DD984B04CB1FD94D6E26EC4/innerimg0.jpg

 

Как меняется общее сопротивление электрической цепи и подъемная сила электромагнита при перемещении ползунка реостата влево?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:  

 

1)

увеличивается

2)

уменьшается

3)

не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Общее сопротивление

 

Подъемная сила электромагнита

 

 

 

  

  

  

16. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найдите индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.

17. Внутри катушки, соединенной с гальванометром, находится малая катушка, подключенная к источнику постоянного тока. В каком(-их) из перечисленных опытов гальванометр зафиксирует индукционный ток?

А. В малой катушке выключают электрический ток.

Б. Малую катушку вынимают из большой.

  1. только в опыте А
  2. только в опыте Б
  3. в обоих опытах
  4. ни в одном из опытов

18. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника?

         1) 0,05 Тл

2) 0, 0005 Тл

3)  80 Тл

4) 0,0125 Тл

Молния

Электрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. В 1750 году он опубликовал работу, в которой описал эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Франклин запустил змея в грозовое облако и обнаружил, что змей собирает электрический заряд.

Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. Сухой снег представляет собой типичное сыпучее тело: при трении снежинок друг о друга и их ударах о землю снег должен электризоваться. При низких температурах во время сильных снегопадов и метелей электризация снега настолько велика, что происходят зимние грозы, наблюдается свечение остроконечных предметов, образуются шаровые молнии.

При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы падают к его основанию.

Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искрового разряда. Сила тока разряда составляет 20 кА, температура в канале искрового разряда может достигать 10 000 °С. Разряд прекращается, когда бóльшая часть избыточных электрических разрядов нейтрализуется электрическим током, протекающим по плазменному каналу молнии.

19. Вещество в канале молнии может находиться

           1)         только в плазменном состоянии

           2)         только в газообразном состоянии

           3)         в газообразном и жидком состояниях

           4)         в газообразном, жидком и твёрдом состояниях

20. В результате восходящих потоков воздуха в грозовом облаке

           1)         всё облако заряжается отрицательно

           2)         всё облако заряжается положительно

           3)         нижняя часть облака заряжается отрицательно, верхняя – положительно

           4)         нижняя часть облака заряжается положительно, верхняя – отрицательно

21. Молнии могут проходить в самих облаках – внутриоблачные молнии, а могут ударять в землю – наземные молнии. В случае механизма электризации, описанного в тексте, как направлен (сверху вниз или снизу- вверх) электрический ток разряда наземной молнии? Ответ поясните.

22. Какая тепловая мощность выделяется в резисторе R3 в цепи, схема которой показана на рисунке, если амперметр показывает силу постоянного тока I = 0,2 А? Значения сопротивлений резисторов: R1=2,5 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 50 Ом. Амперметр считать идеальным.

 

undefined

23. Металлический шар массой m1 = 2 кг упал с высоты h = 26 м на свинцовую пластину массойm2 = 1 кг и остановился. На сколько градусов нагрелась пластина, если на её нагревание пошло 80% выделившегося при ударе количества теплоты?




Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению работы  

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание содержит: с кратким ответом – 16; с развернутым ответом – 5 заданий, часть 2 содержит два задания с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 1,40 часа (100 минут).

 Ответы к заданиям 1–5, 8, 9 11–14, 17 - 20, записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

 Ответы к заданиям 6, 10, 15, записываются в виде последовательности цифр в поле ответа бланка.

 Ответы к заданиям 7, 11 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

В задании 21 нужно дать развёрнутый ответ. Задание выполняется на отдельном листе.

 В заданиях 22, 23 необходимо предоставить полное решение задачи с оформлением. Задяния выполняются на отдельном листе. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.  

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.  

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_253/1/d-612/612_html_m2b6a7f85.png

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

                             

                      Теплоёмкость латуни         400 Дж/кгºС

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

http://cdn.eksmo.ru/v2/ASE000000000712012/PDF/ASE000000000712012-07.png

                                   

                               Сталь                                       0,12

Удельная теплота сгорания, Дж/кг

        Спирт 26 МДж/ кг.

Вариант 75 010.

