Конспект урока «Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс»
план-конспект урока по физике на тему

Мужичкова Дарья Геннадьевна

Конспект урока в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспекта урока

Тема урока: «Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс»

Цели урока

Стратегические:

- В целях формирования научного мировоззрения познакомить учащихся с конкретными техническими устройствами, созданными людьми для удовлетворения своих потребностей на основе открытых законов.

Тактические:

 - познакомить учащихся с принципом действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса.

Оперативные цели:

(в когнитивной области) ученик должен:

 - знать устройство поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса

 - закрепить знания на расчет числовых значений физических величин в конкретных ситуациях

 - объяснять принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса

 - переводить физические величины из внесистемных в СИ  

 - уметь наблюдать полученные знания в повседневной жизни,

 -  уметь решать задачи по данной теме.

в аффективной области: ученик осознает важность учения, внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, участвует в беседе, выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения,  участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету, пытается определить  осознать свои склонности,  интересы, свои предпочтения в учебной деятельности, Устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

  • психомоторной области: ученик должен грамотно излагать свои мысли,

Методы ведения урока:

  • фронтальная беседа,
  • исследовательская работа,
  • рефлексия

Форма организации деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная

Тип урока – Комбинированный урок.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, доска, экран, видеофильм, шприцы, стаканчики с водой

Структура урока:

Этапы урока

 Формы (Ф), методы обучения (М)        

Средства обучения

(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

Время

1. Организационный

(приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

 Ф: фронтальная, индивидуальная

М:  словесные

Слово учителя и ученика

1-2 мин

2. Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся (постановка целей и задач урока, организация действий учащихся по их принятию)

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, практические;

Перечень вопросов для фронтального опроса.

5-10 мин

3. Формирование новых знаний умений, навыков (изучение нового материала)

Ф: фронтальная,

М:словесные, наглядные,

объяснительно- иллюстративные

Перечень вопросов для фронтальной беседы.

Предметы для исследовательской деятельности (Шприцы, стаканы с водой)

Мультимедиа: ноутбук, доска, видеофильм

10-13 мин

4.Закрепление нового учебного материала

Ф: фронтальная,

индивидуальная, М: словесные, практические;

частично-поисковые,

Текст задачи,

учебники

7-10 мин

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ф: фронтальная,

М: словесные,

объяснительно-иллюстративные

Учебники, тетради, дневники,

слово учителя и ученика

3 мин

6. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная,

 М: словесные

Слово учителя

3 мин

7. Рефлексия

Ф: фронтальная, М: словесные

Слово ученика

3 мин

Конспект урока

Ход урока

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Хочу сообщить приятную новость. На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит стать не учениками, а инженерами-гидрологами, настоящими учёными. А учёные, как известно, знают много и умеют много.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся.

Проверим, с каким же научным багажом вы пришли на урок.

Отгадайте загадку:

Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать.

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять?

(отв. барометр)

Что же такое барометр?

Чему равна высота столба воды в этом барометре при нормальном атмосферном давлении?

Решение: «Си»

Давление столба жидкости определяется формулой: р = ρgh

Теперь найдем высоту столба воды в барометре Паскаля при

нормальных условиях: h=р/ρg.

h=101325 Па/ 1000кг/м³•10Н/кг = 10,13 м

Ответ:10,13м

Для чего используют манометры и где их применяют?

Какие разновидности манометров вы знаете?

Какие сосуды называют сообщающимися. Приведите пример

3.Изучение нового материала

Перед нашей научной лабораторией поставлена проблема. Нужно обеспечить людей в определенной местности питьевой водой. Что предложите, коллеги? (возить воду, провести водопровод, выкопать колодец).

Водоносный слой проходит неглубоко под землёй. Как достать воду? (пробурить скважину и поставить насос).

Запишите тему урока. Поршневой жидкостный насос.

Нам предстоит узнать, как устроен и действует поршневой жидкостный насос

Что же представляет собой насос? Проведём опыты.

У вас в руках знакомый предмет, медицинский шприц. Что мы можем с ним проделать

Исследовательская деятельность:

(Заранее подготовлены шприцы и стаканчики с водой на партах у учащихся)

1). Втянуть воду шприцем (всасывание)

Вопрос: почему вода поднимается вслед за поршнем? Наблюдение за бусинками. Вопрос: почему бусинки поднимаются вверх? (Давление под поршнем понижается, под действием атмосферного давления воздуха вода поднимается вверх.)

2). Выпустить воду из шприца (нагнетание) Наблюдение за бусинками. Вопрос: почему бусинки лежат внизу?

3). Наблюдение за тем, есть ли между поршнем и водой промежуток? Что в нём находится? Как воздух туда попал?

Вывод: Поршень должен плотно прилегать к стенкам трубки, иначе вода поднимется невысоко

4). Набрать воды в шприц и вынуть его из воды.

Вопрос: Вытекает ли вода? Почему?

5). Вынуть поршень из шприца с водой и наблюдать за тем, что вода вытекает Вопрос: Почему?

Итог: Шприц – простейший насос.

В Кто изобрёл насос – наука не знает, но точно установлено, что Аристотелю, жившему в VI веке до нашей эры, был известен принцип его действия.

