Безопасные условия труда в кабинете физики.
методическая разработка по физике на тему

Попова Раиса Геннадьевна

Безопасные условия труда в кабинете физики. Требования к помещениям кабинета физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза

«БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТА ФИЗИКИ»

                                                        Подготовила:

учитель физики

                                                        МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

                                                            Попова Раиса Геннадьевна,

                                                        высшая категория

г. Луза, 2017г.

1. Кабинет (лаборатория) оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.

В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет работы по ремонту оборудования, готовит опыты.

2. Расстановка мебели в кабинете (лаборатории) должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов

в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда столов — не менее 0,5 м; от внутренней стены до третьего ряда столов — не менее 0,5 м; от задней стены (шкафов) до столов — не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов — не менее 2,5 м; между рядами двухместных столов — не менее 0,6 м; рабочие места за первыми и вторыми столами в любом ряду кабинета отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м). школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами, где освещенность создается естественным светом. При хорошей коррекции зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду. в целях профилактики против искривления позвоночника и развития косоглазия следует каждую четверть проводить перемещение учащихся, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, не нарушая при этом соответствия номеров мебели росту школьников.

3. Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.

4. Согласно СНиП-П-4—79 “Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования” солнечный свет должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

5. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителями кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопата, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1 “Спутник”, ОП-5 “Турист”) огнетушитель.

7. Химические реактивы, предусмотренные Перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком. Жидкие химреактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд должен иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

8. Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя физики.

9. Кабинеты физики не должны использоваться в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

Перечень перевязочных средств для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики:

Индивидуальные перевязочные антисептические средства— Зшт., пакеты без бинтов (Зшт.), с бинтами (3 шт.). Бинты (3 шт.). Вата (2 пакета). Жгут (1 шт.).

На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.

Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО ПРАВИЛАМ

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ.

Для усвоения учащимися правильных и безопасных приемов работы учителя обязаны проводить инструктаж по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.

Инструктаж проводится со всеми учащимися при первом посещении кабинета (вводный инструктаж) перед выполнением каждой лабораторной и практической работы (на рабочем месте).

На вводном инструктаже учитель в форме беседы знакомит учащихся с правилами работы в кабинете физики, обращает их внимание на опасные моменты, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и сообщает о соответствующих мерах предосторожности.

Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении конкретной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать действия учащихся.

Литература:

  1. http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-shkolnikov/241-tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-fiziki
  2. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/02/tekhnika-bezopasnosti-v-kabinete-fiziki
  3. http://noginsk-sch2.edusite.ru/DswMedia/10pravilatexnikibezopasnostinaurokaxfizikidlyauchashaixsya.pdf

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Попова Р.Г. учитель физики МОКУ СОШ №2 г. Луза Кировской области

Слайд 2

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТА ФИЗИКИ. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.

Слайд 3

В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет оборудования, готовит опыты.

Слайд 5

Химические реактивы, предусмотренные Перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком. Жидкие химреактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд должен иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

Слайд 6

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителями кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют . Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

Слайд 7

Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов

Слайд 8

Согласно СНиП-П-4—79 “Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования” солнечный свет должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

Слайд 9

Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопата, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый огнетушитель (ОП-1 “Спутник”, ОП-5 “Турист”) .

Слайд 10

Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.

Слайд 11

Перечень перевязочных средств для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики: Индивидуальные перевязочные антисептические средства— Зшт., пакеты без бинтов (Зшт.), с бинтами (3 шт.). Бинты (3 шт.). Вата (2 пакета). Жгут (1 шт.).

Слайд 12

На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь. Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.

Слайд 13

ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО ПРАВИЛАМ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ. Для усвоения учащимися правильных и безопасных приемов работы учителя обязаны проводить инструктаж по соблюдению требований и гигиены труда. Инструктаж проводится со всеми учащимися при первом посещении кабинета (вводный инструктаж) перед выполнением каждой лабораторной и практической работы (на рабочем месте). На вводном инструктаже учитель в форме беседы знакомит учащихся с правилами работы в кабинете физики, обращает их внимание на опасные моменты, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и сообщает о соответствующих мерах предосторожности. Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении конкретной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов . В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать действия учащихся.

Слайд 14

Соблюдайте безопасность , порядок и дисциплину в кабинете физики. Пользуйтесь оборудованием только с разрешения учителя. Следите за тем , чтобы ваш внешний вид не был травмоопасным при выполнении практических и лабораторных работ. Следите за чистотой на рабочем месте, аккуратно и правильно пользуйтесь оборудованием. Соблюдайте нормы электробезопасности, пожарной безопасности, химической безопасности. Умейте оказывать первую помощь пострадавшим от травм, электротравм.