  1. К заряженному положительным зарядом электроскопу поднесли металлическую палочку на изолирующей ручке. Листки электроскопа опали, то есть угол между ними уменьшился (см. рисунок). Что можно сказать о заряде палочки?

 https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5721

1) палочка не заряжена или заряжена положительно        

2) палочка заряжена положительно

3) палочка заряжена отрицательно

4) палочка заряжена отрицательно или вовсе не заряжена

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6845

  1. На штативе при помощи шёлковой нити подвешена сделанная из фольги незаряженная гильза. К ней медленно приближают отрицательно заряженный шар на изолирующей подставке. При достаточно близком положении шара гильза займёт положение, показанное на рисунке

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. На Земле в огромных масштабах осуществляется круговорот воздушных масс. Движение воздушных масс связано преимущественно с

  1. Теплопроводностью и излучением
  2. Теплопроводностью
  3. Излучением
  4. Конвекцией

  1. Модель атома Резерфорда описывает атом как

  1. Однородное электрически нейтральное тело очень малого размера
  2. Шар из протонов, окружённый слоем электронов
  3. Сплошной однородный положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
  4. Положительно заряженное малое ядро, вокруг которого движутся электроны

  1. На рисунке представлен график зависимости температуры вещества t от полученного количества теплоты Q в процессе нагревания. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1188

Какому агрегатному состоянию соответствует точка А на графике?

1) твёрдому состоянию

2) жидкому состоянию

3) газообразному состоянию

4) частично твёрдому, частично жидкому состоянию

6.  На рисунке графически изображён процесс теплообмена для случая, когда в нагретую до 40 °С воду опускают кусок льда такой же массы. Потерями энергии при теплообмене можно пренебречь.

undefined

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  

 1) 

Вода отдаёт часть своей внутренней энергии в результате теплообмена.

  

 2) 

Лёд отдаёт часть внутренней энергии в результате теплообмена.

  

 3) 

Отрезок СD соответствует количеству теплоты, полученному льдом при плавлении.

  

 4) 

Отрезок ВС соответствует количеству теплоты, полученному льдом при плавлении.

  

 5) 

На участке СD внутренняя энергия льда не меняется.

  1. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в стальной кастрюле массой 2 кг нагреть воду массой 5 кг от 20 оС до кипения? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

  1. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 3 кг нагрели от 15 до С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380  .
  1. 47 кДж
  2. 68,4 кДж
  3. 760 кДж
  4. 5700 кДж

  1. Тепловой двигатель      получает за цикл от нагревателя 200 Дж энергии и отдаёт холодильнику 150 Дж. КПД двигателя равен:
  1. 25%
  2. 33%
  3. 67%
  4. 75%

  1. В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

  

 1) 

 2) 

 3) 

 4) 

 5) 

Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.

Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

  

  

  

  

undefined

undefined

Рис. 1

Рис. 2

11. По стальному проводнику длиной 10 м и сечением 2 мм2 протекает ток 20 мА. Чему равно напряжение, поданное на проводник?

12. В таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Чему равно сопротивление резистора?

 

U, В

10

20

I, А

2

4

  1. 0,2 Ом
  2. 5 Ом
  3. 20 Ом
  4. 80 Ом

13. Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.undefined

  1.  (2,4 ± 0,2) В
  2. (2,4 ± 0,1) В
  3. (4,4 ± 0,1) В
  4. (4,8 ± 0,2) В

14. На рисунке изображена схема электрической цепи. В эту цепь параллельно включены два одинаковых резистора сопротивлением R1. По какой из формул можно определить общее сопротивление цепи R?undefined

  

 1) 

R = R12

  

 2) 

R=R1

  

 3) 

R = 2R1

  

 4) 

R= R1/ 2

15. Проводящую спираль подключают к источнику постоянного тока (см. рисунок). В плоскости электрической схемы находятся две магнитные стрелки.http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/questions/793F38E9AA06A6604B00EFD154B53C9A/innerimg0.jpg

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1)        При замыкании ключа в пространстве вокруг катушки возникает однородное магнитное поле.

2)        При замыкании ключа между витками катушки возникает магнитное взаимодействие.

3)        При замыкании ключа катушка превращается в электромагнит с южным полюсом в т. В.

4)        При замыкании ключа положение магнитная стрелка 1 повернется на 90о в плоскости рисунка по часовой стрелке.

5)        При замыкании ключа положение магнитной стрелки 2 не изменится.

16. Магнитный поток через квадратную проволочную рамку со стороной 5 см, плоскость которой перепендикулярна линиям индукции однородного магнитного поля, равен 0,1 мВб. Каков модуль вектора магнитной индукции поля?

17. В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Сила индукционного тока зависит

А. от скорости перемещения магнита

Б. от того, каким полюсом вносят магнит в катушку

Правильным ответом является

           1)         только А

           2)         только Б

           3)         и А, и Б

           4)         ни А, ни Б

18. Проводник с током 5 А находится в магнитном поле с индукцией 10 Тл. 
Определить длину проводника, если магнитное поле действует на него с силой 20Н и перпендикулярно проводнику.