Работа с учебником.

Рассмотрим устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса, изображенного на рис.142 учебника. Давайте назовем основные части и принцип действия.

Рано или поздно каждый автомобилист сталкивается с проблемой замены пробитых колес. Масса легкового автомобиля приблизительно 1,5 т. Как поменять пробитое колесо?

(гидравлический пресс)

Запишите в тетради еще одну подтему: Гидравлический пресс

Механизмы, работающие при помощи какой-нибудь жидкости, называются гидравлическими (греч. "гидор" - вода, жидкость).

(Просмотр видеофильма: «Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.»

Обсуждаем принцип действия гидравлической машины, записываем соотношение сил и площадей по закону Паскаля. (Стр. 142).

Вывод: Гидравлические механизмы необходимы в жизни человека. Они позволяют добиваться выигрыша в силе.

4. Закрепление нового учебного материала

А теперь попробуем решить задачи:

1.Почему при подъеме поршня открывается нижний клапан, и вода движется за поршнем? Почему нижний клапан закрывается при движении поршня вниз? (Из-за перепада давления. Давление под поршнем меньше атмосферного и вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр.

При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.)

2.На какую предельную высоту вручную можно поднять воду поршневым насосом при нормальном атмосферном давлении?

Упражнение 24 (§48)

3.На какую наибольшую высоту вручную можно поднять спирт, ртуть поршневым насосом при нормальном атмосферном давлении?

Упражнение 24 (§48)

(Задачи из учебника. Перышкин А.В. 7 класс)

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  

 Д/з п.48-49, упр. 25

Прочитать параграф, решить задачи в тетради

6. Итог урока

  1. О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
  2. Какое явление используют в устройстве поршневого водяного насоса?
  3. Как устроен и действует такой насос?
  4. Какой закон используют в устройстве гидравлических машин?

7. Рефлексия

Вот и закончилась наша работа. Что вы узнали?

- Что показалось самым интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что бы вы поставили себе? Своему товарищу?

Конспект урока

Этапы урока

Вид деятельности учителя (подробно)

Вид деятельности учащихся

Результат

Примечание

1.

Орг. момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка выполнения домашнего задания и/или других требований по организации занятий

Приветствие, информирование об отсутствующих, о проблемах при выполнении домашнего задания и т.п.

Организована работа на уроке.

2.

Проверка выполнения домашнего задания

Актуализация знаний учащихся.

Постановка цели и задач урока

Проверка пройденного материала

Учитель организует деятельность учащихся по открытию нового знания

Отвечают на вопросы:

Что же такое барометр?

Чему равна высота столба воды в этом барометре при нормальном атмосферном давлении?

Для чего используют манометры и где их применяют?

Какие разновидности манометров вы знаете?

Какие сосуды называют сообщающимися. Приведите пример

Отгадайте загадку:

Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать.

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять?

(отв. барометр)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Определена степень готовности к восприятию нового материала.

Уверенно выполняют задание, воспроизводят определения,

рассуждают
выдвигают гипотезы и их обоснование

П

Л

3.

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации в игровой форме: «Перед нашей научной лабораторией поставлена проблема. Нужно обеспечить людей в определенной местности питьевой водой. Что предложите, коллеги?»

Исследовательская деятельность (проведение опытов)

Работа с учебником;

Просмотр видеофильма: «Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.»

Отвечают на вопросы учителя;

Обсуждают проблему и ищут пути выхода решения;

Выполняют лабораторную работу;

Смотрят видеофильм;

Обсуждение темы с учителем;

Работают с учебником;

Записывают основные моменты в тетрадь

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения и позиции; владение диалоговой формой речи

4.

Закрепление полученных знаний и умений.

Решают задачи:

 1.Почему при подъеме поршня открывается нижний клапан, и вода движется за поршнем? Почему нижний клапан закрывается при движении поршня вниз?

2.На какую предельную высоту вручную можно поднять воду поршневым насосом при нормальном атмосферном давлении?

3.На какую наибольшую высоту вручную можно поднять спирт, ртуть поршневым насосом при нормальном атмосферном давлении?

Учащиеся решают задачи и записывают решение в тетрадь

Овладение практически значимыми физическими умениями и навыками

5.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§48-49, упр 25

Формирование навыков самоорганизации        

поиск и выделение информации

6.

Подведение итогов урока

Отвечаю на вопросы:

 1.        О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

2.        Какое явление используют в устройстве поршневого водяного насоса?

3.        Как устроен и действует такой насос?

4.        Какой закон используют в устройстве гидравлических машин?

Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки

7.

Рефлексия

Отвечают на вопросы:

Вот и закончилась наша работа. Что вы узнали?

- Что показалось самым интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что бы вы поставили себе? Своему товарищу?

Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Поршневой жидкостный насос

Задачи:- обучающие: направить деятельность учащихся на углубление и систематизацию знаний о жидкостных насосах;- развивающие: способствовать развитию умения анализировать, выдвигать предположени...

Урок "Поршневой жидкостный насос

Цель  урока: учащиеся должны усвоить устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса....

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос...

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос

Презентация Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос...

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Презентация к уроку "Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс." (7 класс)...