Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Физика вокруг нас»
8 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Основными задачами курса являются:
- раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
- развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
- формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
- технологическое образование и профориентация школьников.
Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д. Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.
Для организации самостоятельного решения физических задач в. физическом кабинете необходимо иметь следующие сборники задач: «Физическая олимпиада» В. И. Лукашика; сборники задач по физике для 7–8 классов В. А. Золотова и В. И. Лукашика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_vokrug_nas_8_klass_fakultativ.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО естественно- Заместитель директора по УВР филиала Директор МОУ «Ерышовская сош
научного цикла МОУ «Ерышовская сош Ртищевского района
________/Воротнева Н.А./ Ртищевского района Саратовской Саратовской области»
Протокол №1 от « 28 » августа 2013 г. области» в с.Каменка __________/Березкина Л.А./
________/Степанова Г.Н./ Приказ №
от « 30 » августа 2013 г. от «31» августа 2013г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Физика вокруг нас»
8 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Основными задачами курса являются:
- раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
- развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
- формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
- технологическое образование и профориентация школьников.
Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д. Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.
Для организации самостоятельного решения физических задач в. физическом кабинете необходимо иметь следующие сборники задач: «Физическая олимпиада» В. И. Лукашика; сборники задач по физике для 7–8 классов В. А. Золотова и В. И. Лукашика.
Цели и задачи курса
Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Программа состоит из пяти разделов.
- Тепловые явления.
- Изменение агрегатных состояний вещества.
- Электрические явления.
- Электромагнитные явления
- Световые явления
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Тепловые явления | 7 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 6 |
3 | Электрические явления | 11 |
4 | Электромагнитные явления | 3 |
5 | Световые явления | 7 |
Всего | 34 |
Содержание тем учебного курса
Тепловые явления. (7ч)
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества (6ч)
Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Аморфные тела
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи;
Измерение физических величин: температуры, влажности воздуха.
Электрические и электромагнитные явления (11ч , 3ч)
Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения заряда. Электрическое сопротивление.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока. Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электрического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Световые явления (3ч)
Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление. Закон отражения. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований. Объяснение принципа действия очков.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тепловые явления. | 7 | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика… | 1 | ||
2 | Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | ||
3 | Экспериментальное задание «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | 1 | ||
4 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | ||
5 | Решение задач по теме: «Тепловые явления». | 1 | ||
6 | Решение качественных задач: «Тепловые явления». | 1 | ||
7 | Использование энергии Солнца на Земле. Проект | 1 | ||
Изменение агрегатных состояний вещества | 6 | |||
8 | Изменение агрегатных состояний вещества | 1 | ||
9 | Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование». | 1 | ||
10 | Решение расчетных задач. | 1 | ||
11 | Аморфные тела с использованием ИКТ. | 1 | ||
12 | Экспериментальное определение влажности воздуха. | 1 | ||
13 | Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. | 1 | ||
Электрические явления. | 11 | |||
14 | Закон сохранения электрического заряда. | 1 | ||
15 | Полупроводники. Полупроводниковые приборы, с использ. ИКТ. | 1 | ||
16 | Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей». | 1 | ||
17 | Построение электрических схем. | 1 | ||
18 | Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления. | 1 | ||
19 | Смешанное соединение проводников. | 1 | ||
20 | Решение задач:«Электрические явления» | 1 | ||
21 | Решение качественных задач: «Электрические явления». | 1 | ||
22 | Изготовление самодельных приборов. | 1 | ||
23 | История развития электрического освещения. Проект. | 1 | ||
24 | Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии». | 1 | ||
Электромагнитные явления. | 3 | |||
25 | Занимательные опыты с постоянными магнитами. | 1 | ||
26 | Изучение спектров постоянных магнитов. | 1 | ||
27 | Решение качественных задач по теме: «Магнитные явления». | 1 | ||
Световые явления. | 7 | |||
28 | Получение тени и полутени. | 1 | ||
29 | Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ | 1 | ||
30 | Построение изображений, даваемых линзой. | 1 | ||
31 | Глаз и зрение. Проект. | 1 | ||
32 | Близорукость и дальнозоркость. Очки. | 1 | ||
33 | Решение задач «Световые явления» | 1 | ||
34 | Подведение итогов. « Что? Где? Когда?» | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. А.В. Перышкин Физика-7,8 кл М. Дрофа 2009
2. В.И. Лукашик Сборник задач по физике7-9кл М.Просвещение2005
3. Л.А.Кирик Самостоятельные и контрольные работы-8 класс М. Илекса2005
4. Е. М Гутник Е.В. Рыбакова Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс М. Дрофа2002
5. А.В.Перышкин Сборник задач М. Экзамен2007
6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике Учитель-АСТ 2005
7. Н.К. Мартынова Физика Книга для учителя М. Просвещение2002
8. И.И. Мокрова Поурочные планы физика 7,8 класс Учитель-АСТ 2007
9. И.И. Мокрова Поурочные планы Физика 9 класс Учитель-АСТ 2007
Образовательные диски:
- Физика 7-11 классы.
- Физика 7-11 классы (практикум). Учебное электронное издание Физикон.
- Открытая физика 1.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...
Рабочая программа. Элективные курсы. Физика 10-11 класс.
Рабочая программа к элективному курсу "Решение физических задач" рассчитана для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений где физика преподается по базовому уровню...
Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост...
Рабочая программа факультативного курса "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Программа элективного курса "Физика вокруг нас"
Элективный курс «Физика вокруг нас» разработан для образовательной области «Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах развития природы и правилах опти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физика вокруг нас» для обучающихся 5-6 классов
Разработка рабочей программы по физике для обучающихся 5-6 классов....