Методическая разработка урока по физике "Деформация тел" для 7 класса общеобразовательной школы.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Кузьмина Ирина Николаевна

Тема урока «Деформация тел». Тип урока - комбинированный. В учебном курсе - это второй учебный час, запланированный при изучении раздела «Силы». Главным этапом урока является исследовательская работа. Применение перцептивных, логических, гностических методов, информационно  коммуникационных  и проблемно- исследовательских технологий, элементов формирующего оценивания   активизируют  учебно - познавательную активность учащихся.

Целью  урока является создание условий для усвоения учащимися понятий деформации тел, силы упругости. Задачи урока:сформировать понимание роли эксперимента в получении научной информации, развивать умение ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел, делать выводы по проделанной работе, воспитывать творческую познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №471»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА УРОКА: ДЕФОРМАЦИЯ ТЕЛ

ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА

7 КЛАСС

Кузьмина Ирина Николаевна,

учитель физики

2017-2018 учебный год

Санкт - Петербург

Пояснительная записка.

Тема урока: «Деформация тел».

Тип урока: комбинированный. В учебном курсе - это второй учебный час, запланированный при изучении раздела «Силы». Главным этапом урока является исследовательская работа. Применение перцептивных, логических, гностических методов, информационно  коммуникационных  и проблемно- исследовательских технологий, элементов формирующего оценивания   активизируют  учебно - познавательную активность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, презентация урока, штативы -  15 шт, пружины – 15 шт, набор грузов – 15 шт, бруски пластилина, печатная основа урока – 30 шт, печатная основа отчета исследовательской работы – 30 шт.

Цель урока: создание условий для усвоения учащимися понятий деформации тел, силы упругости.

Задачи урока:

сформировать понимание роли эксперимента в получении научной информации, развивать умение ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел, делать выводы по проделанной работе, воспитывать творческую познавательную активность.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов своей деятельности,

анализировать соответствие результатов поставленным задачам.

Предметные:

Описывать такое физическое явление, как деформация тела. Ставить опыты по исследованию зависимость величины деформации от величины приложенной силы. Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место, умение слушать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: 

Умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, уметь выделять существенную информацию из текста, представлять информацию в разных знаковых системах и переводить ее из одной системы в другую.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Достижение предметных результатов учащихся анализируются через:

Качество выполнения экспериментального задания, при этом оценивается умение планировать эксперимент, конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблицы и графика, делать выводы по результатам исследования.

Метапредметные результаты учащихся анализируются через:

результаты самоанализа,  результат работы в парах на экспериментальном задании.

Разработка урока.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  1. Актуализация знаний

Наш урок мы начнём не совсем обычно. Я не объявляю тему, вам предстоит определить её в ходе урока. (Слайд 1).

На прошлом занятии мы ввели новую и очень важную физическую величину, которую вы будете использовать на протяжении всего изучения курса физики.

Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. (Слайд 2).

- Скажите, что общего на всех этих рисунках?

- Что называем взаимодействием тел?

- Какие тела на этих рисунках действуют друг на друга?

3. Проверка домашнего задания.

- Как называют количественную меру взаимодействия тел?

- Как любая физическая величина сила имеет своё обозначение и единицы измерения.      

  (Слайды 3,4).

  Ученик выполняет задание на интерактивной доске.

- А что происходит с телами под действием силы? (Слайд 5).

4. Изучение нового материала.

Цель сегодняшнего урока, рассмотреть другие возможные проявления действия силы на тело. Для этого проведем небольшой эксперимент.

Перед вами стоит экспериментальное оборудование.  Возьмите брусок пластилина.

Сожмите его в руках.

Сжимая пластилин, можете ли вы сказать, что действуете на него некой силой?

- Да.

А что произошло с ним под действием этой силы?

- Он изменил форму.

А что произойдёт с пружиной, если на неё подвесить груз? (Учитель демонстрирует растяжение пружины)

- Она растянулась, т.е. стала длиннее. Она изменила размер.

Какой вывод вы можете сделать?

- Под действием силы изменяется форма и размер тела, т.е. тело деформируется.

Значит, под действием силы может меняться не только скорость и направление движения, но может происходить и деформация тел.

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

- Деформация тел. (Слайд 6)

Перед вами лежат листы, на которых мы сегодня будем работать.  По окончании урока вы заберёте их с собой и вклеите в свою тетрадь.

Запишите в них тему урока.

Как вы думаете, всегда ли деформированное тело после прекращения действия силы может вернуть свою первоначальную форму и размер?

- Нет.

Приведите примеры, используя для этого предметы, находящиеся на ваших столах.

Так вот, если после действия силы, размеры и форма тела полностью восстанавливаются, такая деформация называется упругой.

А если размеры и форма тела не восстанавливаются –пластической.(Слайд 6).