Слайд 15

При проведении лабораторных работ пользоваться разбитой или стеклянной посудой с трещинами запрещается. Во всех опытах, требующих нагнетания или откачивания воздуха из стеклянных сосудов, а также повышения в них давления путем нагревания, необходимо применять защитные чехлы или экраны из органического стекла, а также защитные очки или маски для демонстратора. Осколки стекла со стола нельзя стряхивать руками. Для этого необходимо использовать щеточку и совок..

Слайд 16

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите описание работы, уясните ход ее выполнения. Во время работы: Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учител я. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанным учителем. Не держите на рабочем месте предметы, не требующие при выполнении задания. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж электрических устройств только при отключенном источнике питания. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя!!!

Слайд 17

Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить. После окончания работы: По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники и электропитания и сообщите об этом учителю.

Слайд 18

Общие требования Приборы , используемые учащимися, должны иметь ограничивающиеся устройства, исключающие возможность поражения током. Корпуса приборов, где это необходимо, должны заземляться. Запрещается: В качестве заземления использовать отопительные трубы. Оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы. Во время опытов держать на столе посторонние предметы. До начала работы: Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор. Используемые приборы должны быть исправны, отрегулированы, содержаться в чистоте и регулярно проверяться.

Слайд 19

Во время работы: Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода. Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, щитки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д. Отвертки, кусачки, плоскогубцы должны иметь изолированные ручки. Наличие напряжения в цепи можно проверить только приборами. При опытах с сильными магнитными полями необходимо снять с руки часы. После окончания работы: Отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. Отключение силовой линии кабинета физики осуществляется одним общим выключателем учителем. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите от этом учителю!

Слайд 20

Общие требования: Следует помнить, что стекло обладает хрупкостью, легко ломается и трескается при ударах, резком изменении температуры. Ни один прибор нельзя использовать без проверки учителем. Опасности в работе: Ожоги рук при неосторожном обращении со стеклянными трубками, стаканами, колбами и др. хим. посудой, нагретой до высокой температуры. Ранения рук и лица при разрыве сосудов или приборов при нарушении правил применения изделий из стекла. До начала работы: При сборке стеклянных приборов соединением отдельных частей их с помощью резиновых трубок, а также при других работах со стеклом необходимо защитить руки полотенцем. Концы стеклянных трубок и палочек для размешивания растворов или др. целей должны быть оплавлены, чтобы не поранить руки.

Слайд 21

Во время работы: При получении стеклянной посуды проверьте её целостность, не ставьте её на край стола и близко к нагревательным приборам. Не наливайте горячую воду в стеклянную посуду и не нагревайте её , предварительно не прогрев её. Перенося сосуды с горячей жидкостью, следует брать их руками, защищенными полотенцем, большой сосуд при этом следует держать одной рукой за дно, другой – за горлышко. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающихся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой. Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать ее так, чтобы отверстие пробирки, было направлено в сторону от себя и соседней по парте. После окончания работы: Тщательно вымойте руки с мылом. При обнаружении каких – либо неисправностей в состоянии используемых вами приборов поставьте в известность учителя. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

Слайд 22

Общие требования: Все электронагревательные приборы должны быть исправными, без нарушения изоляции и использоваться по назначению. Запрещается: Оставлять без присмотра работающие нагреваительные и электронагревательные приборы. Использовать неисправные электронагревательные приборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация соблюдение техники безопасности в кабинете физики.

В презентации отражены основные требования по техники безопасности в кабинете физике.Техника безопасности при проведении работ по теплоте.Техника безопасности при работе с весами.Техника безопасности ...

Техника безопасности в кабинете физики

Инструктаж по т.б. в кабинете физики на первых уроках. Инструкции по Т.Б. для учащихся при выполнении лабораторных работ....

Инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ в кабинете физики

Инструкции  по охране трудадля  обучающихся  при выполнении лабораторных работ в кабинете физики  по  разделам : «Механика»,  «Молекулярная физика, тепловые явл...

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах. Предлагаю свою версию инструкций к лаб работам и в кабинет физики....

РАЗДЕЛ 5. Организация работ по охране труда Тема 5.1. Особенности обеспечения безопасности условий труда

Содержание:¨Травматизм. Производственный травматизм¨Анализ причин травматизма¨Классификация производственных травм  , несчастных случаев¨Причины НС...

Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда

Конспект урока и презентация для урока технологии(обслуживающий труд 5 класс)...

Инструкция по охране труда в кабинете физики

Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма....