Простые механизмы
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Баскова Евгения Владимировна

Урок исследование.

Необходимо приготовить опорный конспект в зависисмости от возможностей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация712.55 КБ
Файл конспект урока22.21 КБ
Файл текст "Простые механизмы"163.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний - он постоянно расширяется» Арабская пословица

Слайд 2

Физический диктант Величина равная произведению силы на … называется работой. Работа обозначается буквой … Единица измерения механической работы в СИ называется … Работа может быть … и … Когда тело движется горизонтально, то работа сила тяжести … Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом … Мощность – это величина, равная отношению … Мощность обозначается буквой … Ватт – единица измерения мощности в СИ равна отношению … Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность

Слайд 3

«Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю !» Архимед

Слайд 4

Простые механизмы - — устройства, служащие для преобразования направления и величины (модуля) силы. Назначение простых механизмов - облегчить работу человека.

Слайд 5

Простые механизмы

Слайд 6

Название простого механизма Определение В чем выигрыш? Наклонная плоскость плоская поверхность, установленная под углом к горизонтали. выигрываем в силе, и ровно во столько же проигрываем в расстоянии; выигрыша в работе нет Клин простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Винт (шнек) простейший механизм, резьба которого представляет собой наклонную плоскость, многократно обёрнутую вокруг цилиндра. Рычаг простейший механизм, представляющий собой балку, вращающуюся вокруг точки опоры. во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии; выигрыша в работе нет. Ворот простейший механизм, предназначенный для создания тягового усилия на канате (тросе, верёвке). Блок простое механическое устройство, позволяющее регулировать силу.

Слайд 7

Блоки: Неподвижный блок Подвижный блок Полиспаст

Слайд 8

Домашнее задание Выучить конспект, §57



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

ФИО учителя

Баскова Евгения Владимировна

Образовательное учреждение:

МКОУ «Школа №16» с. Верхняя Кабанка

Предмет:

Физика

Класс:

7

Тема урока:

Простые механизмы.

Тип урока:

комбинированный

Форма урока:

урок-исследование

Технология обучения:

проблемно-исследовательская

Цель урока:

Формирование естественно-научного мировоззрения и развитие теоретического мышления школьника на основе изучения роли и назначения простых механизмов в окружающей действительности

Задачи урока:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;
  • рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

Развивающая:

  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:

  • пробуждение познавательного интереса к физике;
  • воспитание положительного отношения к получению знаний и окружающим явлениям;
  • формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие). 

Формы учебной работы:

1) фронтальная работа со всем классом

2) групповая работа

3) индивидуальная работа

Средства обучения:

Техническое обеспечение:

ноутбук, интерактивная панель, презентация по теме «Простые механизмы»

Раздаточный материал:

- текст для прочтения по теме «Простые механизмы»;

- карточки для физического диктанта.

Оборудование: брусок, линейка деревянная, наклонная плоскость, динамометр, штатив, рычаг, набор грузов одинаковой массы, подвижный и неподвижный блоки, бутылка минеральной воды, открывалка для бутылок.

Планируемые

образовательные

результаты:

Ученик по окончанию темы:

дает определения основных понятий;

приводит примеры простых механизмов;

видит и формулирует проблему;

проявляет интерес к изучаемой теме;

аргументирует свою точку зрения;

понимает принцип действия простых механизмов.

Программные требования:

понимание принципов действия простых механизмов;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни

Мировоззренческая идея урока:

Простые механизмы позволяют получить выигрыш в силе, затрачивая меньше усилий на совершение той же работы.

План изучения нового материала:

Введение понятия «Простые механизмы». Их назначение.

Виды простых механизмов

Рычаг. Виды рычагов

Домашнее задание:

 

Выучить конспект, §57


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

 

Приветствует учащихся. Психологический настрой на урок.

Приветствуют стоя.

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (2 мин)

  1. Величина равная произведению силы на … называется работой. (путь)
  2. Работа обозначается буквой…
  3. Единица измерения механической работы в СИ называется…(джоуль)
  4. Работа может быть … и … (положительной, отрицательной)
  5. Когда тело движется горизонтально, то работа сила тяжести … (равна нулю)
  6. Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом… (не совершается)
  7. Мощность – это величина, равная отношению… (работы ко времени)
  8. Мощность обозначается буквой …
  9. Ватт – единица измерения мощности в СИ равна отношению…( джоуля к секунде)
  10. Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.(больше)

Обобщают полученные ранее знания

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (5 мин)

-видит и формулирует проблему;

-выдвигает гипотезы;

У меня на столе стоит бутылка минеральной воды. Ее нужно открыть.

Чтобы получить нужный результат наших действий, нам нужно совершить механическую работу. А какие же условия должны выполняться, чтобы работа совершалась? (К телу должна быть приложена сила и оно должно двигаться).

 

(Вызывается ученик, пробует открыть руками, потом открывалкой).

Открывалка не что иное, как простейший механизм, который вы использовали для выполнения механической работы.

К какому простому механизму относится открывалка и в чем она дает выигрыш: в силе или в работе? На эти вопросы мы должны ответить в конце урока.

Поиск решения проблемы

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА (22 мин)

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока: «Простые механизмы».

Итак, сегодня на уроке мы должны усвоить понятие простого механизма; узнать какие простые механизмы помогают человеку совершать работу; на сколько и какие группы можно разделить эти механизмы.

Записывают тему урока

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин)

-приводит примеры простых механизмов;

-выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения;

-видит и формулирует проблему;

- дает определение наклонной плоскости (рычага, клина, винта, ворота, блока);

- видит в каком механизме есть выигрыш в силе, а в каком – в работе;

-аргументирует свою точку зрения;

Простейшие механизмы — устройства, служащие для преобразования направления и величины (модуля) силы.

Назначение простых механизмов - облегчить работу человека.

Я прошу вас прочитать текст, который есть на ваших столах и заполнить опорный конспект.

(Работа с текстом).

Дискуссия (обсуждение заполненного конспекта)

Фронтально

Работают с текстом

Оформляют конспект

Работа с конспектом

Итоги урока (3 мин)

-проявляет интерес к изучаемой теме;

- приводит примеры простых механизмов;

-понимает принцип действия механизмов;

-проявляет интерес к изучаемой теме;

Рефлексия

- Узнали что…?

- С помощью простых механизмов можно…?

- Какие существую виды простых механизмов? (рычаг – блок, ворот, наклонная плоскость – клин, винт)?

Домашнее задание

Фронтально




Предварительный просмотр:

Простые механизмы — устройства, служащие для преобразования направления и величины (модуля) силы. Представляют собой элементы более сложных механизмов. Некоторые из простейших механизмов появились в глубокой древности.

Выделяют несколько простейших механизмов, из которых четыре являются разновидностью двух основных:

1. Наклонная плоскость — это плоская поверхность, установленная под углом к горизонтали.  Она позволяет поднимать груз вверх, прикладывая к нему усилие, заметно меньшее, чем сила тяжести, действующая на этот груз.http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%BF%D0%BC5.jpg

Примерами наклонных плоскостей служат пандусы и трапы. Пандусы и трапы широко применялись при строительстве ранних каменных сооружений, дорог и акведуков, при штурме военных укреплений.

Принцип наклонной плоскости можно видеть также в таких колющих и режущих инструментах, как стамеска, топор, плуг, клин, винт.

Мысленные и реальные эксперименты с наклонными плоскостями, которые на заре Нового времени делали Леонардо да Винчи, Симон Стевин, Галилео Галилей и другие физики, привели к познанию законов природы, связанных с силой тяжести, массой, инерцией.

Используя наклонную плоскость, мы выигрываем в силе, и ровно во столько же проигрываем в расстоянии!

Выигрыш в силе: . Наклонная плоскость не дает выигрыша в работе!

2. Клин — простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Используется для раздвижения, разделения на части обрабатываемого предмета. Клин является разновидностью наклонной плоскости.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Wedge-diagram.svg/220px-Wedge-diagram.svg.png

Происхождение клина неизвестно, это отчасти объясняется тем, что клин известен уже более 9000 лет. Клинья могут быть использованы для того, чтобы поднимать тяжёлые объекты и отделять их от поверхности, на которой они лежат. Они могут также использоваться для раскалывания древесины вдоль волокон. Узкий и относительно длинный клин может применяться для точной подгонки просвета между предметами (обычно применяют плотники).

Клинья также могут быть использованы для удержания предметов, таких как части двигателя или другого механизма. Широко применяются и дверные клинья, которые блокируют дверь из-за трения между нижней частью двери и клином и между клином и поверхностью.

В Древнем Египте бронзовые клинья использовались в карьерах для откалывания каменных блоков, необходимых в строительстве. Также применялись деревянные клинья, которые разбухали после обливания водой. Некоторые индейские племена использовали клинья из оленьего рога для раскалывания древесины и изготовления каноэ, жилища и других предметов.