(Демонстрация зависимости характера деформации от внешних факторов, а так же от материала, из которого изготовлено тело).

В свою очередь пластическая и упругая деформация твердых тел может быть 5-ти видов:

          изгиб, растяжение, кручение, сжатие, сдвиг.  (Демонстрация).

Как вы думаете, части нашего тела испытывают деформацию?

Физкультминутка. (Анимация «Виды деформации).

Давайте немножко отдохнем и попробуем показать некоторые виды деформации с помощью нашего тела. Покажите деформацию растяжения, изгиба, кручения, сдвига.

Молодцы!

Вы сейчас на себе испытали некоторые виды деформации и каждый раз, ваше тело возвращалось в первоначальное состояние.

Почему так происходит? Какой чародей сидит внутри вас?

Оказывается, при любой деформации в теле возникает сила, стремящаяся вернуть его в первоначальное состояние.

Эта сила называется силой упругости. Она обозначается Fупр.  (Слайд 7).

Давайте внимательно посмотрим на рисунок.

(Разбираем, какие виды деформации изображены. Вводим понятие величины деформации. В каких случаях возникает сила упругости и куда она направлена. Делаем пометки на слайде).

Любая деформация продолжается до тех пор, пока вновь возникнувшая сила упругости, не уравновесит внешние силы.

5. Исследовательская работа.

Отложите листы урока в сторону и возьмите бланки исследовательской работы.

Я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу, в ходе которой вы определите зависимость величины деформации от приложенной силы.

Бланки исследовательской работы вы заполняете по ходу урока и сдаёте мне на проверку, оценки за эту работу получат все, критерии оценивания прилагаются.  

Определение ребятами темы и цели исследовательской работы, объекта и предмета исследования. (Слайд 8)

Перед тем как приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности.

Приступаем к работе. Один из вас выполнит эту работу на демонстрационном столе в режиме прямой передачи.

Трансляция проводимого учеником эксперимента через документ-камеру.

Построение графика зависимости величины деформации от приложенной силы, на интерактивной доске и в бланках исследовательской работы.

Проанализируйте полученный результат. Какой зависимостью связаны сила упругости и величина деформации? Введение понятия коэффициента жесткости.

Прочитайте вывод и вычеркните из него ненужное, по-вашему, слово.

Поздравляю вас, вы только что самостоятельно открыли один из законов физики.

А теперь откройте учебник на стр.73 и прочитайте выделенный жирным шрифтом текст.

Чтение формулировки закона Гука.

Да, до вас этот закон открыл Роберт Гук, но это никак не уменьшает ваши заслуги.

В физике известно много законов, которые открыты двумя учеными независимо друг от друга: закон Джоуля – Ленца, Менделеева – Клапейрона и т.д.

Вы, проведя исследовательскую работу, самостоятельно открыли этот закон,  поэтому, записывая его в свой листок, я разрешаю вам рядом с фамилией Гука записать свою фамилию. Думаю - это справедливо!

А кем же был человек, открывший этот закон?

Выступление ученика с кратким докладом. (Презентация «Закон Гука»)

6. Закрепление

Давайте подведём итоги нашего урока.

Решение графических задач(Презентация 2, слайд 1)

Молодцы!

7. Домашнее задание

Закончить урок мне бы хотелось словами Д.И. Менделеева «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять».

И вы сегодня на уроке показали своё умение проводить эксперименты, обобщать, делать выводы, применять новые полученные знания в новой ситуации.

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.

Комментарий домашнего задания. (Презентация 2,слайд 2).

Оценки за урок.

8. Рефлексия

Сейчас я прошу вас оценить, насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке и понравилось ли вам наше занятие.

На доске показаны две колонки с изображением различных эмоций. Уходя из кабинета, поставьте отметку в колонке с той эмоцией, которая наиболее соответствует вашему настроению. (Презентация 2,слайд 3)

  Спасибо за урок.

Материалы для подготовки к уроку

  • Перышкин  А.В., «Физика-7» . М.: «Дрофа»
  • Пинский А.А, Разумовский В.Г., «Физика и астрономия» 7кл. М.: «Просвещение»
  • Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9кл»  М.: «Просвещение»
  • В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей» М.: «Просвещение»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (http://vschool.km.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Методическая разработка недели математики и физики в общеобразовательной школе

Методическая разработка содержит план проведения недели математики в школе с заданиями по каждому этапу....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Неделя математики" в общеобразовательной школе.

Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Внеклассная работа являет...

Методическая разработка урока РПСП во 2 классе коррекционной школы VIII вида

В уроке представлена наглядная схема работы с детьми 2 класса с ОВЗ по составлению описательного рассказа "Фрукты".В процессе урока развиваются эмоции, мелкая и общая моторика, воображение, изонавыки,...

методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"

методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в общеобразовательной школе

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интере...