  1. 0,8 м
  2. 0,4 м
  3. 0,004 м
  4. 0,16 м

                   

Огни святого Эльма

Перед грозой или во время её нередко на остриях и острых углах высоко поднятых предметов вспыхивают похожие на кисточки конусы света. Этот медленный и мирно совершающийся разряд называют с давних времён огнями святого Эльма.http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/2749C6CE8BAE89074DBBA56582E94AAB/xs3docsrc2749C6CE8BAE89074DBBA56582E94AAB_1_1455190045.jpg

Ещё у Тита Ливия можно прочитать, что когда флот Лизандра выходил из порта для того, чтобы напасть на афинян, на мачтах афинянской галеры зажигались огни. Древние считали появление огней Эльма хорошим предзнаменованием.

Особенно часто свидетелями этого явления становятся альпинисты. Иногда даже не только металлические предметы, но и кончики волос на голове украшаются маленькими святящимися струйками. Если поднять руку, то по характерному жжению чувствуется, как из пальцев истекает электрический ток.

Огни святого Эльма не что иное, как форма коронного газового разряда, наблюдаемого в природе и легко получаемого в лаборатории. Заряженное грозовое облако индуцирует на поверхности Земли заряды противоположного знака. Особенно большой заряд скапливается на остриях. Вокруг этого заряда существует неоднородное электростатическое поле, характеристикой которого является векторная физическая величина, называемая напряжённостью. Модуль напряжённости Е равен отношению модуля силы, действующей на заряд q, внесённый в данную точку поля, к модулю этому заряду: Е=Fq. Когда напряжённость электрического поля достигнет критического значения 3106 Н/Кл, начинается разряд. Благодаря ионизации молекул газов, входящих в состав воздуха, около острия образуется большое количество свободных электронов. Эти электроны ускоряются полем и, сталкиваясь с молекулами и атомами газов, разрушают их. Число электронов и ионов лавинообразно растёт, и воздух начинает светиться. 

19. Огни святого Эльма – это

 1) 

 2) 

 3) 

 4) 

искровой газовый разряд

коронный газовый разряд

медленная молния

ток в металлическом проводнике

20. Огни святого Эльма возникают при наличии

А. заострений у предметов

Б. сильного электрического поля

Правильный ответ

 1) 

 2) 

 3) 

 4) 

только А

только Б

и А, и Б

ни А, ни Б

21. Огни Святого Эльма возникают на верхушках заостренных предметов (маяках, мачтах кораблей). В какое время они возникают: перед грозой или после неё? Ответ поясните.

22.  Какая тепловая мощность выделяется в резисторе R1 в цепи, схема которой показана на рисунке, если амперметр показывает силу постоянного тока I = 0,4 А? Значения сопротивлений резисторов: R1 = 5 Ом, R2 = 30 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 20 Ом. Амперметр считать идеальным.

 

undefined

23. Чему равна масса воды, которую можно нагреть от 20 оС до 49 оС при сжигании 16,8 г спирта? Считать, что вся энергия, выделившаяся при сгорании спирта, идёт на нагревание воды.





Предварительный просмотр:

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения
в 2016 году промежуточной аттестации

по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших

 программу углублённого изучения за 8 класс

в 8А и 8В классах

учитель: Самойлова Е.А.

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по физике учащихся 8 классов углублённого изучения физики .  

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы

Используемый при конструировании вариантов экзаменационной работы отбор контролируемых элементов содержания обеспечивает требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курс физики за 8 класс и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с точки зрения мировоззренческой значимости или необходимости для дальнейшего образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте заданиями разного уровня сложности. 

Структура экзаменационного варианта обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики за 8 класс, овладение экспериментальными умениями, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ОГЭ и ЕГЭ). Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания.

 В работу включены задания трех уровней сложности (базовый, повышенный и высокий). Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике за 8 класс и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности – степень подготовленности учащегося к продолжению образования на данной ступени обучения с учетом уровня изучения предмета (углублённый).

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и содержит 23 задания, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1и п.10). 