3. Винт (шнек) — простейший механизм, резьба которого представляет собой наклонную плоскость, многократно обёрнутую вокруг цилиндра.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Archimedes-screw_one-screw-threads_with-ball_3D-view_animated_small.gif

Примеры простых устройств с винтовой резьбой — домкрат, болт с гайкой, тиски.

Идеальный выигрыш в силе равен отношению расстояния, проходимого точкой приложения усилия за один оборот винта (длины окружности), к расстоянию между двумя соседними витками резьбы (шаг резьбы).

Архимедов винт — механизм, исторически использовавшийся для передачи воды из низколежащих водоёмов в оросительные каналы. Он был одним из нескольких изобретений и открытий, традиционно приписываемых Архимеду, жившему в III веке до н. э. Архимедов винт стал прообразом шнека. Винт вращается обычно с помощью ветряного колеса, либо вручную. В то время, как поворачивается нижний конец трубы, он собирает некоторый объём воды. Это количество воды будет скользить вверх по спиральной трубе во время вращения вала, пока наконец вода не выльется из вершины трубы, снабжая ирригационную систему.

4. Рычаг — простейший механизм, представляющий собой балку, вращающуюся вокруг точки опоры.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/Palanca-ejemplo.jpg/550px-Palanca-ejemplo.jpg

        Рычаг используется для создания большего усилия на коротком плече с помощью меньшего усилия на длинном плече.

Для любого рычага справедливо правило: во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии.

Выигрыш в силе:

Выигрыш в силе в k раз ведет к проигрышу в расстоянии во столько же раз.

Рычаг не дает выигрыша в работе!

        Частными случаями рычага являются также два других простейших механизма: дифференциальный ворот и блок. Человек стал использовать рычаг ещё в доисторические времена, интуитивно понимая его принцип. Такие инструменты, как мотыга или весло, применялись, чтобы уменьшить силу, которую необходимо было прикладывать человеку. В пятом тысячелетии до нашей эры в Месопотамии применялись весы, использовавшие принцип рычага для достижения равновесия. Около 1500 года до н. э. в Египте и Индии появляется шадуф (колодец с «журавлём»), прародитель современных кранов, устройство для поднимания сосудов с водой.

5. Ворот — простейший механизм, предназначенный для создания тягового усилия на канате (тросе, верёвке). Является разновидностью рычага. Синоним простейшей лебёдки. В более широком смысле воротом называют рычаг, совершающий при работе полный оборот.Wheelaxle quackenbos.gif

Устройства, использующие принцип ворота:

  • ворот колодца с ручкой;
  • отвёртка (разница диаметров жала и ручки);
  • велосипед (педали, вращающие звёздочку);
  • рулевое колесо автомобиля, штурвал судна и т. п. средства управления.

6. Блок — простое механическое устройство, позволяющее регулировать силу. Является разновидностью рычага. Представляет собой колесо с желобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси: жёлоб предназначен для каната, цепи, ремня и т. п.http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%BF%D0%BC2.jpg

        Виды блоков:

  1. Неподвижный блок — ось блока в обоймах, закреплённых на балке или стене: меняет направление силы. Неподвижный блок является равноплечим рычагом.

При отсутствии трения для подъема нужна сила, равная весу груза.

http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%BF%D0%BC3.jpg

  1. Подвижный блок — ось блока в обоймах, к которым прикрепляется груз, и блок вместе с ними может двигаться: меняет величину силы. Подвижный блок – это рычаг с соотношением плеч 1:2. Если веревки параллельны, то для подъёма груза потребуется сила вдвое меньше, чем вес груза.http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%BF%D0%BC4.jpg

  1. Полиспаст — система из нескольких подвижных и неподвижных блоков (обычно попарно). Такая система изображена на рисунке и даёт выигрыш силы в 2 раза при любом направлении приложения усилия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: "Простые механизмы"

Материал включает в себя подбор теоретического материала и практических заданий по тме "Простые механизмы". Проводился, как районное мероприятие  в рамках программы "Одаренные дети"...

Презентация по физике 7 класс "Простые механизмы. рычаг"

Презентация по физике 7 класс.  Урок изучения нового материала. Тема "Простые механизмы. Рычаг. Условие равнвесия рычага. "Золотое" правило механики." есть задача по теме....

Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс....

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)...