Часть 1 содержит 21 задание: с кратким ответом – 16; с развернутым ответом – 5 заданий. К каждому заданию базового уровня (БУ) с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один, каждому заданию повышенного уровня (ПУ) с выбором ответа приводится четыре- пять вариантов ответа, из которых верно два, к заданию повышенного уровня (ПУ) без выбора ответа учащийся должен получить правильный ответ, который вписывается в бланк ответов (задание 7, 11, 16), ответом на задание 21 является краткое описание ответа на поставленный вопрос

Часть 2 содержит 2 расчётные задачи, для которых необходимо привести развернутое решение.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 35

Тип заданий

1

Часть 1

21

25

71%

16 заданий с кратким ответом

5- с развёрнутым ответом

2

Часть 2

2

10

29%

Задания
с развернутым ответом

Итого

23

35

100%

Таблица 2. Распределение заданий по уровням сложности

Части работы

Число заданий

БУ

ПУ

ВУ

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Часть 1

21

11

50%

10

43№

0

0

2

Часть 2

2

0

0%

0

0%

2

7%

Итого

23

11

50%

10

43%

2

7%

6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

Табл.3 Распределение заданий в работе по темам

№ п/п

Раздел

Название темы

Часов по программе

Заданий в работе

Количество

Процент заданий в работе

Количество

Процент заданий в работе

1.

Тепловые явления

42

40%

9

39%

Строение вещества

2

8,6 %

Температура

2

8,6 %

Внутренняя энергия

3

13,2 %

Тепловые машины

2

8,6 %

2.

Электромагнитные явления

62

60%

14

61%

Электрические явления

2

8,6 %

Электрический ток

4

18 %

Электрическая цепь

3

12,9 %

Магнитное поле

3

12,9 %

Электромагнитные явления

2

8,6 %

Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.

Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.

  1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
  1.  Знание и понимание смысла понятий.
  2.  Знание и понимание смысла физических величин.
  3.  Знание и понимание смысла физических законов.
  4.  Умение описывать и объяснять физические явления.
  1. Владение экспериментальными умениями.
  2. Решение задач различного типа и уровня сложности.
  3. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Таблица 4. Распределение заданий

по видам деятельности в зависимости от формы заданий

Виды деятельности

Часть 1

Часть 2

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1. Понимание смысла понятий

2

1.2. Понимание смысла физических явлений

2

1.3. Понимание смысла физических величин

4

1.4. Понимание смысла физических законов

4

2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

2

3. Решение задач различного типа и уровня сложности

3

1-2

4. Понимание текстов физического содержания

3

0-1

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

0–1

Задания для промежуточной аттестации по физике характеризуются также по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.

8. Оценивание экзаменационной работы

Тестовая работа оценивается по 5- бальной системе, в зависимости от процента выполненной работы. Критерии оценки контрольной работы из 23 тестовых заданий:

№ п/п

Процент выполнения работы

Количество набранных баллов

Итоговая оценка по 5 бальной системе

90%- 100%

32-35

«5»

70 - 89%

25-31

«4»

50 - 69%

18-24

«3»

49%

17

«2»

  1. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы 7-8 классов по ФИЗИКЕ

 В первом столбце таблицы указаны коды требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями контрольной работы.

Код требований

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ

1

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1

Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом

1.2

Знание и понимание смысла физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, сила Ампера, сила Лоренца, магнитная индукция, магнитный поток

1.3

Знание и понимание смысла физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи Джоуля – Ленца, правило левой, правой руки.

1.4

Умение описывать и объяснять физические явления: плавание тел, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока

2

Решение задач различного типа и уровня сложности

3

Понимание текстов физического содержания

3.1

Понимание смысла использованных в задании физических терминов

3.2

Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации

3.3

Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации

3.4

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

10. Обобщённый план работы

Проверяемые знания и умения

Код проверяемого требования к уровню подготовки

Уровень

Баллы

Время на выполнение

Часть I

1

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

1.1-1.2, 1.4

БУ

1

2

2

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

1.1-1.4

БУ

1

2

3

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи.

1.1,1.4

БУ

1

2

4

Строение атома и атомного ядра.

1.1,1.4

БУ

1

2

5

Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

1.1,1.2,1.4

БУ

1

2

6

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1.1, 1.4

Б/ПУ

2

5

7

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1.1, 1.4

ПУ

1

5

8

Количество теплоты. Удельная теплоемкость (расчётная задача).

1.1, 1.3, 2

БУ

1

2

9

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.

1.1, 1.3, 2

БУ

1

2

10

Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия.

1.1, 1.4

ПУ

2

5

11

Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление (расчётная задача с открытым ответом).

1.1, 1.3, 2

ПУ

1

5

12

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление (расчётная задача)

1.1, 1.3, 2

БУ

1

2

13

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление (экспериментальное)

1.1, 1.2

БУ

1

2

14

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1.3

БУ

1

2

15

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды. Взаимодействие электрических токов

1.1-1.3,1.4

Б/ПУ

2

5-7

16

Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды. Взаимодействие электрических токов

1.1,1.2,1.4

ПУ

1

2

17

Электродвижущая сила индукции. Правило Ленца. Переменный индукционный ток.

1.1,1.3,1.4

БУ

1

2

18

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды. Взаимодействие электрических токов.

1.1-1.3, 2

ПУ

1

2

19

Сопоставление информации из разных частей текста.

3.1-3.4

ПУ

1

5

20

Сопоставление информации из разных частей текста.

3.1-3.4

ПУ

1

5

21

Применение информации из текста физического содержания

3.1-3.4

ПУ

2

5-7

Часть II

22

Расчетная задача (электромагнитные явления)

1.2, 1.3, 2

ВУ

5

15

23

Расчетная задача (тепловые явления)

1.2, 1.3, 2

ВУ

5

15

Всего заданий – 23;

из них по типу: с кратким ответом – 16; с развернутым ответом – 7; по уровню сложности: БУ – 11 (11 баллов); ПУ – 10 (14 баллов); ВУ – 2 (10 баллов).  

Максимальный первичный балл за работу – 35.

Общее время выполнения работы – 100 мин

  1. Продолжительность экзамена

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –до 2 минут;

  1. для заданий повышенной сложности –5- 7 минут;
  2. для заданий высокого уровня сложности –до 15 минут.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 100 минут.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Баллы

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

5

5

ответ

В1

4

4

3

4

3

2,4

175,5 кДж

2

4

1,2

24 мА

3

2

1

2,1

0,05 Тл

3

1

1

3

Снизу-вверх

0,125 Вт

3,2˚С

В2

3

3

4

4

1

1,5

1753,6 кДж

2

1

1,3

12 кВ

2

4

4

1,4

0,04 Тл

1

2

2

3

Перед грозой

3,2 Вт

0,34 кг

12. Номера правильных ответов:

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Экзамен проводится в кабинете физики № 75, 77. На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). Каждая работа снабжается дополнительным материалом с табличными значениями физических величин.

  1. Критерии оценивания работы

1 часть.

  • За каждый правильный ответ на вопросы № 1-5,8,9,11-14, 16-20 учащийся получает 1 балл
  • За КАЖДЫЙ правильно выбранный вариант ответа на задание № 6, 10, 15, учащийся получает по 1 баллу (максимально 2 балла за задание).
  • Задание №21 оценивается по следующим критериям

Содержание критерия

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

2

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объёме, или в них содержится логический недочёт.

ИЛИ

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

ИЛИ

 Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

0

Максимальный балл

2

2 часть.

Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

  1. верно записано краткое условие задачи;
  2. проведена проверка размерности величин и соответствие их Международной системе СИ
  3. записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;
  4. Проведен анализ условия и путей решения задачи
  5. выполнены ВСЕ необходимые математические преобразования и расчёты, получен правильный числовой ответ с единицами измерения.  При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями)

5

верно записано краткое условие задачи;

1

проведена проверка размерности величин и соответствие их Международной системе СИ

1

Проведен анализ условия и путей решения задачи

1

Записаны верно ВСЕ уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях допущена ошибка

1

выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, получен правильный числовой ответ с единицами измерения.

1

все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в1, 2, 3 балла

0

Максимальный балл

5



Предварительный просмотр:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Баллы

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

5

5

ответ

В1

4

4

3

4

3

2,4

175,5 кДж

2

4

1,2

24 мА

3

2

1

2,1

0,05 Тл

3

1

1

3

Снизу-вверх

0,125 Вт

3,2˚С

В2

4

3

4

4

1

1,5

1760 кДж

2

1

1,3

12 мВ

2

4

4

1,4

0,04 Тл

1

2

2

3

Перед грозой

3,2 Вт

3,     58кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переводной экзамен по физике 7 класс в тестовой форме

Переводной экзамен по физике 7 класс в тестовой форме...

Переводной экзамен по физике 8 класс в тестовой форме

Переводной экзамен по физике 8 класс в тестовой форме...

Переводной экзамен по физике в 8 классе

Итоговый тест по физике в 8 классе к учебнику Перышкина....

Переводной экзамен по физике 7 класс

Итоговый тест по физике за курс 7 класса к учебнику Перышкина....

переводной экзамен по физике 10 класс

Содержит контрольно-измерительные материалы по физике в форме ЕГЭ для проведения промежуточной аттестации в 10 классе (профильный уровень, УМК Мякишев, Буховцев)...

Переводной экзамен по физике за курс 7 класса

Цель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям...ТемаПервоначальные сведения о строении веществаМехан...

Билеты к переводному экзамену по физике в 7 классе

Билеты к переводному экзамену по физике в 7 классе (по Пёрышкину)...